Папки-передвижки

Программа развития культуры речи детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности

Юлия Филиппова
Программа развития культуры речи детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 17 г. Лениногорска» муниципального образования

«Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан

Программа развития культуры речи детей старшего

дошкольного возраста средствами игровой деятельности

Подготовила:

Воспитатель

Филиппова Ю. В.

2020г.

Публикация «Программа развития культуры речи детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности» размещена в разделах

В соответствии развитием культуры речи воспитанник ДОУ в соответствии с ФГОС ДО воспитателям ДОУ необходимо знать методику созревания речевой культуры воспитанника, знать каждого воспитанника ДОУ, а особенно воспитанник ДОУ, отстающих в речевом развитии от нормы. Воспитатель ДОУ должен знать формы методической работы по созревания культуры речи воспитанника. Самой лучшей формой считается игровая деятельность. Ответственность за развитие культуры речи воспитанника ДОУ возлагается именно на воспитателя ДОУ.

Важными и необходимыми условиями созревания культуры речи воспитанника ДОУ, как правило, является крепкое психическое и физическое здоровье воспитанника, при этом необходимо учитывать и правильное речевое окружение, и необходимо подчеркнуть, что речь идет о безукоризненной речи воспитателя ДОУ.

Во взаимодействии с воспитанником ДОУ воспитатель должен следить за своей речью. Речь должна быть эмоционально окрашенной, четкой и внятной, с умеренным, а иногда немного замедленным темпом. Во время быстрой речи страдает произношение, деформируется артикуляция, слова и фразы слышатся не внятно. Четкость речи должна проявляться в отчетливом произнесении слов и более четком артикулировании звуков. Привлечь воспитанника ДОУ и побудить его к взаимодействию, может только правильная и красивая речь воспитателя ДОУ.

Огромную роль играют специальные пособия по развитию культуры речи воспитанника, но, необходимо учитывать, если педагог ДОУ не обладает профессиональным мастерством и не соответствует своей квалификации, то и речь воспитателя ДОУ и специальные пособия не произведут заметного сдвига в развитии речевой культуры воспитанника.

Следовательно, педагог ДОУ также должен знать методику созревания культуры речи воспитанника и постоянно повышать свой профессионализм. Мы знаем, что воспитанник ДОУ знакомится с окружающим миром через предметную деятельность. Так действуя с предметами, он познают их свойства, знакомятся с их названиями. Существует тесная связь между развитием исследовательской заинтересованностью знаниями. Приобретая ЗУН, а так же проявляя заинтересованность к окружающему, воспитанник ДОУ учится сравнивать предметы, мыслить и закреплять свой опыт в слове. Следовательно, формирование исследовательской заинтересованностью является важной задачей созревания культуры речи воспитанника.

Учитывая возрастные особенности воспитанник ДОУ и после проведения констатирующей диагностики, с помощью которой мы выявили уровень созревания речевой культуры воспитанника, нами в экспериментальной группе была разработана и апробирована работа по развитию речи в условиях ДОУ «Речевой игротренинг». Особенность созревания речевой культуры воспитанника состоит в том, что в этот на этой ступени дошкольного детства воспитанники ДОУ обладают повышенной чувствительностью к языку, его звуковой и смысловой стороне. В данном возрасте происходит переход от исключительного господства речи к использованию и ситуативной, и контекстной речи.

Важными направлениями деятельности по развитию культуры РЕЧИ воспитанника в детском саду являются:

- формирование словаря воспитанника: освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение.

- развитие звуковой речевой культуры воспитанника : становление восприятия звуков родной речи и произношения.

- становление грамматического строя воспитанника: морфология (изменение слов по родам, числам, падежам); синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и предложений); словообразование.

- формирование связной речи воспитанника : диалогическая (разговорная) речь; монологическая речь (рассказывание).

- развитие элементарного осознания явлений языка и речи воспитанника : различение звука и слова, нахождение места звука в слове.

- воспитание любви и заинтересованности воспитанника к художественному слову.

Цель программы : развитие культуры речи воспитанника посредством игровой деятельности.

Поставлены задачи:

- дать воспитаннику ДОУ навыки владения речью как средством общения и культуры.

- обогащать активный словарь воспитанник ДОУ.

- формировать грамматически правильную диалоговую и монологическую речь воспитанника.

- формировать речевое творчество воспитанника.

- прививать заинтересованность воспитанника к книжной культуре, детской литературе.

- учить понимать воспитанника на слух текстов различных жанров детской литературы.

- формировать звуковую аналитико-синтеническую активность воспитанника как предпосылку обучения грамоте.

- познакомить воспитанника со звуковой и интонационной культурой речи, фонематического слуха.

Основные направления деятельности программы реализуются в 4х блоках:

I блок – игротренинг, направленный на развитие умения воспитанника сочинять сказки, создание правильного словопроизношения, литературного произношения, темпа речи и качества голоса; вырабатывание выразительности речи, речевого слуха, речевого дыхания, культуры речи воспитанника; внимательно слушать взрослого и друг друга; правильно отвечать на вопросы, задавать вопросы друг другу; создание положительного эмоционального настроя и снятие психоэмоционального напряжения.

II блок – игротренинг, направленный на воспитание заинтересованности воспитанника к родному слову, языку, воспитание культуру речи, общения; навыков сотрудничества в игре; совершенствование концентрации внимания; созревания фонематического слуха и восприятия; умения четко произносить слова и предложения; развитие общей и артикуляционной моторики; формирование, обогащению и активизации словаря, связной речи, словотворчества; учить воспитанника давать акустико-артикуляционную характеристику звуков; упражнять в придумывании слов с определенным звуком; учить выделять последовательность звуков в простых словах.

III блок – игротренинг, направленный на уточнения знаний воспитанника о месте звука в слове; систематизацию знаний о способах образования слов; совершенствования диалогической форм речи; способствованию развитию умения различать на слух согласные звуки; отрабатывание созревания речи воспитанника; закрепления осознанного описания предмета; обеспечить умение употреблять в речи существительные с обобщающим значением; совершенствование интонационной выразительности речи; помощь воспитаннику ДОУ правильно употреблять в речи существительные в именительном и винительных падежах.

IV блок – игротренинг, направленный на организацию условий речевого развития воспитанников ДОУ в семье; повышение культуры родителей, познакомить мам и пап с разными видами игр и игровых заданий для развития культуры речи воспитанников ДОУ; способствовать получению практических навыков по их применению в домашних условиях.

Интеграция областей: речевое развитие, познавательное, физическое.

Наглядный материал и оборудование: разрезные картинки: кота

Матроскина, пес Шарик, Язычок, кубик с заданиями, мяч, карточки с заданиями, компьютер, колонки, файлы с чистоговорками.

Демонстрационный материал: иллюстрации, фотографии, картины.

Раздаточный материал: листы бумаги, цветные карандаши. Бейджики и фломастеры, запись спокойной музыки, платочки (по количеству участников, мяч.

При подборе игр учитывались:

- возрастные особенности воспитанника

- имеющийся у воспитанника опыт непосредственного взаимодействия с сиблингами, другими детьми

- имеющийся у воспитанника литературный опыт

- активный словарный запас и умение связно выражать свои мысли

Перед современным воспитателем ДОУ стоит задача научить воспитанника грамотно и красиво говорить. Игровой тренинг решает данную задачу. Ведь игровые задания помогают воспитывать заинтересованность к окружающему, стимулируют познавательно-активную игровую деятельность воспитанника, способствуют развитию мыслительной и речевой деятельности, а так же в игре снимается напряжение.

Мы использовали следующие методы созревания речевой культуры воспитанника :

Наглядные, к которым отнесли непосредственное наблюдение и его разновидности. Опосредованное наблюдение, здесь использовали изобразительную наглядность.

Вербальные, это чтение и рассказывание художественных произведений; а так же заучивание наизусть, включали пересказ, общую беседу и рассказывание без опоры на наглядный материал. Практические, к ним мы отнесли дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры.

В данной программе нами были использованы и средства развития речевой культуры воспитанника, такие как общение взрослых и воспитанник ДОУ, культурная языковая среда, обучение родной речи в организованной деятельности, художественное и изобразительное искусство.

Резумируя вышесказанное, можно с уверенностью сказать, что данная программа «Речевой игротренинг : Веселый язычок» помогает решить многие задачи развития речевой культуры воспитанников, оказывает неоценимую помощь в формировании личностных качеств воспитанника. Игровой тренинг в работе с воспитанниками ДОУ очень важен и необходим, так как уже на ступени дошкольного детства важно начинать закладывать основы созревания речевой культуры воспитанника как базис сохранения его здоровья и повышение двигательной активности и умственной работоспособности….

Публикации по теме:

Формирование мелкой моторики как потенциал развития речи у детей старшего дошкольного возраста Тема проекта: «Формирование мелкой моторики, как потенциал развития речи у детей старшего дошкольного возраста» Тип проекта: Образовательный.

Медиапособие как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста в контексте реализации ФГОСМедиапособие как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста в контексте реализации ФГОС Ф. И. О педагога -Никифорова Алина Исаевна, первая категория. Место работы: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение.

«Метод наглядного моделирования, как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста» «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Развитие речи детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятияхРазвитие речи детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятиях Развитие речи детей раннего возраста (2–3 года) средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятиях Театрализованная деятельность.

Игры для развития речи у детей среднего и старшего дошкольного возраста 1. Игра «Закончи предложение» Цель: развитие речи и формирование грамматического строя. Правило игры: Для игры нам нужен мяч. Сядьте напротив.

Конспект занятия по познавательно-игровой деятельности «Архитектура нашего города» для детей старшего дошкольного возраста Конспект по познавательно – игровой деятельности Тема: «Архитектура нашего города»Группа: старший дошкольный возраст (5-6 лет) Цель: формировать.

Статья «Технология развития изобразительного творчества детей старшего возраста средствами нетрадиционных техник рисования»Статья «Технология развития изобразительного творчества детей старшего возраста средствами нетрадиционных техник рисования» «Технология развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования" Презентация.

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчестваПриобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчества Проблема приобщения детей к культурно-историческому наследию русского народа становится с каждым годом все острее. Одной из самых важных.

Рабочая программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития для детей старшего дошкольного возраста Пояснительная записка. Рабочая программа педагога-психолога МБДОУ ЦРР – детского сада № 14 «Весёлые звоночки» разработана на основе: - Федерального.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами трудовой деятельности. Работа с родителямиРазвитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами трудовой деятельности. Работа с родителями Развитие речи всегда красной нитью проходит через все образовательные области. Захватывает оно и познавательное развитие, а в моем случае,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа развития культуры речи детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности
Опубликовано: 18 апреля 2020 в 20:57
+23Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД