Получи документы

Разработка урока «Петербург в романе Ф. М. Достоевского и в русской истории»

Елена Чухляева
Разработка урока «Петербург в романе Ф. М. Достоевского и в русской истории»

Цель: - ознакомиться с реформаторской деятельностью Петра I;

- совершенствовать умения анализировать текст;

- способствовать патриотическому воспитанию учащихся;

- побуждать интерес к истории родного города.

Оборудование:

1. Портрет Ф. М. Достоевского.

2. Портрет Петра Первого

3. Раздаточный материал.

4. Иллюстрации с видами Петербурга.

5. Иллюстрации с изображениями сцен уличной жизни, описанных в романе; интерьеров; дворов-колодцев.

Публикация «Разработка урока „Петербург в романе Ф, М, Достоевского и в русской истории“» размещена в разделах

6. Презентация о Петербурге, презентация о реформаторской деятельности Петра I.

Ход урока

I. Организационный момент

- Учитель организует группу к уроку, распределяет на микрогруппы, проверяет наличие тетрадей, объявляет тему и цель урока.

Учитель литературы.

* Сегодня на уроке мы с вами отправимся в путешествие, в путешествие по старому городу Петербургу, основанному, как вы знаете, великим царем Петром I. В период нашего путешествия необходима работа в микрогруппах, на которые мы с вами и поделились в самом начале урока.

- А сейчас обратите внимание на утверждение, которое записано на доске:

Чисто не в том городе (месте, душе, где хорошо убирают,

а там, где не сорят.

- Согласны ли вы с таким утверждением? (Выслушать ответы учащихся)

- Мы вернемся в конце урока к данному утверждению, а сейчас отправимся в наше путешествие.

II. Работа по объяснению нового материала

Учитель литературы.

* Перенесемся мысленно в старый Петербург, где и происходит действие романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

О мощный властелин судьбы,

Не так ли ты над самой бездной

На высоте уздой железной

Россию поднял на дыбы?

- Так сказал русский поэт А. С. Пушкин о деятельности Петра I.

Обратимся в историю.

Учитель истории.

* Перенесемся в Петербург Петровской эпохи.

Одновременно идет показ слайдов – последний «Медный всадник».

Анализ и записи в тетради.

Учитель литературы.

* Итак, мы продолжаем говорить о Петербурге.

Век 21-ый, 20-ый, 19-ый. Последний – это период, когда Достоевский создавал свой роман «Преступление и наказание». Перенесемся мысленно в 60-ые годы. Петербург – столица, великий северный город необычайной красоты.

Показ слайдов о Петербурге (1-5).

- Но в романе это город контрастов, не правда ли?

Показ слайдов (6-10).

- На фоне великолепных дворцов и площадей мы видим город «углов и чердаков».

- Отдыхает ли душой главный герой романа Родион Раскольников? (Нет).

- Может ли город являться соучастником преступления главного героя? (Возможно).

* Проанализируем отдельные сцены в романе.

Анализ сцен в романе

1) Пейзажи

1. Лестница в доме старухи-процентщицы (стр. 7-8)

2. Контора следователя (стр. 77)

3. Двор (стр. 88)

2) Сцены уличной жизни

1. Пьяная девочка (стр. 40-41)

2. Сцена на Никольском мосту (стр. 92)

3) Интерьеры «углов»

1. Комната Раскольникова (стр. 5)

2. Пивная (стр. 11)

3. Комната Мармеладова (стр. 22)

* Учащиеся анализируют сцены по микрогруппам, на которые они были разбиты в начале урока. Прослушиваем их ответы и делаем вывод. Общий вывод записываем в тетрадь.

Вывод:

Все вместе – пейзажные картины Петербурга, сцены уличной жизни, интерьеры «углов» - создает общее впечатление города, который враждебен человеку, теснит, давит его, создает атмосферу безысходности, толкает на скандалы и преступления. Мы видим, что душа героя страдает, он не выносит такой обстановки, значит, город толкает его на преступление, значит, Петербург – соучастник преступления Раскольникова. Человек задыхактся в Петербурге Ф. М. Достоевского. Петербург – город контраста.

III. Связь с современностью. Мой город.

Учитель литературы.

* Мы подошли к концу нашего путешествия. Посмотрите, а вы узнаете этот город?

Показ слайдов о городе Брянске.

Учитель истории.

* Возвращаемся к утверждению, записанному на доске. Мы говорили о нем в начале нашего путешествия.

- Помогло ли сегодняшнее обсуждение Петербурга увидеть нам наш город, нашу родину, отдыхает ли душа человека в нашем городе? (Выслушать ответы учащихся).

- А что бы вы сделали, чтобы наш город сделать красивее, чтобы не страдало наше душевное состояние, а сохранялось наше душевное равновесие?

(Выслушать ответы учащихся).

Учитель литературы.

* На эту тему вы поразмышляете дома письменно.

IV. Д/з. 1. По литературе. Написать сочинение-миниатюру «Что необходимо сделала, чтобы мой город стал лучше?» 2. По истории. Выучить реформаторскую деятельность Петра I.

Подвести итоги деятельности учащихся, поставить оценки за работу на уроке.

Публикации по теме:

Конспект НОД в подготовительной группе «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истории русской матрешки»Конспект НОД в подготовительной группе «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истории русской матрешки» Цель: Воспитание нравственно-патриотических чувств, посредством знакомства дошкольников с русскими матрёшками. Задачи: Образовательные:.

Методическая разработка «Беседа об истории создания книги» Программное содержание Формировать у детей интерес к книге и потребность в чтении; расширять и уточнять представления о людях разных профессий.

Методическая разработка конспекта урока литературного чтения в 3 классе «С. Я. Маршак «Рассказ о неизвестном герое»» Тип учебного материала: Методическая разработка урока литературного чтения в условиях реализации ФГОС в 3 классе по теме: «С. Я. Маршак.

Методическая разработка урока истории по теме: «Отечественная война 1812 года» Тема «Отечественная война 1812 года». Цели урока: 1. Определить причины, цели и характер войны России с наполеоновской Францией в 1812.

Методическая разработка урока литературного чтения по теме: «Басня С. В. Михалкова «Зеркало» Учебные задачи: 1. Развитие умений прогнозировать содержание литературного произведения и сопоставлять свои предположения с авторским текстом.

Методическая разработка урока литературы в 6 классе по теме «А. Е. Кулаковский. Поэма «Дары реки» Урок литературы 6 класс. Учитель Сергеенко Людмила Вячеславовна. Алексей Елисеевич Кулаковский (1877 – 1926) Поэма «Дары реки» Цель: 1.

Методическая разработка урока по предмету «Русский язык» 1 класс. Учебник В. П Канакина, В. Г. Горецкий УМК «Школа России» Технологическая карта урока по предмету «Русский язык» в 1 «в» классе Тема урока «Как проверить безударный гласный звук в слове». Цели.

Методическая разработка урока самопознания «Мудрость великого Абая» 2 класс тема 1 Мудрость великого Абая Расширение понимания общечеловеческой ценности Истина через знакомство с мудростью жизни и творчеством.

Разработка интерактивного урока для 1–2 класса по теме: «Спеши делать добро» Ход урока. Знакомство Здравствуйте ребята, меня зовут Анастасия Викторовна и я очень рада вас видеть и хочу познакомиться с вами. (Игра.

Разработка урока русского языка в 9 классе с казахским языком обучения «Подчинительные союзы и союзные слова в СПП» Разработка урока русского языка в 9 классе с казахским языком обученичя Учитель Иманшарипова Р. К., СОШ №81, 87014920563 Дата проведения:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Разработка урока «Петербург в романе Ф. М. Достоевского и в русской истории»
Опубликовано: 10 октября 2017 в 20:05
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД