Папки-передвижки

Развитие коммуникативных навыков у детей ОВЗ

Ольга Герасимова
Развитие коммуникативных навыков у детей ОВЗ

1. Актуальность проблемы развития коммуникативных способностей у детей с ОВЗ.

В настоящее время продолжает оставаться актуальной, социально и педагогически значимой проблема активной дифференцированной помощи детям с трудностями в обучении, количество которых достигает 20-30% дошкольников. Снижение познавательной активности у таких детей проявляется в ограничении запаса знаний об окружающем мире и практических навыков, соответствующих возрасту и необходимых для дальнейшего обучения в школе. Так же детям с ограниченными возможностями, присуще слабая коммуникативная способность. Всем известен тот факт, что дети с ограниченными возможностями, ограничены так же и в общении, часто не уверены и замкнуты. Хотя потребность в общении бывает выражена очень ярко, воспитанники часто испытывают сложности в ситуациях установления контактов с собеседниками, необходимостью передачи и восприятия информации. Это откладывает отпечаток и на организации коллективной деятельности в процессе организации образовательной деятельности в ДОУ.

Публикация «Развитие коммуникативных навыков у детей ОВЗ» размещена в разделах

От успешного акта коммуникации зависит сам процесс социализации, который позволит индивиду - воспитаннику функционировать и получать собственный опыт, активно участвовать в акте самопостроения личности.

В педагогике термин «общение» объединяет широкий комплекс умений, владение которыми обеспечивает полноценное включение обучающегося в общение. Это и коммуникативные умения - обмен информацией, и интерактивные умения - обмен действиями, и перцептивные умения - чувственный обмен.

Овладение коммуникативными навыками, у детей со статусом ОВЗ происходит сложнее чем у обычных, нормальных детей, поэтому коммуникативная компетентность детей с ОВЗ включает:

- Развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях (со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми) с ориентацией на ненасильственную модель поведения.

-Развитие у детей умений пользоваться выразительными средствами (мимикой, жестами, пантомимикой)

-Развитие у детей черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию в процессе общения.

-Развитие способностей к выражению собственного "я" в процессе коммуникативной деятельности.

-Развитие инициативы к активной, самостоятельной коммуникативной деятельности.

-Нивелирование нежелательных черт характера и поведения.

2. Развитие навыков общения посредством ролевых коммуникативных игр.

Так как игра – это ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста значит и самый лучший способ решения вопросов воспитания и развития ребенка. Следовательно, развитие способностей к игре не может идти вразрез с развитием коммуникативных навыков.

Главной целью развития навыков общения дошкольников со сверстниками является формирование общности, умения сосуществовать в коллективе. Именно ощущение сопричастности к коллективу, формирует у воспитанников сочувствие, сопереживание и содействие.

Игра создает зону ближайшего развития. Основная тенденция и мотив игры - стремление ребенка войти в мир взрослых, быть как они. Игра есть модель социальных отношений, форма познания мотивов и смыслов человеческой деятельности. Основной единицей игры является роль, она диктует правила поведения.

Формирование коммуникативных навыков в игре строится на следующих принципах:

1. Объективность.

Любая оценка способствует фиксации на собственных качествах, достоинствах и недостатках. поэтому вносится запрет на любое вербальное выражение отношения ребенка к сверстнику. Минимизация речевых обращений и переход к непосредственному общению может способствовать безоценочному взаимодействию.

2. При организации игровой деятельности не используем реальные предметы и игрушки.

Появление в игре любого предмета отвлекает детей от непосредственного взаимодействия. Общение становится не целью, а средством взаимодействия.

3. Отсутствие в играх соревновательного начала.

Поскольку фиксированность на собственных качествах и достоинствах порождает яркую демонстративность, конкуретность и ориентацию на оценку окружающих.

В работе с детьми ОВЗ по развитию коммуникативных способностей, следует отметить особое значение планированию самой игры.

Следует выделить основные принципы организации игры.

-Игра должна быть подобрана грамотно, в соответствии с индивидуальными потребностями воспитанника.

Для правильной организации игры и развитию коммуникативного поведения необходимо организовать наблюдение за процессом общения детей с окружающими по следующим параметрам:

1) Характеристика коммуникативной активности.

- легко ли, ребенок вступает в контакт со взрослыми и детьми, отличия в общении с близкими и чужими людьми, является ли инициатором общения, с удовольствием ли участвует в играх.

2) Предпочтения ребёнка.

-направлен на взрослого или на сверстника.

3) Содержание общения.

- наблюдать за содержанием общения ребенка с взрослым (о чем спрашивает, что сообщает).

4) Характеристика используемых в процессе общения неречевых средств.

- анализ невербальных коммуникативных средств (мимика, жесты). Как активно использует при недостатке речевых средств.

5) Анализ речевых средств.

- уровень общей речевой активности ребенка (виды коммуникативных высказываний, имеют ли вопросы познавательную направленность).

3. Этапы построения ролевой коммуникативной игры с детьми ОВЗ.

- Подготовка к игре:

1) приемы, направленные на обогащение впечатлений:

Следует создать необходимые возможности для расширения кругозора учащихся путем знакомства с культурой, традициями.

Так же нужно понимать, что игры предназначены не для развлечения, а для обучения через действие. Для успешного проведения любой коммуникативной игры необходимы правильный отбор материала и тщательная методическая подготовка. Подготовка к игре может длиться от нескольких минут до нескольких дней. На данном этапе целесообразно провести ряд речевых упражнений и коммуникативных игр, необходимых для последующего ролевого общения.

Подготовительный этап так же включает в себя:

а) выбор темы и формулирование проблемы;

б) рассматривание самой ситуации: время, место, количество участников; личностные характеристики персонажей; речевые формы присущие персонажам;

в) уточнение цели игры и планируемого конечного результата;

В процессе игр реализуются следующие речевые намерения: принимать или отклонять чьи либо действия и намерения, выражать благодарность или сожаление и др. Чаще всего здесь используются воображаемые ситуации, которые принято называть стимуляциями.

2)Дата проведения игры, удачный выбор времени, места, окружающей обстановки для общения.

Учёт особенностей детей, состояние эмоционально - психологического настроя, желания воспитанников. Игровые действия не навязываются воспитанникам, игра должна проходить в комфортной обстановке.

3)Изготовление атрибутов:

Каждая игра предусматривает наличие необходимых атрибутов, следовательно развивающая среда должна постоянно пополнятся необходимыми предметами, материалами и атрибутами.

Хорошо если атрибуты для игр будут изготовлены родителями вместе с их детьми, это хороший стимул и мотивация к игровым действиям!

4) Обучение игровым приемам.

Основной задачей, является обучить игровым приёмам, сделать так, чтобы игра стала любимым занятием. Систематическое повторение приёмов игры позволит быстро и прочно сформировать нарушенные психические процессы, сформировать необходимые личностные качества. Игровые приемы возбуждают у ребенка интерес к деятельности, обогащают мотивы речи, создают положительный эмоциональный фон процесса обучения и тем самым повышают речевую активность детей и результативность занятий. Игровые приемы занимают важное место в развитии связной речи детей с ОВЗ.

- Проведение игры. В соответствии с количеством учащихся вся группа играет в одну игру или делится на две подгруппы из трех-четырех человек. Что касается предмета обсуждения, то им может служить любая тема интересная детям (например, проблема экологии, культурных традиций и обычаев, выбор профессии, и др.) Ролевую коммуникативную игру можно построить также на основе картины или серии рисунков.

Если игра подготовлена заранее, то к ней можно приступить сразу же после уточнения ситуации. Распределение ролей проводится в соответствии с уже рассмотренными требованиями и с опорой на более инициативных и способных ребят.

На этапе проведения игры педагог выступает в роли режиссера, который по возможности незаметно для учащихся управляет ходом игры, не беря на себя активной роли. Педагог должен оставаться активным наблюдателем, он может что-то рекомендовать, но не навязывать своего решения. Также, он может взять на себя какую-либо незначительную роль в игре. Если же он этого не делает, он должен быть незаметным и вся его деятельность должна быть направлена на регистрацию ошибок, которые ребята допускают в игре. Все ошибки должны быть разобраны по окончании игры.

- Окончание игры, оценка игры.

Этап контроля и анализа игры может следовать сразу же после ее завершения. Необходимо сразу же после игры, обменяться мнениями об ее успешности, о трудностях и наиболее удачных моментах.

4. Выводы.

1) Овладение коммуникативными навыками, у детей со статусом ОВЗ происходит сложнее чем у обычных, нормальных детей, поэтому следует использовать индивидуальный подход. От успешного акта коммуникации зависит сам процесс социализации.

2) Развитие коммуникативных способностей следует проводить посредством ролевых коммуникативных игр;

3) Формирование навыков к ролевому общению в игре, следует строить в соответствии с принципами;

4)Ролевую коммуникативную игру необходимо организовывать планомерно, соблюдая все этапы построения;

5) Педагог должен обладать рядом перцептивных способностей, которые ему позволят грамотно организовать, контролировать и незаметно фиксировать "промахи" и недочёты в игре.

6)Удачно спланированная игра, позволит обучить игровым приёмам, сделать так, чтобы игра стала любимым занятием. В ходе такой игры будут развиваться все психические процессы и удастся педагогу сформировать необходимые личностные качества у воспитанников. Игровые приемы возбуждают у ребенка интерес к деятельности, обогащают мотивы речи, создают положительный эмоциональный фон.

Литература:

1. Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. СПб., 1992.

3. Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А., Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. – «Детство-ПРЕСС» СПб, 2010

4. Прутченков А. С. Тренинг коммуникативных умений: метод. Разработки занятий. М. Новая школа. 1993.

5. Филичева Т. Б., Туманова Т. В., Елисеенкова О. М. "Формирование коммуникации дошкольников с общим недоразвитием речи в игровой деятельности" / Современные проблемы науки и образования, №3, 2014.

6. Цедринский А. Д. "Витагенно - креативный словарь педагогического образования"(продуктивное дидактическое пособие).- г. Славянск н/К, ООО "Берегиня", 2001 г.

Публикации по теме:

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельностиФормирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Актуальность. Многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Причины возникновения.

Формирование коммуникативных навыков у детей с РАС младшего школьного возраста Цель: Рассмотреть и изучить специфику развития коммуникативных навыков и методы коррекции у детей с РАС Задачи: Определить сущность понятия.

Конспект НОД по формированию коммуникативных навыков «Праздник елки»Конспект НОД по формированию коммуникативных навыков «Праздник елки» 1. Ритуал приветствия "Давайте поздороваемся!" Дети передвигаются по группе. По сигналу воспитателя каждый ребенок должен успеть поздороваться.

Конспект занятия педагога-психолога развитию социально-коммуникативных навыков у детей младшей группы на тему «Знакомство»Конспект занятия педагога-психолога развитию социально-коммуникативных навыков у детей младшей группы на тему «Знакомство» Конспект проведенного занятия педагога-психолога развитию социально - коммуникативных навыков у детей младшей группы 3-4 лет на тему «Знакомство».

Конспект занятия по формированию коммуникативных навыков у детей старшей группы «Золотая осень» 1. Ритуал приветствия «Здравствуй!»Воспитатель поочередно садится на корточки перед каждым ребенком, глядя ему в глаза, соединяет поднятые.

Конспект занятия по развитию коммуникативных навыков у детей с ОВЗ «Транспорт. Предлоги У — В» смоленское областное государственное бюджетное учреждение «Ново-Никольский детский дом-интернат для умственно отсталых детей» Конспект.

Развитие коммуникативных навыков и эмоциональной сферы у детей раннего возраста через пальчиковые и тактильные игры Первоначальный жизненный опыт общения ребенок получает в раннем возрасте, и от того, каким он будет, зависит его будущее отношение и взаимодействие.

Развитие социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников в процессе игровой деятельности с учетом ФГОС ДО «Развитие социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников в процессе игровой деятельности с учетом ФГОС ДО» 1. Общие положения.

Развитие коммуникативных навыков у детей с ОВЗ с использованием метафорических ассоциативных картРазвитие коммуникативных навыков у детей с ОВЗ с использованием метафорических ассоциативных карт В дошкольном возрасте ребенок делает первые самостоятельные шаги в сложном мире взаимоотношений. Следовательно, такая проблема, как проблема.

Театр на палочках как средство развития речевых и коммуникативных навыков у детейТеатр на палочках как средство развития речевых и коммуникативных навыков у детей Для многих детей персонажи «Театра на палочках» становятся настоящими помощниками: помогают снимать эмоциональное напряжение, позволяют.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие коммуникативных навыков у детей ОВЗ
Опубликовано: 17 апреля 2022 в 15:01
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД