МААМ-картинки

Программа дополнительного образования «Маленький художник» (нетрадиционные техники рисования) для дошкольников 4–5 лет (2 фото)

Ирина Гусева
Программа дополнительного образования «Маленький художник» (нетрадиционные техники рисования) для дошкольников 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧЕРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА№ 1527»

Программа дополнительного образования

«Маленький художник»

(нетрадиционные техники рисования)

для дошкольников 4-5 лет

Автор - составитель

восп. 1 кв. категории

Публикация «Программа дополнительного образования „Маленький художник“ (нетрадиционные техники рисования) для дошкольников 4–5 лет» размещена в разделах

Гусева И. Д.

2020 - 2021 уч. год

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

Пояснительная записка

Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте.

Основной целью современной системы дополнительного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Художественное творчество», составляющая часть которого - изобразительное искусство. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии.

Использование нетрадиционных техник на занятиях рисованием повышает интерес к изобразительной деятельности, вызывает положительный эмоциональный отклик, развивает художественно-творческие способности ребенка. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

Программа дополнительного образования «Маленький художник» является авторской программой художественно – эстетической направленности, созданной на основе методических пособий следующих авторов: Комаровой Т. С., Григорьевой Г. Г., Давыдовой Г. Н., Лыковой И. А. и др.

Программа разработана в соответствии с нормативно - правовыми документами:

Законом Российской Федерации «Об образовании»;

Санитарно – эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049- 13 («Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений»);

Письмом Министерства образования Российской Федерации от 14. 03. 2000 № 65/23 – 16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»;

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования»;

Письмом «Комментарии к ФГОС дошкольного образования» Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.02.2014 г. № 08-249;

Государственной программой Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы;

Приказом Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. №1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

Приложением к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобразования и науки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».

Программа дополнительного образования «Маленький художник» направлена на реализацию базисных задач художественно-эстетического развития детей знакомит с нетрадиционными техниками рисования, демонстрирует необычные сочетания материалов и инструментов, формирует навыки работы с различным материалом.

Актуальность

Рисование является одним из самых увлекательных занятий для детей дошкольного возраста. В процессе рисования совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности.

Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выразить в рисунке задуманное и затрудняет развитие познавательных способностей и эстетического восприятия. Сложной для дошкольников является методика изображения предметов тонкими линиями. Это влечет за собой отрицательное эмоциональное отношение ко всему процессу рисования и к детской неуверенности.

Решить данную проблему помогают нетрадиционные техники рисования.

Нетрадиционные изобразительные техники – это эффективное средство изображения, включающее новые художественно-выразительные приемы создания художественного образа, композиции и колорита. Оно позволяет обеспечить наибольшую выразительность образа в творческой работе, чтобы у детей не создавалось шаблона.

Нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, целенаправленность деятельности.

Таким образом, обучение детей нетрадиционным способам рисования активизирует познавательный интерес, формирует эмоционально-положительное отношение к рисованию, способствует эффективному развитию детского творчества.

Цель программы

Развивать изобразительные навыки детей 4-5 лет средствами рисования разными методами с использованием нетрадиционных техник

Задачи программы.

Обучающие:

Знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования

Обучать основам создания художественного образа, учить свободно выражать свой замысел

Формировать практические навыки работы в различных видах художественной деятельности : рисовании, лепке, аппликации

Совершенствовать умения и навыки в экспериментировании с материалами для работы в различных нетрадиционных техниках

Обогащать словарь ребенка специальными терминами

Развивающие:

Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию.

Побуждать к творческим поискам и решениям

Совершенствовать мелкую моторику рук, развивать сенсорные восприятия в процессе работы с различными материалами

Развивать память, внимание, мышление

Воспитательные:

Воспитывать интерес к нетрадиционным техникам рисования.

Воспитывать аккуратность и бережное отношение к материалам, используемым в работе

Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.

Воспитывать усидчивость, целеустремленность, активность, самостоятельность, умение работать коллективно.

Принципы реализации программы

Принцип наглядности. Предполагает широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, образцы, схемы.

Принцип занимательности. Изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей. Этот принцип формирует у детей желание выполнять задание, стремиться к достижению результата.

Принцип тематического планирования материала. Предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам.

Принцип личностно-ориентированного общения. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.

2. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

Сроки реализации программы

Программа «Маленький художник» рассчитана на 1 год и реализуется в 2020 – 2021 учебном году на бюджетной основе.

Режим занятий

Занятия проводятся один раз в неделю с октября по май, по средам, во второй половине дня с 16.00 – 16.20

Продолжительность занятий 20 мин

Общее количество занятий - 32.

Возраст детей: 4 – 5 лет.

Численность в группе составляет 25 человек.

Материалы и оборудование

Бумага для рисования

Бумага цветная

Картон

Гуашь

Акварель

Восковые карандаши, цветные карандаши, фломастеры

Кисточки

Пластилин

Ножницы

Клей

Ватные диски

Ватные палочки

Нитки

Вилки пластиковые

Салфетки бумажные

Салфетки тканевые

Клеенка

Кисти для клея

Крупы, природный материал

3. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Уровень освоения содержания программы

Ознакомительный (стартовый)

Формы реализации программы

Реализация программы предполагает осуществление специально организованных занятий, в процессе которых дети получают знания и навыки по изучаемым нетрадиционным техникам рисования (метод печатания различными предметами, пластилинография, разные виды аппликации (обрывная, из ватных дисков, из салфеток, ниткография, рисование крупами, вилкой, монотипия).

Методы и формы работы

Занятия проводятся в интегрированной форме, предполагая совместную деятельность педагога и детей, а также их самостоятельную творческую деятельность.

Наглядный метод:

показ способов действия с инструментами и материалами.

Словесный:

объяснение способа действия с инструментами и материалами,

анализ выполненных работ,

использование художественного слова.

Практический:

обучение способам нетрадиционного изображения,

индивидуальный подход к детям.

Игровой:

сюрпризные моменты, игровые ситуации.

Работа с родителями

Программа предусматривает индивидуальное консультирование родителей. Разработан цикл консультаций «Нетрадиционные техники рисования, как средство эстетического воспитания», «Пластилинография».

Формы подведения итогов реализации программы

В течение учебного года планируется организовывать выставки детских работ. В конце года оформляется альбом детских работ.

Ожидаемые результаты

В результате освоения программы по дополнительному образованию воспитанники приобретут следующие качества: инициативность, самостоятельность, любознательность, воображение, склонность к экспериментированию, способность к принятию решений.

Анализ детских работ представляет собой краткое описание созданного каждым ребенком изображения. Выделяются показатели, позволяющие определить уровень овладения детьми изобразительной деятельностью по разным направлениям.

Высокий уровень:

Ребенок проявляет интерес к нетрадиционной технике рисования

Знает характерные особенности нетрадиционных техник рисования

Аргументирует выбор той или иной техники и правильно называет ее

Располагает изображение по всему листу, цветовое решение соответствует полному раскрытию замысла

Выполняет задание самостоятельно, без помощи взрослого

Средний уровень:

Ребенок проявляет интерес к нетрадиционной технике рисования

Не всегда правильно выделяет характерные особенности той или иной техники

Не всегда располагает изображение по всему листу, цветовое решение соответствует замыслу

Выполняет задание с небольшой помощью взрослого

Низкий уровень:

Ребенок не проявляет интерес к нетрадиционной технике рисования

Не знает характерные особенности той или иной техники

Не умеет располагает изображение по листу, цветовое решение не соответствует замыслу

Не может самостоятельно выполнить задание

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Месяц Тема занятия Техника Программное содержание

октябрь «Нарисуй, что хочешь» рисунки на манке Развивать мелкую моторику рук, усидчивость, воображение.

«Осенний букет» печатание листьями, аппликация Познакомить детей со способом печати.

Воспитывать художественный вкус.

«Ветка рябины» пластилинография Познакомить с новым видом изобразительного искусства – пластилинографией.

Учить использовать в работе приемы «отщипывание», «скатывание», размазывание, «вдавливание».

Развивать мелкую моторику рук.

«Золотая осень» обрывная аппликация Познакомить детей с методом обрывной аппликации.

Учить работать аккуратно.

Развивать воображение, творчество.

Воспитывать умение работать в паре.

ноябрь «Осенний пейзаж»

коллективная работа коллаж Учить детей составлять коллективные композиции.

Развивать воображение, творчество.

Воспитывать умение работать коллекттивно.

«Мухомор» пластилинография Продолжать учить детей работать в технике «пластилинография».

Учить создавать образы простых предметов.

Развивать скоординированность рук, творческую фантазию.

«Волшебные отпечатки»

(украшение варежки, платка, юбки и т. д.) оттиски различными предметами (пробка, ластик, картошка и т. д.) Продолжать знакомить детей с методом печатания.

Учить украшать силуэт простым узором, используя печатание различными предметами. Развивать чувство композиции, ритма. Воспитывать умение работать индивидуально.

декабрь «Веселый снеговик» аппликация из ватных дисков Учить создавать силуэт из ватных дисков и дорисовывать его до законченного образа (метла, елочка, заборчик).

Развивать чувство композиции.

Развивать воображение, творчество.

Воспитывать аккуратность и усидчивость в работе.

«Зимушка-зима» аппликация из салфеток Учить использовать в работе различный материал (салфетки).

Продолжать учить аккуратно работать с клеем и ножницами.

«Снег идет» оттиск салфеткой или ватой Учить изображать снежок с помощью техники печатания.

Учить дорисовывать предыдущие работы.

Развивать чувство композиции.

«Пушистая елочка» ниткография Познакомить детей с новой техникой рисования «ниткография».

Учить заполнять контур ниточками.

Совершенствовать мелкую моторику.

Воспитывать положительное восприятие творческого процесса.

«Елочка нарядная на праздник к нам пришла…» пластилинография Продолжать учить работать в технике «пластилинография», используя приемы отщипывания, скатывания, размазывание, вдавливания.

Развивать мелкую моторику рук, фантазию.

январь «Морозные узоры» рисование крупой (манка) Учить рисовать с помощью клея и манки.

Развивать мелкую моторику рук, усидчивость, воображение.

«Снегири» (коллективная работа) аппликация из ватных дисков Продолжать учить создавать силуэт из ватных дисков, дорисовывать до законченного образа.

Воспитывать у детей умение работать в коллективе.

«Солнышко лучистое» рисование крупой (пшено) Учить детей наносить клей на отдельный участок, щедро насыпать крупу на этот участок, «оживлять» работу с помощью ватной палочки. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

февраль «Веселые картинки» (яблоко, морковка, листочек, рыбка и т. д.) пластилинография Продолжать учить работать в технике «пластилинография», используя приемы отщипывания, размазывания.

Учить заполнять контур, создавая образы простых предметов.

Развивать мелкую моторику.

«Веселые картинки» (продолжение)

«Самолет» рисование крупой (рис) Продолжать совершенствовать приемы нетрадиционной техники «рисование крупами».

Развивать мелкую моторику и координацию движения рук.

Развивать внимание, фантазию.

Воспитывать целеустремленность, интерес к процессу и результатам работы

«Самолет» (продолжение)

март «Букет для мамы» пластилинография Продолжать учить работать в технике «пластилинография», используя приемы отщипывания, скатывания, размазывания.

Развивать мелкую моторику.

«Мимоза» печатание ватными палочками Познакомить детей с техникой рисования ватными палочками.

Развивать умение удачно располагать изображение на листе.

Учить работать веерными кисточками.

«Цыпленок» рисование крупой (пшено) Продолжать совершенствовать приемы нет

Программа дополнительного образования «Маленький художник» (нетрадиционные техники рисования) для дошкольников 4–5 лет
Фото «Маленький художник»

радиционной техники «рисование крупами».

Развивать мелкую моторику и координацию движения рук.

Развивать внимание, фантазию.

«Рыбки в аквариуме» пуантография (ватными палочками) Продолжать упражнять в технике рисования тычком.

Учить аккуратно закрашивать контур.

Развивать чувство композиции, воображение, творчество.

Воспитывать целеустремленность, интерес к процессу и результатам работы.

«Рыбки в аквариуме» (продолжение)

апрель «Одуванчики» оттиск штампиками, рисование вилкой и ватными палочками Познакомить детей с новым способом «рисование вилкой».

Учить работать в нескольких техниках : оттиск штампиками, рисование тычком, рисование вилкой.

«Звездное небо» восковые карандаши + акварель Познакомить с техникой сочетания акварели и восковых мелков. Воспитывать умение работать аккуратно.

«Цыпленок на лужайке» оттиск смятой бумагой Продолжать учить рисовать смятой бумагой, создавая определенный образ.

Развивать чувство композиции, художественный вкус.

«Бабочка» монотипия Познакомить детей с техникой «монотипия».

Учить дорисовывать отдельные детали для более отчетливой картинки.

Развивать творческие способности и фантазию.

Воспитывать самостоятельность в работе.

май «Разноцветные тюльпаны» оттиск штампиками Упражнять в рисовании с помощью печаток. Закреплять умение дорисовывать у цветов стебельки и листочки. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус.

«Праздничный салют» оттиск смятой бумагой Продолжать учить рисовать смятой бумагой, создавая определенный образ.

Развивать чувство композиции, художественный вкус.

«Ежик на лесной опушке» рисование вилкой Продолжать знакомить детей с техникой рисования вилкой.

Учить дорисовывать до завершенного образа.

Развивать воображение, творчество.

«Весна» коллективная работа разные Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

Развивать чувство композиции.

Воспитывать умение работать коллективно.

Литература

1. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 и 2. – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2008.

2. Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста : Нетрадиционные техники, планирование. Конспекты занятий/. М. : ТЦ «Сфера», 2005.

3. Комарова Т. С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. – М. : Мозаика-Синтез, 2005

4. Лыкова И. А. Изобразительное творчество в детском саду. Путешествия в тапочках, валенках, ластах, босиком, на ковре - самолете и в машине времени. Занятия в ИЗО-студии. – М. : Издательский дом «Карапуз», 2008.

5. Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2 – 7 лет «Цветные ладошки». – М. : «Карапуз-дидактика», 2007.

6. От рождения до школы: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. 354с.

7. К. К. Утробина, Г. Ф. Утробин «Увлекательное рисование методом тычка с детьми» 3-7лет.

8. Цквитария Т. А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. М. : ТЦ Сфера, 2011.

9. Яковлева Т. Н. Пластилиновая живопись. Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2010.

Публикации по теме:

Модифицированная программа дополнительного образования «До-ре-ми» Модифицированная программа дополнительного образования «До-ре-ми» для старших и подготовительных групп. Музыкальный руководитель Сидорова.

Нетрадиционные техники рисования в ДОУ по возрастамНетрадиционные техники рисования в ДОУ по возрастам «Как плохой инструмент не стимулирует к определенным достижениям в музыке, так и бедный изоматериал не дает ребенку соответствующих импульсов.

Нетрадиционные техники рисования в художественном развитии дошкольников: их роль и значениеНетрадиционные техники рисования в художественном развитии дошкольников: их роль и значение Нетрадиционные техники рисования в художественном развитии дошкольников: их роль и значение. Рисование одно из самых любимых занятий детей.

Программа дополнительного образования «Бумажные превращения»Программа дополнительного образования «Бумажные превращения» Пояснительная записка Как быстро летит время. Как незаметно взрослеют наши дети. Развитие ребенка у нас, взрослых, вызывает удивление.

Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности «Весёлая карусель» .

Программа дополнительного образования по финансово-экономической грамотности дошкольника Программа по знакомству с миром экономики и финансов логически должна быть выстроена от осознания собственного опыта – к пониманию экономических,.

Программа дополнительного образования экологического направления «Друзья природы» для детей 5–7 лет муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 "Малышок" г. Грязи Грязинского муниципального района Липецкой.

Программа дополнительного валеологического образования детей «Мои ступеньки»Программа дополнительного валеологического образования детей «Мои ступеньки» Пояснительная записка Современная статистика свидетельствует: здоровье детей от первых месяцев жизни к моменту поступления в школу не улучшается,.

Рабочая общеобразовательная программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «Речецветик» Рабочая общеобразовательная программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «РЕЧеЦВеТИК»для детей средней группы.

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого воображения дошкольников НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ Доронина Н. А. муниципальное бюджетное дошкольное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа дополнительного образования «Маленький художник» (нетрадиционные техники рисования) для дошкольников 4–5 лет
Опубликовано: 28 сентября 2021 в 17:28
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа дополнительного образования «Маленький художник» (нетрадиционные техники рисования) для дошкольников 4–5 лет» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Гусева (УИ 329344) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД