МААМ-картинки

Программа дополнительного образования «Азбука юного финансиста»

Рябчикова Виктория
Программа дополнительного образования «Азбука юного финансиста»

Министерство образования и науки Хабаровского края

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5 рабочего поселка Хор муниципального района имени Лазо Хабаровского края

Принята на заседании

педагогического совета

Протокол № ___от «___»___2021г Утверждаю

заведующий МБДОУ д/с № 5

р. п. Хор

___Т. В. Шутова

Протокол №___

от «___»___2021г

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Азбука юного финансиста»

Направленность: социально-гуманитарная

Публикация «Программа дополнительного образования „Азбука юного финансиста“» размещена в разделах

Уровень: стартовый

Возраст обучающихся: 4-5 лет

Срок реализации: 9 месяцев

Составитель (разработчик) :

Воспитатель Рябчикова Виктория Анатольевна

р. п. Хор

2021

Раздел 1. Комплекс основных характеристик ДООП

Пояснительная записка

Направление программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Азбука юного финансиста» (далее Программа) создаёт условия для обучения детей экономической грамотности.

Содержание программы направлено на заложение основ финансовой культуры в дошкольном возрасте в русле формирования здорового отношения к деньгам, совершенствования общения ребёнка со взрослыми и сверстниками при реализации интереса к материальным

ценностям.

Программа составлена в соответствии со следующими нормативными документами и локальными актами:

Программа разработана с учетом следующих нормативно-правовых документов:

Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся») (далее – 273-ФЗ);

Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. № 533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196»;

Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

Концепция развития дополнительного образования детей от 04.09.2014 г. № 1726-р;

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;

Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;

Устав образовательной организации

Актуальность программы

Актуальность программы обусловлена значимостью подготовки ребенка к жизни, правильной ориентацией его в происходящих экономических явлениях, а также необходимостью преемственности в изучении экономики между первыми ступенями образовательной системы – детским садом и школой.

Таким образом, очевидна необходимость установления и поддержания тесной взаимосвязи экономического образования и нравственного воспитания в дошкольном детстве.

Экономической грамотности, то есть представлению о том, берутся деньги и как их правильно тратить, стоит учить с детства. Обычно дети знают, что родители уходят на работу, чтобы зарабатывать деньги. Чтобы в будущем из вашего маленького человечка вырос человек со здоровым отношением к деньгам и работе, очень важно с детства привить ему основы экономической грамотности, объяснить, откуда берутся деньги и как их тратить. Если малыш будет четко понимать, что деньги зарабатываются трудом, что каждая вещь или продукт имеют стоимость, он быстрее осознает устройство взрослого мира.

Задача взрослых — объяснить детям, почему следует уважать труд и бережно относиться к его результатам, и доступно раскрыть взаимосвязь труда, экономики и нравственности.

Педагогическая целесообразность программы объясняется тем,

что формирование экономического сознания приближает дошкольника к реальной жизни, способствует зарождению основ экономического мышления, дает знания о новых профессиях, учит освоению приемов простейшего выбора, овладению элементарными экономическими расчетами.

Отличительные особенности программы

-учет возрастных и индивидуальных психических особенностей старших дошкольников,

- их интерес к экономическим явлениям как к явлениям окружающей действительности,

- тесная взаимосвязь нравственно-трудового и экономического воспитания, комплексный подход к развитию личности дошкольника (связь этического, трудового и экономического воспитания, что соответствует федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО).

Содержание Программы способствует социально - коммуникативному и познавательному развитию детей.

Все занятия проводятся в игровой форме.

Адресат программы

Программа рассчитана на детей 4-5 лет.

Объём и сроки усвоения программы, режим занятий

Период Продолжительность занятия Кол-во занятий в месяц Кол-во часов

9 месяцев 20 мин. 4 34

Итого по программе 34 часа

Цель и задачи программы

Цель программы : помочь детям войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей данного возраста.

Задачи:

-знакомить детей с основными экономическими понятиями (деньги, ресурсы, цена, и т. д.).

- формировать представление детей о финансовой грамотности, организации производства;

- формировать понятие основных правил расходования денег, умение учитывать важность и необходимость покупки;

- воспитывать уважения к труду, людям труда, бережливого отношения ко всем видам собственности;

-воспитывать умение правильного обращения с деньгами, разумного подхода к своим желаниям, сопоставление их с возможностями бюджета семьи.

Содержание программы

Фундамент по финансовой грамотности детей дошкольного возраста необходимо закладывать с раннего возраста. Финансовая грамотность позволит маленькому человеку быть успешным во взрослой жизни, грамотно вести свой семейный бюджет.

В данной программе закрепляется представление о непростом мире предметов и услуг, как результата труда людей, человеческих взаимоотношений.

Играя в профессии, дети постигают смысл труда, моделируют реальные жизненные ситуации, развивают фантазию, воображение и логику рассуждений, повышая интерес к экономическим знаниям.

В дидактических играх систематизируются представления детей о мире финансовых явлений, терминах, закрепляются представления о понятии «реклама», обогащается словарный запас, развиваются коммуникативные и творческие способности детей.

Планируемые результаты

1. Иметь представление:

• о различных потребностях и в чем они заключаются;

• об ограниченности возможностей и удовлетворении потребностей;

• о ресурсах, как и для чего они используются, какие ресурсы нужны человеку;

• о различных профессиях, специальностях, о том, как получают профессию;

• об обмене товарами и услугами, о деньгах и их значении;

• об экономике.

2. Знать:

• о правилах и нормах жизни в группе и в детском саду;

• об ограниченности ресурсов, о необходимости их беречь и экономить.

• Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются;

• Сначала зарабатываем – потом тратим;

• Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести;

• Деньги любят счет;

Финансы нужно планировать.

• Твои деньги бывают объектом чужого интереса.

• Не все покупается;

Финансы – это интересно и увлекательно!

Формы контроля и оценочные материалы

Для отслеживания результативности образовательного процесса по данной программе используются следующие формы контроля:

1. начальный контроль (сентябрь);

2. текущий контроль (в течение всего учебного года);

3. промежуточный контроль (январь);

4. итоговый контроль (май).

Занятия не предполагают отметочного контроля знаний, поэтому применяются различные критерии, такие как:

• текущая оценка достигнутого самим ребенком.

Диагностика знаний и умений детей по программе

В процессе обучения детей по данной программе отслеживаются три вида результатов:

Текущие (цель – выявление ошибок и успехов в работах детей);

Промежуточные (проверяется уровень освоения детьми программы за полугодие);

Итоговые (определяется уровень знаний, умений, навыков по освоению программы за весь учебный год и по окончании всего курса обучения).

Выявление достигнутых результатов осуществляется:

-через определение практических умений и навыков.

Отслеживание личностного развития детей осуществляется методом наблюдения.

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий

Материально-технические условия реализации программы

- групповая комната

-столы, стулья

-атрибуты для с/ролевых игр «Шоферы»; «Поликлиника»; «Ветеринарная лечебница»; «Автобус»; «Скорая помощь»; «Парикмахерская».

-д/игры по темам;

-художественная литература «Муха-Цокотуха»; «Три поросенка»; «Сказка о рыбаке и Золотой Рыбке».

Календарный учебный график

Месяц Дата занятия Тема занятия Форма проведения Кол-во часов Форма контроля Примечание

Сентябрь

07.09.2021 Дидактическая игра «Зачем (для чего, почему) нужно это делать?»

Беседа;

д/игра

1

Анализ выполнения заданий

14.09.2021 Дидактическая игра «Назови профессию»

(учить детей правильно называть профессии людей по видам машин, управляемых ими). Игровая ситуация

1 Анализ выполнения заданий

21.09.2021 Дидактическая игра «Кому без них не обойтись?» (закреплять знания детей о материалах, инструментах и оборудовании, необходимых людям разных профессий). Беседа,

д/игра.

1 Анализ выполнения заданий

28.09.2021 Игровая ситуация «Большая стирка» Беседа,

д/игра. 1 Анализ выполнения заданий

Октябрь

05.10.2021 Дидактическая игра «Угадай профессию» Игровая ситуация

1 Анализ

выполнения заданий

12.10.2021

Сюжетно ролевая игра «Шоферы» Игровая ситуация

1 Анализ

выполнения заданий

19.10.2021

Дидактическая игра «Что делают этим предметом?» Игровая ситуация

1 Анализ

выполнения заданий

26.10.2021

Дидактическая игра «Для человека какой профессии это нужно?» Беседа,

д/игра

1 Анализ

выполнения заданий

Ноябрь

ноябрь

Ноябрь

02.11.2021

Дидактическая игра «Назови профессии» Игровая ситуация

1 Анализ

выполнения заданий

09.11.2021

Чтение «Муха-Цокотуха» Беседа,

чтение

1 Анализ

выполнения заданий

16.11.2021

Сказка «Фея копеечка» (Показ сказки с использованием ИКТ)

Игровая ситуация

1 Анализ

выполнения заданий

23.11.2021 «Что такое деньги?» Рассказ детям с показом денежных купюр (объяснить детям, для чего нужны деньги, какие они бывают, как необходимо с ними обращаться) Игровая ситуация

1 Анализ

выполнения заданий

30.09.21 Игра «Делаем деньги – купюры» (изучить деньги как предмет с его физическими свойствами).

Декабрь

07.12.2021 Игра «Мастерим шкатулочку» (изучить деньги как предмет с его физическими свойствами, обучить денежным формам и величинам, приучить к аккуратному обращению с деньгами)

Игра

1 Анализ

выполнения заданий

14.12.2021 Чтение сказки «Три поросенка» (расширить знания детей о профессиях и трудовых действиях; воспитать интерес к новым профессиям, уважение к труду взрослых). Чтение

1 Анализ

выполнения заданий

21.12.2021 Игра «Панно из монеток» (изучить деньги как предмет с его физическими свойствами). Игра

1 Анализ

выполнения заданий

28.12.2021 Игра «Груша-яблоко»

(научить детей считать деньги и ресурсы) Игра

1 Анализ

выполнения заданий

Январь

11.01.2022 Игра «Орел или решка» (Изучить деньги как предмет с его физическими свойствами). Игра

1

Анализ

выполнения заданий

18.01.2022 Игра «Исчезающая монетка» (изучить деньги как предмет с его физическими свойствами (опыт – экспериментирование) Игровая ситуация

1 Анализ

выполнения заданий

25.01.2022 Чтение сказки о Золотой Рыбке (Показать детям, что такое жадность на примере героев сказки)

Чтение

1

Анализ

выполнения заданий

Февраль

01.02.2022 Игра «Размен» (научить считать деньги). Игровая ситуация

1 Анализ

выполнения заданий

08.02.2022 Профессии моей семьи д/ игра

1 Анализ

выполнения заданий

22.02.2022 «Деньги всякие нужны» д/игра

1 Анализ

выполнения заданий

Март

рт 02.03. 2022 Игра: «Услуги и товары» Игровая ситуация

1 Анализ

выполнения заданий

15.03.2022 Игровое упражнение «Какие бывают доходы?» (уточнить знания детей об основных и дополнительных доходах) Игровое упражнение

1 Анализ

выполнения заданий

22.03.2022 «Путешествие в страну «Экономград» Игра

1 Анализ

выполнения заданий

29.03.2022 Сюжетно –ролевая игра «Поликлиника» с/р игра

1 Анализ

выполнения заданий

Апрель

05.04.2022 Дидактическая игра «Кто кем работает?» (на примере сказочных героев закрепить и расширить представление о профессии) Игра

1 Анализ

выполнения заданий

12.04.2022 Игровое занятие «Поиск сокровищ пирата Финансиста» Игровое занятие

1 Анализ

выполнения заданий

19.04.2022 Дидактическая игра «Товарный поезд» (закрепить знания детей о месте изготовления товара; классифицировать товар по месту производства). Игровая ситуация

1 Анализ

выполнения заданий

26.04.2022 Сюжетно – ролевая игра «Ветеринарная лечебница» с/р игра

1 Анализ

выполнения заданий

Май

03.05.2022 Сюжетно – ролевая игра «Автобус» с/р игра

1 Анализ

выполнения заданий

17.05.2022 Сюжетно – ролевая игра «Парикмахерская» с/ролевая игра

1 Анализ

выполнения заданий

24.05.2022 «Путешествие по городу» Игровое занятие

1 Анализ

выполнения заданий

Список источников

1. Беседы об экономике: методическое пособие/авт. - сост. Т. А. Шорыгина. - М. : Творческий Центр «Сфера», 2009.

2. Введение в мир экономики, или мы играем в экономику/авт. - сост. А. А. Смоленцева. – Спб., 2001.

3. Дидактические материалы к занятиям по экономике в начальной школе: занимательные задания и упражнения; познавательные истории/ авт. -сост. М. М. Воронина. – Волгоград: Учитель, 2012.

4. Школа юного экономиста. Разработки занятий для младших школьников/авт. -сост. М. М. Воронина. - Волгоград: Учитель, 2008.

5. Курак, Е. А. Экономическое воспитание дошкольников. -М. ,2002.

6. Маленькая энциклопедия для дошкольников: Деньги / авт. - сост. А. Д. Шатова. – М. : Ювента, 2003.

7. Протасова, Е. Ю. Что почем? Энциклопедия для малышей. – М. : Карапуз, 2002

Публикации по теме:

Модифицированная программа дополнительного образования «До-ре-ми» Модифицированная программа дополнительного образования «До-ре-ми» для старших и подготовительных групп. Музыкальный руководитель Сидорова.

Программа дополнительного образования «Бумажные превращения»Программа дополнительного образования «Бумажные превращения» Пояснительная записка Как быстро летит время. Как незаметно взрослеют наши дети. Развитие ребенка у нас, взрослых, вызывает удивление.

Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности «Весёлая карусель» .

Программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста по вязанию крючком «Волшебный крючок» Программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста вязание крючком "Волшебный крючок" Пояснительная записка. Художественное.

Программа дополнительного образования по финансово-экономической грамотности дошкольника Программа по знакомству с миром экономики и финансов логически должна быть выстроена от осознания собственного опыта – к пониманию экономических,.

Программа дополнительного образования экологического направления «Друзья природы» для детей 5–7 лет муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 "Малышок" г. Грязи Грязинского муниципального района Липецкой.

Программа дополнительного валеологического образования детей «Мои ступеньки»Программа дополнительного валеологического образования детей «Мои ступеньки» Пояснительная записка Современная статистика свидетельствует: здоровье детей от первых месяцев жизни к моменту поступления в школу не улучшается,.

Рабочая общеобразовательная программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «Речецветик» Рабочая общеобразовательная программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «РЕЧеЦВеТИК»для детей средней группы.

Рабочая программа дополнительного образования «Хакасия — мой край родной» (старшая группа)Рабочая программа дополнительного образования «Хакасия — мой край родной» (старшая группа) .

Рабочая программа общеобразовательной программы дополнительного образования «Ритмическая гимнастика» для детей 4–5 лет Рабочая программа общеобразовательной программы дополнительного образования «Ритмическая гимнастика» для детей 4-5 лет. Савельева Марина.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа дополнительного образования «Азбука юного финансиста»
Опубликовано: 24 марта 2022 в 09:21
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД