Лучший педагог года

Проведение ежедневных природоведческих наблюдений на прогулке за явлениями в живой и неживой природе

Кристина Болдова
Проведение ежедневных природоведческих наблюдений на прогулке за явлениями в живой и неживой природе

№ 1. Наблюдение за ветром.

Цель: Конкретизировать и закрепить знания детей о ветре; учить сравнивать погоду, устанавливать причинно - следственные связи; научить определять силу ветра.

Ход наблюдения: Дети отмечают, что деревья качаются, гнуться, облака бегут быстро, флажки в руках трудно удержать. Спросить детей о причине. Педагог уточняет ответы и предлагает вспомнить, какой был ветер летом: совсем слабый – верхушки деревьев чуть

Публикация «Проведение ежедневных природоведческих наблюдений на прогулке за явлениями в живой и неживой природе» размещена в разделах

качались. Предложить детям побегать в сторону ветра и против него. Спросить, когда было труднее бежать. Использовать на прогулке флажки, вертушки, шарики, чтобы узнать силу и направление ветра.

Художественное слово: Загадки о ветре:

*Без рук, без ног,

А ворота открывает.

*Фырчит, рычит, ветки ломает,

Пыль поднимает, людей с ног сбивает,

Слышишь его, да не видишь его.

Дидактическое упражнение «Какой бывает ветер»? – дети рассуждают о ветре, описывают его. Научить подбирать относительные прилагательные.

Исследовательская деятельность: Продолжать работу над определением силы и направления ветра. Учить использовать для этого султанчик, шар, палец.

Подвижная игра «Ветер и лужа». Выбирается ребенок - ветер, 4 ребенка образовывают круг-лужа (когда лист попадает в лужу, он не может из нее вылететь). Остальные дети - листочки с деревьев. После слов:

Ветер, ветер, ты могуч:

Ты гоняешь стаи туч,

Ты шумишь в открытом море,

Ты гуляешь на просторе,

С земли листья поднимаешь

И по свету их гоняешь.

«Листочки» убегают от «ветра», стараясь не попасть в «лужу».

№ 2. Наблюдение за ветром

Цель: Развивать наблюдательность и интерес к природе, закрепить понятия «живая – неживая» природа. При помощи исследовательской деятельности объяснить значение ветра, учить определять его силу, направление.

Ход наблюдения: Наблюдение за облаками в ветреную погоду. Дети интересуются, куда ветер гонит облака, в какую сторону. Воспитатель предлагает заметить, над каким предметом на участке находится облако, за которым наблюдают, тогда будет видно, в какую сторону от предмета оно движется, направо или налево. Туда и дует ветер. Учить детей наблюдать не только за направлением, но и за силой ветра.

Исследовательская деятельность: Определить, сильный или слабый ветер, по тому, как он воздействует на растения (слабый – слегка качает листья и мелкие ветки, относит падающие листья чуть в сторону; сильный – качает крупные ветки, срывает листья с деревьев, метет по земле упавшие листья).

Дидактическое упражнение: «Подскажи словечко» (подбор прилагательных, характеризующих ветер).

Конструктивная деятельность: Постройки из песка «Город с садом». Развивать конструктивные способности, закреплять знания о свойствах песка, использовать в строительстве бросовый материал.

Индивидуальная работа: «Кто быстрее соберет». Дети по просьбе собирают природный материал: Собери 5 березовых листьев, собери 3 осиновых и 2 тополиных листа, найди 1 длинную палочку и 2 коротких и т. д.

Подвижная игра «Ловишка с обручем».

Заучивание считалочки:

Ветер по лесу летал,

Ветер листики считал:

Вот дубовый, вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки – золотой.

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.

№ 3. Наблюдение за облаками.

Цель: Развивать наблюдательность и интерес к природе, закрепить понятия «живая – неживая» природа. Пополнить знания детей о сезонных изменениях в природе, развивать речь, согласовывая прилагательные с существительными.

Ход наблюдения за облаками в солнечный день: По небу медленно плывут облака. Воспитатель предлагает детям посмотреть и пофантазировать, на что они похожи. Дети с интересом рассматривают облака и говорят, что они увидели в том или ином облаке. Далее дети замечают, что облака движутся: иногда они плывут медленно, а иногда быстро-быстро. Воспитатель предлагает понаблюдать, от чего зависит движение облаков. Дети приходят к выводу: в тихую погоду облака движутся медленно, а в ветреную – быстро. «Это ветер гонит облака», - догадываются они. Педагог уточняет ответы детей и говорит, что осенью часто дуют ветры.

Дидактическая игра «Какое небо?». Дети рассматривают небо и плывущие облака, описывают их. Научить подбирать относительные прилагательные.

Упражнение на развитие мелкой моторики рук: «нарисуй палочкой» - нарисовать палочкой на песке облака и тучи.

Трудовая деятельность: Сбор природного материала для поделок.

Подвижные игры:

«Пузырь» - научить детей становится в круг, делать его то шире, то уже, приучать их согласовывать свои движения с произносимыми словами.

«День – ночь» - развивать быстроту, ловкость, навыки пространственной ориентации.

Художественное слово: Загадки и пословицы.

Пушистая вата Голубая простыня

Плывет куда-то. Весь свет покрывает.

Чем вата ниже – (Небо.)

Тем дождик ближе. (Туча.)

Осенью серенькое утро, красненький день.

№ 4. Наблюдение за небом и облаками.

Цель: Развивать наблюдательность, умение различать изменения в характере туч, облаков. Продолжить закреплять знания о явлениях неживой природы. Уточнить понятие «туча».

Ход наблюдения за облаками в пасмурный день. Воспитатель обращает внимание на то, что облака стали совсем другие: серые, тяжелые, низкие. Наблюдая за ними. Дети узнают, что облака в разную погоду бывают разными. Вот медленно ползут темные, почти черные облака, их называют тучами, из них обычно идет дождь.

Художественное слово: (загадка)

Шатер огромный над землей

Так часто цвет меняет свой.

Бывает синий, голубой,

Бывает серый и седой.

Бывает черный, звездный,

Бывает очень грозный.

Он посылает дождь и снег,

К нему стремится человек

Он радугой порой играет.

И нет ему конца и края.

Беседа по содержанию стихотворения.

Дидактическая игра: «Назови больше». Подбор прилагательных к существительному «небо».

Исследовательская деятельность: «Разноцветное небо». Доказать, что небо меняет цвет, если на него смотреть в разноцветные стекла.

Конструктивная деятельность: Практиковать в постройке многоуровневых башен с использованием ведер разного размера.

Индивидуальная работа: Выучить скороговорку:

Дед Данил делил дыню:

Дольку- Диме, дольку- Дине.

Подвижная игра «Уголки» (перебежки).

№ 5. Наблюдение за почвой.

Цель: Развивать наблюдательность и интерес к природе, закрепить понятия «живая – неживая» природа. Приучать детей видеть зависимость состояния почвы от погоды.

Ход наблюдения: В начале прогулки предложить детям потрогать почву рукой и сказать, какая она. Дети отмечают, что земля теплая – ее нагрело солнце, она сухая – рассыпается в руке, светло-серого цвета. Затем можно посмотреть, какой цвет земли в огороде. Сравнить с песчаной и глинистой почвой.

Художественное слово:

Поздняя осень,

Грачи улетели.

Лес обнажился,

Поля опустели. (Н. Некрасов)

Дидактическая игра «Обгон»:

я еду – а я приехал,

я иду – а я пришел,

я копаю – а я выкопал,

я пою – а я спел…

Исследовательская деятельность: Взять на прогулку три стеклянные баночки. Предложить детям насыпать в одну из них песчаную землю, в другую – глинистую. Налить воды, размешать и посмотреть, что будет. Песок скоро осядет, а глина долго будет находиться в воде в виде мути. Дети наглядно узнают, что песок пропускает воду, а глина задерживает. В третью баночку положить огородную землю. Когда дети размешают ее в воде, то увидят там какие-то корешки и ниточки. Воспитатель объясняет, что это остатки от корней растений. Этими корнями растения высасывают из почвы питательные вещества.

Трудовая деятельность: Засыпание цветника и клумб листьями.

Подвижные игры: «Мышеловка», «Ручеек» – умение передвигаться в паре, проходить аккуратно через ряд детей

№ 6. Наблюдение за дождем.

Цель: Познакомить с наиболее типичными особенностями поздней осени – дождливой погодой. Пополнить знания детей о сезонных изменениях в природе.

Словарная работа: активизация: дождь, лужи, тучи, зонт;

обогащение: моросит, барабанит, проливной, затяжной, грибной.

Ход наблюдения: Осенью часто идут дожди. Осенний дождь идет медленно, моросит, все вокруг становится мокрым, воздух – влажным. После нескольких наблюдений воспитатель задает детям вопрос: холодный или теплый дождь? Предлагает вспомнить, какой дождь был летом. Далее дети вместе с воспитателем сравнивают летний и осенний дожди. Дети рассказывают, что осенью дождь мелкий, затяжной, идет из тяжелых, темных туч. В конце осени холодные дожди усиливаются, и вскоре из туч на землю будут падать снежинки.

Художественное слово: Заучивание стихотворения:

Серый день короче ночи,

Холодна в реке вода,

Частый дождик землю мочит,

Свищет ветер в проводах.

Опадают листья в лужи,

Хлеб убрали в закрома,

До прихода зимней стужи

Утепляются дома.

(Г. Ладонщиков)

Подвижная игра: «Мы – веселые ребята» (бег)

Трудовая деятельность: Уборка опавших листьев.

Индивидуальная работа: Выучить считалку:

Дождик, дождик поливай -

Будет хлеба каравай,

Будут булки, будут сушки,

Будут сладкие ватрушки.

№ 7. Наблюдение за дождем.

Цель: Учить детей самостоятельно определять погоду. Отметить, что в октябре – середине осени, часто идет холодный дождь, небо заволакивают серые, тяжелые облака, травы от влаги побурели, деревья стоят голые

Ход наблюдения: В начале прогулки отметить, какая погода (дождливая, пасмурная, на земле образовались лужи. Обратить внимание на одежду людей (плащи, резиновые сапоги, в руках зонты). Почему люди так одеты?

Художественное слово:

Дождик, дождик, ты послушай:

Не ходи босой по лужам.

По дорогам бродит осень,

Холода в котомке носит,

Побелеешь – снегом станешь –

До апреля не растаешь. (Т. Конева)

Дидактическое упражнение: «Подбери признаки»: дождь – сильный, мелкий, моросящий, холодный, проливной, затяжной, бесконечный.

Конструктивная деятельность: Выкладывание силуэтов из природного, подручного материалов.

Исследовательская деятельность: «Музыка дождя». Дети кладут под дождь дном кверху: аллюминивую кастрюльку, пластмассовую, лист бумаги и слушают, как стучат капли по различной поверхности.

Подвижная игра: «Пустое место». Дети встают в круг, руки на поясе - это «домики». Водящий ходит за кругом :

-Вокруг домика хожу, и в окошечки гляжу:

К одному подойду и тихонько постучу: (останавливается,

стучит и заглядывает в окно) - Тук, тук, тук.

Ребенок: Кто пришел?

Ведущий: называет имя

Ребенок: Зачем пришел?

Ведущий: Бежим наперегонки? (бегут по кругу, место занимает тот, кто первый добежит)

№ 8. Наблюдение за птицами.

Цель: Закрепить знания детей о птицах: название, части тела, питание. Вспомнить, что есть зимующие птицы и перелетные.

Ход наблюдения. Проводив в путь-дорогу перелетных птиц, посмотрите, кто же остается с нами на зиму. Прежде всего это воробьи. Они питаются разнообразной пищей. Своих птенцов воробьи кормили насекомыми. Осенью они переходят на другой корм: зерно, крошки. Обратить внимание, что среди обычных серых воробьев появились воробьи с другой расцветкой – с белой полоской на крыле. Эти воробьи живут в лесах и полях, но на зиму тоже прилетают кормиться к людям. Позже дети заметят появление таких птиц, как галки, сороки и вороны. Это зимующие птицы. Они прилетают из лесов, где жили летом, поближе к людям, чтобы прокормиться в холодную зиму. Воспитатель говорит детям, что птицы могут рассчитывать на нашу помощь. Зимой мы будем их подкармливать. Пока кормушка не установлена, можно насыпать зерно прямо на землю, чтобы птицы привыкли к месту подкормки.

Исследовательская деятельность: Проверить опытным путем, что воробьи пугливые птицы, при кормлении отлетают в сторону.

Художественное слово: Стихотворение Н. Рубцова

Вот ворона сидит на заборе.

Все амбары давно на запоре,

Все обозы прошли, все подводы,

Наступила пора непогоды.

Суетится она на заборе.

Горе ей. Настоящее горе!

Ведь ни зернышка нет у вороны

И от холода нет обороны…

После прочтения стихотворения, воспитатель объясняет детям значение не понятных слов.

Подвижная игра «Перелет птиц». Продолжать учить детей бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, действовать по сигналу.

№ 9. Наблюдение за птицами.

Цель: Продолжать наблюдение за птицами на участке. Обратить внимание на тех птиц, которые остаются зимовать. Воспитывать желание кормить птиц.

Ход наблюдения за птицами. На прогулке дети замечают появление новых птиц. Они похожи на воробьев, но немного крупнее, темнее воробьев, с белой грудкой и белыми полосками на крыльях. Они летают стайками по дорогам, но не чирикают, а посвистывают. Это пуночки. Они прилетели к нам с далекого севера. А вот появились еще интересные гостьи: на голове хохолок, как будто птица зачесала его назад. Это свиристель, тоже прилетевший к нам с севера. Особенно много этих птиц там, где есть ягоды рябины, калины. Это их любимое лакомство.

Трудовая деятельность: Чтобы привлечь побольше птиц, нужно поспешить с установкой кормушки. Кормушку лучше всего установить в укромном месте, окруженном деревьями и кустарниками, на которых будут сидеть птицы в ожидании пищи. Напомнить детям, что корм нужно давать в одно и тоже время. Если в определенный час корма не будет, птицы исчезнут и появятся только через несколько дней. Зимой им холодно долго ждать на кормушке, поэтому не стоит забывать насыпать корм ежедневно.

Художественное слово:

Прилетела к нам синица села прямо под окном.

Эту маленькую птичку с нетерпением мы ждем.

И чтоб ей полегче было, (ведь исчезли червячки)

Для нее кусочек сала мы повесим на сучки.

Снегири, синицы на ветвях как зимние цветы!

Мы для них в кормушках принесли немного доброты.

Беседа по содержанию стихотворении

Домашнее задание: Воспитатель предлагает детям переходящую баночку (красиво оформленную, дети дают ей название (доброта, доброе сердце, добрые люди). В ней дети каждый день по очереди приносит корм для птиц (крошки, пшено).

№ 10. Наблюдение за туманом.

Цель: Познакомить с природным явлением, напомнить о разных агрегатных состояниях воды, развивать любознательность. Закрепить названия осенних месяцев.

Ход наблюдения за утренним туманом: Во время тумана предметы становятся плохо видны. На что похож туман? (на пар, дым, облако) Что такое туман? (дыхание земли). Земля, почва, растения дышат накопленным пеплом, а холодный воздух опускается на землю. Они смешиваются и получается туман – мельчайшие частицы воды. Их очень – очень много, они быстро двигаются, и воздух становится не прозрачным.

Художественное слово:

Кто – то ночью утащил лес.

Был он вечером, а утром – исчез!

Не осталось не пенька, ни куста,

Только белая кругом пустота. (И. Токмакова)

Летят, летят дождинки,

Не выйдешь из ворот.

По вымокшей тропинке

Сырой туман ползет.

Беседа по содержанию стихотворений.

Исследовательская деятельность: «Воздух осенью влажный» :на скамейку положить лист сухой бумаги. В конце прогулки дети обнаружат, что он влажный. Почему это произошло? Как его можно высушить? (батарея, солнце, утюг, теплое помещение и т. д.) Где быстрей высохнет? Закрепить знания о намокании и просушивании. Можно разорвать лист пополам. Одну половину поместить на батарею, другую на стол. Дети наблюдают, делают выводы.

Трудовая деятельность: Уборка листьев, засыпание ими клумб, и цветника. Воспитывать трудолюбие, знание о пользе гниющих листьев для почвы.

Подвижная игра «1,2,3-вместе соберись» По условному сигналу, после свободного перемещения, дети объединяются в круги по 2,3,4,5человек

Публикации по теме:

Что должны знать дети о живой и неживой природе (вторая младшая группа)Что должны знать дети о живой и неживой природе (вторая младшая группа) НЕЖИВАЯ ПРИРОДА. ФАКТЫ. различать и называть основные признаки воды, песка, снега, льда, камешков, глины; убедиться.

Что должны знать дети о живой и неживой природе (часть 3)Что должны знать дети о живой и неживой природе (часть 3) ЖИВОТНЫЕ. ФАКТЫ. узнавать 2 – 3 вида бабочек, стрекозу, муравья, комара, пчелу; запомнить 3 – 4 новых вида перелетных.

Что должны знать дети о живой и неживой природе в первой младшей группе Неживая природа Факты называть полным названием солнце, воду, снег, лед, небо, дождь и некоторые действия, связанные с ними;.

Что должны знать дети о живой и неживой природе в старшей группе (часть 1)Что должны знать дети о живой и неживой природе в старшей группе (часть 1) НЕЖИВАЯ ПРИРОДА. ФАКТЫ. знать и называть свойства таких материалов, как стекло, кожа, резина, бумага, металл;.

Что должны знать дети о живой и неживой природе в старшей группе (часть 2)Что должны знать дети о живой и неживой природе в старшей группе (часть 2) РАСТЕНИЯ. ФАКТЫ. знать и называть 5 – 6 видов комнатных растений, деревьев и кустарников, 2 – 3 травянистых растения, 6.

Цикл наблюдений за живой елью зимой в младшей группеЦикл наблюдений за живой елью зимой в младшей группе В зимний период, в канун Новогоднего праздника и каникул, в своей младшей группе "Сказка"для ребят мною были организованы цикл наблюдений.

Дидактическая игра по расширению представлений детей 4–7 лет о живой природе «Узнавай-ка!»Дидактическая игра по расширению представлений детей 4–7 лет о живой природе «Узнавай-ка!» Цель: расширять представления детей о живой природе. Задачи: 1. Учить детей различать растения разных видов, животных в зависимости от.

Картотека наблюдений в природе с детьми младшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта 1. За солнцем. светит яркое солнце, на улице жарко, хорошо растут растения. Солнце сильно греет, дети гуляют в платочках, панамках. Потешка:.

Консультация для педагогов «Экспериментирование с живой и неживой природой»Консультация для педагогов «Экспериментирование с живой и неживой природой» Сегодня и родители дошкольников, и педагоги ДОО озабочены вопросом подготовки малышей к школе. Наличие определённого круга представлений.

Консультация для воспитателей «Развитие связной речи детей при ознакомлении с сезонными явлениями в природе» Природа окружает ребенка с ранних лет. Особую роль природы в развитии логического мышления и связной речи подчеркивал К. Д. Ушинский. Он.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проведение ежедневных природоведческих наблюдений на прогулке за явлениями в живой и неживой природе
Опубликовано: 9 марта 2022 в 15:03
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД