МААМ-картинки

Программа дополнительного образования «Лесная сказка»

Елена Чипыжова
Программа дополнительного образования «Лесная сказка»

«Мультипликация как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

Дошкольный возраст важнейший этап развития и воспитания личности. Этот период приобщения ребнка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность.

В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирования у них творческих умений, осознание ими чувства прекрасного. Все виды искусства (живопись, музыка и т. д.) благотворно влияют на становление личности дошкольников, но именно в детстве одним из самых востребованных видов современного искусства является мультипликация. Мультипликация сложный и многоструктурный процесс, построенный на объединении областей различных видов искусств. Являясь одним из видов

Публикация «Программа дополнительного образования „Лесная сказка“» размещена в разделах

современного искусства, мультипликация обладает чрезвычайно высоким потенциалом художественно-эстетического, нравственно-эмоционального воздействия на детей дошкольного возраста, а также широкими воспитательно-образовательными возможностями. Главная педагогическая ценность мультипликации заключается, прежде всего, в возможности комплексного развивающего обучения детей. Этому способствует интеграция разных видов изобразительного искусства, которые сосуществуют в мультипликации на равных: рисунок, живопись, лепка,

графика, фотография, скульптура, литература, музыка, дизайн, декоративно-прикладное творчество, театр.

Искусство мультипликации в первую очередь воздействует на воображение и фантазию детей. В мультипликации все рисунки, предметы, вещи, персонажи «оживают» и могут передвигаться, перемещаться из одного места в другое. И не только перемещаться, но и полноценно жить на экране, совершать те или иные поступки, самостоятельно разрешать конфликты входить в тесные взаимоотношения друг с другом, рассуждать, говорить и даже, если это нужно, петь, танцевать и играть на различных музыкальных инструментах. В процессе создания мультипликационного фильма у детей развиваются сенсомоторные качества, связанные с действиями руки ребенка, обеспечивающие быстрое и точное усвоение технических приемов в различных видах деятельности, восприятие пропорций, особенностей объемной и плоской формы, характера линий, пространственных отношений; цвета, ритма, движения.

Работа над созданием фильма создает условия для формирования у ребенка личностных качеств, таких как инициатива, настойчивость, трудолюбие, ответственность, коммуникабельность и т. д. А это те целевые ориентиры, которые определены ФГОС дошкольного образования.

Мультипликация как вид детского творчества существует уже достаточно давно, как в нашей стране, так и во многих странах мира. Отличаясь доступностью и неповторимостью жанра, мультипликация помогает максимально сближать интересы взрослого и ребенка. Педагоги проявляют немалый интерес к педагогическому потенциалу мультипликации, они заинтересованы не только в конечном результате детского творчества –фильмах, но в первую очередь, в проявлении и выражении творческих способностей детей. Несмотря на педагогические возможности мультипликации, данный вид деятельности реализуется в основном в Центрах детского и юношеского

творчества, детских анимационных студиях, а для дошкольных учреждений мультипликация является новой, нетрадиционной формой работы с детьми.

В 2018 году в нашем детском саду была организована работа мультипликационной студии «Мультяшка». Вместе с родителями и ребятами подготовительной группы к дню города мы сняли «документальный мультик МОЙ ГОРОД БОР». Вместе с учителем- логедом в преддверии Нового года сняли мультик «Сказка про пингвинёнка». В 2020 году, в связи со сложившейся ситуацией с короновирусной инфекцией, дети пропустили множество тем. С помощью мультстудии я решила восполнить упущенный материал, конкретно по изучению мира природы, т. к и время года было нам в помощь.

По правилам поведения в природе (не рвать листья растений, не ломать деревья, ветки, не трогать животных, не бросать мусор, не разжигать костёр;

Лекарственные растения;

Съедобное-несъедобное в лесу, опасные ядовитые растения;

Взаимосвязь природы (птица- гнездо);

Явления неживой природы (гроза, гром, молния, радуга, правила поведения при грозе;

Правила оказания первой помощи при ушибах и укусах насекомых;

Мною была разработана авторская программа дополнительного образования «Лесная сказка».

Цель работы мультипликационной студии: развитие творческого потенциала ребнка в процессе создания собственного мультфильма.

Задачи:

создать условия для развития творческого воображения и творческих способностей; способствовать развитию мелкой моторики, координации движения рук, глазомера, развитию восприятия (зрительного, тактильного, слухового, развитию речевых навыков; обучение навыкам создания мультипликационных фильмов; вовлечение дошкольников в коллективную творческую деятельность; формирование навыков сотрудничества.

Существует большое количество способов изготовления мультипликационных фильмов. Это и рисованная мультипликация, и компьютерная графика, и различные виды анимации –пластилиновая, кукольная, предметная и т. д. Для создания мультфильмов в рамках работы мультипликационной студии «Мультяшка» была выбрана пластилиновая анимация. Во-первых, лепка –один из самых эмоциональных продуктивных видов изобразительной деятельности и для детей дошкольного возраста игра с мелкими игрушками, пластилиновыми персонажами является очень интересной. Во-вторых, в лепке синхронно работают две руки, и координируется работа двух полушарий. Кроме того, лепка из пластилина способствует развитию мелкой моторики, которая в свою очередь, оказывает влияние на развитие речи, памяти и мышления. Учитывая, современную проблему увеличения количества детей с общим недоразвитием речи, у которых есть проблемы не только в развитии речи, но и проблемы с мелкой и общей моторикой, вниманием, восприятием, памятью и т. д., данный способ изготовления мультфильмов будет являться наиболее эффективным в решении поставленных задач.

Занятия проходят с детьми старшей группы, два раза в неделю во второй половине дня. Время проведения занятия составляет 30 минут.

работа в малой группе позволяет осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку, способствует выявлению резервов каждогоребенка как «отправной точки» для обеспечения условий развития его творческого потенциала;

на занятиях задействовано большое количество технических средств и дети учатся пользоваться техникой необходимой в процессе создания мультфильма;

занятия построены таким образом, чтобы дети побывали в разных ролях (сценаристов, мультипликаторов, декораторов, режиссра, оператора, звукорежиссра).

Занятия в студии подразделяются на 2 вида: вводные и тематические.

В рамках вводных занятий дети знакомятся с историей и процессом создания мультипликационного фильма, с разными видами и особенностями мультипликационных фильмов, с профессиями тех людей, которые работают

над созданием мультфильма, кто озвучивает героев любимых мультиков, как проходит процесс озвучивания.

Тематические занятия разбиты на 4-8 занятий по темам, в рамках каждой из них создаются мини-мультфильмы, которые дети придумывают и создают совместно с педагогом.

Создание анимационного пластилинового фильма предполагает наличие следующих этапов:

1. Определение общей идеи мультфильма.

В начале каждой темы проводится вводное занятие, на котором дети обсуждают сценарий будущего фильма. Тема, сюжет могут быть предложены как педагогом, так и детьми. Для создания сюжетов ребенку необходимо приобретать знания о входящих в них предметах и явлениях –это способствует развитию познавательных компетенций.

2. Разработка сценария мультфильма.

Обсуждение сюжета будущего мультфильма, раскадровка. Придумывание сценария –это развитие речевого творчества, связной речи, воплощение задуманного –это развитие планирующей деятельности дошкольников. В ходе совместной работы над мультфильмом дети рассуждают о последовательности действий, характере каждого героя, его образе, придумывают диалоги между персонажами. В процессе выстраивания последовательности событий и необходимых действий развивается логика, целеполагание, планирование. Создавая персонаж, ребенок наделяет его особым характером, присваивает ему собственные ценности, или, наоборот, дает герою отрицательные качества. Действуя согласно придуманному сюжету, ребенок учится анализировать поступки и последствия, учится точно выражать мысли и чувства.

3. Изготовление героев и декораций для всех сцен фильма.

Данному этапу отводится много времени. Дети распределяют, каких персонажей будет каждый лепить. При изготовлении героев дети осваивают или закрепляют различные способы (скульптурный, конструктивный или комбинированный) и приемы лепки (раскатывание, скатывание, сплющивание, прищипывание, скручивание и т. д.). Изготавливая декорации, дети осваивают новый вид продуктивной деятельности –пластилинографию. В процессе совместной продуктивной деятельности мы проговариваем с детьми сценарий, разучиваем этюды, учимся с помощью голоса показывать настроение и характер героев.

4. Покадровая съёмка мультфильма.

Очень кропотливый этап работы. При всей кажущейся простоте этой техники детям необходимо постоянно контролировать свои действия: переставлять фигурки персонажей на минимальное расстояние, убирать руки из кадра, делать множество кадров, не смещая фотоаппарат с установленной точки.

5. Монтаж.

Соединение кадров в фильм при помощи компьютерной программы. Все части мультфильма монтирую я сама с использованием специальных программ. Данный этап проводится без участия детей. Но в дальнейшем, я планирую, что дети будут участвовать в монтаже.

6. Озвучивание фильма.

Вместе с детьми подбираем музыку, шумовые эффекты, распределяем роли и озвучиваем мультфильм. При работе над музыкальным решением появляется представление о музыкальной композиции, природе звука, музыкальных инструментах. На данном этапе в индивидуальной работе отрабатывается выразительность речи, темп и тембр голоса. Ребнок приобретает актерские навыки, учится передавать голосом характери настроение героев.

7. Окончательная обработка мультфильма.

8. Совместный просмотр и презентация родителям и другим детям.

Опыт работы студии по решению задач творческого развития ребенка средствами мультипликации, может быть использован педагогами и в условиях массовых групп ДОУ.

ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Тема Содержание совместной деятельности педагога с детьми

1 неделя История создания мультфильмов

Цикл бесед :

- “Что такое мультипликация?”;

- “История мультипликации”;

«Путешествие в прошлое – детство родителей» (альтернативой мультфильмам были диафильмы).

Просмотр мультфильма «Варежка»

- обсуждение содержания просмотренных мультфильмов, проговаривание событий и анализ поведения героев.

Просмотр мультфильма «Пластилиновая ворона». Обсуждение после просмотра: из чего сделаны герои мультфильма.

2 неделя Знакомство с профессией (мультипликатор)

• Просмотр презентации «Союзмультфильм».

«Волшебники мультипликации» ( знакомство с профессиями: сценарист, режиссер-мультипликатор, художник-мультипликатор, звукорежиссер, оператор и др.)

3 неделя Знакомство с разновидностями мультфильмов Викторины «Знаток мультфильмов.

4 неделя Начало работы над мультфильмом

«Лесной доктор»

Создание декораций, героев к мультфильму Запуск краткосрочного проекта «Лекарственные растения». Экскурсия по территории детского сада и просмотр презентации "Лесная аптека" Слушание музыкального произведения: «Вальс цветов». Д/И «Узнай растение?» Д/и «Что лечит это растение?» Д/И «Какая часть растения лечит?» Беседа «Осторожно –лес» Беседа «Лекарственные растения» НОД по ИЗО-деятельности «Одуванчик» Презентация «Лекарственные растения» Презентация Лесная аптека» НОД «В гостях у доктора Айболита» НОД «Путешествие в мир лекарственных растений» Игра «Назови и расскажи» Игра «Определи по запаху» Чтение художественной литературы Экскурсии и наблюдения на участке д/с

5 неделя Придумывание историй для сценария и составление мнемотаблиц (раскадровка)

6 неделя Лепка героев из пластилина.

Рассматривание иллюстраций.

7 неделя Фотографирование сюжета. Съемка фильма в технике пластилиновой анимации. Озвучивание сказки.

8 неделя Начало работы над мультфильмом

«Друзья»

Создание декораций, Беседа «Маленькие друзья» Беседа «Муравьи и муравьишки» НОД «Божья коровка» НОД по ИЗО «Божья коровка» Наблюдение за божьей коровкой Презентация «Насекомые» Презентация «Наши насекомые» Презентация со звуком «Насекомые» НОД по ИЗО «Муравей» Экологическая тропа (наблюдения, экскурсии….)

9 неделя

10 неделя Лепка и рисование героев к мультфильму.

Раскадровка мультфильма «Друзья»

Создание декораций, фона Фотографирование сюжета.

Сочиняем сказку, обсуждение поступков главного героя мультфильма.

11 неделя Сделать раскадровку собственного мультфильма о муравье и пчёлке.

12 неделя

Озвучивание мультфильма детьми.

Съемка мультипликационного фильма «Друзья» в технике пластилиновой анимации.

Просмотр мультфильма, рассказ авторов мультфильма о впечатлениях от съемки.

13 неделя

Начало работы над мультфильмом «Девочка и ёж». .

Чтение Х. /Л Пальчиковые игры «Ягоды», «За грибами» Физкультминутки «Гномы», «За грибами» Викторина «Что будет если….?» Д/и «Подбери шляпку к ножке» Д/и «Что приготовим из…. ?» Д/и «Чего не стало?» Д/и «Отгадай ягоды» Игра с мячом «Положи в лукошко» Упражнение «Что можно делать с грибами?» «Съедобное- несъедобное», «Мы в лес пойдём», Составление рассказов «Грибы- ягоды». Электровикторина

14неделя

15 неделя

Лепка и рисование героев к мультфильму

Создание декораций, фона

Раскадровка мультфильма Фотографирование сюжета.

Лепка героев из пластилина.

Рассматривание иллюстраций

Съемка фильма в технике пластилиновой анимации. Озвучивание сказки.

16 неделя

Подведение итогов Просмотр мультфильмов.

Литература

2. Короткова Н. А. Тематическое планирование партнерской деятельности взрослого со старшими дошкольниками. – ж. «Ребенок в детском саду» № 5, 2002г., с. 4.

3. Н. В. Ермолова Основные ошибки при организации проектной деятельности с детьми. – ж. «Справочник старшего воспитателя» № 1, 2015 г., с. 10.

4. Интернет-ресурсы:

Мультипликация. Статья в Википедии.

Мультфильм. Статья в Википедии.

Мультстудия на телеканале "Карусель"

Страничка мультипликатора

5. Казакова Р. Г., Мацкевич Ж. В. Смотрим и рисуем мультфильмы. Методическое пособие. М. ,2013 – 125с.

6. Мультфильмы своими руками. https://veriochen.livejournal.com/121698.html.

Публикации по теме:

Кинокружок «Мир вокруг нас». Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста на 2016–17 годКинокружок «Мир вокруг нас». Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста на 2016–17 год Кинокружок (киноклуб) «МИР ВОКРУГ НАС». Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста на 2016-2017 учебный.

Модифицированная программа дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности «Весёлый балаганчик» Модифицированная программа дополнительного образования детей «Весёлый балаганчик»художественно-эстетической направленности для старшего.

Модифицированная программа дополнительного образования «До-ре-ми» Модифицированная программа дополнительного образования «До-ре-ми» для старших и подготовительных групп. Музыкальный руководитель Сидорова.

Программа дополнительного образования «Бумажные превращения»Программа дополнительного образования «Бумажные превращения» Пояснительная записка Как быстро летит время. Как незаметно взрослеют наши дети. Развитие ребенка у нас, взрослых, вызывает удивление.

Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности «Весёлая карусель» .

Программа дополнительного образования по финансово-экономической грамотности дошкольника Программа по знакомству с миром экономики и финансов логически должна быть выстроена от осознания собственного опыта – к пониманию экономических,.

Программа дополнительного образования экологического направления «Друзья природы» для детей 5–7 лет муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 "Малышок" г. Грязи Грязинского муниципального района Липецкой.

Программа дополнительного валеологического образования детей «Мои ступеньки»Программа дополнительного валеологического образования детей «Мои ступеньки» Пояснительная записка Современная статистика свидетельствует: здоровье детей от первых месяцев жизни к моменту поступления в школу не улучшается,.

Рабочая общеобразовательная программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «Речецветик» Рабочая общеобразовательная программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «РЕЧеЦВеТИК»для детей средней группы.

Рабочая программа общеобразовательной программы дополнительного образования «Ритмическая гимнастика» для детей 4–5 лет Рабочая программа общеобразовательной программы дополнительного образования «Ритмическая гимнастика» для детей 4-5 лет. Савельева Марина.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа дополнительного образования «Лесная сказка»
Опубликовано: 21 октября 2020 в 19:59
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД