Папки-передвижки

Путешествие по сказкам (конспект НОД по развитию речи в старшей группе)

Нина Петрякова
Путешествие по сказкам (конспект НОД по развитию речи в старшей группе)

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №6 «Светлячок»

Путешествие по сказкам

НОД по развитию речи в старшей группе

Провела:

воспитатель

Петрякова Н. Н.

МДОУ д/с №6

«Светлячок»

г. Козьмодемьянск

РМЭ

«Путешествие по сказкам»

Цель: Формирование у детей основ знаний и представлений о художественной литературе и ее жанрах.

Задачи:

Публикация «Путешествие по сказкам (конспект НОД по развитию речи в старшей группе)» размещена в разделах

– Закреплять знание детей особенностей разных литературных жанров.

Развивать связную речь дошкольников

– Уметь рассказывать знакомые сказки.

– Воспитывать интерес к художественной литературе.

– Активизировать речь, обогащать словарный запас детей.

Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную активность.

– Закреплять у детей жанры.

– Открыть новые возможности книги.

– Формировать бережное отношение к книге, необходимость бережного использования книги,памятка «Правила пользования книгой»

– Активизировать личностную позицию ребенка.

Развивать умение придерживаться игровых правил в дидактических играх.

– Воспитывать толерантное отношение друг к другу, желание помочь.

– Формировать навыки правильного поведения при проведении физкультминуток.

– Учить петь осмысленно и художественно выразительно, чисто интонируя мелодию.

– Продолжать развивать подвижность артикуляционною аппарата, расширять звуковысотный диапазон.

– Воспитывать у детей интерес к пению.

Оборудование и наглядные материалы:

Предметные картинки (с изображением сказочных героев, животных).

Сказочная карта с подсказками. Книги со сказками. Мнемотаблицы.

Портреты детских писателей. Воздушный шарик от Василисы Прекрасной. Звукозаписи (сказочная музыка).

Воспитатель и дети приветствуют гостей:

Собрались все дети в круг

Я- твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И гостям мы улыбнемся.

Здравствуйте, гости!

Дети садятся на места.

Воспитатель:

Что такое, подскажите,

Там игрушки не сидят.

Книги выстроились в ряд,

Ждут читающих ребят.

Дети: Книжная полка, книжный шкаф, библиотека, книжный магазин.

Воспитатель: Как вы догадались?

Дети: Я считаю. (я думаю., мне кажется., по-моему.)

что это — библиотека (книжный магазин, потому что, во-первых,

там книги стоят в ряд, во-вторых, игрушек там нет,

в-третьих, туда ходят те, кто умеет (любит) читать.

Поэтому, это — библиотека (книжный магазин).

Воспитатель: Правильно, ребята.

Воспитатель: У нас в группе тоже есть маленькая библиотека (выставка). В ней находятся разные книги.

С какими вы знакомы?

Дети вспоминают, какие книги есть в их библиотеке.

Воспитатель: Книг в нашей библиотеке очень много, разных по оформлению и содержанию, разных жанров. Догадайтесь, к какому жанру относятся следующие отрывки (воспитатель зачитывает отрывок, дети определяют жанр)

Голос воспитателя выражает специфику жанра.

1. Люблюгрозу в начале мая,

Когда весенний первый гром

Как бы резвятся и играя,

Грохочет в небе голубом (стихотворение).

Воспитатель: Докажите, пожалуйста, свой ответ.

Дети:

2. Мама недавно подарила Виталику аквариум с рыбкой.

Очень хорошая была рыбка. Красивая. Виталик был рад, что у него есть карасик. (рассказ).

Воспитатель: Объясните, почему вы так решили?

Дети:

Рассказ - это небольшое литературное произведение. В рассказе обычно речь идет об одном, но очень важном событии. Ведь в отличие от детских сказок, детские рассказы обычно авторские произведения, которые рассказывают читателю о детях, об их родителях, о животных и об их хозяевах, о случаях, которые могли произойти на самом деле. Рассказы - это не выдуманные истории из жизни писателя, а правдивые истории.

3. Жил и-был и старик со старухой.

Вот и говорит старик старухе :

— Поди-ка, старуха, по коробу поскреби, по сусеку помети, не наскребешь ли муки на колобок, (сказка).

Воспитатель: Почему вы так думаете?

Дети: Сказкиначинаются с зачина (например, в некотором царстве. ; жили- были.) и заканчиваются словами (например, я там был, мед-пиво пил вот и сказке конец, а кто слушал молодец. или в колодце рыба Елец, вот и сказке конец). В сказке добро всегда побеждает зло. Сказка обязательно носит поучительный характер, чему-то учит. Герои сказок обычно обладают волшебством. В сказках могут разговаривать не только люди, но и животные, растения. Животные носят одежду.

Воспитатель: А какие бывают сказки?

Дети: Сказки о животных, растениях, неживой природе и предметах. Волшебные сказки. Народные сказки. Современные авторские сказки.

Воспитатель: Ребята, а вы любите сказки (да)

Я тоже, очень, люблю сказки. А вы знаете, что сказки были придуманы давным давно!Каждый народ придумывал свои сказки и рассказывал своим детям. Сказки дошли до наших дней. Некоторые сказки писал не один автор, а придумывал их народ. Они так и называются народными. Современные сказки сочиняли сказочники,, которых мы с вами знаем. Давайте вспомним их имена.

Дети:Г. х Андерсен. Ш. Перо П. Бажов, JI. Толстой, А. С. Пушкин,Льюис Керролл, Джанни Родари, Астрид Лингрен, Джонатан Сфивт,Редьярд Киплинг,Памела Треверс и т. д.

Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по сказкам. У нас есть сказочная карта мира и мы узнаем в каких странах живут сказки.

Дидактическая игра «Сказочная карта мира»

Я вам буду читать отрывки из сказок, а вы должны угадать название и автора. Затем расположить портрет автора на карте (в какой стране проживал автор сказки)

1 .Жил старик со своею старухой У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке Ровно тридцать лет и три года.

Старик ловил неводом рыбу,

Старуха пряла свою пряжу.

(А. С. Пушкин. «Сказка о золотой рыбке»)

2. Раз ночью, когда она лежала в своей колыбельке, через разбитое оконное стекло пролезла большущая жаба, мокрая, безобразная! Она вспрыгнула прямо на стол, где спала под розовым лепестком девочка.

- Вот и жена моему сынку! - сказала жаба, взяла ореховую скорлупу с девочкой и выпрыгнула через окно в сад.

(Г. х Андерсен. Дюймовочка. (Дания)

3. Шел он, шел на северо-восток и все ел дыни, пока не пришел на берег большой серо-зеленой мутной реки Лимпопо, где растут деревья лихорадки, как ему говорила птица коло-коло.

Надо вам сказать, милые мои, что до той самой недели, до того самого дня, до того самого часа, до той самой минуты неугомонный слоненок никогда не видал крокодила и даже не знал, как он выглядит.

(Редьярд Киплинг Слонёнок Англия)

4. Малыш тяжело вздохнул. Вдруг он услышал какое-то слабое жужжание. Оно становилось все громче и громче, и вот, как это ни покажется странным, мимо окна пролетел толстый человечек.

Из книги с загадками выпадает конверт.

(Астрид Лингрен Малыш и Карлсон Швеция)

5. Это на окраину прибыл сам правитель со свитой Лимонов,

Лимонишек и Лимончиков. Принц Лимон был одет во все желтое с ног до головы, а на желтой шапочке у него побрякивал золотой колокольчик.

(Джани Родари Приключения Чиполино Италия)

6. Старый Лис лежал тихо. А Кролик, как увидел Чучелко, удивился, даже на задние лапки встал. Чучелко сидит и сидит, а Братец Лис - он лежит тихо. (Харрис Джоэль Чандлер. Сказки дядюшки Римуса Смоляное чучелко Америка)

7. И пока сын пил из нее благостную влагу, мать тихо шептала: "Бемби". Она вскидывала голову, прядала ушами и чутко втягивала ноздрями воздух. Затем, успокоенная и счастливая, целовала своего ребенка.

- Бемби, - говорила она, - мой маленький Бемби!

(Зальтен Феликс. Бемби. Австрия)

8. Вдруг мимо пробежал белый кролик с красными глазами.

Конечно, ничего удивительного в этом не было. Правда, Кролик на бегу говорил:

- Ах, боже мой, боже мой! Я опаздываю.

Но и это не показалось Алисе особенно странным.

(Льюис Кэрролл. Приключения Алисы в стране чудес. Англия)

9. У одного хозяина осел, который уж много лет сряду таскал да таскал кули на мельницу, да наконец-таки обессилел, и начал становиться к работе непригодным. Хозяин стал соображать, как бы его с корму долой сбыть; но осел вовремя заметил, что дело не к добру клонится, убежал от хозяина и направился по дороге в Бремен: там, мол, буду я городским музыкантом.

Братья Гримм Бременские уличные музыканты Германия)

10. В маленькой шведской деревушке Вестменхег жил когда-то мальчик по имени Нильс. С виду - мальчик как мальчик. А сладу с ним не было никакого. На уроках он считал ворон и ловил двойки, в лесу разорял птичьи гнезда, гусей во дворе дразнил, кур гонял, в коров бросал камни, а кота дергал за хвост, будто хвост - это веревка от дверного колокольчика. (Сельма Лагерлеф. Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями)

11. Бабушка девочку очень любила.

Шапочку красную ей подарила.

Девочка имя забыла свое.

А ну, подскажите имя ее.

(Ш. Перо Красная Шапочка- Франция)

Воспитатель: Молодцы,ребята, хорошо знаете сказки.

В группу влетает воздушный шарик с письмом.

Воспитатель: Смотрите к нам прилетел воздушный шарик. Письмо какое-то на нём! Ребята, давайте прочитаем, (читает) :

Низкий поклон вам, добры молодцы и красны девицы!

Воспитатель: (Это для нас, наверное, письмо. Но каким-то необычными, сказочными словами написано).

Была у нас книга сказок. Непростая, волшебная. Но случилась беда страшная. Налетели ветры буйные и перепутали все сказки. Помогите распутать сказки. Без вашей помощи нам не обойтись!

Сказка

Жили - были дед и баба. Была у них Курочка Ряба. Дед говорит бабе: «Испеки мне, баба, колобок, а я пойду на речку, рыбку половлю».Пошла баба в амбар, наскребла две горсти муки и испекла Репку. Катится Репка по дорожке, а навстречу ей избушка на курьих ножках. Избушка и говорит: «Красная Шапочка, я тебя съем!» А она отвечает : «Не ешь меня, брось в воду, я твои три желания исполню. Только скажи : «По щучьему велению, по моему хотению!» Желание и исполнилось: вырос цветик - семицветик, а в серединке Дюймовочка сидит, на ноге у неё один хрустальный башмачок. А в руке- золотой ключик от чердака Карлсона, который живёт на крыше. Вот и сказке конец, а кто слушал молодец!

С низким поклоном, Василиса Премудрая.

Воспитатель: Да, непонятная получилась сказка. Как вы думаете, ребята, справимся с заданием Василисы Премудрой?

Дети высказывают свое мнение, соглашаются помочь.

Но сначала давайте отдохнём.

Физкультминутка.

Сказка даст нам отдохнуть.

Отдохнем - и снова в путь!

Нам советует Мальвина:

- Станет талия осиной,

Если будем наклоняться Влево-вправо десять раз.

Вот Дюймовочки слова:

- Чтоб была спина пряма,

Поднимайтесь на носочки,

Словно тянетесь к цветочкам.

Раз, два, три, четыре, пять.

Красной шапочки совет:

- Если будешь прыгать, бегать,

Проживешь ты много лет.

Раз, два, три, четыре, пять.

Повторите-ка опять:

Раз, два, три, четыре, пять.

Дала нам сказка отдохнуть!

Отдохнули?

Снова в путь!

(Дети повторяют описываемые движения)

Воспитатель: Ну, что ребята, начнём распутывать сказки. (Да)

Сначала давайте вспомним известные рифмованные сказочные выражения.

Дидактическая игра «Рифмы» с мячиком

Лиса —. (всему лесу краса)

Волк —. (зубами щелк)

Ежик —. (не головы, не ножек)

Мышка —. (норушка)

Волчок —. (серый бочок)

Сивка — Бурка —. (вещая каурка)

Волчище —. (серый хвостище)

Баба — Яга —. (костяная нога)

Коток —. (серый лобок)

Зайчишка —. (трусишка)

Конек —. (Горбунок)

Сорока-. (белобока).

Зайка —. (побегай-ка).

Лягушка —. (квакушка).

Воспитатель: А теперь слушайте внимательно сказку

Читают и разбирают сказки, какой герой пришёл из какой сказки. Находят книги в своей библиотеке и мнемотаблицы к сказкам.

Воспитатель: Героев мы с вами отправили в свои сказки, книги нашли. Но В. П. писала про одну большую волшебную книгу. Где нам можно её взять? Дети: В магазине.

Воспитатель: Да, правильно. Предлагаю отправиться в магазин.

Песня про сказку Выставляется магазин Воспитатель: Вот наш магазин. Здравствуйте! Нам нужна волшебная книга сказок у вас есть такая?

Ребёнок консультант : Какие сказки должны быть в той книге?

Кто авторы сказок?

Какие главные герои сказок?

Есть у нас такая книга,

Я вам эту книгу подарю, если отгадаете загадки

Дидактическая игра «Чьи это слова?»

Детям предлагается назвать героя сказки, которому принадлежит фраза и название самой сказки.

«Я от дедушки ушел, я от бабушки ушел»

(Колобок из сказки «Колобок»)

«Не садись на пенек, не ешь пирожок»

(Маша из сказки «Маша и медведь»)

«Печка, матушка, спрячь нас!»

(Сестрица из сказки «Гуси-Лебеди»)

«Кто колосок нашел? А кто зерно на мельницу носил? А тесто кто месил? Дрова носил? Печь топил? Пироги кто пёк?

(Петушок из сказки «Колосок»)

«У меня не усы, а усищи, не лапы лапищи, не зубы, а зубищи — я никого не боюсь!»

(Заяц из сказки «Заяц-хваста»)

«Как выскочу, как выпрыгну - пойдут клочки по закоулочкам!»

(Лиса из сказки «Заюшкина избушка)

Отгадали. молодцы! Я дарю вам эту книгу.

Воспитатель: Спасибо большое! До свидания.

Ребята, теперь мы можем с вами сделать подарок Вас. Прек. У неё снова будет чудесная волшебная книга сказок. Мы сделаем для этой красивой книги красивую коробочку, сходим на почту и отправим посылку В. П.

Публикации по теме:

«Путешествие по сказкам или проказы Бабы Яги». Квест-игра по развитию речи для детей старшей группы Цель: Создание условий для расширения и обогащения представлений детей об истоках русской народной культуры через знакомство с устным народным.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Путешествие по сказкам» Конспект НОД по развитию речи «Путешествие по сказкам» в старшей группе. Воспитатель МБДОУ «Детский сад № 90» Глинская Ирина Васильевна.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Говорушку»Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Говорушку» Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Говорушка» Цель: развивать звуковую культуру речи; совершенствовать.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Путешествие в волшебную страну» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида «Сардана» с. Хатыстыр МО «Алданский район».

Конспект НОД в подготовительной группе по развитию речи «Путешествие по сказкам» Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие»; «Познавательное развитие»; «Речевое развитие». Виды детской.

Конспект ОД по развитию речи в первой младшей группе «Путешествие по сказкам» Конспект ОД по развитию речи в первой младшей группе «Путешествие по сказкам» Цель: Закрепление знание детей о русских народных сказках.

Конспект ООД по развитию речи во второй младшей группе «Путешествие по сказкам» Конспект ООД по развитию речи во второй младшей группе «Путешествие по сказкам» Программное содержание: Создание эмоционального положительного.

Конспект занятия по развитию речи и художественной литературе в старшей группе. Тема: «По сказкам Корнея Чуковского». Конспект занятия по развитию речи и художественной литературе в старшей группе. Тема: «По сказкам Корнея Чуковского». Цель: - Закреплять.

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Путешествие лягушонка по сказкам» Задачи: 1. Формировать умение пересказывать русскую народную сказку "Колобок" с помощью условных заместителей персонажей; совершенствовать.

КВН по сказкам в старшей, подготовит группе детского сада Конспект занятия «Путешествие по сказкам» для детей старшей группы Звучит музыка КВН Костя: Друзья, сегодня нашу сцену предоставляем КВНу. Маша: Дорог у КВНа много, ну а у нашего одна дорога. Костя:У нас.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Путешествие по сказкам (конспект НОД по развитию речи в старшей группе)
Опубликовано: 17 мая 2017 в 12:50
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД