Получи документы

Пропедевтика естественных наук посредством использования технологии экспериментально-исследовательской деятельности

Татьяна Рязанова
Пропедевтика естественных наук посредством использования технологии экспериментально-исследовательской деятельности

Интенсивное изменение в окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все его сферы диктуют педагогу необходимость выбирать наиболее эффективные средства обучения и воспитания.

Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы, является - детское экспериментирование.

Технологию экспериментально-исследовательской деятельности «Юные исследователи» мы используем для пропедевтики у детей предметов естественно-научного цикла : физики, химии, биологии, экологии, геологии и почвоведения.

Публикация «Пропедевтика естественных наук посредством использования технологии экспериментально-исследовательской деятельности» размещена в разделах

Данная работа ведётся с 2012г. Нами разработана рабочая программа экспериментально-исследовательской деятельности «Юные исследователи». За семь лет программа переписывалась 4 раза, т. к. мы совершенствуемся, ищем новые пути и формы проведения занятий, поддержания интереса детей.

Летом 2018г. мы ознакомились с парциальной модульной программой «STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста». Принципы и содержание программы оказались нам близки и интересны. Мы решили перестроить свою рабочую программу в соответствии с образовательным модулем программы STEM-образования «Экспериментирование с живой и неживой природой», который включает в себя блоки занятий по экспериментированию с водой, воздухом, камнями, песком, глиной и растениями.

Программа «Юные исследователи» способствует пропедевтике предметов естественно-научного цикла, развитию познавательной потребности ребенка.

При пропедевтике биологии, где мы наблюдаем за ростом растений, используем для выращивания растений устройство - гидропонику, изучаем органы чувств человека, выделяем из растений антоцианы и хлорофилл, рассматриваем вытяжку и делаем выводы, почему растения зелёные, а лепестки цветов красные.

- По физике мы знакомимся с элементарными представлениями об основных физических свойствах и явлениях: электричество и инерция, магнетизм, оптика, звук, температура, состояние веществ. В этом году мы приобрели___

- по химии мы изучаем химические свойства веществ и рассматриваем их молекулярное строение, выращиваем кристаллы из соли и сахара, изготавливаем эко-краски, спа-средства, кинетический песок, пластилин и раствор для мыльных пузырей.

В почвоведении мы рассматриваем свойства различных почв и их влияние на рост растения, изучаем свойства и виды песка, глины, камней.

При пропедевтике экологии мы изучаем с детьми агрегатные состояния воды и круговорот воды в природе, рассматриваем зависимость живых организмов от вредных факторов окружающей среды и следовательно, вопросы охраны природы, а также взаимодействия живых организмов между собой.

В геологии мы изучаем строение Земли и вулканов.

Все естественные предметы связаны между собой на одном занятии, и мы их не можем разграничивать. Например, при ознакомлении с вулканом, мы охватываем такие науки, как геология – строение вулкана и кто занимается его изучением, почвоведения – породы почв, экология – как влияет процесс извержения на все живое, химия – процесс извержения вулкана и так далее.

В детском саду работает спа-студия, целью, которой является привлечение родителей к совместной детско-экспериментальной деятельности. Родители являются непосредственными участниками и организаторами мастер-классов, которые проводятся один раз в месяц, где дети, совместно с родителями, выявляют свойства различных веществ и способ их изготовления и самостоятельно изготавли-вают.

Для поддержания интереса детей к исследовательской деятельности приме-няем инновационные технологии : мультимедийные презентации и фильмы; лэпбуки; различные методы здоровьесберегающей технологии; моделирование и проектную деятельность.

Наиболее действенным методом при самостоятельном экспериментировании является технология моделирования.

Моделирование мы используем для организации игр-экспериментов. При проведении игр-экспериментов мы используем графические модели, показывающие порядок проведения опыта. У дошкольников уже сама модель стимулирует экспериментирование с познаваемым объектом.

В ходе игры – эксперимента создается ситуация, которую ребенок решает по-средствам проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевает представлением о том или ином явлении.

Для проведения самостоятельного экспериментирования детей с помощью схем-помощников, нами созданы картотеки карточек – моделей и игр-экспериментов по всем блокам программы «Юные исследователи».

Большую роль во всестороннем развитии детей играет взаимодействие с родителями. Чтобы у дошкольника поддерживался познавательный интерес, было постоянное стремление узнать новое, мы рекомендуем родителям проводить простейшие опыты и эксперименты в домашних условиях. Например, дома дети, совместно с родителями, изготавливают крахмал в соответствии с карточкой – помощницей, и выясняют с помощью йода, в каких ещё продуктах он может содержаться.

В своей работе активно применяем такую форму взаимодействия, как совместное проведение занятий с родителями и детьми, основной целью которого является установление эмоционального контакта между родителями, детьми и педагогом. Во время таких встреч формируется интерес к экспериментально-исследовательской деятельности не только у детей, но и родителей.

Организуем родительские конференции, мастер-классы, консультации по экспериментированию, проводим анкетирование.

Взаимодействуя с социумом, мы обогащаем социально-эмоциональную сферу детей, пропагандируем возможности экспериментально-исследовательской деятельности, обеспечиваем преемственность учебно-воспитательного процесса, социокультурной адаптации дошкольника к условиям новой ведущей деятельности – школьного обучения.

На протяжении 6 лет тесно сотрудничаем с лицеем №2 и учителем химии Гарбузовой Верой Евгеньевной при этом применяем такие формы работы, как посещение мастер-классов в лицее №2, приглашение учащихся школ для проведения занятий в ДОУ, проведение совместных занятий по экспериментированию с детьми других детских садов.

При поступлении в первый класс ребята продолжают заниматься более углубленно опытно-экспериментальной деятельностью в кружке «Я – исследователь» под руководством учителя. В 2017 году наши воспитанницы защитили свои научные работы: «Мир красок» и «Восьмое чудо света».

Очень часто социальными партнерами выступают учреждения, находящиеся по соседству с нашим детским садом. Благодаря взаимодействию с ними, жизнь детей и всех участников образовательных отношений становится насыщенной, яркой и необычной. Проведены экскурсии: в музей глиняной игрушки, на молочно-консервный комбинат, в «Соляную комнату» бассейна «Юбилейный».

В результате познавательно-исследовательской деятельности у детей формиру-ются коммуникативные качества, развивается логическое мышление. Мы выпускаем в школу детей интеллектуально - развитыми, оригинально мыслящими, творческими, умеющими принимать нестандартные решения, имеющими начальные знания естественных наук, применяемые ими в дальнейшем обучении.

У родителей появляется уверенность в своих детях, потому что они видят их еще с одной стороны: как активных творцов, способных добиваться поставленной цели и получать продукт своей деятельности. Следовательно, в школе эти дети, при определенной помощи родителей, способны достичь высоких результатов. Такой вывод делается исходя из результатов обследования детей, проводимых в конце предыдущего учебного года.

Диагностика уровня знаний, умений и навыков по реализации опытно – экспериментальной деятельности у детей дошкольного возраста проводится на основе «Структурно – логической схемы формирования навыков экспери-ментирования в дошкольном возрасте» Ивановой А. И. Результаты данной диагностики можно увидеть на слайде.

В этом году наша технология была отмечена большой золотой медалью выставки «Учебная Сибирь – 2019».

В заключении хочется еще раз подчеркнуть, что в детском саду не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить!

Публикации по теме:

Коррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологийКоррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий «Коррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий» Актуальность выбора темы работы. В последние.

Анализ проведения декады естественных наук в начальных классахАнализ проведения декады естественных наук в начальных классах В начальных классах завершилась предметная декада естественных наук, которая проходила с 12 по 22 февраля 2018 г. Среди целей этой декады.

Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством использования дидактических игр. Часть 13 ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (ДИПЛОМНАЯ РАБОТА)на тему: «Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством.

Формирование речи и ритмической деятельности старших дошкольников посредством технологии «логопедическая ритмика» Формирование речи и ритмической деятельности старших дошкольников посредством технологии «Логопедическая ритмика» (описание опыта работы).

Формирование экологической культуры дошкольников посредством опытно-исследовательской деятельности «Воздух-невидимка» Образовательная область: познание. Интеграция образовательных областей: игровая, продуктивная, коммуникативная, трудовая, познавательно.

Конспект НОД по экспериментально-исследовательской деятельности старших дошкольников «Как происходит извержение вулкана» Вид деятельности: познавательно-исследовательская деятельность, экспериментирование. Образовательная область: Познавательное развитие. Форма.

Конспект НОД в старшей группе с использованием технологии экспериментально-исследовательской деятельности «Свойства песка» Цель: Привлечь детей к самостоятельным размышлениям. Задачи: Образовательные задачи. — Познакомить детей со свойствами песка, установить.

Конспект по экспериментально-исследовательской деятельности «Волшебница водица» (вторая младшая группа)Конспект по экспериментально-исследовательской деятельности «Волшебница водица» (вторая младшая группа) Цель. Формировать у детей представление о свойствах воды: прозрачная, может менять цвет и вкус, предметы в ней тонут и плавают. Задачи.

Мастер-класс «Технологии активизации исследовательской деятельности на примере знакомства с изобретением звуковых игрушек»Мастер-класс «Технологии активизации исследовательской деятельности на примере знакомства с изобретением звуковых игрушек» Тема «Технологии активизации поисково – исследовательской деятельности на примере знакомства с изобретением звуковых игрушек» Образовательная.

Социально-коммуникативное развитие дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельностиСоциально-коммуникативное развитие дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности Социально-коммуникативное развитие дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности По ФГОС (п.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Пропедевтика естественных наук посредством использования технологии экспериментально-исследовательской деятельности
Опубликовано: 11 января 2020 в 17:04
+33Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД