Лучший педагог года

Развитие музыкально-ритмических навыков у старших дошкольников

Анна Стецко
Развитие музыкально-ритмических навыков у старших дошкольников

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

Общая характеристика музыкально-ритмической деятельности младших школьников5

Формы и принципы развития музыкально- ритмических движений на занятиях в досуговой деятельности8

Рекомендации для заботливых родителей11

Как устроить веселый праздник для ребёнка13

Ритмические упражнения15

Музыкально-ритмическая игра «Весёлыебудильнички» 17

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ18

ВВЕДЕНИЕ

Публикация «Развитие музыкально-ритмических навыков у старших дошкольников» размещена в разделах

"Танец — это мать всех искусств. Музыка и поэзия существуют во времени, живопись и архитектура в пространстве. Но танец живет одновременно во времени и пространстве" К. Закс

Музыкально ритмическая деятельность особенно привлекательна для младших школьников. Ритмика прекрасно развивает творческое воображение, овладевая разнообразными движениями, дети совершенствуют двигательные навыки. У них развивается мышечное чувство, пространственная ориентировка, координация, улучшается осанка.

Музыкально-ритмическая деятельность способствует формированию четкости и точности. Развитие музыкальных способностей осуществляется в процессе совершенствования слуха и умения согласовывать свои движения с музыкой. Необходимо раньше начинать развивать эти умения в доступной и интересной для детей дошкольного возраста форме : ритмических упражнений, музыкальных игр, танцев, хороводов.

Музыкально-ритмические движения развивают образное мышление, потому что музыка способствует созданию новых образов. В таком творческом процессе педагог вместе с детьми обсуждает эти образы, подбирая правильные сравнения. Например, движения в танце под музыку А. Варламова "Красный сарафан" должны быть легкими, плавными, благородными. Исполняя танец "Мотыльков" И. С. Баха, ребята представляют себя легкими "невесомыми". В танце "Троллей" Э. Грига, нужно представить движения фантастических существ.

Музыкально-ритмические движения развивают не только художественно творческие умения, но и способность к математике. Например, музыкальный руководитель даёт ребятам задание построиться в один большой круг, встать в два круга, перестроиться парами. Музыкально -ритмические движения чрезвычайно важны для формирования положительных черт характера, эмоционально волевых качеств личности.

Ритмические движения заставляют детей переживать выраженное в музыке. Это в свою очередь оказывает влияние на качество исполнения. Радуясь музыке, ощущая красоту своих движений, ребёнок эмоционально обогащается, испытывает подъём и жизнерадостность.

Таким образом, музыкально ритмические движения являются воспитывающим процессом и помогают развитию многих сторон личности ребё нка: музыкально эстетической, эмоциональной, волевой и познавательной.

2. Общая характеристика музыкально –ритмической деятельности младших школьников

Музыкально-ритмическую деятельность младших школьников целесообразно планировать следующим образом:

В 1 классе деятельность учителя должна быть направлена вначале на активизацию дошкольного опыта детей, а также освоение движений: А) танцевальных (дробный шаг, на материале русской народной песни «Ах вы, сени» В обработке Н. Метлова; мелкие поскоки на материале «Экосеза» Л. Бетховена; притопы, кружения на месте); Б) физкультурных (бодрый шаг, перестроения, мелкий бег). Первоклассники импровизируют движения, например под музыку «Клоунов» Д. Б. Кабалевского.

Затем педагог всё больше уделяет внимание выразительности исполнения движений, тому, чтобы дети осознали их связь с музыкой, формированию умений использовать уже знакомые элементы движений в музыкальных играх. Импровизируя, ребята должны чутко реагировать на изменения характера и средств музыкальной выразительности, подчёркивать движением особенности фразировки и т. д.

Закрепление представлений об элементах музыкальной речи, средствах выразительности происходит в творческих заданиях, связанных с импровизаций и драматизаций песен, пьес для слушания.

Продумывая организацию музыкально-ритмических движений на уроке музыки в 1 классе, необходимо главное место отводить играм. Они активизируют заинтересованное отношение к музыке, способствуют восприятию музыкальных образов.

Во 2 классе музыкально-ритмическая деятельность учащихся на уроке направлена на закрепление приобретенных ранее навыков выразительного движения и освоение более сложных, на формирование умения творчески использовать знакомые движения в плясках. Опыт, приобретенный ребятами при выполнении маршевых и танцевальных движений, способствует формированию представлений о пульсации сильных и слабых долей в музыке, соотношение двух ритмических единиц, а также освоению нотной записи.

В 3 классе уже имеющиеся у учеников опыт реагировать сменой движения на изменение частей, музыкальных фраз используется в процессе формирования у них представлений о принципах развития музыки и построение музыкальных форм. Умение выделить характерную ритмическую интонацию танца, песни, марша, расшифровать её с помощью слоговых обозначений длительностей («ти» и «та» и др., изобразить в нотной записи помогает усвоению понятия о музыкальной интонации.

В 4 классе широко используется импровизация и драматизация фольклорно-песенного материала при формировании представлений об особенностях народной музыки, в частности её вариативной основе. Учащиеся 4 класса знакомятся с характерными движениями национальных танцев (например, гопака, бульбы, полонеза, мазурки, халлинга и др.). Осознание своеобразия их па, ритмических интонаций помогает осмыслить особенности музыкального языка отдельных национальностей.

Говоря о музыкально-ритмических движениях, важно подчеркнуть, что они не могут рассматриваться вне взаимосвязи со всеми элементами урока, вне его темы. Приводимые примеры работы с песнями «Как на тоненький ледок», «Ой, новое, нешинованное колесо» и музыкальными пьесами «Камаринская», «Марш деревянных солдатиков» П. Чайковский, «Полька» М. Глинки показывают, что в практике между пением, движением, слушанием, игровой на инструментах устанавливаются вариативные связи. Они необходимы для реализации современных требований к уроку. Задания, связанные с использованием движений, направлены на углубленное освоение музыкального материала.

В заключение приведем ряд упражнений, направленных на развитие музыкальных способностей учащихся.

На начальном этапе музыкального воспитания упражнения связаны с формированием у учащихся конкретных музыкальных представлений и применяются в форме игры. В музыкальных играх дети сначала учатся двигаться в помещении, реагировать на условные музыкальные сигналы, различать звуки по высоте, громкости, отличать тембры простейших музыкальных инструментов. Например, под равномерный бой барабана они бегают по залу, под удар маленького треугольника останавливаются. Очень важно приучить детей бегать легко, заполнять всю площадь и менять направление с любого места при равномерном движении. Во время игры учитель изменяет интервалы между ударами, например треугольника. Это активизирует слуховое внимание учащихся, закрепляет у них реакцию на тембр инструмента. В игре можно предложить им по-разному реагировать на условные сигналы.

Например, на удар ксилофона сесть, а на звук маракас стоять на одной ноге; на низкий звук согнуться в поклоне, а на высокий - встать на пальчики.

Если педагог ставит задачу закрепить представления о динамике, то ученикам можно предложить такие условные сигналы: на сильные удары идти, «как медведь», а на тихие, легкие - на носках, взмахивая руками, «как воробей крылышками».

В играх учитель должен следить за тем, чтобы движения были ритмичными, осанка ребят - правильной. Важно стремится придать игре радостный характер, вносить в неё различные изменения. Если в одном случае дети бегали под музыку с ритмическим сопровождением барабана, то в другом целесообразней чередовать легкий бег на носках с ходьбой или различными шагами. Музыку для таких упражнений педагог выбирает по своему усмотрению, но в соответствии с программным материалом по предмету.

Если первые двигательные упражнения учащихся носят ориентировочный характер в музыкальных явлениях, то последующие способствуют формированию конкретных музыкально-слуховых представлений.

3. Формы и принципы развития музыкально – ритмических движений на занятиях в досуговой деятельности

Музыкально-ритмические движения — это активная деятельность, являющаяся отражением характера музыки в движении. Их цель состоит в углублении и дифференциации восприятия музыки (выделение средств выразительности, формы, ее образов и формировании на этой основе навыков выразительного движения.

Ритмика — один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер, образы передаются в движениях [22].Основой является музыка, а разнообразные физические упражнения, танцы, сюжетно-образные движения используются как средства более глубокого ее восприятия и понимания.

Но впервые рассмотрел ритмику и обосновал ее в качестве метода музыкального воспитания швейцарский педагог и композитор Эмиль-Далькроз (1865-1950). Перед ритмикой он прежде всего ставил задачу развития музыкальных способностей, а также пластичности и выразительности движений. Особая ценность и жизнеспособность его системы музыкально-ритмического воспитания - в ее гуманном характере. Э. Жак-Далькроз был убежден, что обучать ритмике необходимо всех детей. Он развивал в них глубокое «чувствование», проникновение в музыку, творческое воображение, формировал умение выражать себя в движениях. Э. Жак-Далькроз создал систему ритмических упражнений, по которой обучал своих учеников на протяжении десятков лет; в ней музыкально-ритмические задания сочетались с ритмическими упражнениями (с мячом, лентой) и играми. Музыкально-ритмическое воспитание детей и юношества в нашей стране было построено на основе ведущих положений системы Э. Жак-Далькроза[21].

Учащиеся младших классов имеют хорошую координацию движений при ходьбе, беге, прыжках. По собственной инициативе они с удовольствием импровизируют под музыку, используя прихлопы, притопы, выразительные действия с предметами (мячами, палочками, лентами, простейшие музыкальные инструменты. Им свойственно ощущение единства музыки и движения. Это качество является основой музыкального развития ребенка в процессе музыкально-ритмической деятельности. С помощью движений школьники передают характерные особенности произведения.

В основе музыкально-ритмической деятельности лежит моторно-пластическая проработка музыкального материала. Она способствуют усилению эмоционального воздействия музыки, развитию представлений о средствах музыкальной выразительности, элементах музыкальной речи; движения под музыку помогают прослеживать развитие музыкального образа. Всё это достигается благодаря приобретенным навыкам и умениям согласовывать движения с музыкой, её характером, настроением.

Музыкально-ритмическая деятельность детей имеет три взаимосвязанных направления:

Обеспечивает музыкальное развитие и включает развитие музыкального слуха, формирование умений подчинять движения музыке, усвоение музыкальных знаний.

Дает правильные двигательные навыки : ходьбы (маршевая, бодрая, спортивная, торжественная, спокойная и т. д.); шага (высокий, на носках, мягкий, широкий, острый, пружинистый и т. д.); поскоков (легкие, энергичные); кружения (на носках, сочетание поскока с пружинящим шагом); движения рук (мягкие, энергичные); хлопков (в ладоши - тихо, громко, с размаха); элементов танца (русского - хороводный, переменный шаг, шаг с притопом, полуприсядка, «ковырялочка»; бального-боковой галоп, шаг польки, вальсообразные движения, элементы характерного современного детского бального танца)

Обеспечивает формирование умения управлять движениями тела: быстро и точно останавливаться, менять движение и т. д. [10].

В мировой практике музыкального воспитания по-прежнему используется термин «ритмика», поэтому возможно и целесообразно признать его и в школьном воспитании.

Музыкальные игры и пляски помогают развивать эмоциональность и образность восприятия музыки, чувство ритма, мелодический и гармонический слух, ощущение музыкальной формы, музыкальную память и т. д. Сюжеты, образы музыкальных игр и плясок конкретизируют для детей содержание музыкального произведения, помогают более глубоко его переживать. Движения, органически связанные с музыкой, её характером (содержанием, способствуют целостному её восприятию. Отвечая своими движениями на особенности мелодии, ритма, динамики, структуры музыкального произведения, дети начинают чувствовать выразительное значение элементов музыкальной речи. Для того чтобы музыкальная игра, пляска могли выполнять свои воспитательные задачи, надо научить детей владеть своим телом, координировать движения, согласовывать их с содержанием музыки.

Большинство движений, на которых построены музыкальные игры и пляски, — это основные движения (ходьба, бег, прыжки, подскоки); они совершенствуются и на музыкальных занятиях, и на занятиях по физическому воспитанию. Так, например, без обучения детей правильному шагу и бегу, без укрепления мышц ног и корпуса на занятиях по физкультуре дети не смогут хорошо и выразительно двигаться под бодрую, маршевую музыку. Работа над отражением в ходьбе бодрого, активного характера музыки способствует выработке хорошей осанки, ритмичности, координации движений рук и ног, легкости шага, т. е. непосредственно помогает физкультурной работе. Движение, связанное с музыкой, всегда сопровождается эмоциональным подъёмом, поэтому оно благотворно влияет и на физическое развитие детей. Однако задачи той и другой работы различны. В физическом воспитании движения в основном служат средством развития организма ребёнка, исправления физических недостатков, привития ему ряда жизненно необходимых навыков. На музыкальных занятиях движения являются средством выразительности, главная цель - развивать у детей способность придавать этим движениям характер, связанный с музыкальным образом, делать их выразительными.

Музыкально-ритмические упражнения, помогают привить детям двигательные навыки и умения, необходимые при передаче в движениях музыкальных впечатлений, в то же время способствуют углублению и уточнению музыкального восприятия детей. Каждое упражнения имеет не только двигательные, но и музыкальные задачи.

Движения во всех музыкально-двигательных упражнениях (их характер, форма, выразительность) продиктованы музыкой : дети всегда передают в них музыкально-двигательный образ.

4. Рекомендации для заботливых родителей

* Включайте вашим детям музыку. Она может сопровождать любые занятия ребенка.

* Слушайте музыку вместе с детьми – это улучшает настроение, способствует эмоциональному развитию. Если человеку нравиться музыка, которую он слушает, он может отбивать ритм рукой, покачивать корпусом или постукивать пальцами. Ваш ребёнок невольно подчиняется музыке и выполняет различные телодвижения? Не требуйте от него покоя и смирения, это противоречит человеческой природе.

* Поощряйте движения под музыку. Устройте домашний концерт, исполняя различные ритмические композиции. Организуйте домашний оркестр, ведь играть можно и на детских музыкальных инструментах, изготовленных из подручного материала.

* Учите ребенка воспроизводить мелодию звучащими жестами: хлопками, постукиванием, щелчками. Ритмические импульсы, проходящие через тело, приносят ребенку радость и запоминаются навсегда.

* Отнеситесь к музыкально -ритмическому развитию ребёнка со всей серьёзностью, и вы увидите, что добились очень многого в его правильном воспитании.

* Не огорчайтесь, если у вашего ребёнка нет желания исполнить песенку или танцевальные движения далеки от совершенства. Этот опыт накопления обязательно перейдёт из количественного в качественный. Но, для этого потребуется время и терпение.

* Не прикрепляйте вашему ребёнку ярлык «немузыкальный», если вы ничего не сделали для того, чтобы эту музыкальность в нём развить.

«Как устроить веселый праздник для ребенка»

В каждой семье праздники отмечают по-своему. Но везде в этот день собираются гости, звучит веселая музыка, взрослые и дети читают стихи. С особенным настроением ожидают этот праздник и дети. С ним связаны у них самые приятные воспоминания.

Бесспорно, дети - самое лучшее, самое дорогое и любимое, что у нас есть.

К сожалению, для взрослых в последние годы с появлением разнообразных телепрограмм и телешоу проблема детского досуга стала легко разрешима: свои заботы о детском отдыхе и даже развитии мы перекладываемна телевизор.

Забываем о том, насколько важен для ребенка – в любом возрасте! – контакт со своими сверстниками и, конечно, с родителями. Чтобы не разводить, потом руками и не корить себя за невнимание к собственному ребенку, постарайтесь больше времени проводить с детьми. Известная истина: кто в детстве много и увлеченно играл, повзрослев, будет так же и работать. Великое благо, если на работе человек занимается любимым делом.

Придумайте для своих детей разные игры и занятия.

Устраивайте шумные, веселые праздники с участием друзей, бабушек и дедушек, пап и мам. Сделайте все для того, чтобы ребенку было интересно рядом с вами, и этим вы убережете его от плохих компаний и дурного времяпровождения. Вы наверно, и сами не раз замечали, с каким азартом и удовольствием отдаютсяигре ваш сын или дочка. В такие минуты они забывают обо всем.

Увлеченные игрой, дети живут в ином мире, делают, и с их точки зрения, очень сложную и ответственную работу. Помогите им отнестись к детской забаве серьезно! От вас потребуется только желание устроить праздник себе и своему ребенку.

При подготовке к праздничному вечеру, прежде всего надо подумать об организации детского досуга. Внимательно посмотрите список того, что вам может понадобиться. Наверное, что-то у вас уже есть, а что-то придется приобрести в магазине:

. Цветные карандаши, фломастеры и ручки

. Чистые листы бумаги

. Воздушные шарики

. Акварельные краски

. Кисточки для клея и для красок

. Свисток

. Иголки и нитки

. Музыкальный центр

. Фотоаппарат или видеокамера.

Теперь приступайте к подготовке веселой вечеринки, в которой могут принять участие ребята разного возраста и их родители. Рецепт настоящего праздника прост. Приложите немного усилий и постарайтесь, чтобы было интересно, весело, вкусно.

Ритмические упражнения

Муравьиная зарядка

1. Муравьи проснулись рано

(дети потирают глаза, сидя на корточках)

Потянулись, встали прямо.

(встают, руки поднимают вверх, затем опускают)

2. Прыг да скок, прыг да скок!

(прыгают на двух ногах, руки на поясе)

Новый начался денёк!

3. Вместе весело живем

(шагают на месте)

Хорошо быть муравьём!

4. Улыбнулись всем друзьям

(останавливаются, улыбаются друг другу)

Побежали по домам

легко бегут в одном направлении)

Музыкально игровая гимнастика

1. Мы идём, идём по кругу,

Друг за другом, друг за другом.

(ребята маршируют)

2. Превратились дети в мишек,

Прогуляться мишки вышли.

Бурые мохнатые

Мишки косолапые.

(ходьба на внешней стороне стопы)

3. Превратились в петушков,

Ножки поднимаем

"Ку-ка-ре-ку! Ку-ка-ре-ку!"-

Песню распеваем.

(ходьба с высоким подъёмом ног)

4. Превратились все в лошадок,

И теперь спешим, спешим

Как лошадки, как лошадки

Резво скачут малыши.

(прямой галоп)

5. Побежали наши ножки,

Побежали по дорожке.

(легкий бег друг за другом)

"Научились мы ходить"

1. Научились мы ходить,

Ножки поднимая,

Вот как наши малыши

Весело шагают

(ритмичная ходьба друг за другом)

2. Мы идём, мы идём,

Громко песенку поём!

Прыгнем раз да прыгнем два,

Прыгать рады мы всегда!

(прыжки на двух ногах с продвижением вперёд)

3. А теперь, как петушки,

Ножки поднимаем.

Вот как наши малыши

Хорошо шагают.

(ходьба с высоким поднимаем ног)

4. А теперь барашки,

Серые кудряшки,

По дорожке побежали,

Только ножки замелькали.

(легкий бег)

5. А теперь скорей в кружок,

Чтобы получить флажок.

(построение в круг)

Музыкально – ритмическая игра «Веселые будильнички»

Дети делятся на две группы: группу «будильничков» и группу «мышек». У каждой группы свои задачи. Группа «будильничков» на тихую музыку изображает ход стрелок (бегает тихо вокруг обручей, а на громкую – звон «будильничков» стоит на месте и гремит ритмично погремушками. Группа «мышек» на тихую музыку изображает спящих «мышек», которые на громкую музыку перебегают в другое место. Важно при перемене ролей не сбиваться со своей роли, чётко реагировать на смену музыки.

«Не зевай» Задачи: научить детей воспринимать и правильно передавать несложный ритмический рисунок.

«Раз, два, три, ребенок исполняет на муз. инструменте ритм

Не зевай! передает соседу муз. инструмент

Поиграл – выполняют действия первой строки

Передай! передают следующему соседу

Раз, два, три, выполняют действия первой строки

Не спеши! передают следующему соседу

Как играть – Покажи!» выполняют действия первой строки

Оборудование: погремушки, бубенцы, барабан.

Наши дети живут и развиваются в непростых условиях музыкального социума. Современную рок-музыку, которая звучит повсюду и культивируется средствами массовой информации (хотим мы этого или не хотим, слышат и наши дети. Её шаманские ритмы, сверхвысокие частоты, невыносимая громкость, «попадают» в область подсознания, оказывая сильнейшее отрицательное воздействие на эмоциональное состояние человека, разрушая его душу, интеллект, личность.

Публикации по теме:

Беседа по формированию культурно-гигиенических навыков «История про Шампуньку» для старших дошкольников Цель: Формирование культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: - совершенствовать представление о значимости.

Развитие музыкально-ритмической деятельности у старших дошкольников посредством игры, логоритмики Доклад к презентации на тему: «Развитие музыкально-ритмической деятельности у старших дошкольников через игру, логоритмику». (СЛАЙД 1).

Картотека музыкально-дидактических игр для старших дошкольников Игры на контрастность динамики. УЗНАЙ СКАЗКУ Цель: Различать контрастный характер частей в музыке в связи с её содержанием и развитием музыкального.

Картотека музыкально-ритмических пальчиковых игр для детей старшего дошкольного возрастаКартотека музыкально-ритмических пальчиковых игр для детей старшего дошкольного возраста Игры могут проводиться в форме совместных игр на праздниках, музыкальных и физкультурных занятиях, во время проведения зарядки или физминутки.

Консультация для родителей «Влияние музыкально-ритмических игр на физическое развитие дошкольников» Консультация для родителей «Влияние музыкально-ритмических игр на физическое развитие дошкольников»Оздоровительная цель муз. воспитания:.

Мастер-класс для воспитателей «Развитие музыкально-ритмических навыков и умений дошкольников в игровой форме»Мастер-класс для воспитателей «Развитие музыкально-ритмических навыков и умений дошкольников в игровой форме» Цель: познакомить участников с опытом проведения речевых игр, танцевальных движений, музыкальных игр, способствующих развитию у детей чувства.

Мастер-класс «Развитие графических навыков у дошкольников в процессе тренировки мелкой моторики и игровой деятельности» Мы вас приветствуем и рады видеть на сегодняшней встрече. Разрешите представиться, я. У всех педагогов есть профессиональное кредо.

Развитие социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников в процессе игровой деятельности с учетом ФГОС ДО «Развитие социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников в процессе игровой деятельности с учетом ФГОС ДО» 1. Общие положения.

Развитие графических навыков письма у дошкольников. Образцы заданий для детей подготовительной к школе группыРазвитие графических навыков письма у дошкольников. Образцы заданий для детей подготовительной к школе группы Представляю опыт работы по развитию графических навыков письма у дошкольников. Современная школа предъявляет большие требования к детям,.

Развитие музыкально-ритмических движений с детьми младшего дошкольного возрастаРазвитие музыкально-ритмических движений с детьми младшего дошкольного возраста Музыкальное развитие детей влияет на их творческий и интеллектуальный потенциал. И чем раньше детей начать приобщать к музыкальной деятельности,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие музыкально-ритмических навыков у старших дошкольников
Опубликовано: 1 декабря 2021 в 07:59
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД