МААМ-картинки

Психолого-педагогическое сопровождение семей социального риска в условиях ДОУ

Колобова Анастасия Александровна
Психолого-педагогическое сопровождение семей социального риска в условиях ДОУ

Цель: формирование комплексной системы социально-психолого-педагогического сопровождения семей, находящихся в социально-опасном положении (СОП) в условиях ДОО.

Задачи:

актуализировать имеющиеся у педагогов знания по проблеме сопровождения семей СОП;

выделить этапы и направления сопровождения семьи;

расширить представления педагогов о признаках СОП семьи.

Педагог-психолог :

Публикация «Психолого-педагогическое сопровождение семей социального риска в условиях ДОУ» размещена в разделах

Здравствуйте, уважаемые коллеги, тема нашей сегодняшней встречи, «Психолого – педагогическое сопровождение семей социального риска в условиях ДОУ»

Но для начала давайте ответим на вопрос: Что такое семья? (ответы команд, обобщение ведущего)

Семья это малая группа, основанная, на браке и главной её функцией является обеспечение появления и воспитания потомства. Воспитание детей в семье и забота о них это приоритетное право и главная обязанность родителей, согласно семейному законодательству РФ.

Семья – это устойчивый коллектив в жизни каждого ребенка. Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых, объясняются ошибками семейного воспитания, главные из которых – отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей.

Следующий вопрос: Какие обязанности по отношению к несовершеннолетним должны выполнять родители? (ответы, обобщение) Пункты на экран СК РФ ст. 63

Все эти требования в полной мере выполняются в благополучной семье.

К сожалению, в современных кризисных социально-экономических условиях снижается количество благополучных семей.

Неблагополучные семьи - в настоящее время острая социально-педагогическая проблема. Социологическими, психолого-педагогическими, медицинскими исследованиями выявлено отрицательное влияние неблагополучной семьи на нравственное и психическое развитие детей. Оно проявляется не обязательно в детском возрасте и может сказаться на судьбе уже взрослого человека. Почти 90 % детей из неблагополучных семей страдают неврозами.

Психолого - педагогическая работа с детьми, оказавшимися в социально - опасном положении остается на сегодняшний день достаточно актуальной в системе образования, она требует особого внимания со стороны всех субъектов образовательного процесса.

А сейчас я хотела подробнее остановиться на том, что такое семьи в социально опасном положении или мы сокращенно называем СОП и семьи группы риска.

И хотелось бы услышать: Какие причины порождают семейное неблагополучие? (ответы.)

В семьях, находящихся в социально - опасном положении утрачивается значительное число семейно - нравственных традиций, меняется отношение родителей к детям и, в конечном итоге, разрушается микросоциум семьи. Постепенно семья, находящаяся в социально - опасном положении, обретает статус асоциальной семьи. В такой семье, родители, «утопая» в своих проблемах, становятся неспособными осуществлять свои права надлежащим образом, фактически бросая своих детей на произвол судьбы. Статистика свидетельствует, что за последние годы наблюдается рост количества семей, попадающих в социально - опасное положение, среди них нередко встречаются и многодетные семьи (Статистические данные на экран)

Для определения содержания работы педагогов общеобразовательных учреждений с несовершеннолетними и родителями, находящимися в социально - опасном положении, необходимо четко определить понятие «семья, оказавшаяся в социально - опасном положении».

Под социально - опасным положением понимается обстановка, при которой:

- не удовлетворяются основные жизненные потребности ребенка (не обеспечиваются безопасность, надзор или уход за ребенком, потребности ребенка в пище, жилье, одежде, получение ребенком необходимой медицинской помощи, не создаются санитарно - гигиенические условия для жизни ребенка и т. д.);

- ребенок вследствие беспризорности или безнадзорности совершает деяния, содержащие признаки административного правонарушения либо преступления;

- наличие аддикций - алкоголизм, наркомания, игромания, и др. ;

- лица, принимающие участие в воспитании и содержании ребенка, ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на ребенка, злоупотребляют своими правами и (или) жестоко обращаются с ним, либо иным ненадлежащим образом выполняют обязанности по воспитанию и содержанию ребенка, в связи с чем имеет место опасность для его жизни или здоровья.

Особенности внешнего вида, клинические симптомы, определенные психические состояния и поведение ребенка-признаки, по которым можно заподозрить пренебрежительное отношение к его нуждам и интересам:

- утомленный, сонный вид, опухшие веки;

- санитарно-гигиеническая запущенность, педикулез;

- низкая масса тела, увеличивающаяся при регулярном достаточном питании (например, во время пребывания в больнице или приюте);

- задержка роста или общее отставание в физическом развитии;

- задержка речевого и моторного развития, исчезающая при улучшении ситуации и появлении заботы о ребенка;

-частые вялотекущие и хронические инфекционные болезни;

-многократная госпитализация в отделения неотложной скорой помощи;

-повторные случайные травмы или отравления;

-постоянный голод и (или) жажда;

-кража пищи;

-стремление любым способом, вплоть до нанесения самоповреждений, привлечь к себе внимание взрослых;

- требование ласки и внимания;

- подавленное настроение, апатия;

- агрессивность и импульсивность;

- деликвентное (антиобщественное) поведение, вплоть до вандализма;

- неумение общаться с людьми, дружить;

- регрессивное поведение;

-низкая самооценка.

Промежуточное положение между благополучными и неблагополучными семьями занимают семьи «группы риска». Так как не всегда неблагополучие может проявляться столь явно. Есть семьи, которые на первый взгляд вполне благополучны: родители заботятся о детях - об их умственном и физическом развитии, дети вовремя накормлены, хорошо одеты. Однако при более близком знакомстве выясняется, что в семье напряженная атмосфера, между родителями постоянные конфликты. От посторонних глаз это скрыто, но ребенок изо дня в день живет в этой обстановке, что травмирует его психику. К таким семьям относятся:

1. Семья однодетная может сформировать балованного дитя с безудержно растущими потребностями и, в конечном счете, невозможностью их удовлетворения и конфликтными отношениями с обществом; человека с комплексом неполноценности, уязвимого, неуверенного в себе, неудачливого и избалованного родительской любовью, желающего как можно быстрее вырваться из этой опеки.

2. Семья многодетная может создать не только дружных детей – коллективистов, но и детей педагогически запущенных, с асоциальным и даже анти социальным поведением, если родители заняты постоянным добыванием средств к существованию, а жизнь и воспитание детей не организованы, пущены на самотек.

3. Семья с низким материальным положением, находящаяся за чертой бедности. По разным причинам: безработица, низкая зарплата, алкоголизм, неумение строить бюджет семьи. Может породить разные последствия: лишение детей необходимого в удовлетворении материальных и духовных потребностей. В таких семьях тормозиться развитие детей, допущение, а иногда и стимулирование, безнравственной и противоправной деятельности, приносящей в семье доход.

4. Семья неполная из-за недостатка материнского или отцовского влияния может породить маску феминизацию мальчиков и девочек. Период распада семьи дети переживают особенно тяжело

5. Семья с нарушенными отношениями повышенной конфликтностью между членами семьи. Причем конфликтность и драматизм в некоторых семьях возрастают по мере взросления ребенка.

6. Семьи с жестоким обращением с детьми, имеющим место по разным причинам: нервозность родителей из-за бедственного материального положения, безработицы, отклонения в психике, высшая степень недовольства своими детьми, деспотизм отца или отчима из-за невыполненных завышенных требований к ним, усталость и депрессия родителей. Во всех случаях жестокость родителей порождает жестокость детей их уживчивость с окружающими.

7. Семьи, где родители ориентированы лишь на материальное обеспечение ребенка и себя, родители постоянно заняты приобретением вещей и устройством личной жизни. Воспитанием детей в таких семьях серьезно никто не занимается. Интересы и потребности ребенка не принимаются во внимание, внутренний мир ребенка кажется родителям, не заслуживающим серьезного отношения. В семьях этого типа изолированно существуют взрослые и дети. Родители не создают условий для детских игр и занятий, отсутствует совместный досуг, занятия спортом, чтение книг.

8. Опекунские семьи, проблемы появляются с взрослением детей, чем старше дети, тем больше проблем во взаимопонимании.

9. Семьи с родителями – инвалидами или детьми – инвалидами, проблемы возникают из-за низкого материального обеспечения семьи, невозможности в полной мере социализировать ребенка, несовершенства медицинского обслуживания.

10. Семьи беженцев, когда зачастую нет своего жилья, родители безработные либо имеют низкооплачиваемую работу.

Исходя из того вытекает следующий вопрос: Как отследить благополучность и не благополучность семьи? (ответы.)

И так, чтобы отследить благополучность или не благополучность семей, учебный год для воспитателя и специалистов ДОУ начинается с традиционного знакомства. При этом выясняются следующие факторы:

- жилищные условия семьи;

- возраст, образование матери и отца ребенка;

- супружеский опыт (в 1-м, 2-м браке, разводе и пр.)

- состав семей и структура родственных связей: полные, одно- двухдетные, многодетные, неполные с указанием, кем является воспитанник: старшим, младшим, единственным ребенком в семье и пр. ;

- полные семьи с нарушенным кровным родством (приход отчима, мачехи);

- поколенный состав семьи (бабушки, дедушки, проживающие вместе с ребенком) и др.

На основе этих данных воспитатели составляют социальный паспорт семьи.

У педагогов - психологов существуют определенные подходы к выявлению данных критериев: диагностика детско-родительских отношений; выявление изменений в поведении дошкольников; изучение отношений дошкольников к оценке своего поведения.

Наиболее продуктивными методами изучения семьи и ее воспитательного потенциала являются наблюдение, интервьюирование, беседа, анкетирование, тестирование.

Для того чтобы предотвратить появления семей группы «риска» и оказывать помощь семьям, уже оказавшимся в трудной жизненной ситуации, необходимо проводить первоначально диагностику семейной обстановки.

Методики, предлагаемые ребенку :тест Люшера, Рисунок семьи, Цветовая социометрия, Детский апперцептивный тест (CAT) Л. Беллак, Детский тест «Эмоциональные отношения в семье» Е. Бене - Д. Антони, Незавершенные предложения, Человек под дождём.

Методики, предлагаемые родителям: Анамнестический вопросник, Семейная социограмма, Шкала семейной адаптации и сплоченности, Тест – опросник родительских отношений (А. Л. Варга, В. В. Столин, Родительское сочинение «История жизни моего ребенка». При использовании диагностических методик необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

- психологическая диагностика должна осуществляться только при наличии установленных отношений доверия между специалистом и семьей;

- экспертиза по различным аспектам не должна принимать характер эмоциональной оценки со стороны специалиста, работающего с семьей;

- ознакомление третьих лиц с информацией о психологических особенностях семьи и ребенка, разрешается только с их согласия.

С семьями «группы риска» проводится психолого-педагогическое просвещение, наблюдение, анкетирование.

Выявленные семьи с признаками неблагополучия становятся объектом пристального внимания ответственного по раннему выявлению детского и семейного неблагополучия, назначенного по приказу руководителем ДОУ.

На основе этих данных составляется индивидуальный план работы с семьей.

В него входит работа повышению педагогической грамотности родителей, включение их в деятельность ДОУ, рейды в неблагополучную семью по мере необходимости.

Если профилактическая работа с семьей не дает результата. Далее принимается решение об оповещении главного специалиста УО, курирующего дошкольное образование, далее органы опеки и попечительства КДН и ЗП. При необходимости, в экстренных случаях в органы МВД. Запускается механизм межведомственного взаимодействия.

Составляется межведомственный комплексный план индивидуальной профлактической работы с семьей, находящейся в социально опасном положении. Психолого-педагогическое сопровождение семьи СОП представляет собой систему мероприятий, направленных на исправление недостатков поведения родителей, а также на развитие личности несовершеннолетних с помощью специально организованных средств социально - психологического воздействия. Такая работа способствует оптимизации психологических функций, обеспечивающих адаптивное поведение несовершеннолетнего, а также формированию навыков эффективного социального взаимодействия.

План индивидуального сопровождения разрабатывается исходя из имеющихся проблем конкретной семьи. В ней прописывается содержание необходимой помощи и поддержки со стороны образовательного учреждения. Выбор форм и методов работы с семьей зависит от причин ее неблагополучия и имеющихся проблем.

Неполная семья нуждается в привлечении ближайших родственников к процессу воспитания ребенка, в вовлечении его в систему дополнительного образования (секции, кружки, в наблюдении и консультациях психолога, психотерапевта, социального педагога, воспитателя.

Педагогически несостоятельная семья нуждается в коррекции целей, методов, способов и стиля воспитания, представлений о родительском авторитете.

Асоциальные и криминальные семьи нуждаются в наблюдении и консультациях психолога о необходимости лечения от зависимостей, в оказании психиатрической и наркологической помощи, в индивидуальной работе психолога с родителями по изменению отношений в семье и эффективных методов воспитания.

Опекунские семьи нуждаются в вовлечении детей педагогами в систему дополнительного образования, в консультации психолога образовательного учреждения для опекунов по вопросам воспитания, в консультации невропатолога и психиатра по выявлению отклонений у ребенка.

Многодетным и малообеспеченным семьям требуются: оказание информационной помощи об их правах и льготах, организация досуга и летнего отдыха детей, социально-педагогический патронаж, контроль межличностных взаимоотношений в семье, индивидуальные беседы, консультации психолога.

Семьям с детьми, имеющими ограниченные возможности, необходима организация сотрудничества детей и взрослых, имеющих ограниченные физические возможности, вовлечение детей и их родителей в социально значимую деятельность (клуб по интересам, кружки).

В работе с конфликтной семьей важно выявить основные причины конфликтов, провести работу по установлению дружеских взаимоотношений. Важно переключить внимание родителей на ребенка, убедить их в необходимости психолого-педагогического просвещения.

Последний этап: реализация индивидуального плана психолого педагогического сопровождения семьи. Важным фактом которого является оказание ей широкого спектра помощи специалистами.

Из практики работы мы знаем, что семьи, находящиеся в ТЖС и СОП нуждаются в следующих видах помощи:

психологической (просвещение, коррекция, консультирование, поддержка);

социальной (патронаж семьи, помощь в адаптации к социальной среде);

педагогической (повышение педагогического компетентности родителей, оказание помощи ребенку);

правовой (повышение правовой грамотности родителей);

медицинской (восстановление здоровья детей, профилактика социальных болезней и вредных привычек у родителей).

Остановлюсь подробнее на освещении вопроса — профилактическая работа с семьями данной категории.

Профилактическая работа - это процесс сложный и продолжительный во времени. Специфическая задача учреждения заключается в проведении ранней профилактики. Основой ранней профилактики является создание условий, обеспечивающих возможность нормального развития детей, своевременное выявление кризисных ситуаций, возникающих у воспитанников.

В своей работе с неблагополучными семьями воспитатели, специалисты, администрация ДОУ могут использовать различные приемы: убеждение; моральная поддержка; вовлечение в интересную деятельность и др. и широкий перечень возможных форм и методов: беседы; консультации; собеседования с родителями; наблюдение за семьями; приглашение и привлечение к участию родителей в мероприятиях, проводимых в ДОУ – выставки, собрания, акции; лекции; семинары; тематические родительские собрания; подбирать и выдавать родителям литературу из библиотеки ДОУ по воспитанию детей и др.

Педагог-психолог всегда старается поучаствовать на родительском собрании, провести тест или разыграть какую-либо ситуацию. Например, не всегда с виду в благополучной семье царит благоприятный психологический климат и в связи с этим можно разыграть мини-сценку «Статуя ребёнка». Предлагаю вам поучаствовать в ней.

Добровольцы играют роль мамы и дочери.

-Вы маленькая дочка. Вы с мамой спешим в садик, вам надо успеть на автобус. А ты очень энергичный ребёнок, любознательный, задающий много вопросов. Мама берет ребенка за руку, и вы бежите к автобусу.

Мама! А что там такое, посмотри!

Некогда мне, смотри под ноги, вечно спотыкаешься! ПЕРЕСТАНЬ ГЛАЗЕТЬ! Все хором: перестань глазеть!

(ребёнку завязываются глаза)

Забегаем в автобус, и я мама встречает свою подругу, обсуждаю с нею прошедший день, своих знакомых.

-Мама, мама! А ты слышала, как пропела птичка? А кто такой дядя Юра?

- Ты что вмешиваешься во взрослый разговор? Уши развесила! Как не стыдно! ЗАКРОЙ СВОИ УШИ! (все повторяют хором)

(ребёнку завязываются уши)

Выбегаем из автобуса. Торопитесь дальше.

- Какой сегодня день красивый! Меня ждёт в группе Маша. Я ей обещала книжку показать.

- Перестань болтать. Мы опаздываем! БЫСТРО РОТ ЗАКРОЙ! (ребёнку завязывается рот)

Летите дальше. Девочка ничего не понимает, молчит, но начинает поднимать веточку. Мама кричит:

-Что у тебя за руки! УБЕРИ РУКИ! (завязываются руки)

Тут дочь начинает прыгать, скакать. Мама в ужасе:

-СТОЙ СМИРНО! (завязываются ноги)

-Что ты тянешься, копуша, делай шире шаг! Дай руку - не руки, а крюки. Ни писать, ни держать, ничего не умеешь! Гляди на дорогу - идёшь как слепец! Да не молчи, когда с тобой разговариваю!

Ребёнок начинает плакать. Мама начинаю на неё орать.

-Позоришь меня! Кому сказала - ПЕРЕСТАНЬ ПЛАКАТЬ? (перевязывается живот)

Мама недовольна всем. Запретила ребёнку всё, а хочет, чтобы у дочечки всё получалось. Ребёнку запретили даже плакать- выражать свои чувства. Какие чувства возникают у девочки? Разве можно здесь говорить о материнской любви?

Затем развязываем по очереди то, что просит ребёнок.

-Какие чувства испытывали?

-Что помогало выдержать обидные слова матери? А вы в роли мамы? А ведь в жизни часто так бывает, что у ребёнка нет такой поддержки или этой поддержкой является посторонний человек. И что же мы получили - ребёнка- статую. Этот ребёнок приходит в садик и на него сыплются новые запреты.

-Как чувствует себя ребёнок?

Если вы видели своего ребёнка в таком состоянии, первое, что вы можете и должны сделать – это обнять, прижать к себе и держать возле себя столько, сколько нужно ребёнку.

Детям, да и всем взрослым, необходимы объятия для того, чтобы почувствовать свою нужность.

Учёными доказано, что потребность в любви одна из самых важных. Любовь нужна для нормального развития ребёнка. Поэтому нужно говорить о любви, показывать свою любовь.

Психологи рекомендует обнимать ребёнка несколько раз в день. Считает, что 4 объятия в день необходимы просто для выживания, а для хорошего самочувствия необходимо 8 объятий. А для того, чтобы ребёнок развивался интеллектуально -12 раз. Говорят, что руку ребёнка нужно держать пока он сам её не отнимет.

Просветительская деятельность родителей является одним из основных видов профилактической деятельности всего педагогического состава учреждения, особенно психологов и социальных педагогов (при наличии).

Наиболее эффективным способом на сегодняшний день является создание внутри учреждения родительских тематических клубов, где психолог не только делится нужной информацией, но и проводит социально-психологические тренинговые занятия, в ходе которых родители отрабатывают модели поведения и учатся эффективно общаться с детьми, имеют возможность поделиться своими наблюдениями и рекомендациями по проблеме.

При проведении профилактической работы с семьями, находящимися в ТЖС и СОП важной задачей является – побудить родителей к изменению своих взглядов и поведения, т. е. подводить их к пониманию:

зачем ему вести здоровый образ жизни;

зачем ему выполнять в полной мере свои родительские функции;

зачем ему расширять свои педагогические познания;

что это дает его ребенку (построение позитивного прогноза);

что это дает ему лично (его личный позитивный прогноз) как женщине или мужчине, как супругу, как работнику;

что он приобретает;

а что может быть, если родитель решает все оставить, как есть на данный момент (построение негативного прогноза,

как трудности ребенка связаны с данной семейной ситуацией.

Эффективной формой профилактической работы является — использование видеоматериалов (флештренингов) как при проведении индивидуальных и групповых консультаций, так и при проведении диспутов, родительских собраний.

Принцип данной формы работы заключается в просмотре видеороликов, социальной рекламы с последующим обсуждением в группе. Это, своего рода, тренажер, позволяющий безопасно (без последствий) наращивать практический опыт в решении проблем родителей и детей. Понимание содержание видеороликов позволяет человеку переосмысливать собственный внутренний мир, расширять свой ролевой репертуар. Сюжет видеороликов, позволяет увидеть в героях самих себя, своих близких, свои поступки. Он предлагает взглянуть на проблемную ситуацию со стороны, оценить происходящее, сделать выводы и подталкивает к принятию единственно верного для нас решения. ( К примеру: Мама с дочерью подростком идут ругаются по улице)

При использовании метода просмотра видеороликов при проведении профилактической работе родитель может спроецировать свои отношения, переживания, мысли и чувства. Фильм часто помогает участнику просмотра перенести содержание внутреннего мира во вне, то есть увидеть на экране то, что происходит в его собственной жизни.

Возможность оставаться «скрытым» позволяет родителям и детям проникать в мир собственных чувств с наибольшей осторожностью и выдерживать ровно столько, сколько он может выдержать в данный момент. В данном случае защитой служит «маска», то есть образ героя видеоролика и осознание того, что это — всего лишь фильм, а значит, все происходящее — «не моя жизнь».

Эффективность использования данной формы работы достигается за счет таких качеств, как:

- наглядность;

- легкость подачи и объяснения материала;

- использование видеоматериалов способствует наибольшему запоминанию материала за счет наглядности.

Флештренинг «Ветер и цветок»

Неблагополучные семьи – это наша общая беда. Важно помнить, что семейное благополучие – явление относительное и может носить временный характер. Поэтому необходимо постоянно проводить работу по профилактике семейного неблагополучия в ДОО.

В завершении я предлагаю вам для работы с семьями буклет «Алгоритм сопровождения семей СОП»

Всем спасибо за активное участие в нашей встрече.

Литература:

Буянов М. И Ребенок из неблагополучной семьи – М. ,1990.

Казакова Е. И. Дети «группы риска» : реабилитационные программы педагогического взаимодействия. – СПб., 2001.

Никитина Н. И., Глухова М. Ф. Методика и технология работы социального педагога. – М., 2007.

Олиференко П. Л. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска : Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений. – М., 2002

Солодянкина О. В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: Пособие для работников ДОУ. – М., 2008.

Шульга Т. И. Работа с неблагополучной семьей: Учеб. пособие. – М., 2005.

Публикации по теме:

Организация системы социального сопровождения семей группы риска социально опасного положения в ДОУ Доклад на тему: Организация системы социального сопровождения семей группы риска социально опасного положения, воспитывающих детей дошкольного.

Групповое психолого-педагогическое мероприятие с детьми с ОВЗ и их родителями Цель: формирование и развитие социально-коммуникативных навыков у детей с ОВЗ; Задачи: - развитие умения действовать по инструкции педагога.

Консультация «Социально-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях реализации междисциплинарного подхода» Социально-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях реализации междисциплинарного подхода в ДОО компенсирующего вида. Проблема.

Методическое сопровождение перехода ДОУ на работу по ФГОС до 1. Написана и утверждена образовательная программа МБДОУ №43 «Аленький цветочек» на 2015г. -2020г. в соответствие с ФГОС ДО, 2. Рабочие программы.

Педагогическое проектирование как ресурс развития дошкольников в условиях реализации ФГОС Взаимодействие с семьей по проектной деятельности. Тема: Экологическое воспитание в старшем дошкольном возрасте. Муниципальное комбинированное.

Проект «Дружная семья» с целью психолого-педагогической поддержки и сопровождения молодых семей, имеющих детей-инвалидов Проект "Дружная семья" с целью психолого-педагогической поддержки и сопровождения молодых семей, имеющих детей-инвалидов Проект разработан:.

Психолого-педагогическая коррекция конфликтного поведения младших подростков в условиях общеобразовательной школы ПРОГРАММА Психолого-педагогическая коррекция конфликтного поведения младших подростков в условиях общеобразовательной школы Программа рассчитана.

Психологическое сопровождение детско-родительских отношений в условиях ФГОС до Понятие «сопровождение» означает «следовать рядом», делая возможным, реально выполнимым то, что запланировано. А это в свою очередь преобразование.

Психолого-педагогическое сопровождение и коррекция тревожных детей среднего дошкольного возраста в ДОУ Подготовила и провела исследование Кокорина И. Н. На современном этапе детский сад становится одним из определяющих социальных условий формирования.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Формы и методы социальной терапии с детьми группы риска в условиях ДОУ»Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Формы и методы социальной терапии с детьми группы риска в условиях ДОУ» Формы и методы социально-терапевтической работы с детьми группы риска в условиях дошкольной образовательной организации Данный материал.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Психолого-педагогическое сопровождение семей социального риска в условиях ДОУ
Опубликовано: 27 января 2020 в 09:08
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД