Неволина Наталья
Программа дополнительного образования «Движение в будущее»
▼ Скачать + Заказать документы
Комплекс основных характеристик образования
Пояснительная записка
Направленность программ : техническая.
Актуальность программы.
Программа разработана в соответствии с:
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение правительства РФ от 04.09.2014г. №1726-р;
Публикация «Программа дополнительного образования „Движение в будущее“» размещена в разделах
Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) Министерства образования и науки России от 18.11.2015г. 09-3242;
Приказом Министерства образования и науки России от 23.08.2017г. №816 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляемыми образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
Приказом Минпросвещения России от 09.11.2018г. №196 (новая редакция Минпросвещения России от 30.09.2020г. №533) «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»;
«Требованиями к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам для включения в систему персонифицированного финансирования дополнительного образования детей Свердловской области» (Приложение к приказу ГАНОУ Свердловской области «Дворец молодёжи» от 26.02.23021г. №136-л);
Уставом МАДОУ Детский сад 18;
Положением о дополнительных общеобразовательных программах-дополнительных общеразвивающих программах МАДОУ Детский сад 18.
В настоящее время наблюдается технологическая революция: высокотехнологичные продукты и инновационные технологии становятся неотъемлемыми составляющими современного общества. В детских образовательных учреждениях, школах и институтах ведущее место начинает занимать робототехника, конструирование, моделирование и проектирование.
С 2015 года в Свердловской области стартовала программа, разработанная и одобренная всем профессиональным сообществом, Советом главных конструкторов, Союзом промышленников и предпринимателей. Это программа «Уральская инженерная школа». По словам губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева, начинать готовить будущих инженеров нужно не в вузах, а значительно раньше – в школьном и даже дошкольном возрасте, когда у детей особенно выражен интерес к техническому творчеству.
Современный мир ставит перед образованием непростые задачи : подготовить ребенка к жизни в обществе будущего, которое требует от него особых интеллектуальных способностей, направленных в первую очередь на работу с быстро меняющейся информацией. Развитие умений получать, перерабатывать и практически использовать полученную информацию и лежит в основе STEM-технологии в образовании.
Реализация STEM-технологии в ДОУ позволит систематизировать вариативную среду для развития технологической компетентности воспитанников в области робототехники и проектной деятельности образовательного модуля «Lego-конструирование». Внедрение данной системы в основном включает в себя командную работу, ведь большую часть времени дети совместно исследуют и развивают свои модели, они учатся строить диалог с педагогом и своими друзьями. STEM-технологии дает детям возможность изучать мир системно, вникать в логику происходящих вокруг явлений, обнаруживать и понимать их взаимосвязь, открывать для себя новое, необычное и очень интересное. Ожидание знакомства с чем-то новым развивает любознательность и познавательную активность; необходимость самим определять для себя интересную задачу, выбирать способы и составлять алгоритм её решения, умение критически оценивать результаты - вырабатывают инженерный стиль мышления; коллективная деятельность вырабатывает навык командной работы. Все это обеспечивает кардинально новый, более высокий уровень развития ребенка и дает более широкие возможности в будущем при выборе профессии.
Программа разработана с учетом потребностей населения ГО Красноуфимск (родителей (законных представителей) воспитанника).
Программа не предполагает конкурсного отбора, рассчитана на сопровождение всех категорий воспитанников.
Программа предусматривает для воспитанников возможность выбора и построения индивидуальной образовательной траектории.
Цель программы – формирование навыков конструирования, элементарного программирования и предпосылок инженерного мышления у воспитанников.
Задачи программы :
Образовательные
формировать представление об истории развития «Lego-конструирование»;
формировать первоначальные навыки моделирования из конструктора разного вида;
Развивающие
развивать элементарные навыки изобретательности, творческой инициативы к конструированию и конструктивному мышлению;
формировать основы познавательных процессов: воображения, внимания, памяти, умения анализировать результаты работы и проектирования своей деятельности.
3. Воспитательные
формировать мотивационную установку к познанию;
формировать эстетическое отношение к произведениям архитектуры, дизайна, продуктам своей конструктивной деятельности и поделкам других.
Адресат программы : Возраст воспитанников по программе 5-6 лет.
Психолого-педагогическая характеристика воспитанников
Старший дошкольный возраст – уникальный период развития, обладающий своеобразной логикой и спецификой. Старший дошкольник увлечен конструированием из наборов серии Lego, проявляет интерес к конструированию.
Срок освоения программы : программа рассчитана на 1 год обучения.
Режим занятий: Занятия проводятся 1 раз в неделю во вторую половину дня. Продолжительность занятия - 30 минут. Число воспитанников, одновременно находящихся в учебной группе, составляет 10 человек.
Формы обучения: очная.
Объём программы : 36 часов.
Виды занятий. Основной вид занятия – учебное занятие. Кроме этого, используются формы: мастерская, ярмарка, игра, соревнование, эксперимент.
В теоретическую часть программы включены беседы о знакомстве с историей робототехники, основными компонентами конструктора в современном мире.
Практическая часть направлена на приобретение навыков конструирования, элементарного программирования и предпосылок инженерного мышления у воспитанников
Уровень программы : традиционная.
Учебный тематический план
№ п/п Название темы Количество часов Формы аттестации/контроля
всего теория практика
1 Среда конструирования 4 2 2 Выставка творческих работ
2 Дома будущего 6 2 4 Защита модели
3 Техника будущего 6 2 4 Защита модели
4 Парки и скверы 6 2 4 Защита модели
5 Очистные сооружения 6 2 4 Защита модели
6 Фабрики и заводы 6 2 4 Защита модели
7 Творческий проект «Город будущего» 2 1 1 Защита проекта «Город будущего»
ИТОГО: 36 13 23
Содержание учебного (тематического) плана
Тема 1. Среда конструирования (4 часа)
Теория: История развития лего. Знакомство с разными видами конструкторов. Применение конструктора в современном мире. Названия и основное назначение деталей конструктора. Правила поведения в кабинете дополнительного образования. Правила работы с конструктором и компьютером. Инструктаж по технике безопасности.
Практика: Просмотр мультимедийной презентации. Дидактические игры с конструктором LEGO, ТИКО. Конструирование по замыслу «Робот – помощник». Беседа «Компоненты конструктора». Выставка творческих работ.
Тема 2. Дома будущего (6 часов)
Теория: Знакомство с профессией архитектор. Беседа о городе будущего. Рассматривание иллюстраций с постройками жилых зданий. Основные части жилого дома. Инструктаж по технике безопасности.
Практика: Просмотр презентации «Дома будущего». Сборка и программирование моделей «Дома будущего». Анализ продукта деятельности «дома будущего». Защита и обыгрывание данной модели. Конкурс на лучшую работу «Новый дом».
Тема 3. Техника будущего (6 часов)
Теория: Беседа с детьми о технике будущего, рассматривание иллюстраций, «Система шкивов и ремней», «Механизм замедления в ременной передаче», «Коронное зубчатое колесо». Инструктаж по технике безопасности.
Практика: Просмотр презентации «Машины - помощники», разработка эскизов транспорта грузового и пассажирского, фрагмента фильма «Гости из будущего» Сборка модели по видео-инструкции (пошаговая схема сборки) и программирование «Автобус», «Трактор», «Скорая помощь», «Пожарная машина». Демонстрация моделей и самоанализ. Защита модели и анализ продукта деятельности. Обыгрывание моделей.
Тема 4. Парки и скверы (6 часов)
Теория: Рассматривание иллюстраций «Парк развлечений будущего» .Понятия «Процесс передачи движения и преобразования энергии в модели (рычажного механизма)», «Шкивы и ремни», «Кулачковый механизм». Инструктаж по технике безопасности.
Практика: Просмотр фрагмента фильма «Установление взаимосвязей» («Качели», «Колесо обозрения», «Гонки по вертикали»). Разработка эскизов аттракционов для парка будущего. Конструирование механических моделей. Демонстрация моделей «качели». Защита модели и анализ продукта деятельности «Колесо обозрения». Демонстрация моделей и самопрезентация «Гонки по вертикали». Обыгрывание моделей.
Тема 5. Очистные сооружения (6 часов)
Теория: Беседа с детьми об экологической стороне в природе и нашем городе» Рассматривание очистных сооружений. Понятие «Система рычагов», «Понижающая зубчатая передача», «Цикл». Инструктаж по технике безопасности.
Практика: Разработка эскизов очистных сооружений «Чистый воздух», «Прозрачная вода», «Мусор для пользы». Сборка сооружений. Беседа с составлением рассказа о пользе очистных сооружений. Защита моделей и анализ продуктов деятельности. Обыгрывание моделей.
Тема 6. Фабрики и заводы (6часов)
Теория: Рассматривание иллюстраций фабрик и заводов в наше время. Беседа с детьми о развитии города будущего (фабрики и заводы).
Практика: Просмотр презентации «Промышленность будущего». Разработка эскизов «Фабрики будущего» и «Лучшего завода». Самоанализ и защита изобретений фабрик и заводов. Обыгрывание изделий.
Тема 7. Творческий проект «Город будущего» (2 часа)
Теория: Составление плана совмещения всех изготовленных моделей в единое целое – «Город будущего». Беседа о новых возможностях «Города будущего».
Практика: Составление моделей в единую конструкцию и ее обыгрывание.
Планируемые результаты
Предметные:
имеют первичные представления об истории развития «Lego-конструирование»;
обладают навыком моделирования из конструктора разного вида.
Метапредметные:
обладают элементарными навыками изобретательности, творческой инициативы к конструированию и конструктивному мышлению;
сформированы предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую деятельность.
Личностные результаты:
совершенствованы коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей;
сформирована мотивационная установка к познанию, активизирован интерес к развивающим играм;
обладают умением анализировать результаты работы и проектирование своей деятельности.
Комплекс организационно – педагогических условий.
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
- кабинет дополнительного образования в соответствии с СанПин;
- столы и стулья в соответствии с возрастом и ростом воспитанников;
- ноутбуки;
- проектор;
- набор конструктора Morphun STEM (Шестеренки) Gearphun Starter и других видов;
- шкаф, позволяющий хранить модели;
- разноцветная бумага, картон, фольга, ленточки, ножницы для развития идей выполненных проектов.
- пластилин.
Информационное обеспечение:
- комплект заданий к конструктору Morphun STEM (Шестеренки) Gearphun Starter
- видео-, фотоматериалы, интернет источники, плакаты, чертежи, технические рисунки, литература.
Кадровое обеспечение:
Реализация программы и подготовка занятий осуществляется педагогом, имеющим среднее профессиональное или высшее профессиональное образование «Образование и педагогические науки» или иного направления подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования при условии его соответствия дополнительным общеразвивающим программам в области лего-конструирования и робототехники.
Методические материалы
На занятиях используются различные методы обучения:
Объяснительно-иллюстративные (рассказ, объяснение, демонстрации, опыты, таблицы и др.) – способствуют формированию у воспитанников первоначальных сведений об основных элементах производства, материалах, технике, технологии, организации труда и трудовой деятельности человека.
Репродуктивные (воспроизводящие) – содействуют развитию у воспитанников умений и навыков.
Проблемно-поисковые (проблемное изложение, частично – поисковые, исследовательские) – в совокупности с предыдущими служат развитию творческих способностей воспитанников.
Пооперационный метод (презентации, метод проектов – необходимо сочетать репродуктивный и проблемно-поисковый методы, для этого используют наглядные динамические средства обучения.
Также в работе применяются разнообразные образовательные технологии – технология группового обучения, технология развивающего обучения, технология исследовательской деятельности, коммуникативная технология обучения, технология решения изобретательских задач, проектная и здровьесберегающая технологии.
Основными формами работы в объединении проектной деятельности образовательного модуля «Lego-конструирование» является учебно-практическая деятельность:
- 80% практических занятий,
- 20% теоретических занятий.
На занятиях используются различные формы работы:
- беседа, выставка, защита проектов, игра, конкурс, мастер-класс, викторина, тестирование, наблюдение, открытое занятие, практическое занятие, праздник, эстафета, ярмарка, презентация, техническая мастерская;
- индивидуальная (самостоятельное выполнение заданий); групповая, которая предполагает наличие системы «педагог-группа-воспитанник»; парная (или командная, которая может быть представлена парами сменного состава; где действует разделение труда, которое учитывает интересы и способности каждого обучающегося, существует взаимный контроль перед группой.
Инструкции:
Правила пожарной безопасности;
Правила техники безопасности;
Правила электробезопасности.
2.2. Формы аттестации и оценочные материалы
Оценка динамики достижений воспитанников проектной деятельности образовательного модуля «Lego-конструирование» проводится 3 раза в год по методике Т. В. Ф доровой. Основу диагностики составляют низко формализованные методы: наблюдение, беседы, соревнования.
Формы текущего контроля и промежуточной аттестации воспитанников:
Входной контроль: проводится в форме разработки эскизов моделей по данной теме с целью выявления образовательного уровня воспитанников.
Промежуточный контроль: Защита данной модели после сборки и обыгрывание. Единой конструкции
Итоговый контроль: Сборка единой конструкции «Города будущего». Защита и обыгрывание модели коллективно.
Методы контроля: - педагогическое наблюдение, срез теоретических знаний по основным темам программы, контрольное задание при выполнении практической работы);
Оценочный материал – тест, карта наблюдения, оценочный лист.
Результаты фиксируются в сводной групповой таблице по показателям:
П/п
Список воспитанников Критерии
Называет детали конструктора, виды конструкций (плоские, и объемные). Строит по образцу Строит по схеме Строит по инструкции педагога Строит по замыслу, преобразует постройку Работает в команде Создает программы для робототехнических средств при помощи специализированных визуальных конструкторов Может рассказать о сво м замысле, описать ожидаемый результат, назвать способы конструирования модели, продемонстрировать е технические возможности Итог
1.