Ольга Грязнова
Программа дополнительного образования «Пластилинография»
▼ Скачать + Заказать документы
1.1 Пояснительная записка
Пластилинография — набирающий популярность вид деятельности детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения. Она способствует познанию окружающего мира и является одним из наиболее эффективных средств формирования творческой личности. Чтобы стимулировать интерес к изобразительной деятельности, педагогу желательно использовать в работе нетрадиционные методы. Работа с непривычными материалами и новыми техниками подарит дошкольникам исключительно позитивные эмоции, раскроет новые возможности использования знакомых предметов.
Публикация «Программа дополнительного образования „Пластилинография“» размещена в разделах
- Изостудия, кружок ИЗО
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Пластилинография, пластилин
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Существует множество приемов, с помощью которых можно создавать оригинальные работы, даже не имея никаких художественных навыков. Пластилинография способствует формированию личности ребенка и его мышлению. От рисования пластилином ребенок получает лишь пользу. При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы.
Изобразительная деятельность влияет на формирование словарного запаса и связной речи у ребенка. Разнообразие форм предметов окружающего мира, различные величины, многообразие оттенков цветов, пространственных обозначений лишь способствуют обогащению словаря малыша.
Необходимо помнить, что каждый ребенок — это отдельный мир со своими правилами поведения, своими чувствами. И чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче, неординарное его воображение, тем вероятнее, что интуитивная тяга к искусству станет со временем осмысленнее.
Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, «чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», — утверждал В. А. Сухомлинский.
Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу более разнообразной, эмоциональной и информационно насыщенной. Наличие материала его высокое качество, разнообразие способов передачи изображения, поможет ребёнку увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного сложней.
Главное пластилинография даёт ребёнку возможность удивиться и порадоваться миру.
1.1.1 Направленность (профиль) программы.
Направленность программы : программа «Пластилинография» по содержанию является художественно - эстетической; по функциональному предназначению - художественно – прикладной; по форме организации – кружковой.
Из всего многообразия видов изобразительного искусства дети обычно предпочтение отдают рисованию, которое имеет большое значение для всестороннего развития дошкольников, способствует эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозора. Рисовать можно не только карандашами, фломастерами и красками, но и таким необычным материалом как пластилин.
Пластилинография – это нетрадиционная техника лепки, которая выражается в «рисовании» пластилином более или менее выпуклых по объему (барельефных) изображений на горизонтальной поверхности.
Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» - создавать, изображать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.
Основной материал – пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками.
Данная техника хороша тем, что она доступна маленьким детям, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в деятельность детей, делает ее более увлекательной и интересной. Она проста в исполнении, не требует особых способностей, увлекает и не перегружает детей ни умственно, ни физически.
Пластилинография способствует, в первую очередь, снятию мышечного напряжения и расслаблению, развивает детское воображение, художественное и пространственное мышление, будит фантазию, побуждает дошкольников к самостоятельности. При успешном овладении методикой рисования пластилином можно выполнять коллективные работы, создавать картины, оригинальные подарки для родителей и друзей.
Занятия с пластилином способствуют развитию руки ребенка, особенно мускулатуры кисти и пальцев, так как последние получают определенную физическую нагрузку за счет использования приемов лепки: прищипывание, сплющивание, раскатывание, вдавливание, примазывание, прижатие, сглаживание, налепы, процарапывание.
В процессе манипуляций с пластилином идет естественный массаж биологических точек, расположенных на ладонях и пальцах рук, что положительно сказывается на общем самочувствии ребенка.
Формируется общая умелость рук – движения пальцев становятся согласованнее, движения рук совершенствуются под контролем зрения и кинестических ощущений, поэтому приобретаемые навыки оказывают колоссальное влияние на развитие физических и психических процессов и на все развитие ребенка в целом. В процессе лепки синхронно работают две руки, и соответственно координируется работа обоих полушарий головного мозга.
Развитие творческих способностей наиболее полно проявляется в продуктивных видах деятельности. Пластилинография имеет широкий спектр возможностей для развития творчества детей.
Так, для получения нужного оттенка можно соединять пластилин различных цветов и сортов. Для получения разнообразных оттенков дети осваивают прием вливания одного цвета в другой. Можно воспользоваться двумя способами:
1. Смешивать пластилин прямо на основе, накладывая мазки попеременно.
2. Взять несколько кусочков разноцветного пластилина, размять, перемешать в одном шарике и рисовать.
Разнообразие способов нанесения пластилиновых мазков, их фактуры, цветового колорита способствует развитию фантазии дошкольников. В зависимости от замысла фактура мазков может напоминать шелк, стекло или керамику, выглядеть шероховатой или рельефной. Для того чтобы придать поверхности блеск, перед заглаживанием пластилина пальцы слегка смачивают в воде, но так, чтобы картонная основа не размокла.
Чтобы поверхность картины выглядела шероховатой, используются различные способы нанесения изображения рельефных точек, штрихов, полосок, извилин или фигурных линий. Работать можно не только пальцами рук, но и стеками – специальными вспомогательными инструментами. Для изображения тонких пластилиновых нитей можно использовать пластмассовые шприцы без игл. У ребенка появляется возможность сделать картину рельефной, а значит, более выразительной и живой.
Рисование пластилином позволяет использовать бросовый материал (катушки, диски, бусинки, колпачки от фломастеров, стержни от шариковых ручек, пуговицы и др.) и природный материал (шишки, ракушки, каштаны, фасоль, семена подсолнуха, крупы). Для инкрустации и украшения детских работ можно использовать разноцветные пайетки в виде звездочек, бабочек, сердечек, кружочков, цветочков и др. Можно использовать разноцветные перышки, бисер, бусинки, фольгу, цветной картон разной фактуры, нитки, гель с блестками и др.
Разнообразие материалов будит фантазию детей, они с удовольствием украшают свои работы, стремятся проявить творчество, индивидуальность, активность и самостоятельность в выборе материала. Несмотря на то, что дети рисуют картину по образцу воспитателя, работы все – таки получаются разные, дети вносят новизну, проявляя свой творческий подход в изобразительной деятельности.
В технике пластилинография можно создавать : цветы, растения, плоды, насекомых, рыб, животных, жанры живописи и народно – прикладного искусства и многое другое.
Вопросы гармонического развития и творческой самореализации находят свое решение в условиях кружка «Пластилинография». Открытие в себе неповторяемой индивидуальности поможет ребенку реализовать себя в творчестве и в общении. Помочь в этих устремлениях, призвана данная программа.
Дополнительная общеобразовательная программа «Пластилинография» разработана в соответствии с принципами и подходами, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования в соответствии нормативно - правовыми документами:
- Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (№273 ФЗ от 29.12.2012);
- Концепция развития дополнительного образования детей (утв. распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. №1726-р)
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минобрнауки РФ от 09.11.2018 г. № 196)
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 2 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций ДО детей»
- Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении рекомендаций» (вместе Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ)
- Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации на период до 2010 года (одобрена решением коллегии Минобрнауки РФ от 06.10.2004).
- Об образовательных учреждениях дополнительного образования детей (Письмо Минобрнауки РФ от 26.03.2007 г. № 06-636).
- Приказ министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. №1155 г. Москва «Об утверждении федерального образовательного стандарта дошкольного образования».
1.1.2 Актуальность программы
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств и развитию художественно-эстетического вкуса трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании – карандаш, кисть и краски, в аппликации – ножницы, кисть и клей, в лепке – стека и пластилин).
Педагогическая целесообразность программы заключается в особой ценности использования этой технологии для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста. Пластилин используется в виде «краски», как изобразительный материал, а инструментом для работы служат ладошки и пальчики ребенка. При работе с пластилином руки должны быть теплыми, пальчики во время работы находятся в постоянном движении, в результате усиливается кровообращение, развивается и увеличивается особая тонкая чувствительность пальцев, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальцев. Совокупность этих факторов позволяет рекомендовать эту технику не только как развивающую, но и как коррекционную – для проведения реабилитационных занятий с детьми после травмы или с дефектом речи.
Данная техника хороша тем, что она доступна детям разного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми.
Дополнительная общеобразовательная программа «Пластилинография» построена на широком и всестороннем использовании игры, что позволяет в комфортной и привычной для детей игровой ситуации, побуждать их к самостоятельной передаче образов предметов используя доступные изобразительные средства и различные материалы.
1.1.3. Отличительной особенностью программы Пластилинография является то, что это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности. Этот жанр представляет собой создание лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией. Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству.
1.1.4 Адресат программы
Дополнительная общеобразовательная программа «Пластилинография» разработана для обучающихся 4 -5 лет, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
В среднем дошкольном возрасте эстетическое отношение к миру становится более осознанным и активным. Он уже в состоянии не только воспринимать красоту, но в какой-то мере создавать ее. При восприятии изобразительного искусства им доступны не только наивные образы детского фольклора, но и произведения декоративно-прикладного искусства, живописи, графики, скульптуры. В рисовании дети передают характерные признаки предмета: формы, пропорции, цвет; замысел становится более устойчивым. В процессе их выполнения малыш используя дополнительные средства (речь, игра и т. д., легко и эмоционально передает это содержание.
Работа в технике «пластилинография» в среднем дошкольном возрасте позволяет детям чувствовать себя рискованнее, смелее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. Пластилинография - это новое направление, которое помогает развивать у ребенка все стороны.
1.1.5 Объем и срок освоения программы
Дополнительная общеобразовательная программа «Пластилинография» рассчитана на 1 год обучения и реализуется в объеме 73 часов в год (недельная нагрузка - 2 часа в неделю).
Обучение с 15 сентября после комплектования группы.
1.1.6 Формы обучения и виды занятий по программе
Дополнительная общеобразовательная программа «Пластилинография» реализуется в очной и заочной форме с обучающимися 4 - 5 лет.
При реализации программы «Пластилинография» применяется электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.
Виды занятий: обучающие, общеразвивающие.
Учитывая возраст обучающихся и новизну материала, для успешного освоения программы занятия в группе сочетаются с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку.
1.1.7 Особенности организации образовательного процесса
Занятия по обучению пластилинографией начинаются с организации чувственного познания, созерцания детьми эстетики природы, наслаждения ею, переживания её красоты. Научить детей видеть – значит сделать их глаз восприимчивым к красоте цвета и формы, способным замечать изящное в предметах и явлениях и удерживать их в памяти. В начале занятия обучающиеся знакомятся с тем или иным способом получения изображения, объясняя и анализируя предложенные образцы работ, а затем демонстрируется применение данной техники на практике. Вариативность и художественное разнообразие форм и методов работы с пластилином предоставляют возможность творчески подойти к их отбору применительно к решению задачи конкретного занятия, учитывая особенности тематической, содержательной, технической сторон художественно-творческой деятельности, а также спектр интересов детей, что позволяет сделать занятие желанным, интересным, познавательным. На занятиях обучающиеся получают неограниченные возможности выразить в работе свои чувства, мысли, переживания, эмоции, настроения, учатся видеть в неожиданных сочетаниях цветовых пятен и линий образы, изображать их до узнаваемых и погрузиться в удивительный мир творчества.
1.1.8 Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий:
Непосредственно-образовательная деятельность (НОД) учебной группы проводятся - 1 час 2 раза в неделю (среда, пятница).
Продолжительность занятия в учебной группе - 30 минут с обязательным применением физкультминутки, согласно СанПиН 2.4.1. 3049-13 от 15.05.2013 №26.
При проведение online-занятий продолжительность занятия - 20 минут вовремя занятия проводится динамическая пауза, гимнастика для глаз.
1.2. Цель и задачи программы
Цель: Создание условий для развития сенсомоторной функции и творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование технологии пластилинографии.
Задачи:
Обучающие:
- научить новой технике выполнения работ из пластилина – пластилинографии, сформировать элементарные представления о данном виде творческих работ;
- познакомить детей с различными видами изобразительной деятельности.
- закрепить способы лепки: комбинированный, рельефный.
- научить приемам декорирования лепного образа (рельефные налепы, прорезание или процарапывание стекой, отпечатки)
Развивающие:
- побуждать детей к созданию динамичных, выразительных образов и коллективных сюжетных композиций.
- развивать чувство цвета, формы, зрительную память, воображение.
- развивать у детей творческую активность и инициативу.
- развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
Воспитательные:
- формировать устойчивый интерес к художественной деятельности.
- совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
- воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца.
Коммуникативные:
- способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его деятельности интересен другим (педагогу, детям, родителям, сотрудникам детского сада).
- формировать умение работать в коллективе.