МААМ-картинки

Урок литературного чтения в 4 классе Мкоу

Ирина Манжосова
Урок литературного чтения в 4 классе Мкоу

Урок литературного чтения в 4 классе МКОУ «Линёвская СШ»

Составила учитель начальных классов Манжосова Ирина Валентиновна

Тема урока : Михаил Михайлович Зощенко «Елка». И грустно, и смешно.

Цель урока : создать условия для анализа художественного текста, посредством которого выявить те средства, с помощью которых писатель М. М. Зощенко создает комическое в рассказе «Елка»

Планируемые результаты:

Публикация «Урок литературного чтения в 4 классе Мкоу» размещена в разделах

Предметные: Совершенствовать читательские умения работы с текстом, определять главную мысль текста.

Метапредметные:

Регулятивные: формулировать и сохранять учебную задачу; планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять пошаговый контроль и оценивать правильность выполнения работы по результату; адекватно воспринимать словесную оценку учителя и товарищей; осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера.

Познавательные: осуществлять поиск и выделять конкретную информацию.

Коммуникативные: отвечать на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысливать правила взаимодействия в паре (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях).

Личностные: осмысливать поступки героев литературного произведения, сравнивать их с собственными, создавать мотивацию к творческому труду.

Ход урока.

I.Организационный момент

Ежедневно по утрам

Заниматься надо нам.

Потому что для страны

Люди умные нужны.

II. Составление плана урока.

Тема раздела

Проверка домашнего задания

Тема, задачи урока.

Чтение текста.

Работа с текстом.

Самостоятельная работа.

Рефлексия.

Итог урока.

Домашнее задание.

Самооценивание.

III. Проверка домашнего задания.

- По какому разделу мы работаем?

-Какие рассказы прочитали?

- Посмотрите на героев рассказа и скажите, как он называется. Кто его автор?

- Найдите и прочитайте отрывок «как звучала мелодия, подаренная Эдвардом Григом, и что почувствовала Дагни. (с. 56)

- Какие изобразительно-выразительные средства использует К. Г. Паустовский, чтобы создать яркий образ музыки?

- Найдите и прочитайте, за что Дагни мысленно сказала «Спасибо» Эдварду Григу. (с. 58)

- Прочитав рассказ К. Г. Паустовского «Корзинка с еловыми шишками», какой вывод вы сделали: «Чем и для чего должен жить человек». (с. 52. Жизнь удивительна и прекрасна. Надо отдавать людям свою жизнь, работу, талант без возврата, и тогда ты будешь счастлив.)

- Итак, человек должен делать добро для окружающих. Создавать праздники.

- В январе мы встретили всеми любимый праздник «Новый год».

IV. Актуализация знаний

Творческое задание «Чувство слова» на ассоциативность мышления.

- Ребята, перед вами елка. Назовите одним словом, какие образы, чувства, настроения возникают у вас, когда вы слышите слово «ёлка».

- Слово одно, а представления оно вызывает разные. (детство, подарки)

V. Тема урока.

-Прочитайте, с каким произведение мы сегодня познакомимся.

- Какая тема урока?

-Да, Тема: М. М. Зощенко «Елка». И грустно, и смешно.

- Познакомимся с биографией Михаила Михайловича Зощенко, с произведением «Ёлка»

VI. Задачи урока.

- Какие мы ставим задачи на урок? (Совершенствовать читательские умения работы с текстом, определять главную мысль текста.)

- Да, мы найдём грустное и смешное в тексте.

-Выявим средства, с помощью которых писатель создает в тексте смешное.

VII. Основная часть урока. Знакомство с биографией М. М. Зощенко и рассказом «Ёлка».

Биография М. М. Зощенко. (презентация)

Михаил Михайлович родился в семье художника в Петербурге. Учился в университете на юридическом факультете, не окончив его, ушел добровольцем на фронт. В боях отличался храбростью, за что был удостоен пяти орденов. После революции воевал в Красной Армии. Был трижды ранен. С 1920 года занялся литературной работой. Произведения его юмористические, высмеивают пороки общества. Умер в Ленинграде. Похоронен в Сестрорецке, где и поставили писателю памятник.

- Что вы можете сказать о М. М. Зощенко как о гражданине? (стоял за свою родину, патриот)

- Какие черты характера вы можете перечислить? (мужество, героизм, смелость, решительность, храбрость и т. д.)

- У М. М. Зощенко была трудная судьба. И только благодаря чувству юмора, веселому нраву, оптимизму он пережил все неприятности и подарил миру произведения, от прочтения которых у людей появляются на лицах улыбки. Эти «алмазы смеха и радости» способны лучше всякого лекарства приходить на помощь в трудные минуты.

- Книги Зощенко писал и для взрослых, и для детей.

- Вот выставка его книг для детей. «Лёлька и Минька» .

- Как вы думаете, о чём будет текст «Ёлка»? Проверим ваши предположения. Проверим, какие чувства возникают у автора со словом «ёлка».

- Подготовленные дети прочитают текст М. М. Зощенко «Ёлка» по ролям.

- За автора читает Родион, за Миньку – Данила, за Лёльку – Анна, за нашу маму – Молтушкина, за первую маму - Подольская, за третью маму – Алжелика, за папу – Глеб.

- А вы следите по тексту и определите жанр произведения.

- Вам понравилось произведение «Елка»? Я тоже очень люблю произведения этого автора.

- К какому жанру он относится?

- От чьего лица ведётся рассказ?

- Подтвердились ли ваши предположения, о чём рассказ?

- Как наряжали ёлку в начале XX века? (Из школьного музея принести игрушки и показать ребятам)

VIII. Физминутка.

-А нам на ёлке весело? Покажите как.

Песня и танец «Замела метелица город мой»

IX. Работа по теме урока

- Как вы думаете, праздник для детей получился весёлым?

– А рассказ получился весёлым? (грустная история)

- Возникло противоречие, проблема. Что нам предстоит выяснить? (Как автору из грустной истории удалось создать веселый рассказ)

- Сейчас мы будем работать с текстом. Но чтобы было всё понятно, выполним словарную работу.

X. Словарно-лексическая работа

- Вам встретились незнакомые слова, давайте разберём их значение.

Золотушный ребенок – больной ребенок

Длинновязая – высокая ( синоним: долговязая)

Пастилка - кондитерское изделие из фруктовой массы и сахара

Церемониться - проявлять излишнюю мягкость, стеснение (не церемониться – не стесняться)

Характеристика героев.

- Назовите главных героев произведения. (Мальчик Минька и девочка Лёлька, их мама и папа)

- Дадим характеристику Леле и Миньке, заполнив для этого таблицу. (Работа на доске. Девочки дают характеристику Леле, а мальчики Миньке.

Прочитайте, что вы должны будите найти в тексте и записать в таблицу.

Характеристика Леля Минька

Возраст Было 7 лет Ударило 5 лет

Рост Высокая, длинновязая Удивительно маленького роста

Характер Исключительно бойкая Тихий

Что могут достать? Могла высоко достать Ничего нельзя достать

Как ест? Моментально съедает Откусываю

Поведение Не церемонится Чуть не заревел

Проверим, какие характеристики у нас получились.

Оцените свою работу.

Открытие и осмысление нового.

- Здесь и хранится секрет создания смешного. Как вы думаете, в чем он?

- Слова с противоположным значением поставили друг против друга – это и создает смешной комический эффект. Это выглядит забавно. И этот секрет получил название … (противопоставление).

- В художественной литературе это приём называется «Антитеза».

Антитеза — изобразительно-выразительное средство, в котором для усиления выразительности резко противопоставлены противоположные явления, понятия. Противопоставление в антитезе достигается с помощью антонимов, например в пословицах:

Ученье — свет, а неученье — тьма.

Его используют при создании смешного образа художники, юмористы, писатели.

XI. Выяснение главного смысла рассказа. (с. 64)

- Выявим основную мысль рассказа. С какой целью его написал М. М. Зощенко. Для этого ответим на вопросы учебника, поработаем в парах и самостоятельно в тетрадях.

- С. 64 в учебнике отвечаем на 1 и 2 задания.

– Как вы считаете, правильно ли поступили родители?

- Прочитайте, что сказал папа.

-Прочитайте задание под №3. Самостоятельно работаем в тетрадях с. 70 №3. (Один человек у доски)

- Проверим самостоятельную работу: В каких словах отражен главный смысл рассказа?

(И за все эти тридцать пять лет я, дети, ни разу больше не съел чужого яблока и ни разу не ударил того, кто слабее меня. И теперь доктора говорят, что я поэтому такой сравнительно веселый и добродушный.

Работа в группах.

У вас на столах пословицы. Выберите только одну, которая на ваш взгляд больше всех подходит к рассказу? Объясните свой выбор.

Пословицы:

1. Не нужен и клад, если в семье лад.

2. Гни дерево, пока молодо, а детей учи, пока малы.

3. Кто неправильно воспитывает своих детей, тот расплачивается слезами.

4. Счастье родителей – честность и трудолюбие детей

5. Добрая семья прибавит разума-ума

6. К чему ребёнка приучишь, то от него и получишь.

- Какая из этих пословиц больше всех подходит к рассказу?

Семья – это самое главное, что есть у нас. Берегите своих родных, никогда не поступайте так, чтобы вашим родителям было стыдно за ваши поступки.

XII. Рефлексия.

- С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему?

- Продолжите предложение:

- Я сегодня узнал (как наряжали ёлку в начале XX века)

- Урок заставил задуматься (Семья – это главное в жизни. Поддержка и опора.)

XIII. Итог урока.

- Как вы считаете, прав ли Михаил Михайлович в том, что об этом событии из своего детства он решил рассказать другим детям? Почему так решили? (да, это урок для всех детей, чтобы так не поступали)

- Что скажите о М. М. Зощенко, как о писателе?

- В группе возьмите шарик для ёлки «Страна детства». Мы украсим нашу ёлочку игрушками с пожеланиями.

- Посоветуйтесь и запишите пожелание, которое поможет каждому не сделать в жизни ошибок.

– Наш урок мне хочется закончить словами М. М. Зощенко:

«Нет, мне, быть может, не удалось стать очень хорошим. Это очень трудно. Но к этому, дети, я всегда стремился»

XIV. Домашнее задание.

1. Читать рассказ по ролям.

2. На выбор:

- уч. С. 64. №4. Составить план рассказа.

- т. С. 71. №1. Найди и запиши пословицу, которая отражает главную мысль рассказа.

- творческий пересказ от лица мамы или папы.

XV. Самооценивание.

Выберите только одну пословицу, которая на ваш взгляд больше всех подходит к рассказу? Объясните свой выбор.

Пословицы:

- Не нужен и клад, если в семье лад.

- Кто неправильно воспитывает своих детей, тот расплачивается слезами.

- Счастье родителей – честность и трудолюбие детей

- Добрая семья прибавит разума-ума

- К чему ребёнка приучишь, то от него и получишь.

Публикации по теме:

Интегрированный урок литературного чтения и изобразительного искусства в 3 классе «Произведения о детях. А. П. Чехов. «Ванька» Тема урока: «Произведения о детях».А. П. Чехов. «Ванька» Лепка объемно-пространственной композиции из одноцветного пластилина или глины.

Конспект урока литературного чтения в 3 классе «Н. Носов «Федина задача» Технологическая карта урока литературного чтения Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «27» апреля 2015 года Тема. Н. Носов.

Конспект урока литературного чтения в 4 классе «С. Есенин «Лебедушка» СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЕСЕНИН. «ЛЕБЕДУШКА» Цели: знакомить учащихся с жизнью и творчеством С. А. Есенина; показать красоту, напевность, задушевность.

Конспект урока литературного чтения в 3 классе «М. М. Зощенко «Золотые слова» Технологическая карта урока литературного чтения Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «22» апреля 2015 года Тема. М. М.

Конспект урока литературного чтения в 3 классе «Ю. И. Ермолаев «Проговорился. Воспитатели» Технологическая карта урока литературного чтения Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «10» мая 2015 года Тема. Ю. И. Ермолаев.

Урок литературного чтения в 4 классе «Л. Кассиль «Дорогие мои мальчишки» Л. КАССИЛЬ. «ДОРОГИЕ МОИ МАЛЬЧИШКИ». ЭТИКЕТНЫЕ ЖАНРЫ И СЛОВА ВЕЖЛИВОСТИ Учащиеся должны знать: в чем заключается роль речи (диалога) в характеристике.

Урок литературного чтения в 4 классе по сказке «Аленький цветочек» Сергей Тимофеевич Аксаков продолжение) Цели: продолжить работу над сказкой С. Т. Аксакова «Аленький цветочек»; пробуждать в детях чувство.

Конспект урока литературного чтения в 3 классе «Л. Н. Толстой «Лев и собачка» Тема урока: Л. Н. Толстой «Лев и собачка». Цели урока: · ознакомления учащихся с произведением Л. Н. Толстого «Лев и собачка» · совершенствования.

Урок литературного чтения в 4 классе по сказу П. П. Бажова «Серебряное копытце» (первый урок) Цели: познакомить учащихся с жизненным и творческим путями уральского сказочника Павла Петровича Бажова; показать своеобразие,.

Урок литературного чтения в 1 классе УМК «Школа России» «Звуки [Л, Л’]. Буквы «Л, л» Урока литературного чтения (обучение грамоте) в 1 классе УМК «Школа России» «Звуки [л, л’]. Буквы Л, л» Тип урока: открытие нового знания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Урок литературного чтения в 4 классе Мкоу
Опубликовано: 3 января 2020 в 19:09
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД