Папки-передвижки

Проектное «Развитие устной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Эльвина Зарипова
Проектное «Развитие устной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Краткая аннотация проекта

Тип проекта : Исследовательско -творческий, групповой.

Срок реализации: долгосрочный (1 год,

Участники проекта : дети, воспитатели, родители, специалисты.

Возраст детей – 6-7 лет.

База проекта – Cредняя логопедическая группа МДОУ «ЦРР-детский сад Теремок» Челябинская область село Кунашак. работающий по «Адаптированной примерной основной образовательной программе для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи» Нищева Н. В. Комплексно-тематическое планирование коррекционной и образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (с 5 до 6 и с 6 до 7лет). – СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016 и «Основной общеобразовательной программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Публикация «Проектное „Развитие устной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи“» размещена в разделах

Введение

Актуальность проблемы, на решение которой направлен проект. Федеральный государственный стандарт образования дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно их центральных мест как самостоятельно формируемая функция: к завершению дошкольного образования ребенок должен хорошо понимать устную речь и выражать свои мысли и желания.

Ни один из целевых ориентиров дошкольного образования не может быть достигнут без освоения речевой культуры. В соответствии с ФГОС дошкольного образования речевое развитие включает в себя : владение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной и грамматически правильно диалогической и монологической речи, развитие речевого творчества, развитие звуковой и интонационной культуры речи, развитие фонематического слуха, а также знакомство с детской литературой, развитие понимания на слух текстов детской литературы и формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте[1].

Значительное внимание в системе дошкольного образования в рамках речевого развития уделяется формированию связной речи. Это определяется тем, что в связной речи реализуется основная функция языка и речи – коммуникативная, что позволяет ребенку осуществлять полноценный процесс общения со сверстниками и взрослыми, доносить им о своих желаниях и потребностях. Кроме того, в связной речи наиболее ярко выступает взаимосвязь умственного и речевого развития : формирование словаря, грамматического строя, фонематической стороны, аналитико-синтетической деятельности.

Важно обратить внимание и на то, что одно из важнейших условий успешности обучения будущего первоклассника в школе – развитие повествовательной монологической речи. Только обладая хорошо развитым навыком повествовательного рассказывания, ребенок сможет давать развернутые ответы на сложные вопросы школьной программы, последовательно и полно излагать свои собственные суждения, пересказывать содержание текстов из учебников, художественных произведений. Кроме того, развитие монологической речи важно для развития мыслительной способности в целом[1].

У дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) в силу их речевых и когнитивных особенностей имеются значительные трудности в овладении связной речью и, в частности, навыком повествовательного рассказывания.

Для высказываний детей с общим недоразвитием речи характерны : нарушение связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, низкий уровень используемой фразовой речи. Самостоятельное рассказывание у таких детей характеризуется многочисленными повторами одного и того же слова, нарушением порядка слов в предложении. В повествовательных рассказах дети с ОНР часто ошибаются в передаче логической последовательности событий, пропускают отдельные звенья, «теряют» действующих лиц[1].

Проблемой формирования связной речи у детей с ОНР занимались К. Д. Ушинский, В. И. Тихеева, Е. А. Флерина, А. М. Бородич, Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, В. П. Глухов, Т. А. Ткаченко и др.

Современное состояние исследований в данной области

В последние годы стремительными темпами увеличивается число дошкольников с общим недоразвитием речи, они входят в самую многочисленную группу детей с нарушениями развития.

В результате таких неблагоприятных факторов, как загрязнение экологии, дестабилизация в социальной среде, рост процента родовых травм и послеродовых осложнении, возрастание количества заболевании и различных патологии, влияющих на здоровье и психическое развитие ребенка происходит увеличение количества речевых нарушении (Т. А. Ткаченко [1997]).

Нельзя не отметить повсеместное распространение и неоправданно раннее знакомство детей с электронным устройствами, большого количества безграмотной и не несущей никакой пользы информации, негативное влияние улицы. Под влиянием этих факторов у детей отмечается скудный словарный запас, аграмматичность, что в свою очередь негативно повлияет на обучение в школе.

Несформированная речевая деятельность негативно влияет на эффективность запоминания, овладение мыслительными операциями так считали Т. А. Ткаченко [1997], Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина [1995], нарушается межличностное взаимодеиствие (Ю. Ф. Гаркуша [2002], Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова [1990] и др., развитие игровой деятельности замедляется (Л. Г. Соловьева [1966], Т. А. Ткаченкo [1997] и др.).

Одним из важных показателей несформированности речевой деятельности является бедность и недостаточная систематизированность (а нередко и полная несистематизированность) словарного запаса детей.

В процессе развития познавательной деятельности ребенка не последнюю роль играет сформированность лексической системности, понимание значения слова (Л. С. Выготский [1966] ,Н. И. Жинкин [1958], А. Р. Лурия[1967] и др.). Познавательное развитие, развитие понятийного мышления невозможно без усвоения новых слов (Шашкина Г. Р., Зернова Л. П., Зимина И. А. [2003]).

Сформированность лексики – это один из самых существенных факторов в овладении чтением, письмом, счетом. Богатый словарный запас является залогом полноценности устной речи и грамотного письма у детей старшего дошкольного возраста. Он играет большую роль в овладении и применении на практике грамматических правил. Например для быстрого и правильного подбора проверочных слов, нужно обладать обширным словарным запасом, а также верным пониманием значения слова, лексического и смыслового. Такие действия зачастую являются затруднительными, а порой и невозможными для детей с небогатым словарным запасом. Этим детям доставляет сложность работа с их бедным словарным запасом, у них не сформированы семантические поля и для них недоступен смысл многих слов. (Н. В. Шестакова [2016]).

Бедность словаря мешает полноценному общению, а следовательно, и общему развитию ребенка. И напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития.

Своевременное развитие словаря – один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Дети, не владеющие достаточным лексическим запасом, испытывают большие трудности в обучении, не находя подходящих слов для выражения своих мыслей. Учителя отмечают, что ученики с богатым словарем лучше решают арифметические задачи, легче овладевают навыком чтения, грамматикой, активнее в умственной работе на уроках (М. М. Алексеева, В. И. Яшина [2000]).

Принимая во внимание большое значение состояния активного и пассивного словаря ребенка, который является предпосылкой для успешного обучения в школе, освоения чтения, письма, счета; для формирования познавательной деятельности; для развития общения, а также недостаточную изученность проблемы и коррекции нарушений активного и пассивного словаря у дошкольников с ОНР следует считать данную тему актуальной.

Для предотвращения такой проблемы необходимо уже в дошкольном возрасте обращать внимание на формирование словарного запаса у детей. Очень важно работать не только над количественным ростом словаря, но и над качественным, т. е. над верным пониманием значений слов и смыслового родства.

Цель и задачи проекта

Цель: формирование (коррекция нарушений) связной речи у старших дошкольников.

Задачи:

1) изучить и проанализировать источники, методическую литературу и результаты исследования по проблеме, опыт работы других педагогов;

2) провести диагностическое исследование связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи;

3) разработать и реализовать программу занятий (индивидуальных, групповых) для старших дошкольников (5-7 лет) на 1 учебный год;

4) разработать практические рекомендации, организовать диссеминацию, тиражирование предлагаемого опыта на муниципальном и других уровнях.

Описание проекта

Этапы реализации проекта

ЭТАП МЕРОПРИЯТИЯ

I. Подготовительный (информационно-аналитический)

Анкетирование родителей и воспитателей детского сада (Приложение 1).

Выбор темы проекта. Разработка цели и задач проекта.

Подбор художественной и методической литературы.

Развитие мотивации участников проекта.

II. Организационный Изучение учебно-методической материала и литературы.

Разработка технологии по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Консультации для родителей и воспитателей по теме проекта (Приложение 2)

Разработка плана работы на учебный год по развитию связной речи детей с общим недоразвитием речи

III. Практический

Самостоятельная и совместная деятельность детей и взрослых в процессе литературного творчества, продуктивной деятельности (изготовление поделок, коллажей, фотоальбомов, книжек- малышек (рассказов на основе личного опыта, театрализованных инсценировок.

Работа с родителями, специалистами по оформлению рисунков, коллективных работ (изготовление поделок, книг,

атрибутов, декораций к театральной постановке, пособий по развитию связной речи).

Реализация разработанного плана работы на учебный год по развитию связной речи детей с общим недоразвитием речи посредством продуктивной деятельности

IV.Заключительный Анализ результатов реализации проекта;

Презентация проекта;

Размещение информации о проведении проекта на сайт детского сада;

Составление методических рекомендаций для воспитателей по использованию продуктивной деятельности в коррекционной работе (Приложение 5).;

Составление рекомендаций для родителей по использованию продуктивной деятельности в коррекционной работе

(Приложение 6);

Оформление выставки совместной работы родителей с детьми.

Обобщение работы, оформление проекта для участия в конкурсе.

Критерии эффективности проекта

Критерии Показатель

Развитие повествовательной монологической речи Процентная доля дошкольников с высоким показателем уровня развития повествовательной монологической речи (не менее чем на 15%);

Понижение процентной доли дошкольников с низким уровнем повествовательной монологической речи (не менее чем на 15%);

Участие дошкольников в конкурсах, выставках и проектах.

Предполагаемые риски

Возможные риски Способы их преодоления

Пассивность и отсутствие поддержки со стороны родителей Проведение родительских собраний, беседы с родителями, совместные занятия с родителями;

Запись логопедических занятий на Умное зеркало ArtikMe для отслеживания динамики родителями.

Высокая заболеваемость, пропуски занятий детьми Активное внедрение здоровьесберегающих технологий в работу ДОУ.

Обучение родителей по использованию здровьесберегающих технологий в домашних условиях.

Подготовка материалов для дистанционной работы

Низкая мотивация Активное внедрение игровых технологий в образовательных процесс (в соответствии с положением Л. С. Выготского о ведущем виде деятельности в дошкольном возрасте, включение системы поощрения для создания соревновательного стимула.

Поломка оборудования Профилактика неисправности посредством соблюдения техники безопасности;

Гарантия на починку оборудования от производителя на случай поломки;

Поиск специалистов, работающих над ремонтом данного оборудования.

Ожидаемые результаты

Качественные результаты:

1) у автора проекта сформирована система знаний в области методики подготовки и проведения занятий оценка результатов выражается в способности к написанию конспектов подобных занятий.

2) у старших дошкольников с ОНР повышен уровень развития связной речи, применение различных технологий положительно воздействовало на процесс коррекции имеющихся нарушений; оценка результатов осуществляется за счет проведения входного и выходного исследования, сравнения полученных результатов.

3) автором проекта закреплены знания и умения по составлению и оформлению методических материалов, необходимых для представления продуктов практической деятельности; оценка результатов осуществляется за счет рецензирования куратором проекта представленных материалов.

Количественные результаты:

1) написаны конспекты х занятий в 2023-2024.

2) организовано и проведено 1 подгрупповое и 3 индивидуальных логопедических занятий в неделю в 2023-2024 МДОУ «ЦРР-детский сад «Теремок»

3) Было проведено родительское собрание с родителями старшего дошкольного возраста с ОНР.

Итоговый продукт

Теоретическая значимость проекта.

• Изучение учебно-методической литературы,

знакомство с инновационными методами развития связной речи детей.

Практическая значимость проекта.

• Технология по формированию монологической формы речи старших дошкольников с речевыми нарушениями посредством продуктивной деятельности в процессе обучения способствует повышению уровня их речевого развития

• Проведен цикл занятий по развитию связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи (на третьей ступени, второго года обучения, который включает интеграцию образовательных областей с направлениями логопедической работы (формирование навыков звукопроизношения, развитие фонематического слуха).

Список литературы

1. Бизикова О. А. Развитие монологической речи у дошкольников : Учебное пособие для студ. высш. учебных заведений. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2014. – 235 с.

2. Бухарина Ксения Евгеньевна "Фонетические рассказы. Составление рассказов по сюжетным и предметным картинкам. Выпуск 5. Звуки [л]". Соответствует ФГОС, СПб, Детство-Пресс, 2017 г.

3. Вадим Петрович Глухов, Валерий Анатольевич Ковшиков.

Психолингвистика. Теория речевой деятельности: АСТ, Астрель; Москва; 2007

4. Глухов В. П. Формирование связной речи, детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием, 2002.

5. Комиссарова Светлана Александровна "Развитие связной речи дошкольников на материале текстов цепной структуры. Выпуск 3 (5-7 лет). Соответствует ФГОС, СПб, Детство-Пресс, 2017 г.

6. Подольская, О. А. Теория и практика инклюзивного образования : учебное пособие / О. А. Подольская, И. В. Яковлева. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2018. – 202 с. – Режим доступа: по подписке. – URL : https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=494762. – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-4475-2780-8. – DOI 10.23681/494762. – Текст : электронный.

7. Развивающая предметно-пространственная среда в детском саду : методическое пособие / Е. О. Смирнова, Е. А. Абдулаева, И. А. Рябкова и др. – 2-е изд. – Москва : Русское слово — учебник, 2018. – 113 с. – (ФГОС дошкольного образования). – Режим доступа: по подписке. – URL : https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=485773. – ISBN 978-5-533-00410-7. – Текст : электронный.

8. Совершенствование дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья: поиски и достижения: сборник научных статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции студентов и молодых ученых (26–27 марта 2018 года) / под общ. ред. Л. А. Головчиц, А. В. Кротковой, Н. В. Микляевой ; Министерство образования и науки Российской Федерации и др. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2018. – 379 с. : табл., ил. – Режим доступа: по подписке. – URL : https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=486379. – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-4475-9668-2. – DOI 10.23681/486379. – Текст : электронный.

Публикации по теме:

«Формирование связной речи детей старшей группы с общим недоразвитием речи» (второй и третий периоды) Цели 2-го и 3-го периода - научить детей составлять рассказ по картине и пересказу рассказа или сказки. Методика работы по развитию связной.

Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речиКоррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речи Из опытно-экспериментальной работы педагога - логопеда «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников.

Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1. Игра «Из чего сделано?» Целью игрыявляется закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речиКоррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речи Из опытно-экспериментальной работы педагога - логопеда. Часть 2 «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших.

Квест-игра для детей 4–5 лет с общим недоразвитием речи «Путешествие муравьишки»Квест-игра для детей 4–5 лет с общим недоразвитием речи «Путешествие муравьишки» Авторы: учитель-логопед Викторова М. Г., воспитатель Юсупова О. В. Цель: формирование представлений детей о многообразии мира насекомых, их.

Мастер-класс для родителей детей 6–7 лет с общим недоразвитием речи «Домашняя игротека» (часть I) часть 2 Авторы-составители: руководитель детского сада Михеева Наталья Борисовна, методист Едокова Оксана Владимировна, учитель-логопед.

Методика организации дидактических игр и игровых упражнений при развитии лексики детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проектное «Развитие устной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
Опубликовано: 15 ноября 2023 в 18:15
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД