Получи документы

Программа дополнительного образования «Движение в будущее»

Неволина Наталья
Программа дополнительного образования «Движение в будущее»

Комплекс основных характеристик образования

Пояснительная записка

Направленность программ : техническая.

Актуальность программы.

Программа разработана в соответствии с:

Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;

Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение правительства РФ от 04.09.2014г. №1726-р;

Публикация «Программа дополнительного образования „Движение в будущее“» размещена в разделах

Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) Министерства образования и науки России от 18.11.2015г. 09-3242;

Приказом Министерства образования и науки России от 23.08.2017г. №816 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляемыми образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;

Приказом Минпросвещения России от 09.11.2018г. №196 (новая редакция Минпросвещения России от 30.09.2020г. №533) «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»;

«Требованиями к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам для включения в систему персонифицированного финансирования дополнительного образования детей Свердловской области» (Приложение к приказу ГАНОУ Свердловской области «Дворец молодёжи» от 26.02.23021г. №136-л);

Уставом МАДОУ Детский сад 18;

Положением о дополнительных общеобразовательных программах-дополнительных общеразвивающих программах МАДОУ Детский сад 18.

В настоящее время наблюдается технологическая революция: высокотехнологичные продукты и инновационные технологии становятся неотъемлемыми составляющими современного общества. В детских образовательных учреждениях, школах и институтах ведущее место начинает занимать робототехника, конструирование, моделирование и проектирование.

С 2015 года в Свердловской области стартовала программа, разработанная и одобренная всем профессиональным сообществом, Советом главных конструкторов, Союзом промышленников и предпринимателей. Это программа «Уральская инженерная школа». По словам губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева, начинать готовить будущих инженеров нужно не в вузах, а значительно раньше – в школьном и даже дошкольном возрасте, когда у детей особенно выражен интерес к техническому творчеству.

Современный мир ставит перед образованием непростые задачи : подготовить ребенка к жизни в обществе будущего, которое требует от него особых интеллектуальных способностей, направленных в первую очередь на работу с быстро меняющейся информацией. Развитие умений получать, перерабатывать и практически использовать полученную информацию и лежит в основе STEM-технологии в образовании.

Реализация STEM-технологии в ДОУ позволит систематизировать вариативную среду для развития технологической компетентности воспитанников в области робототехники и проектной деятельности образовательного модуля «Lego-конструирование». Внедрение данной системы в основном включает в себя командную работу, ведь большую часть времени дети совместно исследуют и развивают свои модели, они учатся строить диалог с педагогом и своими друзьями. STEM-технологии дает детям возможность изучать мир системно, вникать в логику происходящих вокруг явлений, обнаруживать и понимать их взаимосвязь, открывать для себя новое, необычное и очень интересное. Ожидание знакомства с чем-то новым развивает любознательность и познавательную активность; необходимость самим определять для себя интересную задачу, выбирать способы и составлять алгоритм её решения, умение критически оценивать результаты - вырабатывают инженерный стиль мышления; коллективная деятельность вырабатывает навык командной работы. Все это обеспечивает кардинально новый, более высокий уровень развития ребенка и дает более широкие возможности в будущем при выборе профессии.

Программа разработана с учетом потребностей населения ГО Красноуфимск (родителей (законных представителей) воспитанника).

Программа не предполагает конкурсного отбора, рассчитана на сопровождение всех категорий воспитанников.

Программа предусматривает для воспитанников возможность выбора и построения индивидуальной образовательной траектории.

Цель программы – формирование навыков конструирования, элементарного программирования и предпосылок инженерного мышления у воспитанников.

Задачи программы :

Образовательные

формировать представление об истории развития «Lego-конструирование»;

формировать первоначальные навыки моделирования из конструктора разного вида;

Развивающие

развивать элементарные навыки изобретательности, творческой инициативы к конструированию и конструктивному мышлению;

формировать основы познавательных процессов: воображения, внимания, памяти, умения анализировать результаты работы и проектирования своей деятельности.

3. Воспитательные

формировать мотивационную установку к познанию;

формировать эстетическое отношение к произведениям архитектуры, дизайна, продуктам своей конструктивной деятельности и поделкам других.

Адресат программы : Возраст воспитанников по программе 5-6 лет.

Психолого-педагогическая характеристика воспитанников

Старший дошкольный возраст – уникальный период развития, обладающий своеобразной логикой и спецификой. Старший дошкольник увлечен конструированием из наборов серии Lego, проявляет интерес к конструированию.

Срок освоения программы : программа рассчитана на 1 год обучения.

Режим занятий: Занятия проводятся 1 раз в неделю во вторую половину дня. Продолжительность занятия - 30 минут. Число воспитанников, одновременно находящихся в учебной группе, составляет 10 человек.

Формы обучения: очная.

Объём программы : 36 часов.

Виды занятий. Основной вид занятия – учебное занятие. Кроме этого, используются формы: мастерская, ярмарка, игра, соревнование, эксперимент.

В теоретическую часть программы включены беседы о знакомстве с историей робототехники, основными компонентами конструктора в современном мире.

Практическая часть направлена на приобретение навыков конструирования, элементарного программирования и предпосылок инженерного мышления у воспитанников

Уровень программы : традиционная.

Учебный тематический план

№ п/п Название темы Количество часов Формы аттестации/контроля

всего теория практика

1 Среда конструирования 4 2 2 Выставка творческих работ

2 Дома будущего 6 2 4 Защита модели

3 Техника будущего 6 2 4 Защита модели

4 Парки и скверы 6 2 4 Защита модели

5 Очистные сооружения 6 2 4 Защита модели

6 Фабрики и заводы 6 2 4 Защита модели

7 Творческий проект «Город будущего» 2 1 1 Защита проекта «Город будущего»

ИТОГО: 36 13 23

Содержание учебного (тематического) плана

Тема 1. Среда конструирования (4 часа)

Теория: История развития лего. Знакомство с разными видами конструкторов. Применение конструктора в современном мире. Названия и основное назначение деталей конструктора. Правила поведения в кабинете дополнительного образования. Правила работы с конструктором и компьютером. Инструктаж по технике безопасности.

Практика: Просмотр мультимедийной презентации. Дидактические игры с конструктором LEGO, ТИКО. Конструирование по замыслу «Робот – помощник». Беседа «Компоненты конструктора». Выставка творческих работ.

Тема 2. Дома будущего (6 часов)

Теория: Знакомство с профессией архитектор. Беседа о городе будущего. Рассматривание иллюстраций с постройками жилых зданий. Основные части жилого дома. Инструктаж по технике безопасности.

Практика: Просмотр презентации «Дома будущего». Сборка и программирование моделей «Дома будущего». Анализ продукта деятельности «дома будущего». Защита и обыгрывание данной модели. Конкурс на лучшую работу «Новый дом».

Тема 3. Техника будущего (6 часов)

Теория: Беседа с детьми о технике будущего, рассматривание иллюстраций, «Система шкивов и ремней», «Механизм замедления в ременной передаче», «Коронное зубчатое колесо». Инструктаж по технике безопасности.

Практика: Просмотр презентации «Машины - помощники», разработка эскизов транспорта грузового и пассажирского, фрагмента фильма «Гости из будущего» Сборка модели по видео-инструкции (пошаговая схема сборки) и программирование «Автобус», «Трактор», «Скорая помощь», «Пожарная машина». Демонстрация моделей и самоанализ. Защита модели и анализ продукта деятельности. Обыгрывание моделей.

Тема 4. Парки и скверы (6 часов)

Теория: Рассматривание иллюстраций «Парк развлечений будущего» .Понятия «Процесс передачи движения и преобразования энергии в модели (рычажного механизма)», «Шкивы и ремни», «Кулачковый механизм». Инструктаж по технике безопасности.

Практика: Просмотр фрагмента фильма «Установление взаимосвязей» («Качели», «Колесо обозрения», «Гонки по вертикали»). Разработка эскизов аттракционов для парка будущего. Конструирование механических моделей. Демонстрация моделей «качели». Защита модели и анализ продукта деятельности «Колесо обозрения». Демонстрация моделей и самопрезентация «Гонки по вертикали». Обыгрывание моделей.

Тема 5. Очистные сооружения (6 часов)

Теория: Беседа с детьми об экологической стороне в природе и нашем городе» Рассматривание очистных сооружений. Понятие «Система рычагов», «Понижающая зубчатая передача», «Цикл». Инструктаж по технике безопасности.

Практика: Разработка эскизов очистных сооружений «Чистый воздух», «Прозрачная вода», «Мусор для пользы». Сборка сооружений. Беседа с составлением рассказа о пользе очистных сооружений. Защита моделей и анализ продуктов деятельности. Обыгрывание моделей.

Тема 6. Фабрики и заводы (6часов)

Теория: Рассматривание иллюстраций фабрик и заводов в наше время. Беседа с детьми о развитии города будущего (фабрики и заводы).

Практика: Просмотр презентации «Промышленность будущего». Разработка эскизов «Фабрики будущего» и «Лучшего завода». Самоанализ и защита изобретений фабрик и заводов. Обыгрывание изделий.

Тема 7. Творческий проект «Город будущего» (2 часа)

Теория: Составление плана совмещения всех изготовленных моделей в единое целое – «Город будущего». Беседа о новых возможностях «Города будущего».

Практика: Составление моделей в единую конструкцию и ее обыгрывание.

Планируемые результаты

Предметные:

имеют первичные представления об истории развития «Lego-конструирование»;

обладают навыком моделирования из конструктора разного вида.

Метапредметные:

обладают элементарными навыками изобретательности, творческой инициативы к конструированию и конструктивному мышлению;

сформированы предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую деятельность.

Личностные результаты:

совершенствованы коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей;

сформирована мотивационная установка к познанию, активизирован интерес к развивающим играм;

обладают умением анализировать результаты работы и проектирование своей деятельности.

Комплекс организационно – педагогических условий.

Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение:

- кабинет дополнительного образования в соответствии с СанПин;

- столы и стулья в соответствии с возрастом и ростом воспитанников;

- ноутбуки;

- проектор;

- набор конструктора Morphun STEM (Шестеренки) Gearphun Starter и других видов;

- шкаф, позволяющий хранить модели;

- разноцветная бумага, картон, фольга, ленточки, ножницы для развития идей выполненных проектов.

- пластилин.

Информационное обеспечение:

- комплект заданий к конструктору Morphun STEM (Шестеренки) Gearphun Starter

- видео-, фотоматериалы, интернет источники, плакаты, чертежи, технические рисунки, литература.

Кадровое обеспечение:

Реализация программы и подготовка занятий осуществляется педагогом, имеющим среднее профессиональное или высшее профессиональное образование «Образование и педагогические науки» или иного направления подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования при условии его соответствия дополнительным общеразвивающим программам в области лего-конструирования и робототехники.

Методические материалы

На занятиях используются различные методы обучения:

Объяснительно-иллюстративные (рассказ, объяснение, демонстрации, опыты, таблицы и др.) – способствуют формированию у воспитанников первоначальных сведений об основных элементах производства, материалах, технике, технологии, организации труда и трудовой деятельности человека.

Репродуктивные (воспроизводящие) – содействуют развитию у воспитанников умений и навыков.

Проблемно-поисковые (проблемное изложение, частично – поисковые, исследовательские) – в совокупности с предыдущими служат развитию творческих способностей воспитанников.

Пооперационный метод (презентации, метод проектов – необходимо сочетать репродуктивный и проблемно-поисковый методы, для этого используют наглядные динамические средства обучения.

Также в работе применяются разнообразные образовательные технологии – технология группового обучения, технология развивающего обучения, технология исследовательской деятельности, коммуникативная технология обучения, технология решения изобретательских задач, проектная и здровьесберегающая технологии.

Основными формами работы в объединении проектной деятельности образовательного модуля «Lego-конструирование» является учебно-практическая деятельность:

- 80% практических занятий,

- 20% теоретических занятий.

На занятиях используются различные формы работы:

- беседа, выставка, защита проектов, игра, конкурс, мастер-класс, викторина, тестирование, наблюдение, открытое занятие, практическое занятие, праздник, эстафета, ярмарка, презентация, техническая мастерская;

- индивидуальная (самостоятельное выполнение заданий); групповая, которая предполагает наличие системы «педагог-группа-воспитанник»; парная (или командная, которая может быть представлена парами сменного состава; где действует разделение труда, которое учитывает интересы и способности каждого обучающегося, существует взаимный контроль перед группой.

Инструкции:

Правила пожарной безопасности;

Правила техники безопасности;

Правила электробезопасности.

2.2. Формы аттестации и оценочные материалы

Оценка динамики достижений воспитанников проектной деятельности образовательного модуля «Lego-конструирование» проводится 3 раза в год по методике Т. В. Ф доровой. Основу диагностики составляют низко формализованные методы: наблюдение, беседы, соревнования.

Формы текущего контроля и промежуточной аттестации воспитанников:

Входной контроль: проводится в форме разработки эскизов моделей по данной теме с целью выявления образовательного уровня воспитанников.

Промежуточный контроль: Защита данной модели после сборки и обыгрывание. Единой конструкции

Итоговый контроль: Сборка единой конструкции «Города будущего». Защита и обыгрывание модели коллективно.

Методы контроля: - педагогическое наблюдение, срез теоретических знаний по основным темам программы, контрольное задание при выполнении практической работы);

Оценочный материал – тест, карта наблюдения, оценочный лист.

Результаты фиксируются в сводной групповой таблице по показателям:

П/п

Список воспитанников Критерии

Называет детали конструктора, виды конструкций (плоские, и объемные). Строит по образцу Строит по схеме Строит по инструкции педагога Строит по замыслу, преобразует постройку Работает в команде Создает программы для робототехнических средств при помощи специализированных визуальных конструкторов Может рассказать о сво м замысле, описать ожидаемый результат, назвать способы конструирования модели, продемонстрировать е технические возможности Итог

1.

Публикации по теме:

Модифицированная программа дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности «Весёлый балаганчик» Модифицированная программа дополнительного образования детей «Весёлый балаганчик»художественно-эстетической направленности для старшего.

Модифицированная программа дополнительного образования «До-ре-ми» Модифицированная программа дополнительного образования «До-ре-ми» для старших и подготовительных групп. Музыкальный руководитель Сидорова.

Программа дополнительного образования «Бумажные превращения»Программа дополнительного образования «Бумажные превращения» Пояснительная записка Как быстро летит время. Как незаметно взрослеют наши дети. Развитие ребенка у нас, взрослых, вызывает удивление.

Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности «Весёлая карусель» .

Программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста по вязанию крючком «Волшебный крючок» Программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста вязание крючком "Волшебный крючок" Пояснительная записка. Художественное.

Программа дополнительного образования по финансово-экономической грамотности дошкольника Программа по знакомству с миром экономики и финансов логически должна быть выстроена от осознания собственного опыта – к пониманию экономических,.

Программа дополнительного образования экологического направления «Друзья природы» для детей 5–7 лет муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 "Малышок" г. Грязи Грязинского муниципального района Липецкой.

Программа дополнительного валеологического образования детей «Мои ступеньки»Программа дополнительного валеологического образования детей «Мои ступеньки» Пояснительная записка Современная статистика свидетельствует: здоровье детей от первых месяцев жизни к моменту поступления в школу не улучшается,.

Рабочая общеобразовательная программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «Речецветик» Рабочая общеобразовательная программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «РЕЧеЦВеТИК»для детей средней группы.

Рабочая программа общеобразовательной программы дополнительного образования «Ритмическая гимнастика» для детей 4–5 лет Рабочая программа общеобразовательной программы дополнительного образования «Ритмическая гимнастика» для детей 4-5 лет. Савельева Марина.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа дополнительного образования «Движение в будущее»
Опубликовано: 24 ноября 2021 в 19:01
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД