Папки-передвижки

Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста с нарушениями зрения с использованием дидактического материала

Анастасия Белоусова
Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста с нарушениями зрения с использованием дидактического материала

Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста с нарушениями зрения с использованием дидактического материала «Дары Фребеля»

Белоусова Анастасия Андреевна

Учитель-дефектолог

Бакалавр

МДОУ «Детский сад № 66»

Публикация «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста с нарушениями зрения с использованием дидактического материала» размещена в разделах

Дошкольный возраст – время, когда закладываются основы личности ребенка, формируются все основные психологические качества: развивается мышление, память, внимание, воображение, а также происходит активное физическое развитие. Чтобы эти процессы протекали без каких-либо отклонений, необходимо развивать мелкую моторику у ребенка, ведь доказана прямая связь между ней и общим развитием психических функций.

Известно, что более 90% информации человек получает с помощью зрения, поэтому дети, имеющие нарушения зрительного анализатора испытывают значительные трудности в своем развитии. Хотя, если других отклонений в развитии не наблюдается, то интеллект таких детей сохранен. Для того, чтобы не допустить отставания в развитии таких детей требуется применять систему коррекционных мер, направленных на развитие сохранных анализаторов: тактильных, слуховых, обонятельных и вкусовых. Если у ребенка имеется остаточное зрение, то его нужно использовать в работе. Однако не следует допускать перегрузки и переутомления глаз, поэтому основной упор следует делать на развитие тактильных ощущений.

Нужно отметить, что развитие мелкой моторики – это актуальная проблема для всех детей без исключения, вне зависимости от их состояния здоровья. Воспитатели, работающие непосредственно в детских садах, отмечают, что современным детям не приходится, как их родителям, зашнуровывать ботинки, вручную перебирать крупу, застегивать пуговицы на одежде. Позднее, чем предыдущее поколение, современные дети обращаются к прикладному творчеству - учатся вышивать, вязать, выпиливать и т. д.

Чем раньше начать развивать пальцы малыша, тем успешнее будет идти его общее развитие. Особенно это актуально для детей, имеющих нарушение зрения. Ведь в дальнейшем им возможно предстоит осваивать азбуку Брайля, для чего необходима повышенная чувствительность кончиков пальцев.

Существуют традиционные, проверенные временем, способы развития мелкой моторики, которые доказали свою высокую эффективность: игры с мелкими предметами (мозайка, пазлы, конструкторы, бусы, пальчиковые игры (широко применяемые в народной педагогике, лепка, массаж пальцев.

Скоординированная работа мелких мышц руки (пальцев кисти, под остаточного зрения и даже без привлечения зрительного анализатора, позволит ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать окружающие его вещи, самостоятельно себя обслуживать, успешно осваивать предметно-практическую деятельность.

В работе с детьми, имеющими нарушение зрения, эффективным методом коррекционно-развивающей работы может является работа с дидактическим материалом «Дары Фрёбеля», разработанным немецким педагогом начала 19 века, создателем первого детского сада Фридрихом Вильгельмом Фрёбелем (1782-1852). По прошествии более полутора веков, дидактический материал, разработанный этим великим педагогом, не потерял своей актуальности. Он может применяться как в форме разработанной автором, так и допускает некоторые изменения, которые позволяют усилить воспитательно-развивающий его потенциал.

В «Дары Фребеля» входят разные по форме, величине и цвету предметы: шарики, кубы, мячи, цилиндры, палочки для выкладывания, полоски для плетения и т. д. Все предметы, входящие в набор, выполнены из экологически чистых материалов – дерева, шерсти.

Дидактический материал включает в себя 14 модулей, которые позволяют выполнять комплексные задачи в развитии ребенка. Его применение развивает не только мелкую моторику, но совершенствует мышление ребенка, помогая освоить такие мыслительные операции как разграничение предметов по определенному признаку (величине, форме, плотности, обобщение, анализ и синтез.

Для коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения зрения, можно использовать все без исключения модули. Выбор зависит от конкретной педагогической задачи, которая должна быть решена. Рассмотрим некоторые несколько из модулей.

Так, например, первый модуль (Текстильные мячики) в авторском представляет собой набор мячиков, выполненных из шерсти разного цвета. Осваивая этот дидактический модуль, дети постигают понятия формы и цвета. Для детей, с нарушениями зрения, сохраняя цветовую гамму, текстильные мячики логичнее выполнить из материалов разной фактуры, не только из шерсти, но из шелка и хлопка, а также при сохранении общей округлой формы и одинакового размера, сделать мячики различной плотности (тугонабитые или слабонабитые). Это позволит разнообразить тактильные ощущения детей и поможет развитию чувствительности кончиков пальцев, научит на ощупь определять структуру материала

Второй модуль (Основные тела) включает парные деревянные геометрические фигуры: шар, куб и цилиндр. Что позволяет ребенку освоить эти формы предметов. Для того, чтобы разнообразить действия с геометрическими фигурами и включить игровой момент, модульный набор дополнен металлическими креплениями для подвеса и специальной рамкой, для того, чтобы тела можно было подвесить в различном порядке. То, что предметы парные, позволяет ребенку составлять различные их сочетания, а подвешивание на рамку требует от него определенной ловкости, что активно развивает мелкую моторику.

Рассмотрим ещё некоторые модули, которые наиболее эффективно можно использовать для развития мелкой моторики.

Седьмой модуль (Цветные фигуры) - это набор из 8 геометрических фигур, треугольников различного вида и прямоугольников, кругов, полукругов, ромбов и квадратов разного цвета. Из этих плоских фигур можно составлять логические задачи типа «размести последовательно прямоугольник, круг, прямоугольник и ромб». Можно предложить детям закрыв глаза и отобрать фигуры на ощупь, также составляя заранее заданные педагогом ряды фигур. Такое упражнение снимет зрительное напряжение и научит определять форму фигуры на ощупь.

Также очень подойдет восьмой модуль (Палочки, который состоит из 6 наборов палочек разной длины и разного цвета. Этот модуль не только развивает развитию мелкую моторику, но и развивает математические навыки : дети знакомятся понятиями длиннее и короче, осваивают счет.

Модуль № 9 «Кольца и полукольца» включает в себя деревянные кольца и полукольца трёх разных размеров и разных цветов. Перекладывая, составляя цепочки, совмещая кольца и полукольца по размерам, дети также развивают мелкую моторику и постигают понятие величины.

Как мы видим, дидактический материал «Дары Фрёбеля» обладает широкими возможностями для решения одной из главных педагогических задач - развития мелкой моторики, которая особенно актуальна для детей с нарушениями зрения. Контакт с элементами этого дидактического пособия, выполненного из природного материала, доставляет дошкольникам приятные тактильные ощущения. То, что все элементы имеют разный цвет, развивает у детей цветоощущение. Использование дидактического материала «Дары Фрёбеля» можно рекомендовать для активного использования при коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими нарушения зрения.

Список использованных источников :

1. История дошкольной педагогики в России : хрестоматия : учебное пособие для студентов педвузов Специальность: Дошкольная педагогика и психология. Педагогика и методика дошкольного образования / сост. С. В. Лыков, Л. М. Волобуева ; ред. С. Ф. Егоров. – Москва : Академия, 1999. – 520с.

2. Тихонова, М. Е., Мамедкиримова, П. В., Айрапетян, А. А. Проект «Волшебный мир цвета с использованием игрового набора «Дары Фрёбеля»// Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — №6.1. — С. 27-30.

3. Фребель, Ф. В. Будем жить для своих детей / Сост., предисловие Л. М. Волобуева. - М. : Издат. дом «Карапуз», 2001. - 288с., ил. - (Педагогика детства).

Публикации по теме:

Фотоотчет по теме самообразования «Развитие мелкой моторики у детей младшего и среднего дошкольного возраста»Фотоотчет по теме самообразования «Развитие мелкой моторики у детей младшего и среднего дошкольного возраста» В настоящее время, пожалуй, навряд ли найдется такой человек, которому будет неизвестно о важности развития мелкой моторики и координации.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста» Доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Тесную связь пальцевой моторики.

Консультация для родителей. Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста Развивать мелкую моторику руки детям нужно обязательно. В старшем дошкольном возрасте развитие мелкой моторики, это подготовка к школьному.

Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста» "Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста" «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Истоки способностей.

Проект «Развитие мелкой моторики рук, как средство формирования правильной речи у детей с речевыми нарушениями» Гупалова Наталья "Развитие мелкой моторики рук,как средство формирования правильной речи у детей с речевыми нарушениями. " Введение: Общеизвестно,.

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Актуальность проблемы Развитие мелкой моторики рук имеет  значение для общего развития ребенка. Доказано, что развитие рук находится в.

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в детском саду и домаРазвитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в детском саду и дома «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают.

Развитие мелкой моторики у детей младшего возраста. Из опыта работыРазвитие мелкой моторики у детей младшего возраста. Из опыта работы "Развитие мелкой моторики у детей младшего возраста".Из опыта работы. Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения.

Развитие мелкой моторики у детей с нарушениями опорно-двигательного аппаратаРазвитие мелкой моторики у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата С давних пор известно, что существует влияние действий руками на развитие головного мозга человека. Упражнения с участием рук и пальцев.

Самообразование «Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста»Самообразование «Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста» Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности». Пояснительная записка Истоки способностей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста с нарушениями зрения с использованием дидактического материала
Опубликовано: 11 сентября 2020 в 17:07
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД