МААМ-картинки

Проект «Путешествие в прошлое часов»

розита стрекаловская
Проект «Путешествие в прошлое часов»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 14 «Журавлик»

Городского округа «город Якутск»

ПРОЕКТ

«Путешествие в прошлое часов»

Выполнили: Слободчикова Н. Р

Стрекаловская Р. Н

Якутск - 2018

Проект в старшей, подготовительной группе

«Путешествие в прошлое часов»

Публикация «Проект „Путешествие в прошлое часов“» размещена в разделах

С детьми (5-6-7 лет)

«Природа так обо всем позаботилась,

Что повсюду ты находишь, чему учиться»

Леонардо да Винчи

Нашим детям хочется что–то нового и интересного, думаем, что наш проект

поможет взглянуть на работу с дошкольниками по новому, ведь наше

подрастающее поколение такое любознательное!

Цель: Развитие интереса к истории возникновения различных видов часов.

Задачи:

- Познакомить с историей возникновения часов, их разновидностями в прошлом и настоящем;

- Закрепить знания о принципе их работы и роли в жизни человека;

- Создать условия для творческого общения и сотрудничества воспитателей,

родителей и детей;

- Развивать исследовательский интерес, любознательность, творческое воображение.

Вид проекта – исследовательско-творческий, групповой.

Продолжительность- долгосрочный (февраль 2018-2019 год)

Проект реализуется в старшей группе детского сада в соответствии с программой «От рождение до школы», в разделе формирование элементарных математических представлений.

Главная цель: дать детям представление о понятии времени в игровой форме, интересной детям. Что такое время? Для чего нужны часы? Какие бывают часы? В рамках проекта попробуем найти ответы.

Актуальность: Часы! Какая распространенная и всеми известная вещь. Без часов никак не обойтись, они с нами повсюду. Часы у нас на руке и в кармане, дома и на улице, часы в детском саду, в школе, на вокзале, в автомобиле, часы в самолете и на подводной лодке. Одни часы – круглые, другие- квадратные, одни толстые, другие – тонкие. Есть часы величиной с горошину, а есть, такие огромные, что на машине не увезешь.

Как много значат в нашей жизни эти маленькие стрелки, которые бегают по кругу как будто без всякого толку!

Предварительная работа:

Предложили детям представить себе, что во всем мире испортятся все часы…

Сколько было высказано предположений о том, какой страшный беспорядок это вызовет! В море корабли потеряют дорогу, потому что без часов ни один капитан не сможет определить, где находиться корабль. Магазины будут работать как захотят. Дети будут опаздывать в детский сад и в школу, а родители на работу.

Рассказали детям, что сейчас трудно представить, но когда- то часов и в самом деле не было- никаких, ни с пружинами, ни с батарейками, ни с гирями. Никто не спрашивал друг у друга: «Скажите, пожалуйста, который час?» Время определяли приблизительно по пению птиц и цветами, по закатам и рассветам или смотрели на солнечное небо. Если солнышко только поднимается из –за горизонта, значит на дворе утро. Солнце прямо над головой? Настал полдень.

Рассказ вызвал интерес у детей- они захотели узнать, как люди много лет назад могли обходиться без часов, какие часы были раньше, как они возникли. В процессе бесед так же было выявлено, что у детей недостаточно знаний о разновидностях и современных часов. Поэтому решили в систему воспитательно-образовательной деятельности с детьми включить цикл совместной деятельности на тему «Путешествие в прошлое часов».

Прогнозируемый результат реализации проекта :

- в практику работы с детьми внедряются методы проектной деятельности;

- сформируется потребность к познанию истории;

-дети познакомятся с историей возникновения часов (что стало причиной их появления);

- дети получат новые знания: что давным-давно были солнечные часы, часы цветы, часы- петух, огненные часы, водяные часы, песочные часы.

Часы давних времен не могут показывать точное время. Приобретут навыки совместной работы со взрослыми и сверстниками, умение анализировать и делать выводы.

Полученные знания окажут влияние на формирование навыков исследовательской деятельности.

- используют интернет ресурсы в целях улучшения качества работы;

-разработаны цикл бесед, рассказов, совместной деятельности по формированию интереса к истории возникновения часов, их разновидностям.

Мероприятия, проводимые в ходе реализации проекта :

1. Беседы. «Какие часы были «давным-давно».

Дидактические игры: «Кто больше знает?», «Успей вовремя», «Четвертый лишний», «Когда это бывает?»

Создание проблемно- игровой ситуации «Что будет, если часы остановятся?», «Вы долго гуляли, как определить без часов, что пора идти домой?»

2. Рассказы о различных видах часов.

3. Рассматривание иллюстраций различных видов часов, рассматривание различных часов.

4. Чтение: познавательная литература о часах, стихи о часах, «Сказка о потерянном времени» Е. Шварца.

5. Образовательная деятельность. История возникновения часов; Обучение определению времени по часам.

6. Исследовательская деятельность с макетами часов : могут ли показывать часы давних времен точное время.

7. Продуктивная деятельность:

Рисование «Часы»

Изготовление макетов часов.

8. Игровая деятельность:

игра–викторина «Кто больше знает о часах? Дидактические игры: «Кто больше знает?», «Успей вовремя», «Четвертый лишний», «Когда это бывает?»

Создание проблемно- игровой ситуации «Что будет, если часы остановятся?», «Вы долго гуляли, как определить без часов, что пора идти домой?»

9. Взаимодействие с родителями.

Познавательное развитие Беседа «Какие часы были «давным-давно».

Дидактические игры: «Кто больше знает?», «Успей вовремя», «Четвертый лишний», «Когда это бывает?»

Создание проблемно- игровой ситуации «Что будет, если часы остановятся?», «Вы долго гуляли, как определить без часов, что пора идти домой?»

- Проведение исследования с водяными часами (могут ли показывать часы давних времен неточное)

- Создание альбома «Такие разные часы»

-НОД по социально- коммуникативному развитию «Что мы знаем о часах»

-Просмотр презентации «История возникновения часов»,

-Изготовление макетов разных часов.

-Экскурсии: «Магазин часов», «Часовая мастерская».

- Работа с родителями: рисование совместно с детьми разных часов (для выставки).

- Сотрудничество с родителями- изготовление совместно с детьми моделей часов.

- Просьба принести для мини-музея группы «Загадочный мир часов» интересные экспонаты.

-Совместная деятельность детей и родителей.

- Создание презентации «Удивительный мир часов»

-Создание альбома разнообразных видов часов с их подробным описанием.

-Подборка детских книг о часах и времени.

Информационное обеспечение проекта :

Рекомендации, консультации для родителей, стихи, загадки, конспекты занятий, альбомы для рассматривания, дидактические игры, книги, энциклопедии.

При создании мини-музея «Загадочный мир часов» перед собой поставили следующие задачи:

Формировать музейную культуру, внутреннюю духовную, потребность в посещении музеев;

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе на тему: «Путешествие в прошлое часов»

Автор: Слободчикова Н. Р, Стрекаловская Р. Н.

Место работы: МБДОУ "Детский сад №14 "Журавлик"

НОД "Путешествие в прошлое часов" разработана для детей старшего дошкольного возраста. Во время НОД дети совершают путешествие в прошлое, где знакомятся с часами, которые служили людям в далёком прошлом. Узнают о водяных, огненных, цветочных, песочных часах. Во время НОД дети изготавливают своими руками водяные часы из пластиковой бутылки.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе на тему: «Путешествие в прошлое часов»

Образовательная область «Социально- коммуникативное развитие».

Цель. Закрепление знаний о различных видах часов, о принципе их работы и роли в жизни человека.

Программные задачи. Познакомить с историей возникновения часов, их разновидностями. Развивать исследовательский интерес, любознательность, творческое воображение. Учить изготавливать простейшие водяные часы. 4) Воспитывать целеустремлённость, умение взаимодействовать со сверстниками. 5) Развивать моторику рук, глазомер. Совершенствовать чувство времени и умение регулировать свою деятельность во времени. Воспитывать потребность в здоровом образе жизни, здоровье сберегающем поведении. Снимать психоэмоциональное напряжение в процессе образовательной деятельности. Снижать утомление, статическое напряжение, зрительное напряжение при выполнении заданий. Соблюдать гигиенические условия к просмотру материала с использованием мультимедийной установки.

Материал. Телеграмма, Разнообразные часы (цветочные, песочные, водяные, огненные, механические, электронные, кварцевые, презентация «История возникновения часов», пластиковые бутылки ёмкостью 1,5 литра, ёмкости с водой, маркеры, конверт для рисунков, листы бумаги для рисования, цветные карандаши, физкультминутка (презентация, песня «Часы» автор Олег Анофриев.

Методы.

Наглядный, словесный, практический.

Приёмы.

Наглядные приё мы: (демонстрация часов, слайдов, показ изготовления водных часов, наблюдение, показ образца, показ способа действий)

Практические приё мы: (упражнение (подражательное, моделирование- изготовление водных часов)

Словесные приё мы: (рассказ, комментирование наглядного материала, беседы (этические и познавательные, объяснение, поисковые вопросы, педагогическая оценка)

Игровые упражнения и задания: (загадывание загадки, дидактическая игра, воображаемая ситуация)

Интеграция: познавательное развитие, художественно- эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Активизация словаря.

Сосуд, ёмкость, часы: водяные, цветочные, огненные, каминные.

Предварительная работа.

Беседы: «Какие часы были давным-давно», «Что мы делаем в разное время?», «Что случится, если часы будут идти по- разному?», «Часы у меня дома», «Часы моей бабушки». Рисование часов. Заучивание физкультминутки «А часы идут, идут…». Чтение художественной литературы: Анофриев «Тик- Так», Берестов «Без четверти шесть». Рассматривание энциклопедий «Как работают вещи (про часы)», Степанов «Время». Работа с родителями: рисование совместно с детьми старинных часов (для выставки, рекомендации по обучению детей узнавать время по будильнику, подготовить с детьми рассказы о водяных, цветочных, песочных часах, изготовить макет цветочных часов. Просьба принести для мини- музея группы «Время» интересные экспонаты.

Ход образовательной деятельности.

Воспитатель сообщает детям, что к ним должен приехать гном Тик-Так и научить определять время по часам, но что то он опаздывает.

(В группу приходит телеграмма от гнома Тик-Така).

Дорогие ребята!

В моей волшебной стране «Времени» случилась беда. Налетел сильный ураган и сломал все часы. Теперь мы не можем определить время. Я не могу приехать к вам. А мне так хотелось рассказать вам, какие были первые часы и как они изменились в наше время.

Воспитатель. Что произойдёт, если сломаются все часы? (Везде бы опаздывали, пришли в магазин, а он закрыт и т. д.)

Воспитатель. Ребята, а мы можем что-нибудь сделать для гнома.

Дети. Помочь. Предлагают свои ответы.

Воспитатель А как же мы теперь узнаем, какие часы были раньше?

Воспитатель. подводит детей отправиться в путешествие в прошлое часов.

Воспитатель. – Как же нам попасть в прошлое?

( Дети предлагают свои ответы: построить машину времени, летающую тарелку, космический корабль и т. д.)

Воспитатель. А где ещё можно увидеть предметы из прошлого? Где их выставляют?

Дети. В музее.

Воспитатель. Дети, в нашей группе открывается интересная выставка. А какие предметы на ней экспонируются, вы узнаете, отгадав загадку.

Мы днём не спим,

Мы ночью не спим,

И днём и ночью

Стучим, стучим.

Дети. Часы.

Воспитатель. Я приглашаю вас посетить выставку часов в музее. Какие правила поведения существуют для посетителей музея?

(Дети проходят в группу, где оформлена выставка часов)

Воспитатель. Дети, посмотрите на часы. Чем они похожи между собой?

Дети. У часов есть цифры, стрелки.

Воспитатель. Но не всегда у часов были стрелки. Сегодня мы с вами совершим путешествие в прошлое часов. Я расскажу вам историю появления часов, какие они были раньше. Но у меня будут помощники: Катя, Данил, Полина. Они для вас подготовили интересные рассказы.

Прошлое всё то, что было,

Никакая в мире сила,

Всё обратно не вернёт,

Время лишь вперёд идёт.

Воспитатель. Дети, а что делает петух в музее?

(Ответы детей)

Воспитатель. Посмотрите на экран. (Дети подходят к экрану) (На экран проецируется фото с изображением петуха)

Давным –давно люди узнавали время по живым часам. Эти часы ходят по двору, хлопают крыльями и, взлетев на забор, кричат: «Ку – ка – ре –ку!» Как называются эти часы?

Дети. Петух.

Воспитатель. Какой петушок? (голосистый, горластый, весёлый и т. д.)

Воспитатель. Часы- петух были удобными часами? Почему?

(Их нельзя было взять с собой, можно было только вставать по ним и т. д.)

Воспитатель. Так же давным- давно люди заметили, что одни цветы раскрываются в

одно время, например, утром, а другие- днём, вечером. И придумали сделать цветочные часы. (На экран проецируется фото с изображением цветочных часов)

О них нам расскажет Катя.

(Дети садятся вокруг Кати)

Воспитатель. Но пользоваться такими часами человек мог не всегда. Почему?

(Они «работали» только в солнечную погоду, днём, в тёплое время года)

Физминутка

А часы идут, идут: тик-так, тик-так, (Ходьба на месте)

В доме кто умеет так?

Это маятник в часах,

Отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо.)

А в часах сидит кукушка,

У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)

Прокукует птичка время,

Снова спрячется за дверью, (Приседания.)

Стрелки движутся по кругу.

Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)

Повернёмся мы с тобой

Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.)

А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)

Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)

А бывает, что спешат,

Словно убежать хотят! (Бег на месте.)

Если их не заведут,

То они совсем встают. (Дети останавливаются.)

(Дети садятся на стулья)

Воспитатель. В это же время люди придумали водяные часы, которые сообщали о времени и ночью, и в хмурый день. (На экран проецируется картинка с изображением водяных часов)

О водяных часах нам расскажет Полина.

Воспитатель. Я предлагаю вам сделать такие часы.

(Объяснение по изготовлению часов)

(Дети разбиваются на группы и подходят к столам с приготовленным оборудованием)

Практическая работа- изготовление водяных часов.

Разрежьте бутылку на две части пополам. Верхняя часть – это часть с горлышком и крышкой. Нижняя часть – это «мисочка» — резервуар для воды. В завинчивающейся крышке верхней части бутылки надо сделать небольшое отверстие, чтобы из него потихоньку выливалась вода. Переверните верхнюю часть горлышком вниз. И вставьте ее в нижнюю часть. Вода будет выливаться в нижнюю часть бутылки как в мисочку.

Воспитатель. Как вы думаете, удобны ли эти часы?

Дети. Нет, так как в них надо постоянно подливать воду.

Воспитатель. Не случайно говорят с тех пор о времени: «Сколько воды утекло!»

Воспитатель. Похоже устроены и песочные часы. (На экран проецируется картинка с изображением песочных часов))

О них нам расскажет Данил.

(дети садятся на стулья)

Воспитатель. А эти часы были удобны?

(нет, их надо было постоянно переворачивать)

Воспитатель. А ещё люди придумали давным- давно огненные часы. (На экран проецируется картинка с изображением огненных часов)

Давайте пройдём на ковёр, я вам покажу эти часы.

(Дети садятся на пол)

Воспитатель. А эти часы были удобны?

(Нет, они «работали» только в помещении, где нет ветра)

Упражнение на релаксацию с сосредоточением на дыхании:

“Задуй свечу”.

Цель: снять психическое напряжение.

Глубоко вдохнуть, набирая в легкие как можно больше воздуха. Затем, вытянув губы трубочкой, медленно выдохнуть, как бы дуя на свечу, при этом длительно произносить звук “у”.

Физминутка

(дети садятся)

Воспитатель. Время шло. Люди придумывали всё новые приборы для измерения времени. Появились механические часы. (На экран проецируется картинка с изображение механических часов) Сначала они имели одну стрелку. Позже появилась минутная стрелка. А ещё позже- секундная.

Механические часы нужно каждый день заводить. Забыл завести часы – они встали. А какие часы не надо заводить?

Не нуждаются в заводе электронные часы. (На экран проецируется картинка с изображением электронных часов) Они работают на батарейках. У них даже нет стрелок – на экране светятся цифры. Время показывают точное и не капризничают

Шли годы. Жизнь становилась торопливее, люди стали дорожить временем. Часы стали необходимы каждому человеку. Каких только часов не придумали.

Дидактическая игра «Дай название часам» (На экран проецируются картинки и фотографии с изображением разных видов часов, необходимо дать им название).

Цель: развивать внимание, мышление, восприятие.

Воспитатель. Наша экскурсия подошла к концу. А как же гном Тик-Так узнает, что мы были в музее часов?

Дети. Мы нарисуем часы, о которых мы сегодня узнали, и отправим их гному Тик- Так.

Воспитатель. О каких часах вы сегодня узнали? Что вам понравилось? Что вызвало затруднения? Почему? Я вам выдам специальные листы бумаги с печатью гнома. После того, как вы нарисуете часы, о которых узнали во время нашей экскурсии, нарисуйте настроение гнома, которое будет у него после получения письма с рисунками.

(Дети рисуют часы. Во время работы детей педагог интересуется, какие часы рисуют дети. Затем дети дорисовывают гнома, его настроение. Рисунки складываются в конверт для гнома.)

Воспитатель. Давайте пополним наш музей часами из прошлого. (Дети расставляют цветочные, водяные, песочные, огненные часы в музей).

1 центр лаборатории «Юный исследователь» - дети изготавливают своими руками водяные часы из пластиковой бутылки.

2 центр творчества «Часы будущего»– дети рисуют. Создание альбома.

3 центр фэмп «Часовщики» - дети изготавливают из геометрических фигур часы и расставляют в правильном порядке цифры.

4 центр по развитию речи «Дай название часам» - работа с картинками.

Используемая литература

1. Дыбина О. Что было до. – М. : Издательство «Творческий центр», 2001

2. Кобитина И. Дошкольникам о технике. – М. : Издательство,

«Просвещение», 1991

3. Гризик. Я познаю мир. - М: Издательство «Просвещение», 1995

4. Глухова Н. Колесо времени. // Обруч № 6 – 2005. с 14

5. Савенков. А. Маленький исследователь. Как научить дошкольника

приобретать знания. – Самара. : Издательство «Учебная литература», 2000

6. Савенков А. Методика проведения учебных исследований в детском саду.

Самара. : Издательство «Учебная литература»,2004

7. Зарипова А. Элементарная поисковая деятельность в детском саду. //

Дошкольное воспитание № 7 – 1994. с 43

8. Савенков А. Исследовательские методы обучения в дошкольном

образовании. // Дошкольное воспитание № 4 – 2006. с 10

9. Д. Галенс. Книга ответов для почемучки. - Харьков. : Издательство

«Книжный клуб семейного досуга», 2006

Публикации по теме:

Конспект занятия «Путешествие в прошлое» Конспект занятия по теме:]«Путешествие в прошлое»Учитель: Попова Елена Владимировна. Для детей начальной школы. Цель: создание условий для.

Конспект занятия для детей 5–7 лет «Путешествие в прошлое часов» .

НОД «Путешествие в прошлое куклы» Форма организации:(групповая, индивидуальная, парная) Материалы: демонстрационные: сундучок, кукла, «Чудесный мешочек»- игрушки из разных.

НОД «Путешествие в прошлое куклы» Программные задачи: Образовательные задачи: Привлекать внимание детей к народной игрушке – кукле. Закрепить умение выделять некоторые знакомые.

ОД в подготовительной к школе группе «Путешествие в страну часов» Конспект образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Путешествие в страну часов» Задачи: 1. Продолжать знакомить с понятием.

Познавательно-творческий проект «Мир часов»Познавательно-творческий проект «Мир часов» Сроки реализации: краткосрочный (январь 2018 год) Возрастная группа: дети 5-6 лет Проблема: Зачем человеку понадобились часы? Актуальность.

Презентация «Путешествие в прошлое одежды»Презентация «Путешествие в прошлое одежды» Представляю вам свою презентацию на тему: Путешествие в прошлое одежды. Моей целью было: познакомить дошкольников с назначением и функциями.

Проект для старшей группы «Мир часов» Проект Тема: «Мир часов» Возраст: старшая группа (5-6 лет) Тип: краткосрочный (1 неделя) Вид: познавательно-исследовательский Цель: ознакомление.

Проект «Путешествие в прошлое предметов» для детей 4–5 лет Тип проекта: Познавательно – творческий Вид проекта: групповой Проблема: У детей недостаточно знаний об истории предметов обихода, развитии.

Конспект занятия «Путешествие в прошлое лампочки» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 «Солнышко» Непосредственно образовательная деятельность.

Автор публикации:
Проект «Путешествие в прошлое часов»
Опубликовано: 2 ноября 2018 в 07:24
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД