Кузьмина Татьяна Валерьевна
Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата и заболеваний органов дыхания на музыкальных занятиях
▼ Скачать + Заказать документы
Учитывая, что музыкальное воспитание входит в систему
оздоровительной работы дошкольного учереждения, в основу музыкальных занятий наряду с развитием музыкальных способностей детей включена профилактика заболеваний опорно- двигательного аппарата, заболеваний органов дыхания, а также развитие и коррекция психо-эмоциональной сферы.
Публикация «Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата и заболеваний органов дыхания на музыкальных занятиях» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Тело человека, строение, организм, анатомия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2018
В музыке заложен колоссальный потенциал для оздоровления. Физиологический фактор музыки способен изменить различные функции организма, такие как дыхательная, двигательная, сердечно-сосудистая. Разные виды музыки воздействуют на различные функции организма. При нарушении дыхательной функции можно использовать духовые инструменты, при нарушении мелкой моторики пальцев — клавишные инструменты, при психоневрологическом нарушении — прослушивание музыки др.
Для профилактики и коррекции отклонений оппорно-двигательного аппарата, я на музыкальных занятиях перед выполнением движений приучаю детей правильно занять исходное положение, а во время исполнения музыкальных упражнений, танцев, игр соблюдать координацию движений рук и ног, следить за осанкой.
Большое значение придаю выполнению детьми музыкально-ритмических движений без всякого напряжения, свободно и естественно.
Эти сложные задачи решаются совместно с воспитателями с учетом педагогических принципов, как систематичность, постепенность, последовательность, повторность.
Знания о состоянии здоровья детей, их функциональных
возмоностях позволяют строить индивидуальную работу так, чтобы каждый ребенок ощутил себя в движении. При этом, решая задачи коррекции нарушений оппорно-двигательного аппарата, я уделяю большое внимание музыкальным упражнениям, которые помогают детям научиться владеть своим телом, координировать движения, согласоввывать их с движениями других детей, учат пространственной ориентировке. Причем система упражнений выстраивается по принцепу «от простого к сложному», где учитываются все необходимые музыкально-ритмические навыки выразительного движения.
Наиболее сложными для детей являются упражнения, связанные с движением рук, и на занятии я уделяю много внимания работе над легкостью, мягкостью, плавностью, выразительностью движений. Сэтой целью часто включаю упражнения, способствующие раслобления мышц рук.
К сложным движениям, требующим длительного времени
рызучивания относятся также боковой галоп, пружинящий шаг, шаг польки, многие элементы национальных народных плясок.
Подготовительные и подводящие упражнения помогают в
освоении этих движений. Например, использую подготовительные упражнения к разучиванию бокового галопа без прыжка на шаге.
На занятиях я учу детей пространственной орентировке:
быстро перестраиваться в колонну, в шеренгу, в круг во время движения и на месте, выполнять все упражнения не только ритмично, но и в заданом темпе.
В работе со старшими дошкольниками часто использую
такие технические средства, как кампьютер и имузыкальный центр. Это позволяет мне, самой покозать детям какправильно надо выполнятьдвижения, внимательно следить за качеством их исполнения каждым ребенком, помочь тем, кто испытывает затруднения.
В старших группах для развития танцевально-игрового
творчества я предлагаю детям творческие задания. С этой целью использую фольклерный, песенно-игровой, танцевальный материал.
Часто творческими заданиями являются задания на выполнение под музыку движений, соотвествующих определенному виду спорта: художественной гимнастике, фигурному катанию, - акцент делается на красоту, качество выполняемых движений тела (рук, ног, головы, на сравнение с выполнением движений спортсмена. Это помогает детям принять правильную позу, выправить осанку, подтянуться, почувствовать и осознать, что нужно научиться правильно икрасиво делать упражнения.
В танцевальных импровизациях я учу детей не механически подходить к выполнению танцев, заданий, не копировать движения товарища, а дествительно творчески проявлять активность в нахождении новых вариантов, критически оценивать исполнение своих сверстников.
Упражнения, творческие задания на коррекцию нарушений опорно-двигательного аппарата включается нами в первую и последнюю части занятия, однако в течении, всего занятия, во всех видах музыкальной деятельности я контролирую осанку детей (пение, восприятие музыки, игра на детских музыкальных инструментах, слежу за правильным выполнением всех видов музыкально-ритмических движений.
Я считаю что такая последовательная, систематическая работа учит детей осознано относиться к музыке, к движению под музыку, что способствует профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата.