Получи документы

Программа психолого-педагогического сопровождения одаренных детей дошкольного возраста

Наталья Самарина
Программа психолого-педагогического сопровождения одаренных детей дошкольного возраста

1. Введение

Выявление одаренных детей на основе наблюдения, изучения психо-логических особенностей, речи, памяти, логического мышления и работа с одаренными детьми должны стать одним из важнейших аспектов деятель-ности детского сада.

Публикация «Программа психолого-педагогического сопровождения одаренных детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Для всех детей главнейшей целью обучения, воспитания и развития является обеспечение условий для раскрытия и развития всех способностей и дарований с целью их последующей реализации в профессиональной де-ятельности, поддержание и развитие индивидуальности, способностей ре-бенка-дошкольника.

Решая вопрос об организационных формах работы с одаренными детьми, следует признать нецелесообразным выделение таких воспитанни-ков в особые группы. Одаренные воспитанники должны воспитываться и развиваться в группах вместе с другими детьми. Это позволит создать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одно-временно для выявления скрытой до определенного времени одаренности других воспитанников.

2. Пояснительная записка

2.1. Актуальность темы.

Самым сенситивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. Для ребенка этого возраста харак-терна высокая познавательная активность, повышенная впечатлительность, потребность в умственной нагрузке. У него развита интуиция, яркость, конкретность представляемых образов и легкость манипулирования ими. “Родовыми” чертами дошкольного возраста является фантазия, творческое воображение, нестандартность мышления, кроме этого, проявляется осо-бая чувствительность, отзывчивость на окружающее.

Исходя из этого, для развития творческих способностей в образова-тельных учреждениях необходимо своевременно выявлять детей с предпо-сылками одаренности, проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на собственную актив-ность детей, объединяя усилия педагога-психолога, воспитателей, узких специалистов, родителей. Программа рассчитана на детей дошкольного возраста.

2.2 Основание для разработки Программы

- Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Рос-сийской Федерации»;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществ-ления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;

- Санитарно – эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049 – 13 «Санитарно – эпидемиологические требования к устрой-ству, содержанию и организации режима работы дошкольных образова-тельных учреждений», от 13.05.2013г.

- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования»;

-Конвенция о правах ребенка

-Семейный кодекс РФ

-Конституция РФ

2.3 Цель программы :

Выявление, формирование и развитие максимальной реализации способ-ностей одаренных детей на основе создания технологии организации рабо-ты с одаренными детьми в детском саду.

2.4. Задачи программы :

• Поиск и систематизация методов диагностики форм работы с ода-ренными детьми по развитию физических, творческих и интеллекту-альных способностей;

• Совершенствование системы выявления и сопровождения одаренных детей;

• Создание условий для самореализации одаренных и талантливых де-тей для проявления творческих и интеллектуальных способностей;

• Внедрение инновационных педагогических технологий воспитания и обучения одаренных детей;

• Организация объединений педагогов по реализации технологий ра-боты с одаренными детьми;

• Создание банка данных одаренных воспитанников детского сада;

• Взаимодействие с родителями, детскими общественными организа-циями, учреждениями дополнительного образования города;

Показатели эффективности реализации программы «Работа с одаренными детьми».

2.5. Общие принципы учебно-воспитательного процесса с одаренными детьми :

– принцип учета возрастных возможностей;

– принцип развивающего и воспитывающего обучения;

– принцип индивидуализации и дифференциации обучения.

3. Мероприятия, проводимые в рамках реализации программы

Задачи Мероприятия Сроки Ответст Итог (резуль-тат)

1. Обеспечение условий для систематиче-ского повыше-ния мастерства педагогов Семинары, педсоветы,

курсы ПК посто-янно Воспита-тель, ответ-ственный за методиче-скую работу Повышение ин-новационного потенциала пе-дагогов

2. Ознакомле-ние педагоги-ческого кол-лектива ДО с программой «Программа работы с ода-ренными деть-ми», с целями и задачами по организации работы с ода-ренными деть-ми Консультатив-ная работа В нача-ле учеб-ного го-да Заведующий «Программа работы с деть-ми имеющими признаки ода-ренности»

4. Корректи-ровка и апро-бация про-граммы ДОУ Корректировка с педагогами и специалистами ДОУ В тече-ние года Заведующий

Воспита-тель, ответ-ственный за методиче-скую работу Программа ДОУ

Организация и содержание

воспитательно-образовательного процесса

1. Проведение родительских собраний в группах ДОУ для родителей Консультатив-ная помощь В тече-ние года Педагог-психолог Родительское собрание

«Детская ода-ренность в ДОУ»

2. Проведение практических занятий с педа-гогами ДОУ Организаци-онный методи-ческий час

Практические занятия, ма-стер-классы, тренинги В тече-ние года Педагог-психолог Размещение материалов, фотоматериа-лов на сайте ДОУ

3. Организа-ция и осу-ществление комплексного мониторинга по выявлению одаренных де-тей

Материалы по итогам мони-торинга

Собеседование с родителями, дети которых имеют высокий уровень усвое-ния программ-ных требова-ния по направ-лениям дея-тельности В тече-ние года воспитатели Воспита-тель, ответ-ственный за методиче-скую работу Анализ педаго-гами ДОУ

«Результат диа-гностических способностей воспитанников»

Поддержка и поощрение ро-дителей ода-ренных детей

4. Проектирование в ДОУ ин-дивидуального образователь-ного маршру-та ребенка Разработка индивидуаль-ного образова-тельного маршрута ре-бенка-дошкольника В тече-ние года Воспитатели

Создание инди-видуальной карты развития личности ре-бенка.

5. Отслеживание занятости де-тей в кружках. Создание бан-ка данных В тече-ние года Воспитатели Создание банка данных

6. Использование условий ДОУ и социу-ма для разви-тия воспитан-ников с опере-жением в раз-витии Совместная работа со спе-циалистами дополнитель-ного образо-вания, воспи-тателями и специалистами ДОУ (кружки в ДОУ, мастер-классы, тема-тические неде-ли, конкурсы) В тече-ние года Воспита-тель, ответ-ственный за методиче-скую работу Создание плана работы на учебный год.

Привлечение к сотрудничеству в рамках соци-ального парт-нерства педаго-гов дополни-тельного обра-зования.

Создание до-полнительных

программ по сопровождению

специальной одаренности де-тей

7. Участие де-тей, родителей и педагогов в конкурсах

Краевые, рай-онные конкур-сы В тече-ние года Положения о конкурсах

Награждение победителей

8. Привлече-ние педагогов, родителей для совместного проведения интеллекту-альных меро-приятий на уровне ДОУ «Знай-ка»

с детьми под-готовительных к школе групп

1 раз в год Воспитатели Положение о конкурсе, сце-нарий виктори-ны,

Награждение победителей

9. Привлечение к сотрудниче-ству в рамках социального партнерства

учителей школы и спе-циалистов ДОУ в каче-стве консуль-тантов по во-просам иссле-дований детей Открытые ме-роприятия в школе и ДОУ В тече-ние года Воспита-тель, ответ-ственный за методиче-скую рабо-ту Создание плана работы с воспи-танниками на учебный год

10. Создание методической копилки дет-ского сада Тесты, игровые развивающие задания, кон-сультативный материал, кон-спекты откры-тых мероприя-тий по работе с одаренными детьми В тече-ние года Воспита-тель, ответ-ственный за методиче-скую рабо-ту Размещение ма-териалов на сайте ДОУ

11. Оформление

карты одарен-ного ребенка,

Портфолио ребенка

Изучение обобщения опыта работы воспитателей, родителей В тече-ние года Воспитате-ли

Специали-сты

родители Создание

карты одарен-ного ребенка,

Портфолио ре-бенка

12. Совместная работа с СОШ №1 взаимопосеще-ния В тече-ние года Специали-сты СОШ,

ДОУ Совместный план работы

Результаты по «Паспортам го-товности к школе»

13. Итоги ра-боты за год Круглый стол В конце учебно-го года Заведую-щий Воспи-татель, от-ветственный за методи-ческую ра-боту Показатели эф-фективности ре-ализации про-граммы «Ода-ренные дети» Удовлетворен-ность родителей

(результаты анализа)

Перспективный план мероприятий психолого-педагогического

сопровождения талантливых детей.

№ Мероприятие Время

проведения Ответственный

1 Подбор и апробация пакета диагно-стических методик. август

сентябрь Воспитатели

Новикова М. Н.

Поленина Т. В

2 Изучение индивидуальных особенно-стей и интересов дошкольников сентябрь Новикова М. Н.

Поленина Т. В

Казаркина Т. Н.

4 Консультирование педагогов и роди-телей октябрь

апрель Самарина Н. А.

5 Групповое консультирование педаго-гов по теме «Роль педагога дошколь-ного образования в создании развива-ющей среды для одаренных детей» декабрь Самарина Н. А.

6 Отслеживание эмоционального настроя детей на занятиях. октябрь

апрель Самарина Н. А.

7 Подготовка детей для участия в интел-лектуальной конкурс-игре «Знай-ка?» март Воспитатели

Новикова М. Н.

Поленина Т. В

8 Мониторинг эффективности работы. май Самарина Н. А.

4. Основные этапы реализации программы

1этап — диагностико-организационный (сентябрь- октябрь)

Цель:

Подготовить условия для формирования системы работы с одаренными воспитанниками в детском саду.

Задачи:

· Изучение нормативной базы;

· Разработка программы работы с одаренными детьми;

· Анализ материально-технических, педагогических условий реализации

программы.

Планируемые мероприятия:

1. Проведение комплексной психолого-педагогической диагностики инди-видуальных особенностей воспитанников на выпуске в школу;

2. Разработка методических рекомендаций по работе с одаренными детьми, материалов для проведения различных мероприятий : интеллектуальные викторины, конкурсы, праздники.

3 Изучение и проведение воспитателями работы по заполнению «Паспор-та готовности к школе» с детьми на выпуске в школу.

4. Создание рабочей группы воспитателей в ДОУ по созданию програм-мы.

5. Обеспечение условий для систематического повышения мастерства педа-гогов по работе с одаренными детьми.

6. Активное участие родителей, воспитателей и детей в открытых меропри-ятиях ДОУ, конкурсах на уровне района.

2этап — реализационный (ноябрь- апрель)

Цель:

Апробация системы работы с одаренными воспитанниками.

Задачи:

· Диагностика склонностей воспитанников.

· Формирование методической копилки детского сада по работе с ода-ренными детьми.

· Повышение квалификации педагогов в области работы с одаренными детьми.

- Привлечение к сотрудничеству в рамках социального партнерства

учителей школы (СОШ №1) и специалистов ДОУ.

- Использование условий ДОУ и социума для развития воспитанников с опережением в развитии.

- Создание индивидуальной карты развития личности ребенка в ДОУ.

Планируемые мероприятия:

1. Внедрение педагогических технологий развития детской одаренности

(«Портфолио ребенка-дошкольника»).

2. Выпуск информационных бюллетеней, методических рекомендаций, па-мяток по работе с одарёнными детьми, опубликование материалов на сай-те ДОУ.

3. Активизация участия родителей и окружающего социума в работе с одаренными детьми.

3. Дополнительное образование (кружковая работа).

3 этап — аналитический (апрель- май)

Цель:

Переход системы работы с одаренными детьми в режим функционирова-ния.

Задачи:

· Анализ итогов реализации программы.

· Осуществление преемственности в воспитании и развитии одарённых детей на всех этапах воспитания и обучения в детском саду.

- Оказание помощи педагогам, имеющим затруднения в реализации про-граммы.

· Обобщение и презентация результатов работы детского сада в реализа-ции программы.

Планируемые мероприятия:

1. Обобщение результатов предыдущего этапа реализации.

2. Изменения и уточнение программы.

3 Дополнительная апробация изменений, внесенных в программу.

4 Распространение позитивного опыта, публикации в периодических изда-ниях.

5. Ожидаемый результат

1. Выявление задатков и развитие способностей детей к определенным ви-дам деятельности.

2. Повышение ответственности воспитателей детского сада при организа-ции работы с одаренными детьми.

3. Активизация участия родителей и окружающего социума в работе с одаренными детьми.

4. Создание атмосферы заинтересованности и доброжелательного отно-шения к одаренным детям.

6. Повышение качественных показателей воспитательно-образовательного процесса воспитанников.

7. Осуществление преемственности в работе школы и детского сада по ра-боте с одаренными детьми.

6. Критерии оценки эффективности ожидаемых результатов

1. Количественные и качественные показатели участия воспитанников в ме-роприятиях разного уровня и творческих конкурсах.

2 Положительная динамика проявления интереса воспитанников к различ-ным видам деятельности.

3 Положительная динамика проявления интереса педагогов и родителей к исследовательской деятельности.

4. Рост профессионального мастерства воспитателей, работающих с ода-рёнными детьми.

5. Уровень социальной успешности воспитанников.

7. Мониторинг достижения запланированных результатов

1. Мониторинг успешности воспитанников детского сада по итогам года.

2. Тестовая диагностика личностного роста воспитанника.

3. Анализ достижений по направлениям воспитательно-образовательной работы детского сада.

4. Диагностика удовлетворённости воспитательно-образовательной рабо-той в ДОУ по работе с воспитанниками детского сада по выявлению ода-ренных детей.

8. Показатели эффективности реализации программы

• Повышение уровня индивидуальных достижений детей в областях, к которым у них есть способности.

• Создание банка данных одаренных детей детского сада, банка мето-дического обеспечения поддержки одаренных детей;

• Создание «Портфолио одаренного ребенка» в ДОУ;

• Внедрение в образовательное пространство детского сада альтерна-тивного варианта обучения и развития одаренных детей через инди-видуальную траекторию развития; Создание Карты развития ребен-ка-дошкольника;

• Повышение профессиональной компетентности педагогов по акту-альным вопросам педагогики одаренности;

• Успешная социализация детей с высоким уровнем актуализирован-ной одаренности в социуме как основа развития их задатков, способ-ностей, дарования.

• Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей.

9. Список литературы

1. Алексеева Н. В. Развитие одаренных детей : программа, планирование, конспекты занятий, психологическое сопровождение Волгоград : Учитель, 2012.

2. Выготский Л. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб. : СОЮЗ, 1997.

3. Лейтес Н. С. Возрастная одаренность школьников. М. : 2000

4. Рабочая концепция одаренности / Работа с одаренными детьми в обра-зовательных учреждениях Москвы. Отв. редактор Л. Е. Курнешова. М. : ГОМЦ «Школьная книга», 2002.

5. Савенков А. И. Детская одаренность : развитие средствами искусства. Москва: Педагогическое общество России, 1999 г.

6. Юркевич В. С. Одаренный ребенок : Иллюзии и реальность М. : Про-свещение, 1996

Приложение

План работы с одаренным ребенком :

Содержание рабо-ты Форма

работы Сроки Ответствен-ные

Индивидуальная психолого-педагогическая диагностика

Исследование пси-хических процес-сов (память, вос-приятие, внимание) Наблюдения

Тесты

Диагностики Октябрь

Декабрь

Май Педагог - психолог

Исследование эмо-циональных про-цессов (страхи, тревожность)

Исследование ка-честв личности (самооценка, про-извольность, уро-вень притязаний)

Исследование со-циальных отноше-ний (с взрослыми, со сверстниками)

Диагностика худо-жественно-эстетического раз-вития Воспитатель

Взаимодействие с педагогами

Информирование о ре-зультатах диагностиче-ских исследований Беседы

Индивидуаль-ные беседы

Консультации

1 раз в квартал Педагог-психолог

Консультирование педаго-гов на тему

«Художественный матери-ал для нетрадиционного рисования»

«Игры и упражнения на развитие творческих спо-собностей»

«Создание творческих проектов» 1 раз в квартал Воспитатель

Создание условий для раз-вития художественно-творческих способностей:

-наполнение центра твор-чества художественными материалами

-организации оформление индивидуальных выставок Октябрь-ноябрь Воспитатель

Оформление и пополнение портфолио 1 раз в месяц Воспитатель

Взаимодействие с семьёй. Деятельность родителей

Психолого-педагогическое просве-щение родителей

«Как развивать уверен-ность»

«Словесные формы пози-тивной оценки действий ребёнка» Беседы

Консультации По мере необхо-димости Воспитатель

Поддержание интереса ребёнка, поощрение. Родитель

Создание дома индиви-дуальных условий для творчества. Родители

Работа с портфолио. Родители

Помощь в создании ин-дивидуальных выставок, пополнение их совмест-ными работами. Выставка Родители

Воспитатель

Посещение выставок в му-зее Родители

Воспитатель

Создание творческих проектов

«Мир в твоём окне»

Совместная

деятельность Декабрь

Апрель Воспитатель

Родители

Художественно-изобразительная деятельность

Изобразительная грамо-та:

«Жанры изобразительно-го искусства»

«Художники Ставро-польского края»

Занятие - путе-шествие

Беседы

Просмотр ви-деофильмов Октябрь

Ноябрь

Февраль

Воспитатель

Изготовление открыток к праздникам

«Новый год»

«Международный жен-ский день»

«День победы» Творческое

задание Декабрь

Февраль

Апрель

Участие в творческих конкурсах

Творческая

мастерская По мере желания ребёнка

Творческие задания

«Тёплый - холодный»

«Два ковра»

«Несуществующее жи-вотное»

«Нарисуй музыку»

«Ожившие предметы» Игры

Упражнения

ТРИЗ 1 раз в месяц

Участие в дизайне инте-рьера Творческая

мастерская 1 раз в квартал

Психолого-педагогическая поддержка

Развитие позитив-ной самоидентифи-кации Игры

Упражнения

Беседы 2 раза в месяц

Воспитатель

Коммуникативные игры

Упражнения

Совместная

деятельность

с педагогами и сверстниками

2 раза в месяц

Воспитатель

Дополнительное образование

«Художественное творчество»

Кружок 4 раз в месяц

Воспитатель

Взаимодействие с социальными партнёрами

Посещение выста-вок, открытых ме-роприятий в

Экскурсии

Беседы 1 раз в квартал Педагог, ро-дители

8. Оценка промежуточных результатов:

Содержание работы

Критерии

оценки Постановка

дальнейших

целей и за-дач

Индивидуальная психоло-го-педагогическая диагно-стика -Результаты диагностики

Взаимодействие с педаго-гами -Психолого-педагогическая компе-тентность педагогов

-Создание предметно-пространственной среды для раз-вития творческих способностей ребёнка

-Пополнение портфолио

Взаимодействие с семьёй. Деятельность родителей -Психолого-педагогическая компе-тентность родителей

-Создание портфолио

Художественно-изобразительная деятель-ность -Индивидуальные выставки худо-жественного творчества

-Участие в конкурсах

Индивидуальная работа психолого-педагогического сопро-вождения -Положительное эмоциональное состояние ребёнка

-Развитие саморегуляции

-Формирование предпосылок коммуникативных действий

Дополнительное образо-вание -Уровень развития творческих способностей

-Индивидуальные выставки

-Дизайн интерьера

Взаимодействие с соци-альными партнёрами -Посещение выставок и открытых мероприятий

9. Расписание занятий специалистами по индивидуальному маршруту

Фамилия, имя ребёнка Папкиаури Маша

Специали-сты Понедель-ник Вторник Среда Четверг Пятница

Воспита-тель 13.00-13.30

Взаимо-действие с музыкаль-ным руко-водителем 15. 40-16.00

Дополни-тельное образова-ние

«Художе-ственное творче-ство» 16.00-17.00

Взаимодей-ствие с ро-дителями 11.00-11.30

Индивиду-альная

работа 15.40-16.00

Художе-ственно-эстетиче-ская дея-тельность

Воспита-тель Работа ведётся систематически и отражается в календарном плане

воспитательно-образовательной работе

10. Срок реализации индивидуальной программы развития 2020-2021 учебный год

Подпись родителей ___

Публикации по теме:

Анализ осуществления психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в ДОУ Раннее выявление и развитие способностей, талантов детей дошкольного возраста способствует их успешной социализации, раскрытию личностного.

Диагностика как форма психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса Одной из важных составляющих базового компонента деятельности педагога - психолога детского сада является проведение скрининговой диагностики,.

Индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения воспитанника с ОВЗ Ф. И. О. ребёнка:___ Возраст:___ Группа:___ Диагноз:___ Направление: коррекция.

Модель медико-психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ (часть III) часть 1 РЕФЛЕКСИВНЫЙ ЭТАП Задачи этапа -анализ и оценка успешности прохождения адаптации детьми (в целом и индивидуально); -анализ причин.

Проект «Дружная семья» с целью психолого-педагогической поддержки и сопровождения молодых семей, имеющих детей-инвалидов Проект "Дружная семья" с целью психолого-педагогической поддержки и сопровождения молодых семей, имеющих детей-инвалидов Проект разработан:.

Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации агрессивных детей раннего дошкольного возраста в ДОУ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Период адаптации – тяжелое время для ребенка. Однако не следует рассматривать проблему адаптации как односторонний.

Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации тревожных детей Пояснительная записка Актуальность Дошкольный возраст – это важнейший период, когда закладываются основы здоровья будущего взрослого человека.

Психолого-педагогическое сопровождение и коррекция тревожных детей среднего дошкольного возраста в ДОУ Подготовила и провела исследование Кокорина И. Н. На современном этапе детский сад становится одним из определяющих социальных условий формирования.

Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема. (Автор Левченков В. В.) Предметы и явления в окружении.

Универсальный план психолого-педагогического анализа занятия ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ. Дата___ Педагоги___ Номер группы__ Тема:___ ОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДА недостаточно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа психолого-педагогического сопровождения одаренных детей дошкольного возраста
Опубликовано: 29 апреля 2021 в 12:30
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД