Лучший педагог года

Сюжетно — ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста

Екатерина Хилинина
Сюжетно — ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста

Содержание

Введение …. …. 3

Подготовительный этап ….4

Основной этап …. 6

Заключительный этап … 11

Результаты саморазвития…12

Список использованных источников…. 13

Тема саморазвития : «Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста».

Актуальность:

Публикация «Сюжетно — ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Развитие коммуникативности - умения общаться со взрослыми и сверстниками - одно из необходимых условий успешности учебной деятельности и в то же время - важнейшее направление социально-личностного развития. Известно, что эффективным средством развития детей при их вхождении в мир социальных отношений с окружающим миром, людьми, природой, является сюжетно-ролевая игра. От правильного руководства игрой, от своевременного обогащения сюжетно-ролевых игр зависит успех выполнения игровых действий, умение детьми жить в едином детском коллективе, развитие кругозора речи, коммуникативности детей.

Кроме того, в последнее время наиболее актуальной определяется проблема внедрения в образовательную практику дошкольных учреждения современных игровых технологий.

Возрастающая популярность игровых технологий делает актуальным повышение профессиональной компетентности педагога в данном направлении.

Таким образом, программа разработана в силу особой актуальности проблемы развития коммуникативных способностей и умений у детей старшего дошкольного возраста и развития профессиональной компетенции педагога в обозначенном направлении.

Цель: повышение уровня профессионализма и педагогического мастерства, качества воспитательно-образовательного процесса в направлении использования сюжетно-ролевых игр в развитии коммуникативных способностей и умений у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы и поиска информации в интернете.

2. Разработать перспективный план работы с детьми, родителями и педагогами ДОУ.

3. Подготовить диагностику на начало и конец учебного года.

4. Создать дополнительную образовательную программу и организовать работу кружка «Волшебный мир игры».

5. Создать в группе предметно-развивающую среду, дополнить «Центр сюжетно-ролевых игр» необходимыми атрибутами для игр.

6. Подготовить и провести консультации для педагогов и родителей.

7. Подготовить творческий отчет для педагогического совета и родительского собрания об итогах реализации работы.

3

Подготовительный этап

№ п/п Мероприятия Сроки Практические выходы

1 Изучение учебно- и научно-методической литературы по заданной тематике, сбор материалов для последующей работы по самообразованию, изучение периодической печати, знакомство с работами других педагогов, посещение библиотеки, работа с интернет-ресурсами

2019 -2020 год

В теч. учебного года Наличие дополнительного материала по заданной тематике

2 Подбор диагностического инструментария и проведение диагностики детей на начало учебного года Наличие диагностического инструментария, наличие результатов диагностики

3 Разработка анкет для родителей с целью анализа игры детей дома, создания условий для игры, использования игры членами семьи в качестве средства воспитания. Анкетирование родителей, подведение итогов анкетирования Наличие анкет,

наличие результатов анкетирования

4 Разработка с учетом результатов первичной перспективных планов работы с детьми, родителями, педагогами Наличие перспективных планов работ с детьми, родителями, педагогами

5 Создать дополнительную образовательную программу Наличие дополнительной образовательной программы «Волшебный мир игры»

6 Дополнить «Центр сюжетно-ролевой игры» необходимыми атрибутами для игр Наличие атрибутов для сюжетно-ролевых игр

5

Основной этап

№ п/п Мероприятия Сроки Практические выходы

1 1. Разработка конспектов игр, подбор игрового материала, подготовка к играм

2. Подготовка круглого стола для для родителей

3. Подготовка памяток и советов для родителей

4. Участие в работе педагогического совета

2020-2021 год

Уч. год 1. Конспекты игр «Детский сад», «Путешествие по России», «Улица»,«Поездка в лес за грибами», «В лесу», «Кругосветное путешествие», «Уличное движение»; игровой материал; материал для подготовки к играм

2. Конспект круглого стола «Роль игры в развитии детей дошкольного возраста»

3. Памятки для родителей «Виды игрушек», памятки по игре, советы «Играйте с детьми»

4. Ознакомление педагогов с перспективным планом работ

2 1. Разработка конспектов игр, подбор игрового материала, подготовка к играм

2. Проведение консультации для родителей

3. Подготовка памятки для педагогов

1. Конспекты игр «Фабрика игрушек», «Почта», «Типография»,«Телефонная связь», «Ярмарка», «Гости», «Фотоателье», «Путешествие с героями любимых книг»; игровой материал; материал для подготовки к играм

2. Конспект консультации «Особенности и виды игр у дошкольников»

3. Памятка для педагогов «Сюжетно-ролевая игра»

3 1. Разработка конспектов игр, подбор игрового материала, подготовка к играм

2. Проведение консультации для родителей

3. Подготовка выставки научно-методической литературы

4. Организация конкурса «Умелые ручки»

1. Конспекты игр «Мы спортсмены», «Больница», «Аптека», «Скорая помощь»,«Завод», «Консервный завод», «Хлебозавод», «Ветлечебница»; игровой материал; материал для подготовки к играм

2. Конспект консультации «Игрушка своими руками»

3. Литература на тему: «Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников», «Развитие коммуникативных способностей детей»

4. Информация для родителей о проведении конкурса. Помощь в изготовлении игрушек

4 1. Разработка конспектов игр, подбор игрового материала, подготовка к играм

2. Разработка консультации для родителей

3. Подготовка картотеки для родителей

4. Подготовка выставки «Игрушки из бросового материала»

5. Проведение семинара для педагогов

1. Конспекты игр «Ателье», «Дом моды», «Театр», «Новый год в семье»,«Волшебники», «Собираемся на прогулку», «Мы играем в театр», «Птичий базар»; игровой материал; материал для подготовки к играм

2. Конспект консультации «Организация игровой среды в условиях семьи»

3. Картотека «Сюжетно-ролевые игры»

4. Изготовленные детьми игрушки

5. Конспект семинара «Методика организации и руководства сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста»

5 1. Разработка конспектов игр, подбор игрового материала, подготовка к играм

2. Подготовка папки-передвижки для родителей

3. Проведение беседы с родителями

4. Организация конкурса «Игровой уголок в доме»

1. Конспекты игр «Зоопарк», «Магазин», «Кафе», «Перелетные птицы»,«Цирк», «Пароль», игровой материал; материал для подготовки к играм

2. Папка-передвижка «Атрибуты для игр», статья «Чему учит сюжетно-ролевая игра»

3. Конспект беседы «Правила организации игровой деятельности»

4. Информация для родителей о конкурсе. Помощь родителям в составлении рассказов об игровом уголке

6 1. Разработка конспектов игр, подбор игрового материала, подготовка к играм

2. Подготовка консультации для родителей, памяток

3. Организация выставки рисунков «Моя любимая игрушка»

4. Подготовка памятки для педагогов

2021-2022

Уч. год 1. Конспекты игр «Российская армия», «Моряки», «Мы пожарные», «Дочки-матери», «МЧС-Спасатели», «Пограничники», «Военные на учении», «Детское телевидение»; игровой материал; материал для подготовки к играм

2. Конспект консультации «Роль семьи в воспитании у ребенка коммуникативных способностей» ,

памятки «Чему обучается ребенок в игре»

3. Наличие рисунков

7 1. Разработка конспектов игр, подбор игрового материала, подготовка к играм

2. Подготовка к тематической встрече с родителями

3. Подготовка сообщения в родительский уголок

4. Разработка памятки для родителей

1. Конспекты игр «Семья», «У друга День рождения», «На станции технического обслуживания», «Салон красоты», «Путешествие по степи», «Рыцари-принцессы», «Водители», «Парикмахерская»; игровой материал; материал для подготовки к играм

2. Конспект вечера вопросов и ответов «Для чего нужна игра»

3. Сообщение в родительский уголок «Высказывания классиков педагогики о назначении игры для развития и воспитания детей дошкольного возраста»

4. Памятка «Играя с детьми, мы общаемся на их территории»

8 1. Разработка конспектов игр, подбор игрового материала, подготовка к играм

2. Организация дня Открытых дверей «Играем вместе с детьми»

- приглашения для родителей

- фотовыставка

- выставка игрушек

1) Конспекты игр «Полет в космос», «Музей», «Школа», «Библиотека», «Космические полеты», «Путешествие по реке», «Путешествие на корабле, на поезде», «Путешествие на самолете», игровой материал; материал для подготовки к играм

2)Наличие приглашений, фотографий по теме «Мы играем и общаемся», наличие игрушек, имеющих наибольший развивающий эффект.

10

Заключительный этап

№ п/п Мероприятия Сроки Практические выходы

1 Проведение итоговой диагностики 2021-2022уч. год Наличие результатов диагностики на конец учебного года

2 Презентация творческого отчета об итогах реализации работы на педагогическом совете Доклад и презентация для педагогов «Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста»

3 Презентация творческого отчета об итогах реализации проекта на итоговом родительском собрании Доклад и презентация для родителей «Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста»

11

Результаты саморазвития

Целенаправленная самостоятельная работа позволила мне пополнить и конкретизировать свои знания в области развития коммуникативных способностей и умений у детей старшего дошкольного возраста, освоить методы организации сюжетно-ролевой игры, осуществить детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций.

Я приобрела достаточно прочный запас знаний теоретических и профессиональных, стала увереннее и глубже анализировать свою работу.

В работе с воспитанниками отметила приоритетные для себя методы обогащения сюжетно-ролевой игры : наглядный метод (когда при ознакомлении с какой-либо профессией детское внимание фиксируется не только на предметах, но и, в большей степени на людях, их взаимоотношениях, трудовых действиях, экскурсии, прогулки на природу, обсуждения, беседы.

Кроме того, я ознакомилась с новым подходом Н. Я. Михайленко и Н. А. Коротковой к организации сюжетной игры в детском саду, направленным на активизацию свободной самостоятельной игры детей через передачу им постепенно усложняющихся игровых умений.

Я не только пополнила копилку своих знаний, но и овладела элементарной диагностической и исследовательской деятельностью в данном направлении. У меня развилась потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, улучшилась гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать образовательный процесс, развился творческий потенциал.

12

Список использованных источников

1. Арушанова А. Г., Дурова Н. В. «Истоки диалога». М., 2019.

2. Баряева Л. Б., Зарин А. «Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития». Санкт-Петербург, 2020.

3. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. М., 2019.

4. Бойченко Н. А., Григоренко Г. И., Коваленко Е. И. «Сюжетно-ролевые игры дошкольников». Киев, 2021.

5. Бычкова С. С. «Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников». М. : АРКТИ, 2019.

6. Васильева О. К. «Образная игрушка в творческих играх дошкольников». Санкт-Петербург, 2020.

7. Венгер Л. А., Мухина В. С. Психология: Учебное пособие для учащихся педагогических училищ. М. : Просвещение,2018.

8. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. «Развитие ребёнка в дошкольном детстве». М., 2019.

9. Виноградов Н. А. «Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников». М., 2020.

10. Волков Б. С. «Детская психология в вопросах и ответах». М. : ТЦ Сфера, 2019.

11. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования». М., 2019.

12. Выготский Л. С. «Игра и ее роль в психическом развитии ребенка». Вопросы психологии, 2021, №6.

13. Выготский Л. С. «Педагогическая психология» Под ред. В. В. Давыдова. М. : Педагогика-Пресс,2022.

14. Губанова Н. Ф. «Игровая деятельность в детском саду». М., 2019.

15. Гурин Ю. В., Монина Г. Б. «Игры для детей от трёх до семи лет». Санкт-Петербург, 2020.

16. «Давай поиграем. Автор-составитель Пазухина И. А. Санкт-Петербург, 2021.

17. «Давай познакомимся!». Автор-составитель Пазухина И. А. Санкт-Петербург, 2020.

18. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. /В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др. / Под ред. Т. И. Бабаевой, З. И. Михайловой, Л. М. Гурович. - СПб. Изд-во «Акцент», 2019.

19. «Дигностика готовности к школе». Под редакцией Вераксы Н. Е. М., 2018

Публикации по теме:

«Космическое путешествие». Сюжетно-ролевая игра для детей старшего дошкольного возраста Образовательные задачи: – расширить представления о профессии космонавтов, об их основных трудовых действиях; – способствовать расширению.

«Морское путешествие». Сюжетно-ролевая игра для детей старшего дошкольного возраста Совместная деятельность детей и воспитателя в ходе режимных моментов по теме «Морское путешествие» сюжетно-ролевая игра (для детей старшего.

Сюжетно-ролевая игра «Почта» для детей старшего дошкольного возрастаСюжетно-ролевая игра «Почта» для детей старшего дошкольного возраста Актуальность Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования требует от современного выпускника ДОУ усвоения.

Проект «Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста» Игра - это ведущий вид деятельности, наиболее эффективная форма социализации ребенка, в игре закладываются основы будущей личности. Играя.

Сюжетно-ролевая игра «Ателье мод» для детей старшего дошкольного возрастаСюжетно-ролевая игра «Ателье мод» для детей старшего дошкольного возраста Игровые задачи: Формировать умение детей делиться на подгруппы в соответствии с сюжетом и по окончании игрового действия снова объединяться.

Сюжетно-ролевая игра для детей старшего дошкольного возраста «Детская стоматология»Сюжетно-ролевая игра для детей старшего дошкольного возраста «Детская стоматология» Сюжетно-ролевая игра для детей старшего возраста "Детская стоматология" Цель: сформировать игровые навыки детей в сюжетно-ролевой игре.

Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных навыковСюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных навыков Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных навыков. Назарова Т. А. С первых дней жизни ребёнка общение является одним из.

Сюжетно-ролевая игра «Полицейский. Угон автомобиля» для детей старшего дошкольного возрастаСюжетно-ролевая игра «Полицейский. Угон автомобиля» для детей старшего дошкольного возраста Цель: формирование и обогащение игрового опыта воспитанников. Задачи: - расширять представление о профессии полицейского; - воспитывать.

Сюжетно-ролевая игра «Салон красоты» для детей старшего дошкольного возраста Цель: формировать у детей умение играть в сюжетно-ролевую игру «Салон красоты» Задачи: • Расширять и углублять знания и представления детей.

Сюжетно-ролевая игра «Теремок на новый лад» для детей старшего дошкольного возрастаСюжетно-ролевая игра «Теремок на новый лад» для детей старшего дошкольного возраста Сюжетно-ролевая игра «Теремок на новый лад» для детей старшего дошкольного возрастако дню сказочных домиков на МААМ Сорокина Анжела Валерьевна.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сюжетно — ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 16 декабря 2022 в 03:19
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД