Надежда Петецкая
Программа дополнительного образования по финансовой грамотности детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
№ п/п Содержание стр
1 Пояснительная записка 3
2 Учебный план 5
3 Содержание программы 7
4 Календарный учебный график 10
5 Условия реализации программы : 11
6 Список литературы 12
1. Пояснительная записка.
Рабочая программа разработана в соответствии с:
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ; (с изменениями и дополнением).
Публикация «Программа дополнительного образования по финансовой грамотности детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Темочки
Приказом Минобрнауки России от 29.08.2013г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Актуальность программы :
Образовательная программа «Школа Гнома Эконома» разработана в целях просвещения детей старшего дошкольного возраста детского сада. Требования современного общества сделали проблему экономического образования актуальной, относительно данной возрастной группы. Финансовое просвещение и экономическое воспитание — сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности.
Новизна программы состоит в постановке самой проблемы, как предмета специального изучения. Решение проблемы экономического воспитания в дошкольном возрасте видится, прежде всего, в русле совершенствования нравственного воспитания в целом, в знакомстве с нормами морали, раскрывающими, как следует относиться к окружающей природе, к миру ценностей, к результатам человеческого труда и человеку.
Ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнает, что такое «мое», «твое», «наше», «обмен», «деньги», «цена», «дорого», «дешево», «продать», «заработать». Дети быстрее впитывают атмосферу новой реальности, лучше адаптируются к ней. Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию у них предпосылок реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы составляет 6 - 7 лет (подготовительная подгруппа).
Сроки реализации Программы – 1 год обучения.
Режим работы кружка: Занятия кружка проводятся один раз в неделю - пятницу, во второй половине дня – (15.40-16.10) с детьми 6-7 лет;
Продолжительность занятия: 30 минут
Продолжительность образовательного процесса составляет - 32 занятия
Цель: формирование основ финансовой грамотности
Задачи:
- Развивать правильное отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию.
- Развивать основы потребительской культуры.
- Воспитывать бережливость, экономность, трудолюбие, щедрость.
Принципы и подходы к формированию Программы
Учет индивидуальных особенностей и возможностей детей;
Уважение к личности ребенка, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
Комплексный подход при разработке занятий,
Вариативность содержания и форм проведения занятий;
Систематичность и последовательность занятий;
Наглядность;
Учет особенностей и ценностей дошкольного периода развития, актуальность для ребенка чувственных впечатлений, знаний, умений, личностная ориентированность процесса обучения и воспитания;
Учет потребностей данного возраста, опора на игровую деятельность - ведущую для этого периода развития;
Возрастные особенности развития 6-7 лет.
Старший дошкольный возраст имеет свои особенности. В этот период дети любознательны, проявляют высокую познавательную активность, максимально открыты эмоциональному переживанию и сопереживанию. Развиваются предпосылки понятийного мышления: появляются элементы абстрактных рассуждений, проявляется интерес не только к тем явлениям, которые он видел непосредственно перед собой, но и к обобщённым свойствам предметов окружающей действительности. Ребёнок способен определить причинно-следственные связи между явлениями, проанализировать, обобщить новый материал и сделать вполне логические выводы. В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Продолжается формирование базовых компонентов ценностных ориентаций. Закладываются основы морального поведения, формируются моральные нормы, свой опыт поведения, отношение к людям, выстраивается моральный облик ребёнка, черты которого проявляются в течение всей последующей жизни. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей : они впервые начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение. Он поддерживает в детях ощущение «взрослости» и на его основе стимулирует стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности. Опираясь на характерную для старших дошкольников потребность в самоуважении и признании их возможностей со стороны взрослых, воспитатель обеспечивает условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества. Формирование финансовой культуры в части развития экономического мышления, деловых качеств, общественной активности и предприимчивости ограничено возрастными особенностями и психическим развитием дошкольников. В этот период дети ещё не готовы к правильному восприятию целого ряда финансово-экономических терминов, проведению сложных математических расчётов, планированию, анализу, синтезу и пр. Несоответствие между познавательными потребностями ребёнка и его возможностями 8 переработать информацию может привести к перегрузке сознания различными разрозненными сведениями и фактами, многие из которых дети этого возраста не в состоянии осмыслить и понять. Учитывая это, целесообразно сделать акцент на нравственные стороны, необходимые для финансового воспитания : уважение к своему и чужому труду, честность, справедливость, бережливость, ответственность, заботливость, чувство долга, взаимопомощь и поддержка в противовес вседозволенности, эгоизму, стремлению к наживе любой ценой и пр. Основополагающей идеей Программы выступает формирование у детей здорового интереса к деньгам, которые по своей сути глубоко социальны и выступают неотъемлемой частью окружающей среды. Главным принципом реализации Программы является адекватность возрасту. При ознакомлении дошкольников с основными финансовыми и экономическими понятиями следует принимать во внимание возрастные особенности, соблюдать чувство меры и осторожность. Программа соответствует принципу развивающего образования и сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости, основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса и предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Программа предлагает вариативные формы обучения - возможность творчески использовать в работе содержание тематического плана. Программа предполагает тесную связь этического, трудового и экономического воспитания, призвана способствовать формированию ценностных жизненных ориентаций в дошкольном возрасте.
Диагностическое обеспечение программы
Для оценки результативности усвоения знаний, умений и навыков основ финансовой грамотности используются следующие методы:
– Наблюдение.
– Беседы.
– Обследование дошкольника (начало, конец учебного года).
– Итоговое мероприятие (акция, ярмарка и т. д.).
В качестве результатов реализации программы выступают следующие показатели: значительная положительная динамика знаний, умений и навыков основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста (приложение №1)
Планируемые результаты
- Дети имеют сформированные основные понятия финансовой грамотности, приближенные знания к реальной действительности, то есть формируется начало экономического мышления;
- Интересуются социальными явлениями, происходящими в общественной жизни;
- Знают о новых профессиях, умеют рассказывать о них;
- Владеют обогащенным словарным запасом, который связан с областью финансирования, начальной экономикой, трудовой деятельностью людей современных профессий;
- Приобретают такие качества, как умение честно выигрывать, соревноваться, радоваться успехам товарищей, проигрывать и не бояться проигрыша;
- Проявляют коммуникативные социальные навыки: общительность, чувство собственного достоинства, ответственность, стремление доводить начатое дело до конца;
- Проявляют здоровый интерес к деньгам, осознают правила их честного приобретения, взаимосвязи понятий «труд-деньги», понимание факта купли-продажи.
2. Учебный план
Название раздела Название тем Кол-во теоретических часов Кол-во практических часов Формы аттестации
(контроля)
I.Потребности и труд 1 Как гном Эконом узнал, откуда берутся товары в магазине 10
минут 20
минут Педагогическая диагностика
2 Мир профессий транспорта 10
минут 20 минут
3 Как гном Эконом спасателям помогал 10
минут 20 минут
4 Повар - вкусная профессия 10
минут 20 минут
5 Профессии модного мира 10
минут 20 минут
6 Профессии важнее на свете не бывает 10
минут 20 минут
7 От купца до продавца 10
минут 20 минут
8 Программист – великий волшебник 10
минут 20 минут
9 Сила печатного слова 10
минут 20 минут
10 На страже закона 10
минут 20 минут
11 Профессий много в мире есть 10
минут 20 минут
12 В мире профессий 10
минут 20 минут
13 Профессии моих родителей 10
минут 20 минут
14 Потребности семьи 10
минут 20 минут
II.Деньги 15 Как поступать с деньгами? 10
минут 20 минут
16 Как гном Эконом узнал, что магазины бывают разные 10
минут 20 минут
17 Как гном Эконом узнал, откуда появились деньги 10
минут 20 минут
18 Как гном Эконом узнал, что такое номинал и как деньги разменивают 10
минут 20 минут
19 Как правильно делать покупки 10
минут 20 минут
20 Как гном Эконом в магазин ходил 10
минут 20 минут
21 Как правильно выбирать товары в магазине 10
минут 20 минут
22 Центральный банк 10
минут 20 минут
23 Профессии работников банка 10
минут 20 минут
24 Раз не найден КЛАД – беги в банке делать ВКЛАД» 10минут 20 минут
25 Гном Эконом берет деньги в банке» 10
минут 20 минут
III.Семейный бюджет 26 Бюджет моей семьи» 10
минут 20 минут
27 Семейные расходы 10
минут 20 минут
28 Как стать экономным 10
минут 20 минут
29 Сбережения 10
минут 20 минут
30 Копилка 10
минут 20 минут
31 Тетушка Сова 10
минут 20 минут
32 Путешествие по Финансовой азбуке 10
минут 20 минут
3. Содержание образования.
Рабочая программа разработана на основе примерной парциальной образовательной программы дошкольного образования А. Д. Шатовой «Экономическое воспитание дошкольников».
Программа предусматривает следующие формы и методы реализации:
- игровые (игры, игровые упражнения, игровые приёмы, интерактивные театральные мини-постановки и др.); - словесные (беседа, объяснение, рассуждение, рассказ взрослого, чтение и обсуждение художественной литературы, пояснение и др.); совместной игровой деятельности происходит активное общение детей друг с другом и взрослым, которое заряжает положительными эмоциями, стимулирует познавательную активность, способствует развитию мышления. В процессе игры дети осваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре общения и поведения. В играх моделируются реальные жизненные ситуации, устанавливается адекватная возрасту ситуация общения, развивается речь (объяснительная и доказательная). Игры включают в себя познавательное и воспитательное содержание, что позволяет интегративно решать задачи по формированию у старших дошкольников основ финансовой культуры. В повседневной жизни возникают ситуации, когда с ребёнком можно поговорить о финансах. Знания и навыки, приобретённые в процессе игр, игровых занятий, будут способствовать экономическому развитию дошкольников, которое не прекратится с окончанием детского возраста, так как представляет собой процесс длиною в жизнь.
Интерактивный мини-спектакль (обучающая сказка) - один из самых эффективных методов обучения, лучшая среда для раскрытия и роста творческого потенциала, обогащения внутреннего мира ребёнка, возможность обсуждения и советов.
Ситуационная задача представляет один из видов интерактивного обучения, методический приём, включающий совокупность условий, направленных на решение практически значимой ситуации, и способствующий развитию мотивации к познавательной деятельности.
Решение ситуационных задач способствует формированию умения объяснять явления действительности, ориентироваться в мире ценностей.
Для того чтобы заинтересовать дошкольника, задача должна быть актуальной и представлять реальную ситуацию, которая стимулирует проявление разнообразных эмоций (сочувствие, удивление, радость, гнев и т. д.). Главным элементом задачи является проблемный вопрос, который должен быть сформулирован таким образом, чтобы ребёнку захотелось найти на него ответ.
Занятия-исследования - один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребёнка и современным задачам обучения и воспитания. Программа предусматривает использование начального, самого простого уровня исследования, когда взрослый ставит проблему, сам намечает стратегию и тактику её решения. Решение же находит сам ребёнок.
Беседы, разговор, рассказывание, объяснение могут быть использованы при реализации всех образовательных областей Программы.
Чтение - основная форма восприятия художественной литературы как особого вида детской деятельности, а также эффективная форма развития познавательно-исследовательской, коммуникативной деятельности, решения задач психолого-педагогической работы таких образовательных областей, как «социально-коммуникативное развитие», «познавательное Проекты по темам Программы - эффективный метод, позволяющий установить взаимосвязь «воспитатель - родитель - ребёнок». Участники проекта осваивают новые понятия и формируют представления о финансовой культуре. Воспитатель является организатором продуктивной деятельности, источником информации, консультантом, экспертом, основным руководителем проекта, при этом партнёром и помощником родителей и ребёнка в саморазвитии. Метод проектов - универсальный интегрированный метод, способствующий развитию исследовательской активности и познавательно-практической деятельности участников проекта, - расширяет ориентировку дошкольников в окружающем мире и развивает самосознание, открывает большие возможности для воспитания детских дружеских взаимоотношений и сотрудничества, развития социальных чувств и представлений.
Викторины и конкурсы можно рассматривать как своеобразные формы познавательной деятельности с использованием информационно развлекательного содержания.
Папка-передвижка предназначена для работы с семьёй. Темы папок самые разнообразные : «Наша семья трудится», «Мы идём в магазин», «Мы идём в банк», «Мы планируем», «Мы копим» и пр. В каждой папке указана тема, содержание и правила работы с ней. Родители берут эти папки на определённый срок (выходные дни, праздники, занимаются с детьми, пишут свои отзывы, наблюдения, пожелания. Осуществляется «обратная связь» с семьёй.
Тематические стенды с наглядным и консультативным материалом по различным вопросам, который меняется раз в месяц. Например: «Советуют специалисты», «Школа для родителей», «Поход в магазин», «Поход в банк», «Учимся бережливости» и ряд других.
Выставки по темам программы с использованием фотоснимков игровой, учебной, трудовой деятельности детей и взрослых.
Памятки для родителей составляются по определённым темам.
Программы изложены доходчиво, конкретно, кратко и целенаправленно, с таким расчётом, что их необязательно хранить, достаточно только прочитать.
Анкетирование, опрос позволяют воспитателю получить необходимую информацию для размышления. Учитывая занятость родителей, целесообразно использовать анкеты с небольшим количеством вопросов, которые не требуют развёрнутых ответов.
Мониторинг образовательного процесса осуществляется через отслеживание результатов освоения образовательной программы и проводится воспитателями ДОУ. Основными методами изучения достижений развития ребёнка являются наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности.
Формы и методы реализации Программы являются системными, интегративными образованиями. Практически все формы реализации Программы могут выступать в качестве методов. Каждый метод можно использовать в зависимости от потребностей реализации Программы в целях стимулирования деятельности детей, создания условий для приобретения ими опыта или осознания этого опыта.
Формы подведения итогов: открытое занятие для родителей, интерактивная театрализованная мини-постановка, выставка, презентация проектов, игра-испытание и др.
Средства реализации Программы способствуют созданию развивающей среды с учётом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников, специфики их образовательных потребностей и интересов.
Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие условия:
активная поддержка родителей (законных представителей, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность;
использование форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным особенностям;
поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
предоставление детям возможности выбора материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях.
4. Календарный учебный график
№ Дата проведения Тема Количество часов Форма занятия Место проведения Форма контроля
план факт
1 01.10 Как гном Эконом узнал, откуда берутся товары в магазине 1 игровая Групповое помещение Беседа
Опрос
Сюжетно-ролевые игры «Магазин», «Банк»
«Фермер»
«Рынок»
2 08.10 Мир профессий транспорта 1
3 15.10 Как гном Эконом спасателям помогал 1
4 22.10 Повар - вкусная профессия 1
5 29.10 Профессии модного мира 1
6 12.11 Профессии важнее на свете не бывает 1
7 19.11 От купца до продавца 1
8 26.11 Программист – великий волшебник 1
9 10.12 Сила печатного слова 1
10 17.12 На страже закона 1
11 24.12 Профессий много в мире есть 1
12 31.12 В мире профессий 1
13 14.01 Профессии моих родителей 1
14 21.01 Потребности моей семьи 1
15 28.01 Как поступать с деньгами? 1
16 04.02 Как гном Эконом узнал, что магазины бывают разные 1
17 11.02 Как гном Эконом узнал, откуда появились деньги 1
18 18.02 Как гном Эконом узнал, что такое номинал и как деньги разменивают 1
19 25.02 Как правильно делать покупки 1
20 04.03 Как гном Эконом в магазин ходил 1
21 11.03 Как правильно выбирать товары в магазине 1
22 18.03 Центральный банк 1
23 25.03 Профессии работников банка 1
24 01.04 Раз не найден КЛАД – беги в банке делать ВКЛАД» 1
25 08.04 Гном Эконом берет деньги в банке» 1
26 15.04 Бюджет моей семьи» 1
27 22.04 Семейные расходы 1
28 29.04 Как стать экономным 1
29 06.05 Сбережения 1
30 13.05 Копилка 1
31 20.05 Тетушка Сова 1
32 27.05 Путешествие по Финансовой азбуке 1
5. Условия реализации программы :
Наличие МТБ
Помещения и условия для реализации ДОП по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста в ДОУ отвечают всем установленным санитарно-гигиеническим требованиям.
Для реализации программы имеется :
а) групповое помещение для проведения ООД, игр, всех видов детской деятельности. Помещение оборудовано игровым оборудованием, мебелью для детей старшего дошкольного возраста, магнитными досками, канцелярскими принадлежностями: ножницами, ватманами, ручками, фломастерами, маркерами, бумагой А4,предметными картинками по экономической тематике, видеоаппаратурой, ноутбуком, интерактивной доской и т. д.
б) музыкальный зал для проведения совместных мероприятий с родителями.
Наличие информационно-методических условий
1. Пособия “Назови профессию”, “Профессии”.
2. Дидактические игры «Я – строитель», «Я – повар», «Из чего что сделано».
3. Посуда, книги разного качества (сорта).
4. Демонстрационные пособия “Гжель”, “Хохлома”, “Дымковская игрушка”.
5. Мелкие игрушки (для магазина детских товаров).
6. Ценники.
7. Рекламные газеты.
8. Рекламные буклеты, красочные рекламные листки, газетные объявления.
9. Буклеты с изображением разнообразных товаров и игрушек для детей
10. Пособия или готовые материалы к играм (или готовые игры) : “Супермаркет”, “Автосалон”, “Продукты”, “Путешествия”.
11. Мелкие монеты, которые сейчас в ходу, достоинством 1 руб., 5 руб., 10 руб.
12. Круг (большой) на листе ватмана с секторами; в каждом секторе отражены в рисунках, аппликациях содержание постоянных расходов: культурные, бытовые, налоги, банк, оплата за детский сад, за обучение и др.
13. Кошельки, сумочки величиной с образец “денег”, которые используются для игр и занятий.
Реализация сетевого взаимодействия.
Сетевое взаимодействие с семьями воспитанников: презентация кружка по формированию финансовой грамотности «Школа Гнома Эконома» (на первом родительском собрании группы, консультация для родителей «Финансовая грамотность», «Экономическое развитие дошкольников», индивидуальные беседы, итоговое открытое занятие (май).
6. Список литературы:
- список литературы для педагога;
1. Шатова А. Д. Программа "Экономическое воспитание дошкольника"- примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования
- М: Педагогическое общество России, 2005г.
2. Шатова А. Д. Маленькая энциклопедия для дошкольников : Деньги – М. : Ювента, 2003г
- список литературы для детей и родителей
1. Кнышова Л. В., Меньшикова О. И., Попова Т. Л. Экономика для малышей, или Как Миша стал бизнесменом. М. : Педагогика-Пресс, 1996.
2. Пословицы и поговорки о труде, о деньгах, цене, о купле-продаже товара, о бережливости, о богатстве и бедности, о лени, о жадности и зависти, о смекалке.
3. Смоленцева А. А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М. : АРКТИ, 2006.
4. Успенский Э., Агрон И. Бизнес крокодила Гены. М., 1993.
5. К. Чуковский «Муха цокотуха»
6. Э. Успенский «Дядя Фёдор, пёс и кот»
7. А. В. Латышев «Сивка-Бурка»,
8. А. Н. Афанасьев «Иван-Царевич и серый волк»
9. А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
10. Х. К. Андерсен «Дикие лебеди»
11. Л. Н. Толстой «Мужик и медведь», «Хаврошечка»
12. Д. Родари «Чем пахнут ремесла»
13. С. Маршак «Почта»
14. В. Маяковский «Кем быть?»
15. К. Д. Ушинский «Мена»
16. А. Зайцев «Лисичка со скалочкой»
17. В. Катаев «Дудочка и кувшинчик»
18. Г. Х. Андерсен «Новое платье короля», «Огниво»
19. Ф. Хопер «Продавец и лось», «Как мужик гусей делил»
20. Ш. Перро «Кот в сапогах»
Видео
Серия видео-мультфильмов «Уроки тётушки Совы» :
Азбука денег тётушки Совы - Что такое деньги?
Азбука денег тётушки Совы - Умение экономить.
Азбука денег тётушки Совы - Карманные деньги.
Азбука денег тётушки Совы - Потребности и возможности.
Интернет-ресурсы:
www.cbr.ru — официальный сайт Банка России
fincult.info — сайт Банка России по финансовой грамотности «Финансовая культура»
минобрнауки. рф — официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации
вашифинансы. рф — сайт национальной программы повышения финансовой грамотности граждан «Дружи с финансами»