Папки-передвижки

Психологический проект «В мире детских эмоций»

Гамилова Мария Геннадьевна
Психологический проект «В мире детских эмоций»

Введение

Согласно ФГОС главной целью дошкольного образования является не подготовка детей к школе, а прежде всего разностороннее развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей, их эмоционального, коммуникативного, физического и психического развития. Детский сад должен помочь сформировать устойчивость к стрессам, к внешней и внутренней агрессии, и желание ребенка с интересом ходить в школу.

Через взрослых, ребенок постигает мир, от него зависит, насколько легко войдет ребенок в сложный взрослый мир. На здоровье ребенка влияют многие факторы, одним из которых является среда, в которой он растет и развивается.

Публикация «Психологический проект „В мире детских эмоций“» размещена в разделах

Подолгу находясь у телевизора или компьютера, мальчики и девочки стали меньше взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. А ведь именно общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Поэтому дети и становятся более эгоистичными, эмоционально изолированными, переутомленными и менее отзывчивыми к чувствам других. Кроме того, со стороны взрослых также не всегда встречается должное внимание к настроениям и переживаниям ребенка. Родители нередко бывают слишком заняты, чтобы тратить время на «детские» проблемы. Между тем, ростки негативных чувств и эмоций могут принести самые нежелательные плоды.

Таким образом, сейчас особенно важно объединить усилия родителей, воспитателей и всех специалистов детского сада, направив их на развитие чувственной сферы детей и обеспечение благоприятного эмоционального микроклимата, как в семье, так и в ДОУ.

Одним из важных факторов укрепления здоровья воспитанников детского сада становится сохранение психологического здоровья. Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного развития ребенка в процессе его жизнедеятельности. Создание благоприятной образовательной среды способствует раскрытию индивидуальных особенностей воспитанников, развитию коммуникативных навыков, всестороннему развитию детей.

В основе моей деятельности как психолога лежит идея создания оптимальных психологических условий способствующих психофизическому, эмоционально-личностному развития и эмоциональному благополучию детей.

В своей педагогической деятельности я искала такой способ, который помог бы решить эти задачи, и мой выбор остановился на по сохранению эмоционального благополучия как основа психологического здоровья ребенка

Главное, чтобы эта деятельность осуществлялась через создание благоприятной и комфортной образовательной среды, что позволило бы им не только узнавать новую информацию, проверять ее, но и совершать ошибки, учиться их исправлять. Только содействие и сотрудничество детей и взрослых в общей деятельности, распределение обязанностей, помогает каждому ребенку почувствовать себя полноценно активной личностью, важным звеном общего дела.

Ключевая идея проекта является создание единой образовательной среды и взаимно сотруднических отношений между детыми, педагогами родителями для эмоционального благополучия детей.

Участники проекта являются дети средней группы д/с № 163 ОАО «РЖД», педагог- психолог, родители, воспитатели группы «», педагоги детского сада.

Форма - социально-коммуникативный проект.

Данный проект – это социально- коммуникативный проект, направлен в первую очередь на создание комфортной и благоприятней атмосферы, на укрепление связи между детьми и взрослыми, на формирование волевых и мотивационных компонентов будущих школьников. Проект поможет снизить эмоциональную напряженность, почувствовать позитивную эмоциональную связь друг с другом, в ходе организации и проведения совместных мероприятий, творческих акций, конкурсов, выставок, заданий, поможет сформировать у участников чувство коллективизма.

Проблемы, на которые направлен проект.

• Недостаточные налаженные взаимодействия структур образовательной деятельности: ребенок-педагог-родитель.

• Заниженная самооценка детей при неудачах в учебной и творческой деятельности

• Страх общения и низкая коммуникация детей

• Разорванность связей между семьей и детским садом

• Зажатые и скудное общение родителей группы между собой.

Цель:

создания оптимальных психологических условий способствующих эмоционально-личностному развития и эмоциональному благополучию детей и взрослых.

Задачи:

1. Формирование у детей понятия эмоции, умение их различать.

2. Повышение уровня психологической культуры участников воспитательно-образовательного процесса детского сада (воспитанников-родителей-воспитателей).

3. Развитие эмоционально-личностной сферы воспитанников (в том числе с ОВЗ) как основной составляющей их психологического здоровья.

4. Обогащение предметно-развивающей среды в группе по эмоциональному развитию, через привлечение творческого потенциала родителей, воспитателей.

Структура проекта:

Форма проекта: социально-коммуникативный проект.

При осуществлении проекта были определены основные формы работы:

1) совместная деятельность ребенка и детей в выполнении творческих заданий;

2) проведение совместных мероприятий (досугов, игровых праздников, круглых столов, развлечений, творческих лабораторий);

3) участие в тематических акциях, конкурсах, выставках.

Работа над проектом строилась поэтапно:

1. Актуализация проблемы, анализ анкет, опроса семей.

2. Поиск путей решения проблемы.

3. Постановка задач.

4. Сбор информации, ее структурирование.

5. Проведение проектных мероприятий.

6. Обсуждение результатов и формулировка выводов.

Риски проекта:

1. Представленный педагогический проект предъявляет определенные требования к личности и профессиональным качествам педагогов и профильных специалистов образовательного учреждения. Участие в инновационном педагогическом проекте предполагает теоретическое и практическое обучение по использованию здоровьесберегающих технологий (в рамках практикума).

2. Затруднено отслеживание работы по преемственности между дошкольным образовательным учреждением и школой по данному направлению, отсутствие форм и механизмов учета, так как выпускники нашего ДОУ для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата обучаются не в конкретной школе нашего микрорайона, а во всех школах города.

3. Зависимость части работы в рамках проекта от технических условий, в частности от пополнения сенсорной комнаты необходимым для дальнейшего развития проекта оборудованием.

Методы и формы работы:

• теоретический метод - анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

• эмпирический метод - анкетирование, опрос, беседа, наблюдение;

• Эксперимент;

• Арт-терапия;

• Гешталь-терапия;

• Сказкотерапия;

• Игровая терапия;

• Релаксация.

Используемые формы работы:

• Психолого-педагогические гостиные;

• Психологический тренинг;

• Образовательная деятельность;

• Игровые ситуации;

• Стенгазеты, памятки;

• Консультации;

• Родительские собрания;

• Конкурсы.

Описание проекта:

Данный проект реализуется на базе частное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №163" ОАО "РЖД" располагается в железнодорожном районе города Новосибирск.

Проект направлен на развитие эмоциональной сферы, гармонизацию отношений детей старшего дошкольного возраста, умение понимать свое эмоциональное состояние, распознавать чувства других людей, формирование эмоционального отношения к действительности и людям.

Данный проект органично вписывается в образовательную программу детского сада и его среды и обеспечивает целостность учебно-воспитательного процесса, предусматривающего обогащенное всестороннее развитие детей, создание эмоционально-комфортного состояния и благоприятных условий для развития индивидуальности, позитивных личностных качеств.

В процессе проекта дети смогли рассмотреть основные эмоциональные состояния (радость, грусть, печаль, гнев и т. д.) и смоделировать социальные ситуации для конкретного эмоционального состояния и способы поведения в нем.

Проект способствует активизации работы с родителями по изучению и закреплению знаний о развитии эмоциональной сферы ребенка, формирование готовности родителей к сотрудничеству с ДОУ.

В процессе реализации проекта были разработаны материалы:

• Картотека упражнений на релаксацию.

• Картотека психотерапевтических игр:

• игры и упражнения на формирование знаний об эмоциях;

• игры и упражнения на формирование умения выражать эмоции;

• игры и упражнения на саморегуляцию и снятие психоэмоционального напряжения;

• игры и упражнения на формирование социально приемлемых способов выражения эмоций.

• Демонстрационный материал «Поступки».

• Дидактическая игра «Домик с чувствами».

Продукт проектной деятельности: выпуск книг детских авторских сказок «Добро живет в сказках», о различных эмоциях.

Предполагаемые итоги реализации проекта:

- повышение уровня эмоционального развития детей;

- заинтересованность родителей как участников образовательного процесса;

- эффективное и рациональное взаимодействие всех участников образовательного процесса.

Ожидаемые результаты:

• Повышение уровня эмоционального развития детей;

• Заинтересованность и включенность родителей как участников образовательного процесса;

• Гармонизация детско-родительских отношений;

• Обновление содержания воспитательно-образовательной работы с детьми, педагогами, родителями нетрадиционными формами и методами работы;

• Обогащение предметно-развивающей среды в группе по эмоциональному развитию.

Возможные риски:

высокая загруженность или нежелание педагогов (по различным причинам, участвовать в проекте;

низкая компетентность и активность родителей;

отсутствие возможности поиска информации, приобретения методических пособий, дидактических материалов;

различные причины, исключающие взаимодействие с социальными партнерами;

отсутствие или недостаток средств на изготовление пособий.

Пути решения возможных рисков:

консультирование;

интеграция разрабатываемых педагогами методических тем в процесс реализации проекта;

работа с информационными источниками, подбор педагогом-куратором необходимых материалов, ссылок;

повышение активности куратора во взаимодействии с социальными партнерами;

разъяснение администрации идей проекта.

Качественный и количественный анализ по проекту:

Данный проект рассчитан на один учебный год работы. Оценка эффективности проводимой по проекту работы производится через анализ количественных и качественных показателей работы исполнителей проекта.

Качественные показатели оценки эффективности проекта:

1. Повышение интереса детей и их родителей к деятельности и событиям внутри группы и в масштабах детского сада.

2. Повышение степени активности родителей в мероприятиях, проводимых в группе и детском саду.

3. Положительные отзывы о совместной работе.

4. Желание продолжить работу по данному направлению.

Количественные показатели оценки эффективности проекта:

1. Общее количество проведенных индивидуальных и групповых мероприятий для родителей.

2. Количество проведённых совместных детско – родительских мероприятий.

3. Высокие показатели социального развития детей-участников проекта.

Способы оценивания результата проекта.

1. Протоколы, сценарии мероприятий с родителями.

2. Видео- и фотоматериалы с мероприятий проекта, аналитический отчёт.

3. Сбор и накопление разнообразной информации (методическая база).

4. Создание семейного альбома.

5. Книга отзывов и пожеланий родителей.

Список литературы:

1. Вохмятина Т. Программа по сказкотерапии и игротерапии для детей 4-7 лет.

2. Давайте познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет/ ав. Сост. И. А. Пазухина. -СПб., 2010г.

3. Крылова Т. А., Сумарокова А. Г. Чувства всякие нужны, чувства всякие важны. Прграмма эмоционально-волевого развития детей 4-5 лет. –СПб., 2011 г.

4. Мардер Л. Цветной мир. – М., 2007г.

5. Сучкова Н. О. Арт-терапия в работе с детьми из неблагополучных семей. - СПб., 2008

6. Журнал «Дошкольная педагогика». – декабрь, 2012 г.

7. Уханова А. В. Завтра в школу! Развитие эмоций и навыков общения у ребёнка. – СПб., 2011г.

8. Интернет-ресурсы.

Публикации по теме:

Конспект ООД «В волшебном мире эмоций» Цель: закрепить знания детей об основных эмоциях: (грусть, страх, радость). Задачи: Обучающая: 1. Формировать навыки общения и сотрудничества.

Конспект практического занятия психолога во 2 классе «В мире эмоций» Конспект практического занятия во 2 классе Тема : "В мире эмоций" Планируемые результаты: Формирование обстановки доверия и эмоционального.

Музыкально-психологический проект для родителей и детей Характеристика проекта Продолжительность проекта:долгосрочный. Тип проекта: открытый (родители (законные представители, групповой, творческий,.

Проект для второй младшей группы «Радуга эмоций» Тип проекта: познавательный, творческий. По срокам: длительный (сентябрь 2018 – май 2019 г.) Участники проекта: воспитатели группы, воспитанники.

Проект «Мир эмоций и творчества» в подготовительной группеПроект «Мир эмоций и творчества» в подготовительной группе Подготовительная группа №12 «Сударушка» Вид проекта: Краткосрочный, творческо - продуктивный. Продукт проекта: Фотогазета «Азбука настроения»,.

Проект «В мире профессий» МДОУ «Детский сад №68» Средняя группа № 9. Воспитатели: Стеньшина А. Н., Вьюн Ю. А. Ярославль, 2016 Вид проекта: групповой, информационный,.

Проект театрализованной деятельности «В мире эмоций» Название проекта «В мире эмоций» Руководители проекта: Лекомцева Н. С., воспитатель МАДОУ «Детский сад №131», Проект реализуется на базе.

Проект «В мире транспорта» Нашему музею я дала название «Мир транспорта» не случайно, так как тема моего самообразования «Формирование культуры безопасного поведения.

Проект «В мире животных» «В мире животных» Вид проекта: познавательно-речевой, творческий. Продолжительность: 2 недели Участники: воспитатель, родители, дети старшей.

Семинар-практикум для родителей «В мире эмоций» В мире эмоций. Цели: 1. Донести до родителей важность развития эмоционального интеллекта у детей. 2. Дать родителям практические упражнения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психологический проект «В мире детских эмоций»
Опубликовано: 9 апреля 2019 в 10:59
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД