Ирина Шеина
Конспект занятия «Путешествие в прошлое ручки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формирование представлений детей о истории ручки.
Задачи: 1. Познакомить детей с историей происхождения ручки.
2. Формировать представление детей о ручке, её различных видах, качествах и свойствах.
3. Продолжать пополнять словарный запас детей.
4. Развивать умение проявлять инициативу в ходе экспериментирования, высказывать свои предположения, анализировать, делать выводы;
Материал:Часы бумага, угольки, гусиное перо, палочка - стилус, ручки, иллюстрации к занятию, видео «История происхождения ручки».
Публикация «Конспект занятия „Путешествие в прошлое ручки“» размещена в разделах
Словарь:ручка, перо, уголек, палочка - стилус
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, отгадайте, пожалуйста, загадку:
В белом поле по дороге
мчится конь мой одноногий
и на много-много лет
оставляет он свой след. (Ручка)
Воспитатель: Молодцы, загадку вы отгадали. А вы знаете, как появилась ручка? Давайте отправимся в прошлое и узнаем о происхождении ручки. А помогут нам «волшебные часы». Закройте глаза. Постарайтесь услышать тиканье часов.
Тик-так, тик-так.
Время отмеряет шаг.
Стрелки мы переведем,
Сразу в древность попадем.
Когда - то очень давно, люди не могли хорошо разговаривать, а свои мысли выражали с помощью рисунков. Рисовали эти люди на камнях угольками.
У каждого на столе лежат угольки, возьмите их в руки и попробуйте нарисовать ими рисунок.
Посмотрите, как испачкались руки. Писать удобно вам было?
Потом люди стали писать и рисовать костью или заостренной деревянной палочкой на дощечках, которые были из глины или воска, выдавливали на песке, земле рисунки. Такую письменную палочку назвали стилус. Попробуйте нарисовать картинку палочкой.
- Проходили века, людям очень хотелось рассказать будущим поколениям о своей жизни и палочки - стилус заменили гусиным пером.
- Для письма подходили только перышки из хвоста лебедей, гусей, бекасов - водоплавающих птиц. Очень много лет подряд гусиное перо было на службе у людей.
- Чтобы писать гусиным пером на бумаге, его острый кончик макали в чернила. А чтобы избежать клякс, в его кончике делали маленькую щелочку и нажимая на такое перо, чернила по щели текли на бумагу.
От одного гуся можно было получить 3 -4 пера, годных для письма. По окрестностям деревень и городов гуляли большие гусиные стада, так что всем перьев хватало. Подготовка пера к письму начиналась с очищения его в раскаленном песке. Затем перо обрезалось под определенным углом и затачивалось, причем этим этапам уделялось особое внимание, так как от них зависело качество написания. Именитые писатели тех времен лично обрезали и затачивали перья, а хорошие экземпляры часто могли быть дорогими подарками.
Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин все свои сказки, стихотворения написал гусиным пером.
Конечно, людям писать с помощью пера было неудобно. Чтобы написать что - либо необходимо было много времени, так как очень часто приходилось перо обмакивать в чернила. Чернила в давние времена также не были похожи на современные. В Древнем Китае чернила для письма производились из смеси производственного оливкового масла с сажей смолы хвойного дерева. Также в состав смеси входила вытяжка из жил осла, иначе – желатина.
Воспитатель: К сожалению такие перья стирались очень быстро и люди придумали перо из стали и бронзы. Их даже стали делать из золота и серебра.
А к 1884 году удалось создать ручку с капиллярными протоками, которая стала прообразом нынешних авторучек. Изобретателем этой первой ручки стал американец Льюис Ватерман, который использовал для ее создания принцип капилляра. Заключался он в заполнении резервуара ручки воздухом, который подавался по очень узким каналам. Каналы были столь узки, что чернила в них не просачивались, а воздух без труда втягивался. А сейчас немного отдохнем.
Физминутка:
Все ребята дружно встали Выпрямиться.
И на месте зашагали. Ходьба на месте.
На носочках потнулись, Руки поднять вверх.
А теперь назад прогнулись. Прогнуться назад, руки положить за голову.
Как пружинки мы присели Присесть.
И тихонько разом сели. Выпрямиться и сесть.
Воспитатель: Скажите, какими ручками мы пишем на занятиях, пишут ваши родители? (Шариковые)
А вы знаете почему у нее такое название?
Первым изобретателем шариковой ручки был неизвестный американец Джон Лауд. Еще в 1888 году он получил патент на ручку с вращающимся наконечником в виде шарика. Однако тогда ручка для письма так и не стала товаром. Чернила были основным препятствием. Жидкие чернила постоянно оставляли кляксы, а густые застывали на наконечнике. А в 1890 году Д. Паркер создал свою ручку с названием "Вечное перо". В 1938 году венгерский химик Л. Биро с братом придумали ручку-трубочку с шариком на конце, но конструкция ручки была не слишком удачна. Именно эта конструкция в 1950 году была серьезно усовершенствована французским фабрикантом перьевых ручек Марселем Бишем. Стальные шарики диаметром 1 мм изготавливались с точностью до сотых миллиметра. Марселю Бишу удалось добиться того, что чернила не просачивались через пишущий узел, грязных пятен на бумаге уже не было.
Возьмите шариковую ручку и потрогайте кончик, какой он? Твердый.
На кончике каждой шариковой ручки есть еле заметный, крошечный шарик.
В каждой ручке есть стержень, наполненный цветной пастой, и шарик во время письма обмакивает то один, то другой свой бок в пасту.
Возьмите лупу и рассмотрите этот шарик.
Воспитатель: А сейчас, нам пора возвращаться назад в детский сад: Закройте глаза. Постарайтесь услышать тиканье часов.
Проговаривание слов:
Тик-так, тик-так.
Время отмеряет шаг.
Стрелки мы переведем,
в наше время попадём.
Воспитатель: Вот мы и с вами вернулись в 21 век, в детский сад.
Ребята, что нового вы узнали? Вам понравилось? Что понравилось больше всего?