Получи документы

Программа дополнительного образования для детей среднего дошкольного возраста «Рюкзачок»

Пилецкая Юлия
Программа дополнительного образования для детей среднего дошкольного возраста «Рюкзачок»

1. Пояснительная записка.

Программа составлена с целью:

- обеспечения конституционного права граждан Российской Федерации на получение качественного дополнительного образования;

- обеспечения достижения дошкольниками результатов обучения в соответствии с учрежденной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой;

- повышения профессионального мастерства педагогов.

Публикация «Программа дополнительного образования для детей среднего дошкольного возраста „Рюкзачок“» размещена в разделах

Обучение по Программе реализуется в режиме занятий. Даты проведения занятий планируются с учетом государственных праздничных и нерабочих дней, выходных. Программа предусматривает возможность корректировки ее разделов за счет гибкости содержания, практический материал может варьироваться с учетом условий ее использования.

Программа рассчитана на детей в возрасте 4-5 лет и учитывает их возрастные и индивидуальные особенности. Дополнительная образовательная услуга по реализации программы «Рюкзачок» является составляющей единого образовательного пространства ДОУ и создается для детей, с целью знакомства их с окружающим миром, расширения кругозора, развития творческих и познавательных способностей, осуществления реализации их потребностей и самораскрытия. Деятельность может дополняться (изменяться) в соответствии с запросом детей и родителей (законных представителей).

Программа для детей среднего дошкольного возраста включает в себя ознакомление с явлениями живой и неживой природы, ознакомление с предметным миром, созданным человеком, ознакомлением с явлениями социальной жизни. Изучение окружающего мира способствует :

• Формированию целостного восприятия и представления о различных явлениях окружающей действительности.

• Развитие речи (звуковая культура речи, составление рассказов, запоминание, пересказ, беседа, обогащение словаря, формирование понятий)

• ФЭМП (построение отношений, часть и целое, ориентировка, количественный счет, геометрические формы)

• Обогащает чувственный опыт (смотреть, слышать и видеть, ощупывать и осязать)

• Сенсорное воспитание (что сделано из дерева, а что из камня, природа)

2. Цели и задачи рабочей программы.

Основными целями программы «Рюкзачок» для детей среднего дошкольного возраста являются:

- формирование у дошкольников диалектического мышления, то есть способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей

- формирование у детей нравственных черт (доброта, отзывчивость, сопереживание, через знакомство детей с природой, обычаями и традициями других народностей

- развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей)

- расширение перспектив развития поисково- познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия

- поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности

Цели программы реализуются в процессе решения следующих задач:

• Обучающие:

Познакомить с особенностями поверхности Земли, ее водной и воздушной оболочками, изменением некоторых территорий с течением времени

Дать начальные знания о взаимодействии живых организмов, населяющих планету, о явлениях природы, об элементарных географических понятиях

Обогащение словарного запаса ребенка

• Развивающие:

Развитие у дошкольников эмоционально-ценностных ориентиров через осмысление целостности мира, значимости природы для всего живого, необходимости бережного отношения к ней.

Количество воспитанников в группе 18 человек.

Все занятия проводятся с октября по апрель 2021/2022 учебного года во второй половине дня. Занятия с каждой группой проводятся 1 раз в неделю по 1 академическому часу

Продолжительность занятий 20 минут.

3. Планируемые показатели освоения детьми содержания рабочей программы.

Показатели освоения детьми старшего дошкольного возраста содержания программы основаны на понимании интереса как проявления субъектной позиции ребенка.

Эмоциональный компонент интереса проявляется в стремлении:

• Проявлять эмоционально-положительное отношение к окружающему миру;

• Эмоционально откликаться при изучении мира природных явлений

• Совершать для себя открытия, познавая мир, исследуя его и экспериментируя

• Проявлять разнообразные интеллектуальные эмоции – удивление, радость познания нового, ожидание узнавания нового, гордость за свои успехи. Действенный компонент интереса проявляется в стремлении:

• Обыгрывать образы природно-ландшафтного разнообразия Земли

• Отражать результат познания в художественно-продуктивной деятельности

• Приглашать родителей в путешествие по миру и принимать на себя роль «экскурсовода», капитана, археолога

• Использовать представления о мире в самостоятельной деятельности и общении со сверстниками, педагогами, родителями

Познавательный компонент интереса проявляется через стремление:

• Формулировать высказывания об окружающей среде, интересующихся явлениях, знаменитых ученых, географах и путешественниках, о традициях разных народов

• Использовать поисковые действия при решении познавательно-исследовательских задач

• Использовать словарь элементарных географических понятий в процессе коммуникативной деятельности.

Мотивационно-волевой компонент интереса проявляется как:

• Увлеченность процессом познания нашей планеты, сосредоточенность и стремление к дальнейшему познанию, стремление преодолевать мыслительные затруднения.

4. Методы и приемы в работе с детьми

• Презентации

• Работа с макетами

• Беседы

• Чтение художественной литературы

• Рассматривание альбомов

• Работа с атласом, глобусом, картой мира для детей

• Рассматривание энциклопедий для детей

• Развивающие игры

5. Особенности развития ребенка 4-5 лет.

 Это период жизни ребенка можно обозначить как переход от раннего детства к дошкольному.   Малыш активно развивается, познает окружающий мир и открывает его для себя с помощью общения со взрослыми и сверстниками.

Развитие личности ребенка 4-5 лет.

Ребенок начинает осознавать себя в этом мире и начинает более чутко воспринимать отношение к себе окружающих. В период 4-5 лет у ребенка формируется такая важная черта, как самооценка. Это один из важных показателей развития личности. Процесс формирования самооценки зависит от активного общения с окружающим его миром и в первую очередь - со взрослыми. Ребенок копирует поведение родителей, старших братьев и сестер, особенно поведение, которое получает положительные отклики у окружающих.

Каждый ребенок по природе своей  хочет быть хорошим, чтобы заслужить похвалу и высокую оценку.   Поэтому важно как  со стороны родителей, так и со стороны педагогов  поощрять подобные стремления. Если ребенок поступает хорошо, его необходимо поддержать похвалой, обязательно указав за что именно его хвалят.

Однако ребенку 4-5 лет очень трудно оценивать себя критически. Он может сомневаться в своих силах, но признавать свою вину ему пока трудно.

 В 4 года  начинается развитие и созрева­ние эмоциональной сферы: чувства вашего ребенка становят­ся более глубокими и устойчивыми; радость от непосредственного общения переходит в более сложное чувство симпатии и привязанности. Таким образом, в этом возрасте формируются нравственные эмоций - чуткость, доброта, чувство дружбы и постепен­но - чувство долга.

К 4-м годам закладывается новое отношение к предметному миру – созидательное, то есть ранее ребенок изучал мир в том виде, в котором мир существовал вокруг малыша. Теперь у ребенка появляется способность и возможность преобразования предметов окружающего мира. То есть в этом периоде жизни идет интенсивное развитие познавательной сферы ребенка.

Следовательно, для гармоничного развития ребенка необходимо не только давать ему новые знания в увлекательной форме, но и максимально уважительно относиться с собственным умственным поискам малыша и их результатам. На пятом году жизни ребенок способен размышлять на темы, не касающиеся непосредственной деятельности и порой приходить к неправильным выводам. Но взрослые должны проявлять  интерес к первым интеллектуальным поискам ребенка и уважая их корректировать в нужную сторону.

С этого возраста интеллект ребенка способен накапливать фактические знания об окружающем мире, никогда ими не виденные (о животных, машинах, странах и т. д.) С этими знаниями ребенок приобретает определенное отношение к описываемому миру (страх к хищникам, любовь домашним животным  и т. д.)

В этот периода жизни дети активно стремятся к самостоятельности, но неудачи порой сильно обескураживают их. И если неудач много, возможно появление чувства неуверенности.

Общение ребенка 4-5 лет.

У ребенка появляется большой интерес к ровесникам, и он от внутрисемейных отношений все больше переходит к более широким отношениям с миром.  

Отношения со сверстниками в этом возрасте носят четко разделенный характер на «плохих» и «хороших». Эта оценка, как правило, дается на основании мнения взрослых (воспитателей, родителей). Дети дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу. Общение со сверстниками занимает все большее место в жизни ребенка, все более выраженной становится потребность в признании и уважении со стороны ровесников.

 Ребенок стремится к партнерству в играх, ему уже неинтересно просто играть «рядом». Начинают складываться предпочтения по половому признаку. Игровые объединения становятся более или менее устойчивыми.

Наступает период «почемучек»: ребенок начинает задавать массу вопросов. Это происходит потому, что ведущий мотив такого общения - познавательный. Взрослый для ребенка 4 -5 лет основной и непререкаемый источник знаний.

 Развитие психических процессов  в 4-5 лет.

Восприятие.

В этом возрасте ребенок активно развивает способность восприятия и познания свойств предметов: измерение, сравнение путем наложения и прикладывания предметов друг к другу. Также продолжается исследование формы, цвета и величины предметов. А также вводятся такие категории как время (время суток, времена года, пространство (верх, низ, далеко, близко,  вкус, запах, звук и качество поверхности. Формируется представление об основных геометрических фигурах (круг, квадрат, прямоугольник, овал, многоугольник).

Внимание.

Устойчивость внимания увеличивается. Ребенок способен сосредоточить свою деятельность в течение 15-20 минут. При выполнение некоторых действий он может удержать в памяти несложное условие (инструкцию). Для развития этого навыка ребенку нужно научиться больше рассуждать вслух при выполнении задания. Тогда длительность удержания внимания будет расти.

Память.

Сначала у ребенка этого возраста развиваются навыки произвольного припоминания. То есть ребенок может целенаправленно припомнить картину произошедшего без точных деталей и временных ограничений. Далее развивается способность преднамеренного запоминания, и эта возможность у ребенка усиливается при ясности и эмоциональной мотивации действия, например запоминание необходимого набора игрушек для игры или «поделка – подарок маме». Важно при заучивании какого-либо материала чтобы ребенок понимал смысл данного материала. Таким образом, можно сказать. Что к 5 годам объем памяти ребенка постепенно возрастает и это дает возможность более четкого воспроизведения выученного материала. Дети способны запомнить поручения взрослых, принять задачу на запоминание. Мышление.

В это время у ребенка начинает свое развитие образное мышление, с помощью которого дети способны использовать простые схематичные изображения для решения несложных задач (построение по схеме, лабиринты). Также развивается такое свойство как предвосхищение – способность сказать, что произойдет с предметами в результате их взаимодействия.

У детей этого возраста преобладает наглядно-образное мышление, то есть представление предмета или действия с ним, неотрывно от самого предмета. А также находить различия и сходства между предметами.

Появляется способность собрать картинку из 4 частей без опоры на образец. А также, усложняются категории обобщения (фрукты, овощи, одежда, транспорт, мебель, посуда, обувь).

Воображение.

Продолжает активно развиваться. Появляются такие способности как: оригинальность и произвольность (то есть возможность «придумывания» по собственному желанию). Ребенок может сам придумать сказку на заданную тему.

Речь.

К 5 годам улучшается произношение звуков и дикция. Ребенок активно пользуется речью, удачно имитируют голоса животных, способны интонационно выделять речь тех или иных персонажей. Развивается грамматика слов. В общении со сверстниками дети используют «ситуативную» речь (относящуюся к происходящей в данный момент ситуации). А при общении со взрослыми «внеситуативную» (не относящуюся к данной конкретной ситуации, произошедшее в прошлом или будущем).

Увеличивается словарный запас. При описании предметов большая часть определений становится развернутой: 2-3 признака, с элементами сравнения («Блестит как золото»).

В речи появляются простые распространенные и сложные предложения, Объемы рассказов приближаются к объемам 6-7 летнего возраста: в среднем 25 слов.

Словарный запас ребенка среднего возраста составляет 1500-2000 слов.

Перспективный план работы с детьми

№п/п

Тема

Месяц

1.

Что такое глобус?

Октябрь

2.

Путешествие на необитаемый остров. Какой может быть суша?

3.

Верблюды-корабли пустыни

4.

Про верблюжью колючку и кактусы. Поделка

5.

По холмам, по долам. А кто в норе? макет

Ноябрь

6.

Горы вот такой вышины. Макет

7.

Лесная многоэтажка. Обитатели.

8.

Хвойный и смешанный лес. Макет.

9.

Где живет Маугли? Джунгли. Создаем тропики в аквариуме.

Декабрь

10.

Страна ОЛЕНИЯ. Тундра. макет

11.

Степь да степь кругом… макет поля со злаками и бобовыми

12.

С ручейка начинается река. Макет из цветных скотчей

13.

Обитатели реки. Альбом

Январь

14.

Моря и океаны. Как сделать море? Эксп. д-ть

15.

Зачем нам болота? В гостях у Кикиморы

16.

Бабушка- медуза. Поделка.

17.

Обитатели теплых морей. Альбом. Путешествие на север, ледяная вода и компас

Февраль

18.

А что внутри? Строение Земли. Модель.

19.

Про гейзеры, вулканы и землетрясения. Эксп. д-т

20.

Солнечная система. модель

21.

Есть ли жизнь на Марсе?

Март

22.

Про звезды и метеориты

23.

Путешествие по суше. игра

24.

Путешествие по воздуху. Игра

25.

Путешествие по воде. Игра

Апрель

26.

Что такое сокровища?

27.

Путешествие в космос. игра

28.

«Путешествие Незнайки на Луну». Спортивная игр

Публикации по теме:

Кинокружок «Мир вокруг нас». Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста на 2016–17 годКинокружок «Мир вокруг нас». Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста на 2016–17 год Кинокружок (киноклуб) «МИР ВОКРУГ НАС». Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста на 2016-2017 учебный.

Модифицированная программа дополнительного образования детей «Веселая карусель» художественно-эстетической направленности Модифицированная программа дополнительного образования детей «Веселая карусель» художественно-эстетической направленности для детей возраста.

Модифицированная программа дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности «Весёлый балаганчик» Модифицированная программа дополнительного образования детей «Весёлый балаганчик»художественно-эстетической направленности для старшего.

План программа дополнительного образования по познавательно-речевому направлен в ДОУ кружка «Почемучки» для детей 4–5 лет Цель программы: Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста посредством игр и упражнений. Задачи. Обучающие: 1. Приобретение.

Программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста по вязанию крючком «Волшебный крючок» Программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста вязание крючком "Волшебный крючок" Пояснительная записка. Художественное.

Программа дополнительного образования изостудии для детей старшей группы детского сада 5–6 лет. Часть 1 Программа дополнительного образования изостудии «Кляксики» художественно – эстетической направленностиДля детей старшей группы детского.

Программа дополнительного образования изостудии для детей старшей группы детского сада 5–6 лет. Часть 2 Февраль1. Рисование жесткой полусухой кистью «Еловая ветка с шишками». 1. Практическая часть. Формировать умение передавать в рисунке строение.

Программа дополнительного образования экологического направления «Друзья природы» для детей 5–7 лет муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 "Малышок" г. Грязи Грязинского муниципального района Липецкой.

Программа дополнительного валеологического образования детей «Мои ступеньки»Программа дополнительного валеологического образования детей «Мои ступеньки» Пояснительная записка Современная статистика свидетельствует: здоровье детей от первых месяцев жизни к моменту поступления в школу не улучшается,.

Рабочая программа общеобразовательной программы дополнительного образования «Ритмическая гимнастика» для детей 4–5 лет Рабочая программа общеобразовательной программы дополнительного образования «Ритмическая гимнастика» для детей 4-5 лет. Савельева Марина.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа дополнительного образования для детей среднего дошкольного возраста «Рюкзачок»
Опубликовано: 18 января 2022 в 14:16
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД