Лучший педагог года

Программное направление «Кладовая знаний» в рамках программы «Островок надежды», цикл «Познание»

Людмила Слепченкова
Программное направление «Кладовая знаний» в рамках программы «Островок надежды», цикл «Познание»

Актуальность программы

В ГУ СО СРЦ «Волжанка» ежегодно проходят реабилитацию около 300 детей. Дети, поступающие в Центр «Волжанка» характеризуются неадекватными формами поведения и общения, низкой познавательной и творческой активностью, деформацией нравственных ориентиров. Для большинства подростков, проходящих реабилитацию в Центре, характерна интеллектуальная пассивность, отсутствие желания и привычки думать, решать задачи. Для таких подростков характерно наличие отрицательного отношения к умственной деятельности. У них наблюдается неустойчивая память, внимание, снижена работоспособность. Познавательное развитие подростков охватывает большой спектр ценностей и затрагивает разные аспекты жизни.

Публикация «Программное направление „Кладовая знаний“ в рамках программы „Островок надежды“, цикл „Познание“» размещена в разделах

Таким образом, наиболее актуально перед подростками стоят проблемы:

низкого интеллектуального развития,

несформированности научно-популярных представлений об окружающей действительности, знаний об общественно-политической жизни страны и мира,

отсутствие положительного примера и правильных жизненных ориентиров.

Все вышеперечисленные факторы в дальнейшем могут привести к более глубоким отклонениям как в познавательной, поведенческой так и в эмоционально-волевой сферах.

В связи с этим было разработано программное направление «Кладовая знаний» в рамках программы «Островок надежды», цикл «Познание».

Предлагаемая программа имеет чётко определённые конечные цели, что определяет её целенаправленность, представляет собой цикл занятий способствующих достижению цели.

Программа состоит из 3 основных блоков, включающих комплексные коррекционно - развивающие мероприятия. Занятия в данной программе построены с учетом принципа индивидуализации, т. е. проведение представленных в программе заданий и упражнений может варьироваться с учетом индивидуального уровня развития каждого подростка.

Направление «Работа с родителями» включает в себя тематические беседы - консультации, анкетирование, устный опрос, изготовление и распространение памяток, буклетов, рекомендаций

Цель программы : развитие познавательной и творческой активности, коррекция нравственных ориентиров подростков 11- 17 лет.

Задачи:

- формирование познавательной мотивации

- формирование проблемно - поискового мышления (моделирование ситуаций, создание новых способов решения проблем анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы);

- формирование научно - популярных представлений об окружающей действительности;

- ознакомление с интересными событиями из жизни замечательных людей;

- содействие нравственному воспитанию подростков;

-формирование навыков творческого мышления и самовыражения в процессе познавательной деятельности;

- побуждение подростка к самостоятельному поиску знаний;

- формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность сверстников.

Участники реализации программного направления : воспитатель стационарного отделения круглосуточного пребывания.

Объект: воспитанники ГБУ СО СРЦ «Волжанка» 11- 17 лет и члены их семей, нуждающиеся в социальном обслуживании.

Срок реализации программы : программа рассчитана на 6 месяцев и носит долгосрочный характер.

Традиционные формы работы:

групповые коррекционно-развивающие занятия

подгрупповые коррекционно-развивающие занятия

индивидуальные занятия

консультирование

Нетрадиционные формы работы:

занятие - презентация

конкурс творческих работ

дискуссия

диспут

занятие с элементом тестирования

анкетирование

очные и заочные экскурсии

моделирование ситуаций

деловая игра

ролевая игра

интеллектуальная игра

исследовательский мини - проект

гостиная (поэтическая)

час общения

проблемная лекция

семинар

пресс-конференция

Методы работы:

- наглядный метод (использование информационно – коммуникативных технологий: презентаций, слайдов, фильмов; организация книжных выставок, стендов, демонстрация натуральных объектов)

- практический метод (практическая работа, моделирование объектов, практические и проблемные задания, коллективные творческие дела, экспериментирование, исследование.

- проектный метод (создание условий, при которых воспитанники учатся приобретать недостающие знания из различных источников, развивать коммуникативные умения и системное мышление)

- метод дебатов (научить воспитанников формировать и отстаивать свою позицию, развивать навыки, необходимые для ведения диалогов и дискуссий, переговоров)

- кейс-метод ( метод коллективного анализа ситуаций: осмысление реальной жизненной ситуации, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы, при этом сама проблема не имеет однозначных решений)

- эвристический метод (проблемно поисковый, основной метод развития творчества; выдвигает мотивирующее отношение к процессу, которое рассматривается как совместная заинтересованная деятельность педагога и воспитанников в процессе познания; позволяет осознать и почувствовать творческую задачу, что создаёт прекрасные возможности для оптимизации созидательной активности)

- совместное оценивание (привлечение воспитанников к оценочной деятельности);

- анализ жизненных ситуаций, обращение к личному опыту воспитанника (для анализа предлагается описание конкретного случая из жизни героя фильма, литературного произведения, в ходе которого подростки должны дать оценку правильности (неправильности) их действий)

- создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на занятии;

- поощрение детей, создание ситуации успеха на занятии;

-метод ТРИЗ (теория решения изобретательских задач)

-здоровьесберегающий метод

Динамическая пауза

мимические упражнения

минутка отдыха для глаз

упражнения на снятие мышечного напряжения и возбуждения

режим «зрительных горизонтов» (по Л. П. Уфимцеву и В. Ф. Базарнову)

Деятельность в рамках программы :

Коррекционно - реабилитационная работа в рамках реализации программы осуществляется в условиях старшей группы стационарного отделения круглосуточного пребывания, где проходят реабилитацию дети 11-17 лет. При поступлении ребёнка из приёмного отделения осуществляется уточняющая диагностика, через 3 месяца срезовая, через 6 месяцев итоговая диагностика.

Через 3 и 6 месяцев проводится мониторинг, который подводит итог коррекционно-реабилитационной работы с каждым воспитанником. Программа носит периодичный характер, включая работу с родителями. Работа осуществляется по разработанному календарно-тематическому плану.

Предполагаемые этапы реализации программного направления :

1. Диагностический

Ориентировочное диагностическое обследование направлено на :

- исследование мотивации на приобретение новых знаний

- выявление и оценка имеющихся у подростков научно - популярных представлений об окружающей действительности;

- выявление суждений подростков об основных нравственных качествах личности, их отношение к нравственным нормам.

- определение творческого мышления (быстрота и точность выполнения предлагаемого задания) и способности самовыражения в процессе познавательной деятельности;

-определение коллективистической направленности личности, умения разумно соотнести и подчинить личные интересы групповым.

Диагностическая работа предполагает проведение 3 индивидуальных занятия с каждым ребенком

Критерий оценки познавательной и творческой активности, нравственных ориентиров Методики

Степень познавательной активности и мотивации к получению новых знаний Методика «Направленность на приобретение знаний» Е. П. Ильин и

Н. А. Курдюкова

Анкета «Познание как ценность»

Побуждение к самостоятельному поиску знаний. Методика «Недописанный тезис» (Если я встречусь с трудностями в работе, то я… Если я в чём-то ошибся, то я)

Наличие научно - популярных представлений об окружающей действительности и их связь с личным опытом подростка как начальный этап формирования мировоззренческих идей, взглядов, убеждений Методика "Общая ориентация подростков в окружающем мире и запас научно-популярных знаний"

Тест «Мой родной город» Методика выявления и согласования мнений и представлений.

Методика «Анализ значимых событий»

выявить представления подростков о моральных категориях,

составляющих основу нравственной устойчивости.

Методика для изучения представлений и суждений

подростков о нравственных категориях: «Как я понимаю слово….».

«Мини-сочинение» (Что значит любить свою Родину? Герои моего города.)

«Продолжи предложение» (Что я хочу изменить в своей жизни? Мне кажется что настоящий человек - это)

«Незаконченное предложение» (Когда у человека есть цель… Больше всего я хочу быть похожим на)

Этические задачи

Определение творческого мышления и способности самовыражения в процессе познавательной деятельности; Методика для выявления поисковой активности (Тест «Порог активности») Методика ТРИЗ

определение коллективистической направленности личности, умения разумно соотнести и подчинить личные интересы групповым. Методика «Рисуночный тест» (Вариант И. Шванцара).

Методика «Мишень»

Методика «Ранжирование»

Наличие умения решать проблемные ситуации;

Наблюдение

Методика «Веер»

Методика опроса

2. Реабилитационный

Включает в себя 3 блока:

1 Блок «Литературная гостиная»

Задачи:

- ознакомление с жизнью и деятельностью писателей, поэтов, с их произведениями;

- развитие познавательной активности детей;

- формирование положительного примера для подражания, правильных жизненных ориентиров;

- ознакомление с историческими событиями из жизни страны

Количественный результат:

Предполагает проведение -24 занятия

Ожидаемый результат блока: познакомятся с интересными событиями из жизни и деятельности писателей и поэтов; приобретут навыки, умение и опыт самостоятельной интеллектуальной деятельности.

2 Блок «Мир увлечений»

Задачи:

- ознакомление с интересными событиями из жизни замечательных людей;

- формирование проблемно-поискового мышления (моделирование ситуаций, создание новых способов решения проблем);

- побуждение подростка к самостоятельному поиску знаний

- развитие интеллекта

- сформирование научно - популярные представления об окружающей действительности.

Предполагает проведение -24 занятия

Экскурсий - 2

Ожидаемый результат блока:

Систематизируются знания о жизни и деятельности замечательных людей.

Активизируются познавательная активность подростков.

Сформируются проблемно-поисковое мышление.

Повысится уровень творческого мышления и самовыражения в процессе познавательной деятельности.

3 Блок «Окно в природу»

Задачи:

-ознакомление с интересными фактами из жизни растений и животных;

-формирование экологических знаний;

-воспитание любви к природе и родному краю;

-знакомство с природой, природными ресурсами нашего края;

В программе широко используются технические средства обучения: компьютер, фотоаппарат.

Предполагает проведение -24 занятия

Ожидаемый результат блока: расширят знания о предметах и явлениях окружающей среды.

4 Блок Работа с родителями

Цель: повышение педагогической компетентности родителей в вопросах организации развития подростков в познавательной деятельности.

Работа направлена на информирование

Данное направление включает в себя :

--- тематических бесед -12

--- консультаций и рекомендаций по запросам 3

--- изготовление и распространение

памяток - 2

буклетов-1

Ожидаемый результат: семья направлена на повышение социального уровня, повышение педагогического потенциала и проявление заботы о подростках членами семьи, организацию досуга воспитанников, у родителей сформируются бережные взаимоотношения со своими детьми и эмоциональная поддержка.

Ожидаемые результаты программного направления.

Количественные:

Данная программа предполагает :

Проведение организационных занятий по блокам:

«Диагностика» - 3 индивидуальных занятия с каждым ребёнком

«Литературная гостиная» - 24 занятия

«Мир увлечений» - 24 занятия

«Окно в природу» - 24 занятия

Работа с родителями- 3

Рекомендации - по вопросам - 10

Качественные

Предположительно дети:

1. приобретут навыки, умения и опыт самостоятельной интеллектуальной деятельности;

2. научатся осуществлять проектную деятельность, исследовать различные проблемные вопросы, выступая в роли аналитиков, журналистов, социологов;

3. расширят знания о предметах и явлениях окружающей среды;

4. познакомятся с интересными событиями из жизни замечательных людей;

5. повысят познавательную активность

Методические средства, используемые для реализации программы :

Реализация данной программы позволит подросткам развивать познавательные способности, повысит умственную работоспособность, расширит кругозор, активизирует творческое мышление, умение нестандартно мыслить, креативно использовать полученные знания.

Публикации по теме:

«Кладовая осени» (фотоотчёт)«Кладовая осени» (фотоотчёт) В октябре в нашей группе «Цветик семи цветик» прошли тематические недели на тему «Кладовая осени» Целью, которых было расширить представления.

Цикл ООД «В царстве Пузыря Пузырёвича» в рамках образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»Цикл ООД «В царстве Пузыря Пузырёвича» в рамках образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» Цель цикла: Учить детей создавать живописную композицию, вызвать желание изображать животных. Развивать у детей творческое воображение,.

Мини-проект «Во саду ли, в огороде» в рамках образовательной области «Познание» (вторая младшая группа)Мини-проект «Во саду ли, в огороде» в рамках образовательной области «Познание» (вторая младшая группа) Основание для разработки проекта:Систематизация и актуализация знаний у детей об осени. Повысить экологическую культуру у родителей. Цель:Формировать.

Островок здоровьяОстровок здоровья В детском саду мы не скучали этим летом. Много времени проводили на свежем воздухе: играли, загорали, обливались контрастной водой, как.

Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста в рамках реализации программы дошкольного образования «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на.

Рабочая программа вокального кружка «Капельки» по внеурочной деятельности (в рамках реализации программы ФГОС) Рабочая программа вокального кружка «Капельки» по внеурочной деятельности (в рамках реализации программы ФГОС) Направление: художественно.

Система работы детского сада в рамках программы «Здоровый малыш» В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Формирование здорового поколения.

«Жить здорово». Тематическое мероприятие по профилактике наркомании, алкоголизма и курения в рамках программы «Антинарко» Сценарий тематического мероприятия по программе «Антинарко» "Жить здорово" ВЕДУЩИЙ: Здравствуйте наши дорогие зрители. Сегодня мы собрались.

Учет индивидуального развития детей в рамках освоения образовательной программы Учет индивидуального развития детей в рамках освоения образовательной программы Разработано старшим воспитателем МБДОУ Ботниковой Г. Б.

Занятия по ФЦКМ в Программное содержание: подготовительной группе. Тема: «В гостях у медвежонка Умки» • Программное содержание: - развивать у детей интерес к познанию окружающего мира, дать детям первоначальные представления о глобусе;.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Программное направление «Кладовая знаний» в рамках программы «Островок надежды», цикл «Познание»
Опубликовано: 28 ноября 2016 в 20:34
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД