Кристина Шипулина
Развитие крупной моторики детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Все взрослые знают о том, как важно и нужно развивать мелкую моторику у детей с самого младшего возраста. С первых месяцев жизни родители стараются развивать своих малышей. Многие мамы с большим воодушевлением шьют тактильные коврики, вкладывают в ручки своим малышам мелкие предметы, приобретают шуршащие и звучащие игрушки, детям постарше предлагают всевозможные игры с крупами, макаронами, прищепками, бусами и т. д. Родители уверены, что после таких занятий ребенок без особого труда освоит рисование, лепку, а также сможет правильно держать ручку и красиво писать на уроках в школе. Однако это не всегда так, потому что развитая мелкая моторика – навык, который более сложен и тонок, должен накладываться на хорошо сформированную основу, а этой основой является – крупная моторика тела, которая развивается гораздо раньше.
Публикация «Развитие крупной моторики детей раннего возраста» размещена в разделах
- Крупы. Поделки из круп
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Уделяя внимание мелкой моторике, родители не придают значения развитию крупной (основной) моторики – это различные движения рук, ног, наклоны, повороты, бег, прыжки, которые выполняются за счёт работы крупных мышц тела. Очень важно развивать не только мелкую моторику, но и крупную. Без развитой крупной моторики ребенку будет сложно выполнять какие-либо мелкие движения. Трудно научиться держать ложку или вилку, карандаш или ручку, если мышцы руки слабы. Более того, именно развитие крупной моторики содействует речевому развитию, формирует взаимодействие между полушариями мозга.
ФГОС ДО ставит нам целевые ориентиры по развитию крупной моторики детей раннего возраста :
• У ребенка развита крупная и мелкая моторика, он стремится осваивать различные виды движений (бег, лазанье, перешагивание и пр.) С интересом участвует в подвижных играх с простым содержанием, несложными движениями;
• У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
Развивая крупную моторику в детском саду, нужно обратить внимание на проведение утренней зарядки, на проведение гимнастики после сна. Выполнение всевозможных упражнений на повороты и наклоны, хождение на носках и пятках, махи и приседания, прыжки и скрещивания рук, бег, помогают научиться контролировать свое тело. В раннем возрасте для развития крупной моторики ребёнка хорошо подходят упражнения на зеркальное копирование движений взрослого. Это позволит в игровой и веселой форме развить реакцию и научиться чувствовать свое тело.
Для того чтобы развивалась крупная моторика, важно ежедневно предоставлять детям возможность активно двигаться; обучать детей правилам безопасности; создавать доброжелательную атмосферу эмоционального принятия, способствующую проявлениям активности всех детей (в том числе и менее активных) в двигательной сфере; использовать различные методы обучения, помогающие детям с разным уровнем физического развития с удовольствием бегать, лазать, прыгать.
Образовательная среда должна стимулировать физическую активность детей, присущее им желание двигаться, познавать, побуждать к подвижным играм. В ходе подвижных игр, в том числе спонтанных, дети должны иметь возможность использовать игровое и спортивное оборудование. [2]
Дети возрасте 2 – 3 лет тратят много силы, энергии на различные движения, в которых они ощущают большую потребность. Ребенку необходимо для нормального функционирования органов и систем организма определенное количество движений. Общее число ежедневно производимых двухлетним малышом движений должно составлять от 6 до 8 тысяч шагов. [1] В 2-3 года малыш может целый день, без остановки, ходить, бегать, играть с мячом, заниматься игрушками, подпрыгивать и т. п. Ребенок не будет утомляться, если всё время будет менять характер и темп движения. Пространства группы бывает недостаточно детям, чтобы восполнить свои потребности в двигательной активности. Поэтому мы решили изучить существующие методики, позволяющие развивать крупную моторику и адаптировать их под возможности детей раннего возраста.
Организация условий для проявления двигательной активности является одним из основных направлений в их развитии. Для малыша движения важны ещё и тем, что составляют чувственную природу его познания. Направления движения ориентированы на то, что необычно, ново, вызывает интерес маленького исследователя. В группе детского сада были созданы дорожки активности.
Для создания дорожек был выбран простой и доступный материал – цветная изолента. С помощью этих дорожек дети смогли научиться концентрировать мышечные усилия, держать равновесие при ходьбе, прыгать на двух ногах на месте и с продвижением вперед, ходить придерживаясь прямой линии, восполнят недостаток ползания в младенчестве. (По результатам мониторинга уровня развития крупной моторики на первоначальном этапе 5%, через месяц ежедневного выполнения упражнений с использованием дорожек активности – 25%. Таким образом мы увидели явный скачок в физическом развитии воспитанников, что еще больше укрепило нашу уверенность в правильности выбранного направления работы). Во время выполнения упражнений у воспитанников опосредованно формируется зрительно-двигательная ориентация. Сначала мы изучаем движения в совместной деятельности, затем дети самостоятельно в свободной деятельности выполняют упражнения.
Человеку любую интеллектуальную деятельность необходимо чередовать с физической активностью, а в дошкольном детстве это наиболее актуально, т. к. идет активная познавательная деятельность. Ребенку переполненному информацией, обязательно нужно активно подвигаться, чтобы скомпенсировать интеллектуальную деятельность. Игровая форма работы с использованием дорожек активности помогает ребенку закрепить приобретенные умения и навыки в совместной деятельности и активизировать способности к выполнению целенаправленных движений.
Сделать занятия разнообразными поможет фантазия и опыт педагога. Главные принципы при работе с дорожкой активности – это регулярность и последовательность. Как только дети освоили одно упражнение, можно переходить к разучиванию следующего, постепенно усложняя задания.
Резюмировав все выше сказанное. мы можем спрогнозировать, что работа с детьми раннего возраста при помощи дорожек активности позволит развить крупную моторику воспитанников, тем самым подготовить растущий организм к полноценным занятиям физической культурой в будущем.
«Библиографический список»
1. Алямовская В. Г. Ясли – это серьёзно. – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2000
2. Доронова Т. Н., Ерофеева Т. И. Развитие детей раннего возраста в условиях вариативного дошкольного образования. – М. : Обруч, 2010