Папки-передвижки

Программа ДО «Маленькие мастера»

Ирина Бедина
Программа ДО «Маленькие мастера»

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Калевальский районный Дом детского творчества»

Дополнительная образовательная программа

«Маленькие мастера»

Срок реализации: 1 год

Возраст детей – участников: 8 –10 лет

Автор: Бедина Ирина Владимировна,

педагог дополнительного образования

1985 года рождения

Пояснительная записка

Публикация «Программа ДО „Маленькие мастера“» размещена в разделах

В настоящее время получили широкое распространение проблемы в отношениях семьи и школы. Деформация семьи, низкий общекультурный уровень, "падение нравов", происходящее в условиях трансформации общества, усугубляют разрыв. Пытаясь исправить создавшееся положение, считаем важным обращение к семейным ценностям, народному педагогическому наследию и его фундаментальным принципам.

Актуальность программы :

Разработанный курс даст возможность познакомить детей с праздниками народного календаря, которые отмечались не только церковью, но и просто селянами. Познакомить с традициями этих праздников; обучать ручному труду, изготовлению сувениров и поделок к народным и календарным праздникам, обращаясь к народным ремёслам, не исключая влияния моды и наличия современных материалов. Такая программа будет способствовать восстановлению самой главной общественной ценности - семье. Ребёнок, воспринимая на занятиях поучительный материал, будет делиться дома со своими близкими полученными знаниями и умениями. И влияние старших в роду на младших дополнятся обратным - от ребёнка к взрослому. Дети любого возраста любят получать и дарить подарки. Изготовленные детьми подарки и сувениры внесут тепло и радость в их дом.

Программа носит художественно-эстетическую направленность.

Данная программа рассчитана на детей 8 – 10 лет. С режимом работы 2 раза в неделю по два часа, всего 144 часа в год.

Программа «Маленькие мастера» является модифицированной, создана на основе программы «Праздник в твоем доме»

Целью программы является развитие личности ребёнка, формирование духовной культуры, пробуждение и обучение разным видам ручного труда и получение определённых знаний, умений и навыков в данной области.

Задачи:

формировать духовные ориентиры, духовную и эстетической культуру, чувства любви к Родине;

• Привлекать внимание к прикладному искусству, обрядовым и календарным праздникам;

• развивать умение видеть вокруг себя прекрасное, желание творить своими руками праздник;

• способствовать развитию мелкой мускулатуры пальцев рук, формированию слаженной работы руки и глаз;

• развивать образное и интеллектуальное мышление;

• вооружить обучающихся определёнными умениями и навыками в области ручного труда; способствовать формированию коммуникативных навыков личности.

Возраст участников программы –8 – 10 лет.

Количество детей 14 человек

Срок реализации – 1 год.

Всего часов в год – 144.

Условия реализации программы

• Проведение занятий в удобное для детей время;

• Наличие учебного класса;

• Сотрудничество с детскими объединениями ДДТ и специалистами из других областей знаний;

• Использование различных методов и форм обучения

• Использование ТСО (база БСШ) на занятиях;

• Поддержка со стороны родителей (покупка ниток, цветной бумаги, бисера)

Особенности методики обучения:

Программа предусматривает ознакомление с различными видами ручного труда: работу с бумагой (модульное оригами, изготовление игрушки из помпонов, подвесок и сувениров из бисера, плетение из бумаги, приёмами оформления пасхальных яиц. Такое многообразие видов деятельности позволяет максимально раскрыть творческие способности детей, создать для каждого ситуацию успеха. Если у ребёнка что-то не «складывается» с одним видом деятельности он знает, что на следующем занятии его ждёт новое дело, возможно, более интересное и результативное.

Предусмотрена индивидуально-групповая форма обучения.

Принцип последовательности положен в основу изложения материала каждой темы и в основу процесса изготовления поделок: «от простого к сложному», «от схематизации до обобщения».

Включение в программу не только традиционных народных праздников, но и календарных, школьных, например, таких как День Учителя, Новый год, позволяет подключить детей к активному участию в жизни школы, организовать коллективную работу детей.

Работа в кружке предполагает активное участие в делах школы отчётном концерте кружков на районном уровне.

Успешность реализации программы приводит к тому, что обучающиеся самостоятельно изготавливают подарки и сувениры близким; активно организуют тематические выставки, участвуют в праздниках школы, ДДТ и Дома культуры.

Данная программа вариативна, что позволяет изменять темы занятий, меняя их местами.

Работа в объединении осуществляется по принципу народной педагогики "От учителя к ученику", "От старшего к младшему", поскольку в одной группе занимаются дети разного возраста.

В результате освоения программы дети будут

знать:

• правила безопасного труда при выполнении ручных работ;

• правила рациональной организации рабочего места и поведения в кабинете;

• краткие сведения из истории появления отдельных видов искусства, календарных и православных праздников;

• об инструментах и материалах необходимых для работы;

• о правильной осанке и положении рук во время работы;

• основные приемы при выполнении различных видов ручного труда

• специфику работы с разными видами клея;

• перечень критериев предъявляемых к готовым изделиям;

• правила построения межличностных отношений

уметь:

• рационально организовать рабочее место;

• сознательно соблюдать правила техники безопасности и поведения в кабинете;

• владеть основными приемами работы при выполнении разных видов ручного труда;

• получать качественный результат согласно плану работы;

• оценивать готовые изделия;

• строить правильно межличностные отношения в коллективе.

Методы работы:

1. Словесный

2. Наглядно - иллюстративный

3. Игровой

4. Эвристический

Основная форма работы

Учебное занятие, включающее элементы теории и практики.

Формы контроля

1. Участие в культурных мероприятиях;

2. Беседы с детьми и их родителями;

3. Наблюдение за детьми в процессе работы.

4. Выставки;

5. Самостоятельное выполнение композиций

Тематический план

144 часа

Тема Общее количество час В том числе

Теоретические (час) Практические (час)

1. Вводное занятие 1 1 -

2. Осенины (осенние посиделки). Даты народного календаря, приметы, пословицы. Осенние игры и забавы. 2 2

3. Изготовление игрушек из помпонов

Организация выставки 21

2 1 20

2

4. Модульное оригами

Организация выставки 10

2 1 9

2

5. Даты народного календаря, приметы, пословицы. Зимние игры и забавы. Участие в оформлении кабинета, школы к Новому году. 7 7 -

6. Модульное оригами

Организация выставки 13

2 - 13

2

7. Изготовление поделок из бисера

Организация выставки 14

2 1 13

2

8. Даты народного календаря, приметы, пословицы. Весенне - летние игры и забавы. 3 3 -

9. Изготовление поделок из бисера

Организация выставки 15

2 - 15

2

10. Плетение из бумаги

Организация выставки 15

2 1 14

2

11. Индивидуально-групповые занятия 10 - 10

12. Участие в мероприятиях Дома детского творчества, организация и проведение праздников 20 - 20

12. Заключительное занятие 1 1 -

ИТОГО: 144 18 126

Календарь православных праздников.

(Входящие в рамки программы)

14 октября – Покров. Покров Пресвятой богородицы. «Первое зазимье». Закончились полевые работы, приближалась зима ….

6 января – Сочельник. Святки, святые вечера – так называются в России дни празднества, дни веселья и дни священного торжества Рождества Христова, начинавшиеся 7 января (по настоящему календарю) и заканчивающиеся 19 января.

7 января – Рождество. Это праздник, который непосредственно связан с религиозными убеждениями людей. В России, согласно православному календарю, его празднуют через неделю после наступившего Нового года.

19 января – Крещение. Это христианский обряд, или, как его ещё называют, таинство вступления в число верующих. В крещенские праздники люди поклоняются святой силе воды. С 19 января по старинным приметам начинаются крещенские морозы.

15 февраля – Сретенье. В этот день зима борется с летом: кому идти вперёд, кому – назад. Это первый праздник, напоминающий о весне.

Конец февраля – начало марта – Масленица. Главный весенний праздник в России, «закрывает» зимние обряды и гулянья. Справляется Масленица за семь дней до Пасхи. По народным традициям Масленицу праздновали целую неделю.

7 апреля – Благовещение. Этот праздник получил своё название в память благой вести, которую принес Деве Марии архангел. Он возвестил ей о том, что у неё родится сын, который будет наречён именем Иисус.

17 апреля – Вербное Воскресение. Празднуется за неделю до Пасхи. Верба священна в России: это одно из первых красиво цветущих весной деревьев.

24 апреля - Пасха – Воскресение христово. Пасха – это день, когда Иисус Христос воскрес из мёртвых. «Христос воскресе!» - будут говорить при встрече люди в этот день вместо «здравствуйте»

Содержание программы

1. Вводное занятие – 1 час

Введение в курс «Маленькие мастера». Планы на учебный год. Инструктаж по технике безопасности.

2. Осенины – 2 часа

Даты народного календаря, приметы, пословицы. Осенние игры и забавы.

3. Изготовление игрушек из помпонов – 23 часа

4. Модульное оригами – 12 часов

5. Зимний цикл занятий – 7 часов.

Даты народного календаря, приметы, пословицы. Зимние игры и забавы. Участие в оформлении кабинета, школы к Новому году.

6. Модульное оригами – 15 часов

7. Изготовление поделок из бисера – 16 часов

8. Весенний цикл занятий – 3 часа

Даты народного календаря, приметы, пословицы. Весенне – летние игры и забавы.

9. Изготовление поделок из бисера – 17 часов

10. Плетение из бумаги – 17 часов

11. Индивидуально – групповые занятия – 10часов

12. Участие в мероприятиях Дома детского творчества, подготовка и проведение праздников – 20 часов.

13. Заключительное занятие – 1 час.

Мониторинг эффективности программы

Определение

цели, задач. Развитие

личностных

качеств Развитие

социально –

значимых

качеств Создание условий

для развития Формирование и развитие

коллектива

Предмет

воспитания Трудолюбие,

аккуратность,

вежливость,

внимательность,

добросовестность,

искренность,

опрятность,

целеустремлённость,

усидчивость,

ответственность,

увлечённость,

гражданственность Умение сотрудничать, проявление инициативы, организаторский навык,

Предприимчи

вость. Мелкой мускулатуры пальцев рук, моторики, логической последовательности действий, пространственного мышления, воображения, фантазии. Коммуникативных качеств личности,

чувства товарищества, взаимопомощи, сочувствия, терпимости.

Уровни сформиро-

ванности Наличие – отсутствие

ситуативное проявление,

устойчивое проявление,

осознанное формирование,

самовоспитание, саморазвитие.

Единство:

1 формальное,

2 организацион-ное,

3. деловое,

4 эмоциональное

5 ценностно-ориетационное

Формы и

методы оценивания Включенное педагогическое наблюдение, создание ситуаций проявления, тесты, анкеты, анализ творческих заданий, самостоятельность работы, проектов, отзывы родителей, учителей; беседа, рефлексия. Наблюдение, анкетирование, тестирование,

анализ отзывов, сравнительная характеристика. Наблюдение, беседа, коллективный анализ, рефлексия, анализ анкет, анализ мероприятий, коллективных дел.

Формы

фиксации Индивидуальные карты, тесты, индивидуальные папки, и видео материалы, таблицы. Видео-, фотоматериалы, портфолио.

Системы диагностики развития обучающихся.

Овладение основными знаниями и умениями в работе.

Ф. И. О. обучающегося

Название раздела 1. Знание и понимание теоретического материала по разделу 2. Применение теоретического материала при выполнении работы 3. Самостоятельность при выполнении работы Внешний вид работы

Оценка за изделие

4. Аккуратность 5. Творческий подход 6. Завершенный вид

1 Изготовление игрушек из помпонов

2 Модульное оригами Варианты параметров и оценки:

1. Глубокие знания – отл. ; не глубокие – хор. ; поверхностные – удов. ;

2. Умело применяет теоретические знания – отл; не всегда использует – хор. ; использует редко – удов.

3. Работает самостоятельно – отл. ; обращается за помощью к педагогу, одноклассникам – хор. ; очень часто обращается за помощью к педагогу, товарищам. – удовл.

4. Работа очень аккуратная – отл. ; есть незначительные «помарки» - хор, работа не аккуратная – удовл.

5. Работу можно назвать творческой – отл. ; в работе использованы творческие элементы – хор. ; работа скопирована – удовл.

6. Работа выглядит творчески завершенной, правильное построение композиции – отл. ; в работе не хватает «полноты» или завершённости – хор. ; работа не закончена – удовл.

3 Изготовление сувениров из бисера

4 Плетение из бумаги

Система диагностики нравственного развития ребёнка

Параметры наблюдения

Отношения со сверстниками

Нравственная самооценка

Поведение в конфликтной ситуации.

Варианты параметров

Доброжелательные высокая адекватное

Напряжённые средняя пассивное

Невыраженные низкая агрессивно

В процессе обучения, в лучших традициях дополнительного образования, учащиеся не получают прямых оценок своей деятельности. Наградой за старание служит радость от проделанной работы и похвала педагога, восторженные восклицания товарищей, одобрение родителей. Но мы можем проанализировать успешность работы объединения.

Наглядным проявлением успешности является повышение престижа кружка. Это происходит через практический контакт детей и педагога с внешним миром: успешное участие в выставках и фиксация результатов; публикации. А так же открытые занятия, праздники, викторины с участием друзей, родителей, коллег.

Такой контроль помогает детям, родителям, педагогам увидеть результаты своего труда.

Оборудование.

• теплое, светлое помещение;

• 14 посадочных мест; стулья;

• шкаф для хранения учебных принадлежностей;

На столах:

Наименование

Количество

штук

Бросовый материал

Приобретенный материал

1 Карандаши простые 14 X

2 Резинки старательные 14 X

3 Клей ПВА 14 X

4 Бумага для письма А - 4 упаковка

250 листов X

5 Цветная бумага 5 упаковок Х

6 Ножницы с лезвием

12 – 15 см

14

X

7 Бисер 14 наборов X

8 Нитки 14 шт на занятие X

9 Виниловые обои 1 X

10 Нитки катушечные 14 X

11 Иглы 1 нобор Х

12 Шаблоны для изготовления помпонов

13 Тряпочка X

14 Емкость для отходов 1 X

Список используемой литературы:

• Антонов Ю. Е. Левина Л. В., Сувениры к любым праздникам. М., 2003

• Галанова Т. Игрушки из помпонов. – М. : АСТ – ПРЕСС СКД, 2010

• Ищук В. В., Нагибина М. И. Народные праздники. Ярославль, 2000

• Проснякова Т. Забавные фигурки. Модульное оригами. - М. : АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2010

• Чибрикова О. Прикольные подарки. М. 2006.

Литература, рекомендуемая для обучающихся

• Антонов Ю. Е. Левина Л. В., Сувениры к любым праздникам. М., 2003

• Галанова Т. Игрушки из помпонов. – М. : АСТ – ПРЕСС СКД, 2010

• Ищук В. В., Нагибина М. И. Народные праздники. Ярославль, 2000

• Проснякова Т. Забавные фигурки. Модульное оригами. - М. : АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2010

• Чибрикова О. Прикольные подарки. М. 2006.

Публикации по теме:

Кружок «Веселые мастера» (нетрадиционное рисование) Цель:развитие у детей творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования;воспитывать интерес к изобразительной.

Наши папы — мастера на все руки! Лесенка для демонстрации лепных изделийНаши папы — мастера на все руки! Лесенка для демонстрации лепных изделий Наши папы – мастера на все руки! Группа детского сада, это такое помещение, в котором ребёнок дошкольник проводит большую часть своего времени.

ООД подготовительная к школе группа «Недаром говорится что, дело мастера боится» ООД подготовительная к школе группа «Недаром говорится что, дело мастера боится» Цель: Закрепить традиционные гендерные представления,.

Проект «Мастера-золотые руки» Организация проектной деятельности в подготовительной группе по теме «Мастера золотые руки». Славилась Россия чудо мастерами, Дерево и.

Проект «Узорных дел мастера» Проект «Узорных дел мастера» Проект краткосрочный, исследовательско-творческий Срок реализации проекта: февраль 2014-2015 уч. год. Участники.

Программа кружковой работы по лепке на летний период «Дело мастера боится» для детей 3–5 лет и 5–7 лет Цели и задачи кружковой работы для детей 3 – 5 лет: 1. Познакомить детей с пластилином. Развивать интерес к лепке. Воспитывать желание творить.

Рабочая программа по кружковой работе в ДОУ «Маленькие мастера» Рабочая программа педагога I категории Гладько Татьяны Алексеевна по кружковой работе «Маленькие мастера» (2 ч в неделю - 66 ч) Пояснительная.

Сценарий праздничного мероприятия «Дело мастера боится» «Дело мастера боится» Музыкально - познавательная программа для детей и их родителей по мотивам р. н. с. "Теремок" Праздник открывает любое.

Сценарий праздника «В гостях у мастера Карандаша» Сценарий праздника «В гостях у Мастера Карандаша» Тема: «В гостях у Мастера Карандаша» Цель: формировать художественные знания, умения и.

Сюжетно-ролевая игра «Коми-пермяцкие мастера» МБДОУ «Детский сад «Камушка» Педагог дополнительного образования по ИЗО Аксенова Анна Леонидовна Тема: Сюжетно – ролевая игра «Коми – пермяцкие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа ДО «Маленькие мастера»
Опубликовано: 13 ноября 2016 в 17:02
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД