МААМ-картинки

Работа с детьми с глубокой умственной отсталостью

Оксана Беляева
Работа с детьми с глубокой умственной отсталостью

Особенности в работе учителя дефектолога с детьми с умеренной умственной отсталостью

В соответствии с международной классификацией (МКБ-10) умственная отсталость в зависимости от количественной оценки интеллекта (IQ) включает четыре степени его снижения: легкую, умеренную, тяжелую и глубокую.

Публикация «Работа с детьми с глубокой умственной отсталостью» размещена в разделах

Включение в образовательный процесс детей с умеренной отсталостью вызывает необходимость четкого представления об уровне развития и потенциальных возможностях в обучении каждого из них.

Одни дети способны только к совместным действиям, другие к осуществлению действий по подражанию, некоторым достаточно действий по образцу и лишь немногие поднимаются на уровень самостоятельных действий.

Следует обратить внимание и на характер самого контакта, который может быть разным: речевой, с использованием жестов, мимики, изобразительных средств.

Необходимо провести углубленное медико-психолого-педагогическому изучению детей со сложными недостатками развития в процессе коррекционного воспитания и обучения, уточнению характера и степени выраженности каждого из нарушений;

создать в ДОУ оптимальных условий для физического, соци­ально-личностного, познавательного, речевого, эстетического развития детей;

осуществлению педагогической коррекции нарушений в развитии детей с учетом индивидуальных возможностей и личностных особенностей каждого ребенка;

Показателем уровня развития ребенка и условием успешности в обучении является характер деятельности его со взрослым.

Одной из важнейших характеристик деятельности ребенка является принятие и использование им помощи со стороны взрослого. Мера этой помощи может быть разной: организующей, разъясняющей и обучающей.

Организующая помощь свидетельствует о более высоких возможностях детей, когда бывает достаточно лишь мимического выражения на лице (неудовольствия, одобрения и др., жеста (указ пальцем, покачивание головой и т. д., интонации или речевого обращения типа «внимательнее», «думай» и т. д. Большинству детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью требуется разъясняющая и обучающая помощь.

Дети с тяжелой умственной отсталостью самостоятельно контакт не инициируют. Для них характерно пассивное подчинение, обнаруживаются трудности в понимании устного обращения, требуется наглядно-действенная инструкция с жестовым или мимическим уточнением. При выполнении заданий затруднено принятие помощи. Они не способны к переносу показанного способа действия на аналогичное задание. Основным способом усвоения нового являются совместные действия. Самостоятельные действия только на уровне отдельных операций. Отсутствует навык самоконтроля и, как правило, дети безучастны к порицанию.

Индивидуальная программа помогает овладеть детям дошкольного возраста с умеренной и тяжелой умственной отсталостью навыками общения, приспособления к ежедневной жизни, способностям и умению ориентироваться в окружающей среде.

Основное, чему должны научиться эти дети - адекватному эмоционально-речевому общению, умению использовать знакомые речевые и неречевые конструкции в реальных ситуациях, пользоваться вербальными и невербальными навыками общения.

Основные задачи программы:

1. воспитание интереса к окружающему миру, формирование чувства понимания себя и других людей, потребности в общении, социального доверия;

2. формировать у умственно отсталых детей навыков общения и социальной активности в различных жизненных ситуациях с родителями, педагогами, сверстниками и другими окружающими людьми;

3. обучение умственно отсталых детей речевым средствам общения;

4. формирование у умственно отсталых детей навыков практического владения невербальными средствами общения (мимикой, жестами, пантомимикой);

5. выработка у детей социально-эмоциональных навы­ков, положительных черт характера, способствующих наиболее эффективной их адаптации и интеграции в общество;

6. коррекция у умственно отсталых детей нежелательных черт характера (тревожности, агрессивности, страха) и нарушенных форм поведения.

Достижением поставленных целей обеспечивается решение

следующих основных задач:

* формирование психических функций детей в процессе работы и как можно более ранняя коррекция их недостатков.

*трудовое обучение, выработка навыков самообслуживания и подготовка к посильным видам хозяйственно - бытового труда. Необходимо выработать навыки самообслуживания.

* формирование мыслительных операций• развитие мелкой моторики.

Структура занятий:

* Коммуникативные игры;

•* Игры и упражнения для формирования познавательных процессов: памяти, мышления, восприятия, внимания, воображения;

* Игры и задания, направленные на формирование произвольности;

Чтобы помощь этим детям была эффективной, важно создать необходимые условия, среду, в которой будет осуществляться коррекционно-развивающаяся работа, направленная на достижение определенной социальной реабилитации и адаптации детей в условиях семьи, в коллективе сверстников и в обществе. Безусловно, возможности ребенка с тяжелой умственной отсталостью крайне ограничены.

Публикации по теме:

АФК в работе с детьми с сохранным интеллектом и умственной отсталостью в ДОО в практике работы лекотеки Адаптивная физическая культура (далее АФК) - это часть общей культуры, подсистема физической культуры, одна из сфер социальной деятельности,.

Развитие мелкой моторики у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью на уроках Последние несколько лет к проблеме ОВЗ наблюдается повышенный интерес, вокруг нее ведется множество споров. Все это связано с тем, что само.

Индивидуальная программа по предмету «Музыка и пение» для учащихся 1-х классов с глубокой умственной отсталостью МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ БЕЛОЯРСКОГО РАЙОНА «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3 г. БЕЛОЯРСКИЙ» СОГЛАСОВАНО.

Индивидуальная программа по предмету «Развитие устной речи» для детей 1-х классов с глубокой умственной отсталостью МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ БЕЛОЯРСКОГО РАЙОНА «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3 г. БЕЛОЯРСКИЙ» СОГЛАСОВАНО.

Образование лиц с нарушением умственного развития (умственной отсталостью) .

Особенности педагогического сопровождения по развитию речи детей с умеренной умственной отсталостью Актуальность темы. Категория детей с умеренной степенью умственной отсталости представляет собой разнородную группу, основными общими чертами.

Программа работы с детьми с глубокой умственной отсталостью Современный ребенок с глубоким умственным отставанием – это чаще всего ребенок с тяжелой формой детского паралича, осложненной соматическими,.

Рабочая программа по математике для обучающихся с умственной отсталостью. 5 класс Областное государственное казённое образовательное учреждение «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Доверие».

Рабочая программа по математике для обучающихся с умственной отсталостью 6 класс «Математика» Областное государственное казённое образовательное учреждение «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Доверие».

Тематическое планирование по ФГОС. 2 класс для детей с умственной отсталостью Тематическое планирование 2 класс по ФГОС I четверть 2 раза в неделю 16 часов № Тема занятий Коррекция нарушений звукопроизношения Лексические.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Работа с детьми с глубокой умственной отсталостью
Опубликовано: 31 марта 2018 в 21:48
+26Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД