Мария Артемова
Логопедическое сопровождение ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата все больше интегрируются в общеобразовательную среду. Обучающиеся с НОДА испытывают особые образовательные потребности, обусловленные недостатками в их физическом развитии, в соответствии с индивидуальными возможностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью выраженности. В связи с этим возникает необходимость создания специальных образовательных условий для детей с НОДА, определяющих эффективность реализации образовательного процесса и социальной адаптированности ребёнка в полном соответствии с его особенностями и образовательными возможностями. Одним из таких условий для дошкольников с НОДА, имеющих нарушения в развитии устной речи, является индивидуальное логопедическое сопровождение. Оно должно стать частью индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ.
Публикация «Логопедическое сопровождение ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата» размещена в разделах
- Нарушение опорно-двигательного аппарата (НОДА, ДЦП)
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2017
Логопедическое сопровождение ребенка с НОДА, посещающего общеобразовательный детский сад, по моему мнению, может быть представлено так.
По рекомендации территориальной психолого-медико-педагогической комиссии ребенок нуждается в сопровождении учителя-логопеда. Ему необходима индивидуально-ориентированная помощь в коррекции или устранении нарушений в развитии речи, в преодолении затруднений в освоении Основной общеобразовательной программы, реализуемой в дошкольном учреждении, с учётом его психических и физических возможностей.
Цель логопедического сопровождения – создание условий, способствующих выявлению и преодолению нарушений речевого развития, а также дальнейшему развитию речи, совершенствованию коммуникации ребенка с НОДА для успешного усвоения образовательной программы ДОУ.
Задачи:
1. Выявление и коррекция нарушений в развитии речи ребенка с НОДА, интегрированного в общеобразовательное пространство.
2. Своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении ребенком с НОДА образовательной программы ДОУ.
3. Разъяснение специальных знаний по логопедии среди воспитателей, обеспечивающих педагогическое сопровождение детей с НОДА в условиях инклюзивного образования.
4. Разъяснение специальных логопедических знаний среди родителей (законных представителей) дошкольника с НОДА, имеющего речевые нарушения.
Специфика логопедической работы состоит в необходимости учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребенка с НОДА.
Основные направления работы учителя-логопеда : диагностическое, коррекционно-развивающее, консультативно-просветительское и профилактическое.
Содержание основных направлений
Диагностическое направление включает в себя углубленное изучение ребенка с НОДА, выявление индивидуальных особенностей речевого развития и причин возникновения проблем в развитии, воспитании, обучении и социализации. Логопед осуществляет подробное логопедическое обследование в течение двух недель. Исследуется звукопроизношение, анатомическое строение артикуляционного аппарата, речевая моторика, особенности динамической стороны речи, способность воспроизводить звуко - слоговую структуру слова; выявляется состояние слухо - произносительной дифференциации звуков речи, фонематического анализа и синтеза; исследуется лексика и грамматический строй экспрессивной речи, связная речь, а также изучаются данные о раннем речевом развитии и состояние неречевых психических функций (зрительно-пространственный гнозис и праксис, степень сформированности двигательных навыков и дифференцированных движений пальцев рук).
Результаты логопедического обследования учитель-логопед заносит в речевую карту. Первичное логопедическое обследование позволяет судить об уровне речевого развития ребенка с НОДА и сформулировать основные направления, содержание и методы коррекционно-логопедической работы с ребенком с ОВЗ. В процессе осуществления логопедической помощи ребенку предусматривается промежуточное логопедическое обследование, позволяющее скорректировать имеющуюся индивидуально-ориентированную программу коррекционно-логопедического воздействия и акцентировать внимание на наиболее стойких проблемах речевого развития ребенка. Итоговая диагностика представляет собой углубленное логопедическое обследование, охватывающее все компоненты речевой системы и выявляющее уровень их сформированности.
Используется общепринятая методика диагностики устной речи детей дошкольного возраста.
Коррекционно-развивающее направление включает в себя реализацию коррекционно-развивающей программы с учетом особенностей развития обучающегося с НОДА, структуры дефекта. Учителем- логопедом после проведения педагогической диагностики индивидуального развития и на основе Программы коррекционно-развивающей работы разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут, подбираются педагогические технологии, методики и формы деятельности, соответствующие образовательным потребностям данного ребенка.
В содержание данного направления входят следующие аспекты:
- выбор оптимальных для развития ребенка с НОДА коррекционных программ, методик и приемов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;
- организация и проведение индивидуальных занятий по коррекции нарушений устной речи, а также развитию коммуникативных навыков.
Консультативно-просветительское направление.
Учитель-логопед осуществляет информационно-просветительскую деятельность среди педагогов группы и родителей, подключая последних к коррекционно- развивающей деятельности, обучая их педагогическим технологиям сотрудничества со своим ребенком. Активное сотрудничество педагогов с семьёй, включение родителей в коррекционно-развивающий процесс, формирование у них психолого-педагогической и реабилитационной компетентности, а также обучение членов семьи доступным приёмам взаимодействия с ребёнком, подбор адекватных способов и средств общения в условиях семейного воспитания являются залогом эффективности реализации индивидуального образовательного маршрута, максимальной компенсации нарушений развития и успешной социализации детей с ОВЗ.
Консультативно-просветительское направление включает:
• индивидуальное консультирование семьи по вопросам речевого развития и коммуникации ребенка с НОДА, формирования психолого-педагогической компетентности родителей (или законных представителей) ребенка с НОДА, задействованных в инклюзивном процессе, по вопросам онтогенеза устной речи, проявлений нарушений речевой системы, подбора простейших приемов логопедической работы по коррекции речевых нарушений;
• консультирование педагогов и других участников образовательного процесса по вопросам речевого онтогенеза и дизонтогенеза, создания речевой развивающей среды, возникающим проблемам, связанным с развитием обучением и воспитанием ребенка с НОДА в процессе реализации инклюзивной практики.
Профилактическое направление заключается в своевременном предупреждении у ребенка с НОДА возможных вторичных речевых нарушений, создании условий для их полноценного речевого развития на каждом уровне общего образования. Так, упорядочение представлений о звуковой стороне речи, развитие фонематического восприятия и овладение навыками анализа и синтеза звукобуквенного состава слова создают необходимые предпосылки для формирования навыка правильного письма и чтения, развития языкового чутья, предупреждения общей и функциональной неграмотности.
Характеристика уровня речевого развития ребенка
Дошкольник имеет легкие нарушения опорно-двигательного аппарата, обусловленные органическим поражением двигательных отделов центральной нервной системы (ДЦП).
Речь ребенка немного смазана, недостаточно разборчива. В строении артикуляционного аппарата особенностей не наблюдается. Страдает подвижность органов речевого аппарата. Движения губами выполняет достаточно точно, в заданном темпе, в полном объеме. При выполнении статического упражнения «Лопатка» отмечается беспокойство языка, поза получается не сразу, удерживается недолго, язык быстро становится напряженным. Упражнение «Маятник» выполняет неточно, в ускоренном темпе. Упражнение «Качели» вызывает затруднения: движение языка вниз неточное, поиск нужной позы. Страдают тонкие дифференцированные движения языка, переключение с одного артикуляционного движения на другое. Это свидетельствует о нарушении иннервации речевого аппарата. Из-за этого звуки, особенно в потоке речи, звучат смазано, нарушается динамика движения; движения становятся вялыми, замедленными, нарушается скорость переключения с одного артикуляционного движения на другое, от которой зависит четкость произнесения звуков, слов. Это является следствием детского церебрального паралича (ДЦП). Кроме того, отмечается некоторая слабость воздушной струи, что тоже сказывается на качестве звучания слов и фраз.
Нарушено произношение отдельных звуков. Звуки М, Н звучат нечетко (отмечается заложенность носа). Звук Л искажает: произносит, как двугубный звук w. Звук Р заменяет звуком Л', звук Р' - звуком Й. Фонематическое восприятие недостаточно сформировано: наблюдаются ошибки различения звуков в группе сонорных. Навыки фонематического анализа сформированы в соответствии с возрастом, звук на фоне слова определяет.
Объем и качество словарного запаса в пределах возрастной нормы. Грамматический строй речи практически не нарушен : навыки словообразования и словоизменения сформированы достаточно.
Вследствие нарушений опорно-двигательного аппарата (ДЦП) страдает мелкая моторика рук и общая моторика. Работоспособность немного снижена из-за физических недостатков. Внимание достаточно устойчивое. Сформированы пространственные представления. Средний уровень развития мыслительных операций.
Логопедическое заключение : фонетико-фонематическое недоразвитие речи, обусловленное нарушением иннервации речевого аппарата
Форма реализации логопедического сопровождения – индивидуальные коррекционно-развивающие занятия обучающегося с логопедом.
Перспективный план индивидуальной коррекционно-развивающей работы
Подготовительный этап.
Задача: тщательная и всесторонняя подготовка ребенка к длительной и кропотливой коррекционной работе, а именно:
а) вызвать интерес к логопедическим занятиям, даже потребность в них;
б) развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия в играх и специальных упражнениях;
в) формирование и развитие артикуляционной моторики до уровня минимальной достаточности для постановки звуков;
в) в процессе систематических тренировок овладение комплексом пальчиковой гимнастики;
I. Подготовительные упражнения артикуляционной гимнастики:
«Лягушата», «Заборчик», «Хоботок», «Лопатка», «Желобок», «Чистим нижние зубки», «Расчёска»; «Бублик», «Вкусное варенье», «Маляр», «Чашечка», «Грибок»;
для Р, Р' : «Болтушка», «Маляр», «Индюк», «Лошадка», «Грибок», «Барабанщик», «Гармошка», «Пулемет»;
для Л: «Улыбка», «Лопатка», «Накажем язык», «Чистим верхние зубки», «Катушечка», «Пароход гудит», «Самолёт летит».
II. Упражнения для пальчиковой гимнастики.
«Фонарики», «Заготавливаем капусту», «Моем руки», «Месим тесто», «Печем блинчики», «Флажки», «Шарик», «Ёжик».
III. Упражнения для координации речи с движением.
«Домашние птицы», «Хозяюшка», «Козочка»
IV. Дыхательные упражнения, способствующие выработке направленной сильной воздушной струи и плавному речевому выдоху:
«Сдуваем листик», «Снежинка», «Сдуем одуванчик», «Задуем свечу», «Буря в стакане», «Сильный ветер», «Футбол», «Фокус», «Фокусник», «Жабе жарко», «Охотник идет по болоту».
V. Самомассаж мышц лица, шеи, рук, в том числе с применением массажеров Су Джок.
Этап формирования произносительных умений и навыков.
Задачи:
а) устранение дефектного звукопроизношения;
б) развитие умений и навыков дифференцировать звуки, сходные артикуляционно и акустически;
в) формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.
г) развитие артикуляционной моторики, мелкой моторики рук, общей моторики, координации речи с движением.
Виды коррекционной работы на данном этапе:
1). Постановка звуков.
Последовательность: сонор Л; соноры Р, Р'.
Способ постановки: (по подражанию, от базовых звуков, механический, смешанный).
Параллельно ведется отработка упражнений артикуляционной гимнастики.
2). Автоматизация каждого исправленного звука в слогах:
а) Л - автоматизируется вначале в обратных слогах, затем в прямых и со стечением согласных;
в) Р, Р' - можно начинать автоматизировать с проторного аналога и параллельно вырабатывать вибрацию
3) Автоматизация каждого исправленного звука в словах:
Проводится по следам автоматизации в слогах, в той же последовательности.
4) Автоматизация звуков в предложениях. Каждое отработанное в произношении слово немедленно включается в отдельные предложения, затем в небольшие рассказы, подбираются потешки, чистоговорки, стихи.
5). Автоматизация в спонтанной речи (в диалогической и монологической речи в организованной и игровой деятельности).
Этап совершенствования фонематического восприятия и навыков фонематического анализа и синтеза слов
Осуществляется параллельно с коррекцией звукопроизношения. Сначала формируется умение различать смешиваемые звуки из группы сонорных на слух, а затем (после постановки и автоматизации звуков в речи) проводится произносительная дифференциация звуков в определенной последовательности: в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, стихах, скороговорках, связной речи.
Предполагается следующая последовательность дифференциации смешиваемых сонорных звуков: Л’-Л, Р-Л, Р-Р’, Р’-Л’, Р’-Й’, Р-Л. Работа при этом осуществляется при строго обязательном индивидуальном подходе к воспитаннику с учетом его психофизических особенностей, выраженности речевого дефекта, степени отработанности каждого звука.
В ходе работы на данном этапе и на этапе автоматизации поставленных звуков формируются также фонематические процессы и уточняются представления о звуко-слоговом составе слова.
Этап развития лексико-грамматического строя и связной речи на базе правильно произносимых звуков.
В процессе автоматизации и дифференциации поставленных звуков методом устного опережения осуществляется работа по уточнению и активизации имеющегося у ребенка словарного запаса и моделей простых синтаксических конструкций. Необходимость такого подхода обусловлена основным принципом коррекционно-развивающего обучения, а именно: одновременная работа над всеми компонентами речевой системы. В связи этим методом устного опережения, в занятия избирательно включаются элементы работы по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи. Основные направления работы:
- Лексические и грамматические упражнения.
- Нормализация просодической стороны речи.
- Обучение рассказыванию.
Систематические упражнения на развитие внимания, мышления (на отработанном речевом материале).
Развитие мелкой моторики рук и общей моторики.
Упражнения для координации речи с движением
(выполняются регулярно на всех этапах коррекционно-развивающей работы) :
«Хозяйка однажды с базара пришла», «Яблоня», «По ягоды», «Помощники», «Мячик мой», «Снеговик», «Маленький кролик», «Самолет», «Теплоход», «Летчик», «Маляры», «Кровельщик», «Клен», «Грядка», «Ракета», «Машины», «Гусеница».
Пальчиковая гимнастика
(выполняется регулярно на всех этапах коррекционно-развивающей работы) :
«Лодочка», «Пароход», «Речка и рыбка», «Деревья», «Корни», Птичка пьет водичку», «Птенчики в гнезде», «Птичка летит», «Цветок», «Кошечка», «Сарай», «Дом», «Труба», Стул», «Стол», «Ворота», «Замок», «Зайчик», «Ножницы», «Вилка», «Колечко», «Очки», «Человечек», «Лыжник», «Коза», «Мостик», «Улитка», «Пчела», «Лягушка».
Консультативно-просветительская работа с педагогами и родителями
Проведение консультаций для воспитателей:
- «Возрастные нормы развития речи»
- «Для чего нужна артикуляционная гимнастика»
Участие в разработке адаптированной образовательной программы, методических рекомендаций по обучению ребенка с НОДА. Определение разнообразных методов, форм и средств обучения в рамках государственного стандарта, повышающих усвоение учебного материала.
Совместное с воспитателем проведение работы по соблюдению в группе правильного речевого режима, по обогащению и систематизации словарного запаса обучающихся в соответствии с образовательными областями, развитию коммуникативных умений.
Проведение консультаций для родителей обучающегося с НОДА:
- «Причины речевых нарушений у детей»
- «Как правильно заниматься артикуляционной гимнастикой?»
Планируемые результаты коррекционно-развивающей работы
Речевое развитие. Ребенок контактен, часто становится инициатором общения со сверстниками и взрослыми; пассивный словарь ребенка и уровень развития экспрессивного словаря соответствует возрастной норме; ребенок владеет грамматически правильной речью; не нарушает звуконаполняемость и слоговую структуру слов; объем дыхания достаточный, продолжительность выдоха нормальная, сила голоса в норме. Темп и ритм речи нормальные. Ребенок различает оппозиционные звуки, владеет простыми формами фонематического анализа; звуки поставлены и автоматизированы.
Развитие общей и тонкой моторики. Ребенок освоил статические и динамические упражнения пальчиковой гимнастики; заметно развитие мелкой моторики рук. Наблюдается улучшение общей моторики, координации речи с движением. Отмечается развитие моторики речевого аппарата вследствие выполнения артикуляционной гимнастики.