Лучший педагог года

Программа для кружка в детском саду

Доровская Екатерина Вячеславовна
Программа для кружка в детском саду

Программа кружка

«Веселый оркестр»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 110»

Автор – составитель:

Доровская Екатерина Вячеславовна,

музыкальный руководитель

2018 год

1

Содержание

Пояснительная записка стр. 3

Тематическое планирование стр. 5

Планируемые результаты развития стр. 11

Диагностика развития стр. 12

Публикация «Программа для кружка в детском саду» размещена в разделах

Методика обучения детей игре на музыкальных инструментах стр. 15 Список литературы стр. 17

Приложение стр. 18

2

Пояснительная записка

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать

в дошкольном возрасте. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и жизни.

Основной формой музыкальной деятельности в детском саду являются занятия, которые предусматривают не только слушание музыкальных произведений доступных для восприятия малышей, обучение их пению, движениям в музыкальных играх и плясках, но и обучению их игре на детских музыкальных инструментах.

Обучаясь игре на детских музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения, они чище поют, улучшается качество музыкально-ритмических движений, дети чётче воспроизводят ритм.

Для многих детей игра на музыкальных инструментах помогает передать чувство, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми.

Детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольников, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребёнка. В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются музыкальные способности.

Но, как показывает практика, объем времени отведенный на реализацию задач основной общеобразовательной программы дошкольного образования по образовательной области «Музыка» не достаточен для полноценной и систематической работы по обучению детей игре на музыкальных инструментах.

С этой целью разработана программа кружка «Веселый оркестр».

Работа кружка осуществляется с октября по май, во вторую половину дня один раз

в неделю (32 занятия в год). Продолжительность занятия - 25 мин. (старший дошкольный возраст, 30 мин. (старший дошкольный возраст, 35 мин (подготовительная к школе группа). Количество детей в группе – 10 человек.

Курс обучения рассчитан на 3 года. Программа кружка построена по принципу «от простого к сложному». Год от года требования к игре детей на детских музыкальных инструментах повышаются, увеличивается число и разновидности осваиваемых инструментов.

1-й год обучения (средняя группа)

На первом году обучения дети учатся играть на ударно-шумовых инструментах (бубен, барабан, погремушка, колокольчики, музыкальные молоточки, треугольник). Закрепляются знания детей о музыкальных игрушках (неваляшки, шарманки, музыкальные волчки).

Дети овладевают навыками игры на металлофоне, учатся воспроизводить ритмический рисунок музыкальных произведений.

2-й год обучения (старшая группа).

На втором году обучения ставятся новые, более сложные задачи. Дети овладевают практическими навыками игры на ксилофонах. Добавляются другие ударно-шумовые инструменты (треугольник, бубенцы, коробочки, колотушки, ложки, тарелки, маракасы, кастаньеты).

3

Дети учатся воспроизводить не только ритмический рисунок, но и мелодическую линию учатся соблюдать общую динамику, темп, своевременно вступать и заканчивать игру.

З-й год обучения (подготовительная группа)

На последнем году обучения еще более усложняются приемы игры на всех детских музыкальных инструментах, закрепляются и совершенствуются навыки игры, расширяется репертуар, дети знакомятся со струнно-щипковыми инструментами (арфа, цитра, гусли, с электронно-музыкальными («Чижик», «Пиле», клавишно-язычковыми (аккордеон, баян, гармонь).

Определены цели и задачи.

Цели: формирование у детей умений и навыков в игре на детских музыкальных инструментах, развитие творческих способностей.

Задачи: создать условия для развития творческой активности детей, обучающихся игре на детских музыкальных инструментах, а также поэтапного освоения программы по возрастным группам; обучить детей приемам игры на детских музыкальных инструментах; развить у детей интерес к игре в ансамбле; развивать эмоциональную отзывчивость на исполнение музыкальных произведений.

4

Учебно-тематическое планирование на 1-й год обучения.

Тема года: «Обучение игре на детских музыкальных инструментах в детском саду»

№п/п Название темы Цели Кол-во Форма проведения

занятий занятия, ведущие

методы

Декабрь

1 Организационное Вызвать интерес детей 1 Организационное

занятие. Беседа о к занятиям. занятие. Словесный,

предстоящей наглядный.

деятельности

2 Знакомство с Овладеть различными 3 Доминантное и

приемами игры на приемами игры на комплексное занятие.

погремушке. погремушке. Наглядный,

Развивать муз-ритм. практический

слух.

Январь

3 Освоение Учить правильно 2 Тематическое занятие.

основных держать бубен в руке. Наглядный,

приемов игры на Развивать ритм практический,

бубне. (удар Добиваться четкого словесный.

ладошкой, удара.

кулачком по

донцу)

4 Освоение приема Добиваться игры без 2 Типовое занятие.

«встряхивание» кистевого напряжения Развлечение.

Наглядный,

практический, словесный

Февраль

5 Знакомство с Учить правильно 3 Типовое, комплексное.

игрой на держать колокольчик: занятие.

колокольчиках. вертикально, без Наглядный,

Показ приемов зажима, свободно практический, словесный

игры. потряхивать и ставить

на ладошку

6 Закрепление Совершенствовать 1 Развлечение

навыков игры на приемы игры. Практический,

колокольчиках. Развивать самост-ть в стимулирующий.

исполнении.

Март

7 Знакомство с Освоить приемы: 4 Доминантное,

игрой на одновременные и комплексное. занятие.

барабане. поочередные удары, Наглядный,

барабанная дробь. практический, словесный

5

Апрель

8 Показ Познакомить с 1 Видеозанятие.

видеоролика современными Наглядный

«Веселые народными

ложкари» коллективами.

9 Знакомство с Учить правильно 2 Доминантное,

игрой на держать ложки, комплексное занятие.

деревянных освоить прием Наглядный,

ложках. «ладушки» практический, словесный

10 Закрепление Закрепить полученные 1-2 Развлечение.

основных навыки Практический,

приемов стимулирующий

Май

11 Знакомство с Обучить правильному 2 Доминантное занятие.

игрой на положению молоточка Словесный, наглядный

металлофоне. в руке, выполнить

Низкие и высокие подготовительные

звуки. упражнения.

12 Что умеем-то Закрепить полученные 1 Развлечение.

покажем! навыки Стимулирующий,

самостоятельная

музыкальная

деятельность.

6

Учебно-тематическое планирование на 2-й год обучения.

Тема года: «Ансамбль».

№п/п Название темы Цели Кол-во Форма проведения

занятий занятия, ведущие

методы

Октябрь

1 Организационное Вызвать интерес детей 1 Организационное

занятие. Беседа о к занятиям занятие. Словесный,

предстоящей наглядный.

деятельности

2 Повторение Закреплять технику 2 Типовое занятие.

основных приемов игры Наглядный, показ.

игры на

инструментах

3 Исполнение Стимулировать детей 1 Развлечение.

произведений из к самостоятельному Стимулирующий,

репертуара исполнению. самостоятельная

предыдущего года Повторить деятельность.

пройденный материал

Ноябрь

4 Поэтапное Учиться применять 2 Типовое занятие

разучивание нового полученные навыки на Наглядный,

произведения на новом репертуаре. практический,

различных словесный.

инструментах

определенными

приемами.

5 Работа над Развивать метро- 2 Доминантное занятие.

ритмическим ритмический слух, Практический,

ансамблем, умение слышать друг самостоятельная

одновременным друга. деятельность.

вступлением,

окончанием.

Декабрь

6 Обучение новым Совершенствовать 2 Типовое занятие

приемам игры на игру на металлофоне. Наглядный,

металлофоне. практический,

Глиссандо. словесный.

7 Низкие и высокие Развивать 1 Комплексное.

звуки звуковысотный слух Словесный,

практический

8 Ритмический и Развивать метро- 1 Развлечение.

динамический ритмический слух, Стимулирующий,

ансамбль. умение слышать друг самостоятельная

друга. Учить деятельность

аккомпанировать себе

в пении

.

7

Январь

9 Звуки различных Развивать 2 Аудиозанятие.

инструментов в воображение, Демонстрация,

голосах природы творческие словесный.

способности,

сенсорный слух.

10 Разучивание новой Учить оркестровать 2 Типовое занятие

пьесы. произведение. Наглядный,

Распределение Пополнять практический,

инструментов. музыкальный багаж. словесный.

Февраль

11 Поэтапное Развивать 4 Комплексное

разучивание всех исполнительские Наглядный,

партий навыки, музыкальную практический,

память. словесный.

Март

12 Учимся слушать Воспитывать культуру 2 Типовое занятие

тишину во время исполнения, чувство Наглядный,

исполнения партии ансамбля. практический,

других словесный.

инструментов.

13 Повторение и Развивать 2 Комплексное занятие,

закрепление ранее исполнительские развлечение.

выученных навыки, музыкальную Практический,

произведений и память. Учить стимулирующий.

приемов справляться со

сценическим

волнением.

Апрель

14 Знакомство с Расширять знания и 4 Типовое, комплексное

новыми приемами умения игры на занятие.

игры на инструментах. Наглядный,

ложках(«блинчики», практический,

«тарелочки»). словесный.

Применение их на

муз. материале.

Май

15 Работа над Воспитывать культуру 3 Типовое, комплексное

слаженным исполнения, чувство занятие.

ансамблем, ансамбля. Наглядный,

чистотой практический,

исполнения. словесный.

Повторение всех

ранее выученных

произведений

16 Что умеем – то Закреплять у детей 1 Развлечение

покажем. желание выступать Стимулирующий.

перед публикой.

8

Учебно-тематическое планирование на 3-й год обучения.

Тема года: «Детский оркестр».

№п/п Название темы Цели Кол-во Форма проведения

занятий занятия, ведущие

методы

Октябрь

1 Организационное Вызвать интерес детей 2 Организационное,

занятие. Беседа о к занятиям, видеозанятие.

предстоящей познакомить с видами Словесный, наглядный.

деятельности оркестров, показать

видеоролик.

2 Исполнение Закреплять технику 2 Типовое занятие.

ансамблем игры Наглядный, показ.

произведений из

репертуара

предыдущего года

Ноябрь

3 Поэтапное Учиться применять 2 Типовое занятие

разучивание нового полученные навыки на Наглядный,

музыкального новом репертуаре. практический,

произведения. словесный.

4 Работа над ритмом, Развивать метро- 2 Доминантное занятие.

динамикой, ритмический слух, Практический,

сольное умение слышать себя и самостоятельная

исполнение каждой друг друга. деятельность.

партии

Декабрь

5 Размещение Приучить детей к 1 Типовое занятие.

участников своим местам в Словесный,

детского оркестра. оркестре. практический.

6 Продолжение Развивать 3 Комплексное занятие,

работы над исполнительские развлечение.

репертуаром. навыки, музыкальную Практический,

Выступление на память. Учить стимулирующий.

публике. справляться со

сценическим

волнением.

Январь

7 Знакомство с Расширять знания и 4 Комплексное занятие.

ксилофоном, умения детей, их Наглядный,

тарелками. исполнительские практический,

возможности. словесный.

Февраль

8 Знакомство с Расширять знания и 4 Комплексное занятие,

ударно-шумовыми умения детей, их развлечение.

инструментами: исполнительские Наглядный,

трещотки, рубель, возможности. практический,

колотушка. словесный.

9

Март

9 Разучивание новой Обобщить все 4 Комплексное занятие,

пьесы с полученные знания и развлечение.

применением всех умения. Оркестровать Наглядный,

знакомых новый муз. материал. практический,

инструментов словесный.

Апрель

10 Музыкальные Развивать 4 Доминантное,

инструменты воображение, развлечение.

своими руками. фантазию, творческие Исследовательский,

способности. наглядный.

Май

11 Работа над Воспитывать культуру 3 Комплексное занятие.

слаженным исполнения, Наглядный,

исполнением эмоциональное практический,

оркестра. отношение к словесный.

Повторение всех выступлению.

ранее выученных

произведений.

Подготовка к

концерту.

12 Отчетный концерт Доставить детям и 1 Концерт.

зрителям радость. Стимулирующий.

10

Планируемые результаты развития

1-ый год обучения.

Свободно владеют приемами игры на погремушке, бубне, барабане, деревянных ложках, колокольчиках, металлофоне. Передают в игре четкий ритм, умеют начинать и заканчивать исполнение в соответствии с основной темой на фортепиано. Умеют подбирать простейшие попевки. По тембру и внешнему виду легко различают инструменты.

2-й год обучения.

Учатся слушать и играть в ансамбле, не перебивая друг друга своим инструментом. Пополняют музыкальный багаж новыми произведениями. Передают в игре более сложный ритм, держат темп от начала до конца произведения, стараются играть с динамикой. С удовольствием выступают на публике. Умеют аккомпанировать своему пению.

3-й год обучения.

Знают что такое оркестр, его виды. Четко представляют расположение инструментов в оркестре, а также свое место в детском оркестре. Умеют оркестровывать произведение. Свободно владеют разными приемами игры. Проявляют творческие способности при изготовлении инструментов своими руками. Способны запомнить большое количество мелодий. Обладают сценической выдержкой, могут выдержать в едином темпе и характере все произведение, хорошо чувствуют динамические отклонения.

11

Методика обучения детей игре на музыкальных инструментах

Разные группы инструментов требуют освоения различных по степени трудности

приемов игры.

Основными приемами являются:

- дифференцированные задания с учетом индивидуальных возможностей детей;

- последовательность выполнения различных музыкальных заданий;

- преемственность в коллективной и индивидуальной работе: на общих занятиях и в самостоятельном музицировании, на праздничных выступлениях и развлечениях;

- выразительное исполнение произведения (на различных инструментах) педагогом, показ приемов, способов звукоизвлечения;

- пояснения педагога;

- показ иллюстраций, слайдов, видео;

- самостоятельное «обследование» инструментов детьми;

Рассмотрим особенности методики обучения с точки зрения следующих задач:

1. освоения технических приемов игры;

2. последовательности заданий для освоения игры на отдельных инструментах;

3. разучивания некоторых произведений.

Технические приемы

Приемы игры зависят от конструкции каждого инструмента. Прежде всего надо установить правильную исходную позу и расположение инструмента по отношению к ребенку.

Металлофоны, цитры лучше всего положить на небольшие подставки, находящиеся на уровне колен играющих. Если подставок нет, инструменты можно положить на колени. Духовые инструменты (до начала игры) также кладут на колени.

Барабан и бубен держат на уровне пояса, а треугольник подвешивают на подставку, или же ребенок держит его в левой руке.

Очень важно научить правильным приемам звукоизвлечения:

- при игре на металлофоне молоточек следует держать так, чтобы он лежал на указательном пальце, а большой палец придерживал его сверху. Удар должен приходиться на середину пластинки и, главное, быть легким. Кисть при этом должна быть свободной;

- при игре на цитре медиатор нужно зажать между большим и указательным пальцами. Звук извлекается легким, упругим движением по струне. При этом надо стремиться не задевать лишних струн;

- кастаньеты звучат очень громко, поэтому их берут в правую руку и слегка ударяют

«лепестками» по ладони левой. Звук при этом несколько приглушается, и ритмический рисунок отчетливо слышен;

- тарелки дети держат за ремни и ударяют одной о другую скользящим движением. Чтобы звук сразу прекратился, тарелки прикладывают к коленям;

- при игре на треугольнике надо ударять палочкой посередине горизонтальной его части. Звук должен быть легким и упругим и если он продолжается долго, следует прижать треугольник рукой - звук сразу прекратится;

- бубен издает различные по характеру звуки в зависимости от того, ударяют по его перепонке пальцами, мягкой частью ладони или одним большим пальцем. Если к тому же менять место удара – ближе к деревянной раме (где сильнее резонанс, к середине, ударять по самой раме или же, наконец, чередовать эти удары, то можно достигнуть интересного тембрового сопоставления звуков.

Последовательность заданий

В начале обучения методические приемы руководителя направляются, естественно, к тому, чтобы вызвать у ребенка интерес к новому для него виду занятия.

В характере звучания каждого музыкального инструмента можно найти аналогию с каким-либо явлением природы – голосами птиц, животных, речью человека. Педагог,

15

например, обращает внимание детей на то, что птички поют высоко, звонко, нежно и это можно изобразить на цитре. Металлофон хорошо передает звуки падающих капелек дождя: сначала они падают редко, потом звенят все чаще, чаще – дождь усиливается. Звук триолы протяжный, как будто кто-то кричит в лесу, зовет. На барабане палочки выбивают дробь, словно гром гремит (педагог делает попеременные быстрые удары двумя палочками).

Смысл подобных приемов – в ознакомлении детей с выразительными возможностями каждого инструмента.

На этом первоначальном этапе полезно также подготавливать детей к координированным совместным действиям, развивать столь важное для игры в оркестре чувство ансамбля. С этой целью применяются своеобразные ритмические «оркестры».

Дети хлопают в ладоши, притопывают ногой, постукивают деревянными палочками, брусками, пластмассовыми коробочками – пустыми или наполненными камешками, горохом и т. д.

Деревянные, пластмассовые, металлические предметы также позволяют извлекать звуки различного характера. Дети с интересом прислушиваются к ним, выполняя ритмические задания, осваивают навыки совместных или поочередных действий. Желательно обращать внимание детей на то, что в различных игровых и жизненных ситуациях можно воспользоваться ритмическими приговорками и музыкально-речевыми интонациями.

Дальнейшее обучение идет в следующей последовательности: сначала осваивается игра на одном инструменте, потом на другом и т. д.

При этом увеличивается объем навыков исполнения: сначала ритмических рисунков; затем мелодий, построенных на узких интервалах; позже мелодий, включающих значительные отрезки звукоряда и более широкие интервалы.

Разучивая мелодию несложных пьес, песен, попевок дети должны справиться с двумя трудностями: воспроизвести ритмический рисунок и мелодическую линию. Сначала, когда идет освоение приемов правильного звукоизвлечения, педагог предлагает детям более легкое задание – воспроизведение ритма, разучивание приемов правильного звукоизвлечения, начальные пьески «Музыкального букваря». Их художественное преимущество в том, что ритмические прибаутки даны с фортепианным сопровождением, а это делает их более выразительными.

Способы размещения участников детского оркестра

При организации детского оркестра важно следовать определённым правилам. Маленькие исполнители должны хорошо видеть руководителя. Они должны удобно сидеть или стоять, не мешая друг другу.

Музыкальные инструменты лучше всего положить на небольшие подставки, а не класть на колени, чтобы дети, играя на них, не сидели согнувшись. Духовые инструменты до начала игры дети могут класть на колени.

От расположения участников коллектива зависит качество звучания оркестра. Сидеть дети должны одинаково и на репетициях, и на выступлениях. Участников детского оркестра рассаживаю так, чтобы справа были низкие музыкальные инструменты, слева – высокозвучащие инструменты, а ударные инструменты размещаются сзади, в свободном порядке. С первых занятий приучают маленьких оркестрантов к своим постоянным рабочим местам.

Формы проведения занятий с детским оркестром.

В работе с детским оркестром использую все формы проведения занятий: индивидуальную (на начальном этапе обучения игре на музыкальном инструменте, групповую (при игре на однородных музыкальных инструментах) и коллективную (при уверенной игре своих партий каждым участником оркестра). Коллективная форма – самая сложная, но она даёт положительные результаты, если занятие правильно организованно и звучание чередуется с разъяснениями педагога.

16

Список литературы.

1. Т. Тютюнникова «Музыкальные инструменты». Из опыта работы. (Дошкольное воспитание,1997г.)

2. Т. Тютюнникова. Программа. «Элементарное музицирование с дошкольниками.»(Дошкольное воспитание,1988г.)

3. Н. Г. Кононова «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах». Книга для воспитателя и муз. руководителя детского сада. (Москва «Просвещение»

1990г.)

4. С. Бублей: «Детский оркестр».Пособие для муз. руководителей детских дошкольных учреждений (Ленинград «Музыка» 1983 г)

5.. Боровик, Т. М. Звуки, ритмы и слова [Текст] / Т. М. Боровик. – Минск, 1991. – 130 с.

6. Ветлугина, Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду [Текст] / Н. А. Ветлугина. –

М., 1981. - 340 с.

7. Кабалевский, Д. Б. Как рассказывать детям о музыке? [Текст] / Д. Б. Кабалевский. – М. ,

1982. – 170 с.

8. Трубникова, М. И. Играем в оркестре по слуху [Текст] / М. И. Трубникова. – М., 2000г.

– 65 с.

17

Публикации по теме:

Игровая программа по правилам дорожного движения в детском саду «За безопасность всей семьёй» Цели: -укреплять взаимодействие с семьями воспитанников в вопросе приобщения детей культуре поведения в дороге. -формировать у детей осознание.

Донское казачество. План работы фольклорного кружка «Ковылёк» в детском саду Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 43 План работы фольклорного кружка "Ковылек" Разработал:.

Примерная рабочая программа «Волшебные ручки» по дополнительному образованию в детском саду Основание для разработки дополнительной общеразвивающей программы: • Федеральный закон от 29.09. 2012 No273 ФЗ «Об образовании в Российской.

Программа дополнительного образования по физической культуре в детском саду Программа «Использование подвижных игр для повышения двигательной активности дошкольников» Ходьба и движение способствуют игре мозга.

Программа кружка «Изостудия» Пояснительная записка Настоящая программа способствует решению следующих задач: Обучающая: учить детей осваивать коммуникативные, языковые,.

Программа нравственного воспитания дошкольников «Методика использования народных традиций в детском саду» Методика использования народных традиций в детском саду В ходе опытно-экспериментальной работы мы разработали систему занятий с включением.

Программа партнерского взаимодействия с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию детей в детском саду Актуальность Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была и будет актуальной. Задача вырастить молодое поколение.

Программа вокального кружка Пояснительная записка Музыка начинается с пения… Курт Закс (немецкий музыковед) Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности,.

Рабочая программа «Дагестанские народные сказки в Детском саду» Специфика использования художественной литературы в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста Проанализировав результаты.

Рабочая программа кружка «Звукарик» Филиал «Колокольчик» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Первомайский детский сад» Принято педагогическим советом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа для кружка в детском саду
Опубликовано: 23 мая 2019 в 17:53
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД