Наталья Геннадьевна
Программа дополнительного образования по организации поисково-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Этапы проектов:
Первый этап – выбор темы (разработка проектного замысла).
Задача педагога – осуществлять вместе с детьми выбор темы для более глубокого изучения, составить план познавательной деятельности. Один из способов введения в тему связан с использованием моделей «трёх вопросов» : что знаю? чего хочу узнать? как узнать?
Диалог с детьми, организованный педагогом, способствует не только развитию саморефлексии ребёнка в области познания собственных интересов, оценке имеющихся и приобретению новых тематических знаний в свободной раскованной атмосфере, а и развитию речи и собственно речевого аппарата. Сбор информации и планирование воспитательно-образовательной работы в рамках проекта.
Публикация «Программа дополнительного образования по организации поисково-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Задача воспитателя создать условия для реализации познавательной деятельности детей.
Второй этап – реализация проекта.
Задача воспитателя создать в группе условия для осуществления детских замыслов. Реализация проектов происходит через различные виды деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную). Уникальность применения проектного метода в данном случае заключается в том, что третий этап способствует многостороннему развитию, как психических функций, так и личности ребёнка. Исследовательская активность на данном этапе побуждается проблемным обсуждением, которое помогает обнаруживать всё новые проблемы, использованием операций сравнения и сопоставления, проблемным изложением педагога, организацией опытов и экспериментов.
Третий этап – подведение итогов проектной деятельности.
Важно, чтобы в основу презентации был положен материальный продукт, имеющий ценность для детей. В ходе создания продукта раскрывается творческий потенциал дошкольников, находят применения сведения, полученные в ходе реализации проекта. Задача воспитателя создать условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство гордости за достижения, осмыслить результаты своей деятельности. В процессе своего выступления перед сверстниками, ребёнок приобретает навыки владения своей эмоциональной сферой и невербальными средствами общения (жесты, мимика и т. д.).
Методы, формы и технологии, применяемые в работе с детьми:
• Метод наблюдения – распознающего характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений; – за изменением и преобразованием объектов;
Из практических методов обучения использовали следующие:
• Игровой метод
• Опыт
Из словесных методов использовали следующие:
• Рассказы воспитателя. Основная задача этого метода – создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях.
• Рассказ воздействует на ум, чувства и воображение детей, побуждает их к обмену впечатлениями.
• Рассказы детей. Этот метод направлен на совершенствование знаний и умственно - речевых умений детей. Художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет, беседы. Беседы применяются для уточнения, коррекции знаний, их обобщения и систематизации.
Информационно-коммуникативные технологии: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, принтер, видеокамера, фотоаппарат.
Формы работы с детьми:
• фронтальные;
• групповые;
• индивидуальные.
Формы реализации программы :
-целевые экскурсии;
-чтение художественной литературы;
-конкурсы и викторины;
-сбор материала для занятий вместе с родителями, воспитателями;
- открытые мероприятия для родителей, развлечения со сказочными персонажами.
Организация предметно-развивающей среды проектной деятельности :
- зоны и уголки для детской экспериментальной и опытнической деятельности в группах;
- уголки природы, «огород на окне» в группах; огород, цветники;
- библиотека детской познавательной и художественной литературы в группах в соответствии с возрастными особенностями детей;
- мини-кабинет методической и педагогической литературы по опытно-экспериментальной деятельности;
- коллекция детских дидактических мультимедийных презентаций;
- коллекция детских дидактических игр.
Основное оборудование:
Приборы-помощники: лабораторная посуда, весы, объекты живой и неживой и природы, ёмкости для игр с водой разных объёмов и форм;
Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена…и т. д. ;
Утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;
Разные виды бумаги;
Красители: гуашь, акварельные краски;
Медицинские материалы: пипетки, колбы, мерные ложки, резиновые груши, шприцы (без игл);
Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стёкла, сито, свечи.
Дополнительное оборудование :
Детские фартуки или халаты, салфетки, контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов, карточки - схемы проведения экспериментов.
1. Содержание психолого-педагогической работы с детьми проектной деятельности
Программу по проектной деятельности в образовательном процессе дошкольников можно использовать во всех возрастных группах детского сада
Диагностика педагогического процесса с целью оптимизации образовательного процесса по формированию умений по проектно-исследовательской деятельности проводится 2 раза в год в начале и в конце учебного года.
В отличие от проектной деятельности школьников, где больший упор делается на исследовательскую активность учащихся, проектная деятельность дошкольников более разнообразна и вариативна. Она допускает элементы фантазирования и творчества, обязателен игровой контекст, учитывая возраст и опыт детей, ведущий вид деятельности.
Перспективные планы составлены с учетом требований программы, возрастных особенностей, материально-технической базы ДОУ и интеграции образовательных областей :
1. «Речевое развитие» - использование на занятиях стихов, рассказов, загадок, словесных игр;
2. «Физическое развитие» - использование подвижных игр, физкультминуток.
3. «Социально-коммуникативное развитие» - приобщение к общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми в ходе экспериментальной деятельности.
4. «Познавательное развитие» - рассматривание ситуаций в контексте различных природных явлений, решение логических задач, развитие суждений в процессе познавательно – экспериментальной деятельности : в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности.
5. «Художественно-эстетическое развитие» - сюжетное рисование по впечатлениям проведенных занятий, закрепление пройденного материала.
Планируемые результаты:
Ребенок может:
• увидеть и определить проблему, принимать и ставить цель, решать проблем, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные выводы;
• проявлять инициативу, самостоятельности, сотрудничать с другими, отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими;
• грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, строить доказательную речь;
• принимать живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.
Примерные виды интеграции области «Познавательное развитие» по программе :
Исследовательская деятельность обеспечивает развитие личности, мотивации и способности детей во всех образовательных областях :
«Познавательное развитие»
«Речевое развитие»
«Социально-коммуникативное развитие»
«Художественно-эстетическое развитие»
«Физическое развитие».
Детское экспериментирование тесно связано с такими видами деятельности как : наблюдение, труд, развитие речи, изобразительная деятельность, формирование математических представлений.
Развитие речи хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента – при формировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчёте об увиденном.
Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя. Чем сильнее будут развиты изобразительные способности ребёнка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. В то же время чем глубже ребёнок изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности.
3 блока:
1. Живая природа - характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов, как приспособление к окружающей среде и др. ;
2. Неживая природа - воздух, вода, почва, свет, цвет, теплота и др. ;
3. Человек - организм; рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов и явлений и др.
2. Перспективное планирование работы по экспериментально – исследовательской деятельности
2.1 Задачи экспериментально - исследовательской деятельности для детей младшей группы от 2 х до 3 х лет
• Воспитывать у детей интерес к явлениям природы. Дать элементарные представления о свойствах песка, воды, камней, воздуха.
• Развивать у детей познавательную активность, произвольное внимание, память, речь, мелкую моторику рук и тактильно – кинетическую чувствительность.
• Показать взаимосвязь человека и природы. Воспитывать культуру поведения детей в природе. Учить бережно, относиться к природному окружению.
Месяц Тема Формы деятельности
Сентябрь «Воздух повсюду»
• дать понятие о воздухе,
• познакомить с некоторыми свойствами воздуха.
• Проблемная ситуация «Что в пакете?»
Наблюдение за листочками на деревьях.
Наблюдение за летающими предметами.
Игра «Бумажный вихрь».
Октябрь «Солнышко лучистое»
• дать представление о том, что солнце излучает тепло,
• развитие сенсорных ощущений (тепло-холодно). Чтение сказки «Сказка солнечного лучика»,
Игровое упражнение «Спрячемся в тени»,
Рисование «Солнышко»,
Проблемная ситуация «Куколке холодно».
Ноябрь «Водичка, водичка…»
• познакомить детей с некоторыми свойствами воды (прозрачная, льётся и др.) «Водичка, водичка умой моё личико»
Проведение опыта «Я тебя вижу»
Игра «Весёлые кораблики»
Проблемная ситуация «Куколка заболела»
Декабрь «Проказы зимушки-зимы»
• продолжать знакомить со свойствами воды,
• показать, как вода меняет цвет. Беседа «Где же водичка»
Опыт «Согреем снежинку»
«Цветные льдинки»
Игра «Спрячь игрушку»
Рисование «Белый снег пушистый»
Январь «Бумага, ее качества и свойства»
• научить узнавать предметы, сделанные из бумаги,
• познакомить со свойствами бумаги (рвётся, мнётся, размокает и др.) Проблемная ситуация «Что шуршит?»
«Такая разная бумага»
Конструирование из бумаги «собачка» (оригами)
Игра в «снежки» (из бумаги).
Февраль «Снег-снежок»
• познакомить со свойствами снега в зависимости от температуры воздуха;
• развивать наблюдательность. «Лепим снеговика» (снег сухой-влажный)
«Чей след?»
Работа с энциклопедией (следы животных).
ИКТ мультфильм «Маша и медведь» серия - «Следы на снегу»
Март «Мой организм»
• познакомить детей с организмом человека;
• развивать желание узнать что-то новое. «Для чего нужны глаза»
«Руки помощники»
Наблюдение за работой дворника. Дидактическая игра «Узнай по запаху»
Апрель «Расти, расти, росток»
• дать понятие живых объектов,
• подвести детей к тому, что необходимо растению для роста. «Веточка тополя встречает весну»
Эксперимент «Дружба фасолинки с водой»
Уход за комнатными цветами.
Май «Песок и его свойства»
• познакомить со свойствами сухого и влажного песка,
• развивать умение играть с песком. Чтение сказки «Маша и медведь»
Проблемная ситуация «Как помочь Маше?»
Индивидуальные беседы «Вы любите, ребята, пересыпать песок?»
2.2 Задачи экспериментально - исследовательской деятельности для детей разновозрастной группы от 3 х до 5-и лет
2.2.1 Для детей группы от 3 х до 4 х лет
• Воспитывать в детях любовь к природе и интерес к её многообразным явлениям.
• Расширять знания детей о живой и неживой природе. Продолжать знакомить со свойствами воды, воздуха, песка, глины.
• Развивать у детей познавательную активность. Умение анализировать, делать экологически - грамотные выводы. Продолжать развивать мелкую и общую моторику, внимание, память, речь детей.
• Через взаимосвязь с другими видами деятельности, систематизировать элементарные экологические представления детей.
• Прививать навыки культурного и экологически - грамотного поведения детей в природе.
Месяц Тема Формы деятельности
Сентябрь «Каменная дорога»
Цель: продолжать знакомить детей со свойствами камней: твёрдые, тяжёлые, большие, маленькие, тонут в воде, могут хорошо вдавливаться в мокрый песок.
Октябрь «Песочный замок»
Цель: продолжать знакомить детей с элементарными свойствами песка: влажный-формуется; сухой-сыпется.
«Горшочек для каши»
Цель: познакомить детей с элементарными свойствами глины: бывает сухой, сыпучей, а бывает влажной. Может быть пластичной, как пластилин. Из глины можно лепить посуду.
Ноябрь «Домик для крота»
Цель: закрепить представления об элементарных свойствах песка и камней. Развивать мелкую моторику, речь, память, наблюдательность.
Декабрь «Волшебная вода»
Цель: закрепить представления детей о некоторых свойствах воды: жидкая, может течь, бывает холодной, тёплой. Познакомить с новым свойством воды: прозрачная, может окрашиваться в любой цвет.
Январь «Праздник снега»
Цель: познакомить детей с элементарными свойствами снега: холодный, состоит из снежинок; в тепле тает, превращается в воду. Со снегом можно играть.
Февраль «Что растет вниз головою и не летом, а зимою»
Цель: продолжать знакомить детей со свойствами воды : превращение в лёд (сосульку, в тепле тает и снова превращается в воду.
Март «Путешествие на чудо-корабле»
Цель: закрепить у детей представления о том, что тяжёлые предметы в воде тонут, а лёгкие плавают.
Апрель «Радужные шары»
Цель: познакомить детей с понятием «воздух». Воздухом дышат люди, животные, растения.
Май «Праздник мыльных пузырей»
Цель: закрепить у детей элементарные представления о свойствах воздуха: невидимый, лёгкий.