МААМ-картинки

Рабочая программа учителя-дефектолога в старшей группе для детей с ЗПР

Елена Клюева
Рабочая программа учителя-дефектолога в старшей группе для детей с ЗПР

ПРИНЯТ

на педагогическом совете

МБДОУ «Детский сад №8»

протокол №___ от ___ г.

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МБДОУ «Детский сад №8»

___ Н. В. Трошина

приказ №___ от «___»___ г.

Рабочая программа

учителя - дефектолога

на 2020 - 2021 учебный год

Составитель:

Учитель-дефектолог Клюева Е. С.

2020 г. г.

Содержание

I. Целевой раздел программы

1.1. Пояснительная записка…. 3

1.2. Цель, задачи и принципы рабочей программы…4

Публикация «Рабочая программа учителя-дефектолога в старшей группе для детей с ЗПР» размещена в разделах

1.3. Особенности воспитанников с задержкой психического развития (ЗПР). 10

1.4. Планируемые результаты освоения программы детьми старшей группы компенсирующей направленности с ЗПР…. …12

II. Содержательный раздел программы

2.1. Содержание коррекционно – развивающей работы учителядефектолога в компенсирующей группе с ЗПР….17

2.2. Тематическое планирование в старшей группе компенсирующей

направленности с ЗПР…. 18

2.3. Перспективное тематическое планирование в старшей группе

компенсирующей направленности с ЗПР….20

2.4. Организация и формы работы учителя – дефектолога….21

2.5. Система педагогической диагностики (мониторинга) достижения детьми

планируемых результатов…. 21

2.6. Взаимодействие детского сада с семьёй…. 22

2.7. Самообразование учителя – дефектолога…. 22

III. Организационный раздел программы

3.1. Модель организации коррекционно – развивающей работы…. 23

3.2. Материально – технические условия…. 22

3.3. Организация режима пребывая детей в ДОУ…. 26

3.4. Организация образовательной деятельности детей …27

3.5. Циклограмма рабочего времени учителя-дефектолога….28

Список используемой литературы…. 29

I. Целевой раздел программы

1.1 Пояснительная записка

Рабочая программа для детей с задержкой психического развития — это комплексная программа, направленная на: повышение уровня психического развития дошкольника: интеллектуального, эмоционального, социального и оказание помощи детям этой категории в освоении необходимых знаний, умений и навыков и способов учебной работы.

Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в ДОУ.

Программа составлена в соответствии с:

Законом Российской Федерации «Об образовании»;

Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования;

Конвенцией ООН о правах ребенка;

Декларацией прав ребенка;

Образовательной Программой МБДОУ «Детский сад №8»;

Адаптированная образовательная программа МБДОУ

«Детский сад №8»;

Рабочая программа разработана с учетом целей и задач адаптированной образовательной программы МБДОУ «Детский сад № 8», потребностей и возможностей воспитанников.

Адресат программы : старшие дошкольники с ЗПР 5-6 лет.

Основной базой рабочей программы являются :

-В настоящее время в ДОУ реализуется образовательная программа в основе, которой лежит примерная образовательная программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

- Программа «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» С. Т. Шевченко.

Содержание программы определено с учетом дидактических принципов, которые для детей с ЗПР приобретают особую значимость: от простого к сложному, систематичность, доступность и повторяемость материала.

1.2. Цели, задачи и принципы рабочей программы

Цель: проектирование и реализация модели образовательной и коррекционно-развивающей психолого-педагогической работы, максимально обеспечивающей создание условий для развития детей с ЗПР в группе компенсирующей направленности, их позитивной социализации, интеллектуального, социально-личностного развития на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности.

Задачи:

создание благоприятных условий для всестороннего развития и образования детей с ЗПР в соответствии с их возрастными, индивидуально-типологическими особенностями и особыми образовательными потребностями; амплификации образовательных воздействий;

создание оптимальных условий для охраны и укрепления физического и психического здоровья детей с ЗПР;

обеспечение психолого-педагогических условий для развития способностей и личностного потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и окружающим миром;

целенаправленное комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ЗПР и квалифицированная коррекция недостатков в развитии;

выстраивание индивидуального коррекционно-образовательного маршрута на основе изучения особенностей развития ребенка, его потенциальных возможностей и способностей;

взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития детей с ЗПР; оказание консультативной и методической помощи родителям в вопросах коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с ЗПР;

обеспечение необходимых санитарно-гигиенических условий, проектирование специальной предметно-пространственной развивающей среды, создание атмосферы психологического комфорта;

В ДОО в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР решаются диагностические, коррекционно-развивающие и образовательные задачи.

Диагностический блок задач направлен:

- на системное, комплексное изучение личностных психофизических особенностей ребенка, способствующее накоплению количественных и качественных показателей для определения содержания и основных направлений коррекционной работы;

- на систематическую регистрацию результатов обследования всеми специалистами в Карте индивидуального учета результатов освоения обучающегося Адаптированной основной общеобразовательной программы МБДОУ «Детский сад №8», позволяющую проследить эффективность коррекционно-педагогического воздействия на него, помогающую определить перспективу его развития и выработать рекомендации по дальнейшему коррекционному воспитанию и обучению;

- на интеграцию полученных в результате обследования данных в различные образовательные занятия.

Воспитательный блок задач направлен:

- на решение вопросов социализации, повышения самостоятельности и автономии ребенка и его семьи;

- на становление нравственных ориентиров в деятельности и поведении дошкольника.

Коррекционный блок задач направлен:

- на сочетание изучения развития детей с целенаправленным педагогическим воздействием, позволяющим программировать динамику перехода ребенка из зоны актуального развития в зону ближайшего развития;

- на формирование способов усвоения детьми с ЗПР социального опыта взаимодействия с людьми и предметами окружающей действительности;

- на развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности проблемного ребенка;

- на преодоление и предупреждение у воспитанников с ЗПР вторичных отклонений в развитии их познавательной сферы, поведения и личности в целом;

- на использование новейших методик для оказания комплексной дифференцированной помощи детям, испытывающим затруднения в различных видах деятельности.

Образовательный блок задач направлен на формирование у детей системы знаний и обобщенных представлений об окружающей действительности, развитие их познавательной активности, формирование всех видов детской деятельности, характерных для каждого возрастного периода.

Программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, в ее основу заложены основные принципы и подходы.

Принципы:

1. Принцип индивидуального подхода предполагает всестороннее изучение воспитанников и разработку соответствующих мер педагогического воздействия с учетом выявленных особенностей (выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого ребенка).

2. Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка (индивидуализации). Важным условием успешности дошкольного образования детей с ЗПР является обеспечение условий для самостоятельной активности ребенка. Реализация этого принципа решает задачу формирования социально активной личности, которая является субъектом своего развития, а не пассивным потребителем социальных услуг.

3. Принцип социального взаимодействия предполагает создание условий для понимания и принятия друг другом всех участников образовательного процесса с целью достижения плодотворного взаимодействия на гуманистической основе. Реализация этого принципа предполагает активное включение детей, родителей и специалистов в совместную деятельность как учебную, так и социальную.

4. Принцип междисциплинарного подхода. Разнообразие индивидуальных характеристик детей требует комплексного, междисциплинарного подхода к определению и разработке методов и средств воспитания и обучения. Специалисты (учитель - логопед, учитель-дефектолог) регулярно проводят диагностику детей и в процессе обсуждения составляют образовательный план действий, направленный на конкретного ребенка.

5. Принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания. Обучение детей с ЗПР предполагает наличие вариативной развивающей среды, то есть необходимых развивающих и дидактических пособий, средств обучения, вариативной методической базы обучения и воспитания и способность педагога использовать разнообразные методы и средства работы как по общей, так и специальной педагогике.

6. Принцип партнерского взаимодействия с семьей. Усилия педагогов будут эффективными, только если они поддержаны родителями, понятны им и соответствуют потребностям семьи. Задача специалиста – установить доверительные партнерские отношения с родителями или близкими ребенка, внимательно относиться к запросу родителей, к тому, что, на их взгляд, важно и нужно в данный момент ребенку, договориться о совместных действиях, направленных на поддержку ребенка.

7. Принцип динамического развития образовательной модели. Модель образовательного пространства может изменяться в соответствии с необходимостью коррекции особых потребностей детей с ЗПР, подключения к сопровождению требуемых специалистов, актуальных развивающих методов и средств.

В результате использования единой темы на занятиях учителем - дефектологом, воспитателем, учителем - логопедом, музыкальным руководителем и инструктором по физической культуре, дети прочно усваивают материал и активно пользуются им в дальнейшем. Коррекционная работа строится так, чтобы способствовать развитию высших психических функций: внимания, памяти, восприятия, мышления.

1.3. Особенности воспитанников с задержкой психического развития (ЗПР)

Отставание в развитии мышления – одна из основных черт, отличающих детей с ЗПР от нормально развивающихся сверстников. Отставания в развитии мыслительной деятельности у детей с ЗПР проявляется во всех компонентах структуры мышления, а именно:

Особенности познавательного развития:

• В дефиците мотивационного компонента, проявляющемся в крайне низкой познавательной активности, избежание интеллектуального напряжения вплоть до отказа от задания;

• В нерациональности регуляционно - целевого компонента, обусловленной отсутствие потребности ставить цель, планировать действия методом эмпирических проб;

• В длительной несформированности операционного компонента, т. е. умственных операций анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, сравнения;

• В нарушении динамических сторон мыслительных процессов.

У детей с ЗПР все эти предпосылки развития мышления в той или иной степени нарушены. Дети с трудом концентрируются на задании. У этих детей нарушено восприятие, они имеют в своем арсенале довольно скудный опыт – все это определяет особенности мышления ребенка с задержкой психического развития.

Особенности речевого развития.

У детей с ЗПР страдает связная речь, нарушена способность планировать свою деятельность с помощью речи; нарушена внутренняя речь – активное средство логического мышления ребенка.

Недоразвитие речи проявляется в нарушениях звукопроизношения, бедности и недостаточной дифференцированности словаря, трудностях усвоения логико-грамматических конструкций. Наблюдается недостаточность фонетико-фонематического восприятия, снижение слухоречевой памяти. Отмечаются дефекты смешения звуков и замен или смешения и искаженное произношение звуков.

Особенности социально-коммуникативного развития. У детей с ЗПР наблюдается отсутствие активности к социальным явлениям. Они пассивны в отношениях к своим сверстникам, окружающим взрослым и даже в отношении к самому себе. У них отсутствует активность в отношении явлений окружающего мира.

1.4. Планируемые результаты освоения программы детьми

старшей группы компенсирующей направленности с ЗПР.

Образовательная область «Познавательное развитие»

№ Достижения обучающегося

1 может заниматься интересным для него делом, не отвлекаясь, в течение пяти-десяти минут

2 показывает по словесной инструкции и может назвать до пяти основных цветов и две-три плоскостных геометрических фигуры, а также шар и куб (шарик, кубик, некоторые детали конструктора

3 путем практических действий и на основе зрительного соотнесения сравнивает предметы по величине

4 путем практических действий и на основе зрительного соотнесения выбирает из трех предметов разной величины «самый большой» ,«самый маленький»

5 выстраивает сериационный ряд, строит матрешек по росту

6 на основе не только практической, но и зрительной ориентировки в свойствах предметов подбирает предметы по форме, величине

7 идентифицирует цвет предмета с цветом образца-эталона

8 называет цвета спектра, геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал)

9 усваивает элементарные сведения о мире людей, природе, об окружающих предметах, складывается первичная картина мира

10 различает понятия «много», «один», «по одному», «ни одного»,

11 устанавливает равенство групп предметов путем добавления одного предмета к меньшему количеству или убавления одного предмета из большей группы

12 учится считать до 5 (на основе наглядности, называет итоговое число, осваивает порядковый счет

13 ориентируется в телесном пространстве

14 называет части тела: правую и левую руку; направления пространства «от себя»

15 понимает и употребляет некоторые предлоги, обозначающие пространственные отношения предметов: на, в, из, под, над

16 определяет части суток, связывая их с режимными моментами, но иногда ошибается, не называет утро-вечер

Образовательная область «Речевое развитие»

№ Достижения обучающегося

Развитие речи

1 различает на слух речевые и неречевые звучания, узнает знакомых людей и детей по голосу, дифференцирует шумы

2 понимает названия предметов обихода, игрушек, частей тела человека и животных, глаголов, обозначающих движения, действия, эмоциональные состояния человека, прилагательных, обозначающих некоторые свойства предметов

3 понимает многие грамматические формы слов (косвенные падежи существительных, простые предложные конструкции, некоторые приставочные глаголы)

4 проявляет речевую активность, употребляет существительные, обозначающие предметы обихода, игрушки, части тела человека и животных, некоторые явления природы

5 называет действия, предметы, изображенные на картинке, персонажей сказок

6 отражает в речи элементарные сведения о мире людей, природе, об окружающих предметах

7 отвечает на вопросы после прочтения сказки или просмотра мультфильма с помощью не только отдельных слов, но и простых распространенных предложений несложных моделей, дополняя их жестами

8 речевое сопровождение включается в предметно-практическую деятельность

9 повторяет двустишья и простые потешки

10 произносит простые по артикуляции звуки, легко воспроизводит звуко-слоговую структуру двух-трехсложных слов, состоящих из открытых, закрытых слогов, с ударением на гласном звуке

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

№ Достижения обучающегося

1 ребенок адаптируется в условиях группы

2 взаимодействует со взрослыми в быту и в различных видах деятельности

3 стремится к общению со сверстниками в быту и в игре под руководством взрослого

4 эмоциональные контакты с взрослыми и сверстниками становятся более устойчивыми

5 сам вступает в общение, использует вербальные средства

6 в игре соблюдает элементарные правила

7 осуществляет перенос сформированных ранее игровых действий в самостоятельные игры

8 выполняет ролевые действия, носящие условный характер

9 участвует в разыгрывании сюжета цепочки действий

10 способен к созданию элементарного замысла игры

11 активно включается, если воображаемую ситуацию создает взрослый

12 замечает несоответствие поведения других детей требованиям взрослого

13 выражает интерес и проявляет внимание к различным эмоциональным состояниям человека

14 осваивает культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания, соответствующие возрастным возможностям, ориентируясь на образец и словесные просьбы

15 стремится поддерживать опрятность во внешнем виде с незначительной помощью взрослого

16 использует предметы домашнего обихода, личной гигиены, действует с ними с незначительной помощью взрослого

II. Содержательный раздел программы

2.1. Содержание коррекционно – развивающей работы

учителя – дефектолога

в старшей компенсирующей группе для детей с ЗПР

Целью коррекционно-педагогической работы с дошкольниками ЗПР, является формирование психологического базиса для полноценного развития личности каждого ребенка. Тема, цель, содержание, методических занятий определяется в соответствии с программой С. Г. Шевченко «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития».

Формы организации: организационная образовательная деятельность: подгрупповые и индивидуальные занятия.

Подгрупповые занятия ориентированы на осуществление коррекции (исправление или ослабление) негативных тенденций развития (познавательной, речевой деятельности).

Учитель - дефектолог проводит групповые занятия по развитию познавательной деятельности: 1 занятия - ознакомление с окружающим миром и развитие речи, 2 занятия – развитие элементарных математических представлений. Продолжительность занятий – 25 минут, с перерывом между занятиями 10 минут.

Индивидуальные занятия проводятся в первой и второй половине дня. Они направлены на осуществление коррекции недостатков психофизического развития воспитанников, создающие определённые трудности в овладении программой. В зависимости от особенностей детей количество индивидуальных занятий в основном составляет 3 раза в неделю. Продолжительность занятий 15-20 минут.

В начале учебного года отводится для обследования детей, специальное время (первые 1- 2 неделя сентября)

Результативность коррекционно-образовательной работы отслеживается через мониторинговые (диагностические) исследования 3 раза в год с внесением последующих корректив в содержание коррекционно-образовательного процесса.

Сроки проведения мониторинговых исследований:

1-я половина (1 - 2 неделя) сентября

2-я половина (3-4 неделя) декабря

2-я половина (3 – 4 неделя) мая.

Основной целью коррекционно-развивающего обучения и воспитания в группе для детей с ЗПР является создание оптимальных условий для развития эмоционально-волевой, познавательной сферы, формирования позитивных качеств личности каждого ребенка.

2.2. Тематическое планирование в старшей группе компенсирующей направленности с ЗПР

Месяц Неделя Дефектолог

Сентябрь 1- я Обследование детей заполнение

диагностических карт

2- я

3-я «Начало осени»

«Цветы осенью»

4-я

«Деревья и кустарники осенью»

Октябрь 1-я «Грибы»

«Середина осени»

2-я «Овощи»

3-я «Овощи», «Фрукты»

4-я «Фрукты», «Ягоды»

Ноябрь 1-я «Обобщающие понятия: овощи, фрукты, ягоды»

2-я «Домашние животные»

3-я «Дикие животные»

4-я

«Дикие и домашние животные»

«Закрепление знаний об осени»

5-я «Домашние птицы»

Декабрь 1-я «Начало зимы»

2-я «Семья»

3-я «Игрушки»

4-я «Новый год»

Январь 1-я -

2-я «Январь – второй месяц зимы»

3-я «Зимующие птицы»

4-я «Зимние забавы детей»

5-я «Одежда»

Февраль 1-я «Февраль – последний месяц зимы»

2-я «Головные уборы»

3-я «23 февраля – День защитника Отечества»

«Обувь»

4-я

«Одежда, обувь, головные уборы»

«Закрепление знаний о зиме»

Март 1-я «Март – первый весенний месяц»

«8 марта – Международный женский день»

2-я «Чайная посуда»

«Столовая и кухонная посуда»

3-я «Мебель»

4-я

«Возвращение перелётных птиц»

Апрель 1-я «Весна. Характерные признаки»

2-я «Мой дом»

«Наш детский сад»

3-я «Наземный транспорт»

«Водный транспорт»

4-я

«Воздушный транспорт»

«Комнатные растения»

5-я «Май – последний месяц весны»

«Как выращивают хлеб?»

Май 1-я «9 мая – День победы»

2-я «Насекомые»

«Закрепление знаний о весне»

3-я

4-я Обследование детей заполнение

диагностических карт

2.3. Перспективное тематическое планирование в старшей группе

компенсирующей направленности с ЗПР.

Перспективное тематическое планирование в старшей группе

компенсирующей направленности с ЗПР планируется, согласно программе С. Т. Шевченко «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития». Отражено в документе «Перспективное тематическое планирование в старшей группе компенсирующей направленности с ЗПР»

2.4. Организация и формы работы учителя-дефектолога в группе.

Основной формой работы является :

Подгрупповая деятельность (продолжительностью 25 минут)

Индивидуальная деятельность (продолжительностью 15-20 минут)

Выбор формы проведения занятия с детьми зависит от вида и содержания занятия и возраста детей. При этом следует учитывать, что в одной группе могут быть дети разного возраста, отличающиеся по уровню психического развития, по запасу знаний и умений. Выбор формы организации детей на занятии определяется целями и задачами конкретного занятия.

Выявление степени усвоения коррекционно-развивающей программы осуществляется посредством проведения диагностики: первичной и повторной, обработки и анализа полученных результатов.

2.5. Система педагогической диагностики (мониторинга) достижения детьми планируемых результатов.

В группе проводится мониторинг уровня развития детей. Мониторинг предполагает в начале учебного года (1-2 неделя сентября).

В конце года (3-4 неделя мая) проводится мониторинг усвоения программы ребёнком. Диагностический инструментарий создан на основе: КИМП — конструктор индивидуальных маршрутов и образовательных программ для детей с ОВЗ. Разработчик Наталья Микляева.

«Индивидуальный образовательный маршрут (программа)»

2.6. Взаимодействие детского сада с семьёй

Взаимодействие детского сада с семьёй отраженно в перспективном плане работы с родителями на 2020 – 2021 учебный год.

2.7. Самообразование учителя – дефектолога

(на 2020 – 2021 учебный год)

Самообразование учителя – дефектолога на 2020 – 2021 учебный год

на тему, согласно плану:

«Особенности сенсорного развития детей с задержкой психического развития»

Публикации по теме:

НОД учителя-дефектолога с детьми 3–4 лет «Платочек для матрешки» с использованием кинетического пескаНОД учителя-дефектолога с детьми 3–4 лет «Платочек для матрешки» с использованием кинетического песка Задачи: коррекционно–образовательные: • упражнять в счете до 5-ти, выстраивать ряд по убыванию, • закреплять умение действовать со сборно-разборной.

НОД учителя-дефектолога с детьми 3–4 лет «Собираем урожай» с использованием кинетического пескаНОД учителя-дефектолога с детьми 3–4 лет «Собираем урожай» с использованием кинетического песка НОД учителя-дефектолога с детьми 3-4 лет «Собираем урожай»с использованием кинетического песка Задачи: коррекционно–образовательные: •.

Проект «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми» Проект «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми» ЦЕЛЬ: Приобщение родителей к развитию.

Рабочая программа старшей группы Пояснительная записка. Рабочая программа старшей группы «Звездочка» обеспечивает разностороннее развитие детей от 4 до 5 лет с учетом их.

Рабочая программа кружка «Говорушки» по речевому развитию детей старшей группы Всем известно, что правильная речь – одно из важнейших условий успешного развития личности. Чем более развита у ребенка речь, тем шире его.

Рабочая программа (модуль) для детей шестого года жизни Рабочая программа (модуль) для детей шестого года жизни. Содержание 1. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка 1.1.1. Цели и задачи реализации.

Рабочая программа по художественному-эстетическому направлению для детей 3–4 летРабочая программа по художественному-эстетическому направлению для детей 3–4 лет АБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ХУДОЖЕСТВЕННОМУ-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ НА РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ 3-4ЛЕТ НА 2018-2019.

Рабочая программа учителя-дефектолога «Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста» Рабочая программа учителя-дефектолога (разделы: развитие речи, развитие слухового восприятия и обучение произношению, формирование элементарных.

Рабочая программа учителя-логопеда (вторая младшей группы ОНР) Рабочая программа учителя-логопеда МДОУ №13 «Буратино» (в рамках реализации АОП для детей с ОНР с 3 до 7 лет) на 2016-2017 учебный год.

Развивающая предметно-пространственная коррекционная среда кабинета учителя-дефектолога, учителя-логопеда ДООРазвивающая предметно-пространственная коррекционная среда кабинета учителя-дефектолога, учителя-логопеда ДОО Пояснительная записка Паспорт кабинета – основной документ, который отражает материально-техническое оборудование, состояние и оснащённость.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа учителя-дефектолога в старшей группе для детей с ЗПР
Опубликовано: 16 марта 2021 в 10:27
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД