Папки-передвижки

Программа дополнительного образования «Учимся и играем» для детей 4–5 лет (Речедвигательный тренинг)

Ольга Отинова
Программа дополнительного образования «Учимся и играем» для детей 4–5 лет (Речедвигательный тренинг)

Программа дополнительного образования «Учимся и играем» для детей 4-5 лет

(Речедвигательный тренинг)

Содержание программы :

1. Пояснительная записка

2. Содержание программы

3. Календарно-тематическое планирование

4. Методическое обеспечение образовательной программы.

5. Список литературы

6. Приложение:

1) Анкета для диагностики

2) Дыхательные упражнения и игры.

Публикация «Программа дополнительного образования „Учимся и играем“ для детей 4–5 лет (Речедвигательный тренинг)» размещена в разделах

3) Логопедические пятиминутки

4) Фонетическая ритмика в картинках

5) Раздаточный материал.

Пояснительная записка.

Актуальность программы : обусловлена положениями нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», согласно которому дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

Программа «Учимся и играем» представляет личностно ориентированную модель взаимодействия педагога с детьми и родителями.

Программа разработана на основе программы «Преемственность» : программа по подготовке к школе детей 5-7 лет/ [ Н. А. Федосова, Е. В. Коваленко, И. А. Дядюнова и др. ; науч. рук. Н. А. Федосова]. – 3-е изд., перераб. – М. : Просвещение, 2015.- 159 с., рекомендованной Ульяновским институтом повышения квалификации и переподготовки работников образования.

Технология – речедвигатедльный тренинг – это система физиологически обусловленных двигательных упражнений, связанных с произношением, в выполнении которых участвуют общая и мелкая моторика.

Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Гармонизация движений тела, мелкой моторики и органов речи способствуют формированию правильного произношения, активируют когнитивные процессы, расширяют эмоционально – волевую сферу ребенка. Сочетание речедвигательных упражнений с разнообразными игровыми техниками усиливает положительный результат работы.

Методическое обеспечение программы

Средством речедвигательного тренинга являются : двигательные упражнения, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж кистей рук и пальчиков, телесно-ориентированные техники, продуктивные виды деятельности.

К методическим приемам речедвигательного тренинга относятся : показ упражнений, сопряженное, сопряжено – отраженное и совместное выполнение движений, словесная инструкция, пояснение с конкретным показом речедвигательного движения, самостоятельная продуктивная деятельность детей.

Речедвигательный тренинг как метод коррекции рекомендован для работы с детьми дошкольного возраста, имеющими легкие задержки речевого и психомоторного развития.

Организационное обеспечение тренинга :

Тренинг разработан для детей 4-5 лет, может использоваться в коррекционного – развивающем и профилактическом диапозоне.

Цель: развитие и коррекция речевых и психомоторных процессов у детей 4-5 лет.

Задачи: 1. Развивать речедвигательную активность детей, артикуляционный праксис;

2. Развивать мелкую моторику и двигательную координацию, межполушарное взаимодействие;

3. Развивать навыки целенаправленной деятельности.

Занятия проводятся один раз в неделю продолжительностью 20 минут, в подгруппе.

Процесс занятия складывается из трех этапов:

1. Разминка

2. Основная часть

3. Заключительная часть

Разминка проводится 5 минут, ее цель – создать общий эмоциональный и интеллектуальный тонус.

Основная часть занятия представлена упражнениями, в которых задействовано развитие речедвигательных процессов, продолжительностью 10 минут: артикуляционная гимнастика, упражнения на дыхание, на развитие ритмических способностей, упражнения с пальчиками.

В заключительной части занятия подобраны игры и упражнения на снижение психоэмоционального напряжения продолжительностью 5 минут: рисование, раскрашивание, подведение итогов.

Техническое оснащение занятий: мультимедийные презентации, в которых содержится необходимы материалы для занятия (артикуляционная гимнастика, и другие игры и упражнения).

Содержание программы

Сроки Тема

Сентябрь

Диагностика: артикуляционный праксис, мелкая моторика,

«В гостях у мушки Жужи и ее друзей»

«В гостях у Коровки Му»

«В гостях у Ежика»

Октябрь «В гостях у Зайчика»

«В гостях у Мышонка

«В гостях у Лягушонка»

«В гостях у Щенка»

Ноябрь «Свинок дружная семья, познакомьтесь с ней друзья»

«Жила была Матрешка»

«В гости к котику Мурзику»

«В гости к дедушке и бабушке»

Декабрь «В гостях у Мишутки»

«Путешествие по Африке»

«Зимнее путешествие»

Итоговая диагностика

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Власова Т. М., Пфафенродт А. Н. Фонетическая ритмика. — М., 1996.

2. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика. — М., 2002.

3. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. — М., 1973.

4. Мухина А. Я. Речедвигательная ритмика – М. 2009.

5. Микляева Н. В. Полозова О. А. Родионова Ю. Н. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ: пособие для воспитателей и логопедов. – М. : Айрис – пресс, 2004

6. Орлова О. С. Нарушения голоса у детей. — М., 2006.

7. Рузина М. С., Афонькин СЮ. Страна пальчиковых игр. — СПб., 1997.

8. Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. — М., 2002

9. Трясорукова Т. П. Речедвигательный тренинг - Ростовн/Дону, 2010 (Школа развития)

10. Узорова О. В. Нефедова Е. А. Пальчиковая гимнастика. М., АСТ: Астрель, 2005

Приложение № 1

Анкета для диагностики

№ 1. Состояние мимической мускулатуры Да Нет

1 Поднять брови вверх (удивиться)

2 Нахмурить брови (рассердиться)

3 Прищурить глаза

4 Надуть щеки

5 Втянуть щеки

6 Имитировать «жевательные» движения

7 Повторить движение губами «улыбка – трубочка»

8 Закрыть один глаз

9 Состроить смешную «рожицу»

10 Создать мимический образ : удивления, радости, грусти

2. Состояние общей и мелкой моторики

1. Мяч бросить вверх - поймать

2 Пробежать, проскакать на обеих ногах. На одной ноге по заданию: от стола к окну и т. д

3 Остановиться по сигналу, после пробежки

4 Бросить мяч педагогу и поймать в ответном броске.

5. Переложить предмет (флажок, мячик) из одной руки в другую: над головой, за спиной, перед собой.

6 «Здороваются пальцы правой и левой руки

7 «Игра на рояле» пальцами

8 «Кулак – ладонь – ребро»(правой, затем левой рукой)

9. Чередование движении: правая рука – ладонь, левая – кулак, далее - наоборот

10 Застегивание и расстегивание пуговиц

3. Нервно – психическое развитие

1 Может ли ребенок назвать имя, фамилию, возраст

2 Может ли ребенок назвать окружающие его предметы

3 Четко ли ребенок выговаривает слова

4 Сформировался ли у ребенка образ себя как человека, который «многое» может

5 Способен ли ребенок слушать других, неперебивая

6 Способен ли ребенок посидеть спокойно в течение некоторого времени

7 Может ли ребенок удержать в памяти и выполнить более двух заданий

8 Трудно ли ребенку сосредоточиться на задании

9 Проявляет ли ребенок интерес к предложенным заданиям

10 Движения и мимика богаты

Интерпретация результатов:

От 0 – 5 баллов: детям рекомендуются индивидуальные и подгрупповые коррекционно – развивающие занятия с использование речедвигательных упражнений.

От 15 – 25 баллов: развитие ребенка соответствует нормам возрастного периода. Упражнения речедвигательного тренинга помогут закрепить умения и навыки, создадут необходимую почву для развития саморегуляции и самоконтроля.

Публикации по теме:

Кинокружок «Мир вокруг нас». Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста на 2016–17 годКинокружок «Мир вокруг нас». Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста на 2016–17 год Кинокружок (киноклуб) «МИР ВОКРУГ НАС». Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста на 2016-2017 учебный.

Модифицированная программа дополнительного образования детей «Веселая карусель» художественно-эстетической направленности Модифицированная программа дополнительного образования детей «Веселая карусель» художественно-эстетической направленности для детей возраста.

Модифицированная программа дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности «Весёлый балаганчик» Модифицированная программа дополнительного образования детей «Весёлый балаганчик»художественно-эстетической направленности для старшего.

План программа дополнительного образования по познавательно-речевому направлен в ДОУ кружка «Почемучки» для детей 4–5 лет Цель программы: Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста посредством игр и упражнений. Задачи. Обучающие: 1. Приобретение.

Программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста по вязанию крючком «Волшебный крючок» Программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста вязание крючком "Волшебный крючок" Пояснительная записка. Художественное.

Программа дополнительного образования изостудии для детей старшей группы детского сада 5–6 лет. Часть 1 Программа дополнительного образования изостудии «Кляксики» художественно – эстетической направленностиДля детей старшей группы детского.

Программа дополнительного образования изостудии для детей старшей группы детского сада 5–6 лет. Часть 2 Февраль1. Рисование жесткой полусухой кистью «Еловая ветка с шишками». 1. Практическая часть. Формировать умение передавать в рисунке строение.

Программа дополнительного образования экологического направления «Друзья природы» для детей 5–7 лет муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 "Малышок" г. Грязи Грязинского муниципального района Липецкой.

Программа дополнительного валеологического образования детей «Мои ступеньки»Программа дополнительного валеологического образования детей «Мои ступеньки» Пояснительная записка Современная статистика свидетельствует: здоровье детей от первых месяцев жизни к моменту поступления в школу не улучшается,.

Рабочая программа общеобразовательной программы дополнительного образования «Ритмическая гимнастика» для детей 4–5 лет Рабочая программа общеобразовательной программы дополнительного образования «Ритмическая гимнастика» для детей 4-5 лет. Савельева Марина.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа дополнительного образования «Учимся и играем» для детей 4–5 лет (Речедвигательный тренинг)
Опубликовано: 11 марта 2021 в 08:19
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД