Папки-передвижки

Программа дополнительного образования «Скалолазание»

Наталья Лысенко
Программа дополнительного образования «Скалолазание»

Программа дополнительного образования "Скалолазание" расчитана для детей 5-7 лет. Занятия скалолазанием направлены на совершенствование умственного и физического развития, укрепления здоровья, способствует развитию таких черт характера как целеустремленности и настойчивости, мужества и упорства, самостоятельности и инициативы, решительности и смелости, выдержки и самообладания. Происходит совершенствование специальных физических качест: быстроты, силы, гибкости, координации, выносливости.

Публикация «Программа дополнительного образования „Скалолазание“» размещена в разделах

Цель программы : формировать физическое развитие детей через занятия скалолазанием.

Актуальность разработки данной программы связана с активным развитием и ростом популярности детско-юношеского скалолазания.

Программа содержит рекомендации по построению, содержанию и организации тренировочного процесса скалолазов а начальном уровне подготовки.

ПРОГРАММА

Дополнительного образования детей 5-7 лет

СКАЛОЛАЗАНИЕ

Составил

Инструктор по физической культуре

Н. И. Лысенко

с. Кочубеевское

2020 год

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка…3

2. План учебно-тренировочных занятий…. 4

3. Содержание программы…5-7

4. Этапы педагогического контроля….8

5. Перечень материально-технического обеспечения учебно-тренировочного процесса….9

6. Список литературы…. 10

7. Приложение…11

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Занятия скалолазанием направлены на совершенствование умственного и физического развития, укрепление здоровья, способствует развитию таких черт характера как целеустремленности и настойчивости, мужества и упорства, самостоятельности и инициативы, решительности и смелости, выдержки и самообладания. Происходит совершенствование специальных физических качеств: быстроты, силы, гибкости, координации, выносливости. К занятиям по программе "Юные скалолазы" допускаются дети отнесённые к основной медицинской группе. Медицинское обследование проводится не реже одного раза в полгода.

Цель программы : Формировать физическое развитие детей через занятия скалолазанием.

Актуальность разработки данной программы связана с активным развитием и ростом популярности детско-юношеского скалолазания.

Программа содержит рекомендации по построению, содержанию и организации тренировочного процесса скалолазов на начальном уровне подготовки. Программный материал объединен в целостную систему спортивной подготовки и предполагает решение следующих основных задач:

- Формировать физическое развитие и укреплять здоровье детей;

- прививать стойкий интерес к занятиям скалолазанием;

- развивать необходимых скалолазу двигательных качеств: гибкости, ловкости, силы, умение координировать движения, равновесие;

- воспитывать волевых, смелых, дисциплинированных, обладающих высоким уровнем активности и ответственности юных спортсменов;

- выявлять задатки, способностей и спортивной одаренности;

Основными направлениями организации деятельности секции

является:

- спортивно-оздоровительное

Основными формами учебно-тренировочного процесса являются:

- групповые учебно-тренировочные занятия

- участие в соревнованиях

- проведение открытых уроков

- медицинский контроль

Организационно-методические особенности:

Программа предназначена для, детей 5-7 лет рассчитана на 2 года обучения и по ее окончанию предполагает переход на следующий уровень спортивной подготовки - учебно-тренировочных занятий, а в последующем - в группы спортивного совершенствования.

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ

№ СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИИ Кол-во часов

1год 2 год

1 Теоретическая подготовка

1.1 Вводное занятие. Краткий обзор развития скалолазания в России 1 1

1.2 Правила поведения и техники безопасности на занятиях 3 3

1.3 Скалолазное снаряжение, одежда и обувь 3 3

1.4 Гигиена, закаливание, режим дня, врачебный контроль и самоконтроль спортсменов 4 4

1.5 Краткая характеристика техники лазания. Соревнования по скалолазанию 5 5

2 ОФП 12 12

3 СФП 12 12

4 Техническая подготовка 10 10

5 Тактическая подготовка 10 10

6 Выполнение контрольных нормативов 3 3

7 Участие в соревнованиях 2 2

ИТОГО 65 65

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Теоретическая подготовка

Вводное занятие:

Краткий обзор развития скалолазания в России. Скалолазание как вид спорта. Скалолазание, как средство физического развития и повышения мастерства спортсменов-альпинистов.

Влияние занятий скалолазанием на организм занимающихся. Значение и место скалолазания в системе физического воспитания.

Правила поведения и техника безопасности на занятиях:

Организация страховки и обеспечение безопасности во время тренировки, обеспечение безопасности при занятиях на скалах. Организация и требования, предъявляемые к страховке. Виды и приемы страховки. Опасности в скалолазании субъективные и объективные. Меры по исключению субъективных и преодолению объективных опасностей. Ответственность каждого участника перед собой и другими членами группы. Коллективная выработка решений в сложных и экстремальных ситуациях. Скалолазное снаряжение, одежда и обувь:

Снаряжение, применяемое скалолазами на тренировках. Альпинистское снаряжение используемое в походах выходного дня. Виды снаряжения, их конструктивные особенности. Правила размещения предметов в рюкзаке. Типы палаток, их назначение, преимущества и недостатки. Требование к одежде и обуви в зависимости от времени года и характера рельефа. Хозяйственный набор: костровые принадлежности, топор, пила, посуда и т. д. Гигиена, закаливание, режим дня, врачебный контроль и самоконтроль спортсменов:

Понятие о гигиене, гигиена физических упражнений, ее значение и основные задачи. Гигиенические основы режима труда, отдыха и занятий спортом. Личная гигиена занимающихся скалолазанием : гигиена тела, гигиеническое значение водных процедур (умывание, растирание, парная баня, душ, купание). Гигиена одежды, обуви, сна, дома, гигиена мест занятий скалолазанием.

Закаливание, сущность закаливания, его значение для повышения работоспособности человека и увеличения сопротивляемости организма к простудным заболеваниям. Роль закаливания в занятиях спортом. Гигиенические основы закаливания. Средства закаливания, методика их применения. Закаливание солнцем, водой, воздухом.

Краткая характеристика техники лазания. Соревнования по скалолазанию : Виды лазания. Понятие зацепа, их формы, расположение, использование. Приемы лазания. Формы скального рельефа. Крутизна рельефа. Зависимость техники лазания от крутизны рельефа. Понятие траверса, особенности движения траверсом. Спуск со скалы. Способы спуска, снаряжение, применяемое для спуска.

Правила соревнований. Меры, обеспечивающие безопасность проведения соревнований (очистка скал, судейская страховка). Права и обязанности участников соревнований. Порядок проведения соревнований. Определение результатов.

2. ОФП:

Упражнения для пояса верхних конечностей: сгибание рук в упоре лежа; подтягивание на двух руках; подтягивание на руках, расположенных на разной высоте; подтягивание на одной руке.

Упражнения для туловища в различных исходных положениях на формирование правильной осанки: наклоны, повороты и вращения туловища, в положении лежа - поднимание и опускание ног, круговые движения одной и обеими ногами, поднимание и опускание туловища.

Упражнения для ног: различные маховые движения ногами, приседания на обеих и на одной ноге, выпады с дополнительными пружинящими движениями.

Упражнения с сопротивлением. Упражнения с предметами. Упражнения с короткой и длинной скакалкой.

Подвижные игры и эстафеты. Легкая атлетика. Гимнастические упражнения. Спортивные игры. Плавание

З. СФП:

Упражнения на развитие выносливости. Упражнения на развитие быстроты. Упражнения для развития ловкости Гимнастические упражнения на различных снарядах, требующие сложной координации движении. Упражнения на равновесие. Упражнения для развития силы. Упражнения для развития силы отдельных мышечных групп.

4. Техническая подготовка:

Техника - основа спортивного мастерства. Развитие техники, ее особенности в различных видах спорта. Основы и элементы (фазы) техники выполнения упражнений. Влияние техники на спортивный результат и ее изменение в процессе многолетней тренировки, в период улучшения или ухудшения условий занятий и соревнований. Структура двигательного акта и взаимодействия элементов (фаз) целостного действия. Индивидуальные особенности спортивной техники, связанные с анатомическим строением спортсмена.

5. Тактическая подготовка:

Содержание тактической подготовки, приемы. Основные тактические положения при составлении планов на соревнования по скалолазанию. Тактическая подготовка в процессе спортивной тренировки. Взаимосвязь техники и тактики при обучении скалолазанию.

6. Выполнение контрольных нормативов.

Норматив год

1 год 2 год

3 4 5 3 4 5

Бег 5 мин.

Прыжок в длину с места (см)

Подтягивание на перекладине (м) 2 6-8 10 3 8-10 12

Сгибание рук в упоре лежа (д) 7 9 11 9 11 13

Приседание на одной ноге

Поднос ног к перекладине

Минимальная сумма - 15 баллов

7. Участие в соревнованиях:

Обязательное минимальное количество соревнований за учебный год - 2

ЭТАПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ

Сроки Цели и задачи Содержание Форма Критерии

Начало

года Определение

перспектив

развития 1 -й год: определение возможностей юных спортсменов

2-й год: определение навыка лазания на начало года тест 1й год: прохождение

радуги

2й год: прохождение

квалификационного

маршрута

В

течении

года Проверка

теоретических

знаний 1 -й год: история скалолазания и альпинизма, техника безопасности, скалолазное снаряжение.

2-й год: классификация соревнований, виды упражнений, правила

соревнований тест 1й год: не менее 60%

2й год: не менее 80%

В

течении

года Проверка технических умений и навыков 1й год: Соревнования районного уровня

2й год: Соревнования

краевого уровня сорев

нован

ия Участие

Участие

Октябрь

Апрель

Проверка общей и специальной физической подготовки Бег, силовые упражнения сорев

нован

ия

Не менее 15 баллов

Октябрь

Апрель Медицинский

спортивный

осмотр Враче

бное

наблю

дение

Сентябрь

Январь

Проверка знаний

Проверка знаний по технике безопасности во время занятий в спортзалах и на скалодроме Опрос

Тест Уверенное владение информацией

Не менее 70%

ПЕРЕЧЕНЬ

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА

1. Личное:

- система страховочная

- скальные туфли

- мешок для магнезии

- карабин

- страховочное устройство «гри-гри»

- спальный мешок

- коврик

- рюкзак

2. Специальное:

- тренажер (скалодром)

- зацепы разного цвета с болтами

- веревки (динамическая)

- карабины

- страховочное устройство «гри-гри» и «восьмерка»

- крючья

- оттяжки

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Байковский Ю. В. Методика тренировки в горных видах спорта. М, "Вилад", 1996.

2. Гогунов Е. Н., Мартьянов Б. И. Психология физического воспитания и спорта. М., Academia, 2000.

3. Исмуков Н. Н. Без наркотиков: программа предупреждения и преодоления наркотической и алкогольной зависимости. - М: ФАИР- ПРЕСС, 2001.

4. Пиратинский А. Е. Подготовка скалолаза - М., ФиС. 1987.

5. Программы общеобразовательных учебных заведений "Физическое воспитание учащихся 1-11 классов с направленным развитием двигательных способностей". М, "Просвещение" 1993.

6. Федотенкова Т. П. Программа подготовки юных скалолазов. Московский городской дворец пионеров и школьников, 1995.

7. Федотенкова Т. П., Федотенков А. Г., Чистякова С. Г., Чистяков С. А. Авторская программа "Юные скалолазы". Московский городской дворец творчества детей и юношества, 2001.

8. Фомин Н. А., Вавилов Ю. Н. Физиологические основы двигательной активности. М., ФиС, 1991.

9. Хартманн Ю., Тюннеманн X. Современная силовая тренировка. Берлин "Шпортферлаг". 1998.

10. Холодов Ж. К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта. М., Academia, 2001.

11. Шевцов В. В. Организация и методика подготовки дипломных работ по специальности «Физическая культура и спорт». ТГУ, 1996.

12. Horst Eric J. Flash Training. USA, 2000. https://www.mountain.ru/climber/FlashTraining/

ИНСТРУКТАЖ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ НА СКАЛОДРОМЕ

1. Лазание без страховки строго запрещено.

2. Запрещается качаться на веревках.

3. Лазание на скалодроме разрешается только в присутствии тренера и с его разрешения.

4. Не начинай лазание пока тренер не проверит твоё снаряжение.

5. Разрешается лазание траверсом с гимнастической страховкой на высоте, указанной тренером.

6. У всех используемых карабинов должна быть закручена муфта

7. Длинные волосы уложены в шишку или заправлены в короткий "хвостик"

8. Страховочная система должна быть надета правильно, пряжка пояса застёгнута на 3 раза.

9. Страховочная верёвка должна блокировать ножной и поясной ремень.

10. Привязываться к страховочной верёвке разрешается только узлом "Восьмёрка". В исключительных случаях при лазании с нижней страховкой допускается привязывание узлом "Двойной булинь" или "Булинь" с контрольным узлом.

11. Перед началом лазания убедись в готовности напарника к страховке ("Страховка готова?" и получи подтверждение готовности -"Готова!").

12. Перед каждым подъемом ещё раз убедись, что тебя страхуют

13. При срыве и спуске развернись лицом к стенке, отталкивайся от неё ногами и не цепляйся руками.

Правила страховки:

Всё внимание - на страхуемого!

- Выбирай верёвку, но не мешай лазанию

- Выдавай верёвку по команде страхуемого.

- Дня спуска страхуемого выбери жестко (сильно натяни верёвку) и когда твой напарник нагрузит верёвку, медленно опускай его.

- После срыва - держи, перед землёй - тормози!

- Не уходи из страховочной петли пока твой напарник не отвяжется от вер

Страховщик выбирает и выдает веревку, надев на пояс страховочную петлю. Разрешается пристегивать страховочную петлю карабином к системе.

Во время тренировки запрещается прием пищи и жевание жевательной резинки.

Публикации по теме:

Модифицированная программа дополнительного образования «До-ре-ми» Модифицированная программа дополнительного образования «До-ре-ми» для старших и подготовительных групп. Музыкальный руководитель Сидорова.

Программа дополнительного образования «Бумажные превращения»Программа дополнительного образования «Бумажные превращения» Пояснительная записка Как быстро летит время. Как незаметно взрослеют наши дети. Развитие ребенка у нас, взрослых, вызывает удивление.

Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности «Весёлая карусель» .

Программа дополнительного образования изостудии для детей старшей группы детского сада 5–6 лет. Часть 1 Программа дополнительного образования изостудии «Кляксики» художественно – эстетической направленностиДля детей старшей группы детского.

Программа дополнительного образования изостудии для детей старшей группы детского сада 5–6 лет. Часть 2 Февраль1. Рисование жесткой полусухой кистью «Еловая ветка с шишками». 1. Практическая часть. Формировать умение передавать в рисунке строение.

Программа дополнительного образования по финансово-экономической грамотности дошкольника Программа по знакомству с миром экономики и финансов логически должна быть выстроена от осознания собственного опыта – к пониманию экономических,.

Программа дополнительного образования экологического направления «Друзья природы» для детей 5–7 лет муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 "Малышок" г. Грязи Грязинского муниципального района Липецкой.

Программа дополнительного валеологического образования детей «Мои ступеньки»Программа дополнительного валеологического образования детей «Мои ступеньки» Пояснительная записка Современная статистика свидетельствует: здоровье детей от первых месяцев жизни к моменту поступления в школу не улучшается,.

Рабочая общеобразовательная программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «Речецветик» Рабочая общеобразовательная программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «РЕЧеЦВеТИК»для детей средней группы.

Рабочая программа общеобразовательной программы дополнительного образования «Ритмическая гимнастика» для детей 4–5 лет Рабочая программа общеобразовательной программы дополнительного образования «Ритмическая гимнастика» для детей 4-5 лет. Савельева Марина.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа дополнительного образования «Скалолазание»
Опубликовано: 9 ноября 2020 в 16:09
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД