Папки-передвижки

Развитие общения у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста с использованием инновационных технологий

Екатерина Солодова
Развитие общения у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста с использованием инновационных технологий

Развитие пространственных представлений у детей с ОВЗ через различные виды игр

Воспитатель Е. Н. Солодова

МБДОУ «Детский сад №29 «Журавушка»

Пространственные представления представляют собой сложный комплекс представлений о пространственных и пространственно-временных свойствах и отношениях: форме, объ ме, протяж нности объектов в длину, ширину и высоту, относительном расположении объектов, расстояний между ними и направлений их перемещения. Пространственные представления являются необходимым элементом познания.

Публикация «Развитие общения у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста с использованием инновационных технологий» размещена в разделах

Понятие «пространственная ориентация» используется для характеристики умения человека ориентироваться на себе, на другом человеке (левая рука, правая рука, на различных предметах, в неограниченном пространстве и в условиях ограниченного пространства, например на листе бумаги.

Пространственное представление у детей развивают в различных видах деятельности: на занятиях по математике, изо деятельности, на индивидуальных занятиях, на музыкальных и физкультурных занятиях. Так же, пространственное представлений у детей развивают во время режимных процессов: в утренней гимнастике, во время умывания, одевания, приема пищи, в дидактических и подвижных играх.

Особенности формирования пространственных представлений у детей с ОВЗ. Нейрофизиологические исследования свидетельствуют, что даже при негрубых, функциональных изменениях в теменной, височно-теменно-затылочной, височной областях, отмечаются изменения в процессах восприятия, анализа и переработке информации. Данные изменения приводят к трудностям формирования межанализаторных связей, которые обеспечивают, в частности, такой сложные виды деятельности, как пространственная ориентировка.

К старшему возрасту дети с ОВЗ могут овладеть ориентировкой в схеме собственного тела, понимать такие пространственные ориентировки, как «вверху, внизу, впереди, сзади». Однако у них отмечаются нарушения понимания пространственных отношений, как в практической деятельности, так и словесном обозначении. Такие дети не различают правой и левой сторон, плохо ориентируются в пространстве, испытывают затруднения при составлении целого из частей. У детей нарушено понимание предлогов,обозначающих направления в пространстве, в собственной речи они пропускают предлоги или неправильно их употребляют, в их речи нет сравнительных характеристик (выше -ниже и т. д.). Также отмечается неправильное обозначение временных периодов при использовании их в предложениях (Я завтра ходил в кино).

Детям с ОВЗ трудно определить последовательность событий по серии сюжетных картинок и чем больше картинок, тем сложнее детям объединить их в единое смысловое целое. Это говорит о том, что у них отсутствует способность одновременного восприятия.

Основные направления работы по формированию пространственных представлений у детей с ОВЗ у детей с можно выделить следующие основные задачи:

Ориентировка в тр хмерном пространстве:

1. Формирование понятий «правая сторона», «левая сторона» применительно к собственному телу реб нка (правая рука, левая нога и т. д.).

2. Введение соответствующих терминов: справа, слева; закрепление понятий «вверху-внизу», «близко- далеко», «высоко - низко».

3. Формирование представлений о расположении нескольких объектов друг относительно друга.

Ориентировка в двухмерном пространстве:

1. Формирование у детей умения ориентироваться на плоскости не разлинованного пространства: стола, доски, листа. Определять стороны и углы (правый верхний угол, левый нижний угол)

2. Размещать на плоскости листа предметы, определяя углы и стороны, центр листа, самостоятельно называть углы, которые остались незаполненными.

3. Ориентироваться в пространственном расположении изображ нных на плоскости листа предметов, элементов, знаков (цифры, буквы).

4. Познакомить детей с клеточкой, линейкой. Учить ориентироваться на листе в клеточку (в линейку, формировать умение отсчитывать нужное количество строк, нужное количество клеточек в заданном направлении.

5. Формировать понятие диагональных направлений и умения перемещать объекты по диагонали, выполнять штриховки. Введение в пассивный и активный словарь детей понятия «вправо вверх, влево вниз».

6. Формирование умения пользоваться планом-схемой, графическим рисунком

Игры, направленные на ориентировку в тр хмерном пространстве.

Игры с массажным мячом. Детям предлагают взять мяч в правую руку и передать его за спиной в левую, положить мяч на стол, прижать его правой рукой и «рисовать» мячом круги и т. д.

«Запрещенное движение» - педагог предлагает выполнить движения, различное положение рук, при этом дети должны быть внимательны и не выполнять «запрещенное движение». Например, «руки вверх». Ребенок, допустивший ошибку, выходит из игры.

Игра «Встань, как я скажу» - формирование умения занимать определенноеvпространственное положение по заданному условию (от себя, от предмета).

«Расскажи, что изменилось» - знакомство с тем, что пространственные отношения между предметами могут заменяться: предмет, который был наверху (слева,сможет оказаться внизу (справа) и наоборот.

«Расскажи, что далеко, а что близко для тебя».

Игры с объ мным конструктором.

Игры с водой (понятия глубоко-мелко, элементарные представления обо объ ме и уровне воды).

Д/и «Игра с обручами» Три разноцветных обруча. На полу располагаются три разноцветных обруча красный, желтый и зеленый так, что все они попарно пересекаются. Педагог просит положить все красные фигуры внутри красного обруча, но снаружи желтого и зеленого и т. д.

Игры, направленные на ориентировку в двухмерном пространстве.

Д/и «Динамические картинки» - дети по инструкции педагога располагают

на ковролине или магнитной доске картинки

Игра-Назови соседей». Для этого используется лист бумаги, на котором хаотично расположены изображения различных предметов. Педагог просит найти изображение какого-то предмета и определить, что изображено справа от него, что нарисовано под ним, что находится вверху справа от заданного предмета. Также можно определить, что находится в правом верхнем углу, - вдоль нижней стороны листа, - в центре листа, и т. п.

Игра Волшебное дерево - формирование умения отражать пространственные отношения между предметами в речи. Дети называют местоположение яблок, гусениц, облака по отношению к дереву.

Определение расположения предметов на изображениях, схемах, таблицах:

определить изображенные левую и правую кисти рук, определить след правой и левой ноги, определить левый и правый карман у джинсов (вид сзади, определить левый и правый рук.

Разрезные картинки способствуют восприятию целостного образа предмета, располагать в пространстве отдельные части предмета.

«Украшаем коврик» - дети рассматривают готовую композицию орнамента, анализируют его и воспроизводят по памяти, пользуясь заранее заготовленными геометрическими фигурами.

Игра «Геометрический диктант». Перед детьми лежит лист бумаги и набор

геометрических фигур. Взрослый да т инструкции, а дети должны выполнять в быстром темпе. Например: красный квадрат положить в левый верхний угол, ж лтый круг – в центр листа, и т. д. после выполнения задания дети могут проверить правильность выполнения.

«Найди одинаковые картинки» - дети рассматривают 4 – 6 картинок и находят две, с одинаково расположенными элементами.

«Разложи фигуры по образцу» - игра направлена на совершенствование восприятия пространственные отношения между фигурами и умения воссоздавать их по образцу; введение в активный словарь детей предлогов «за», «на» и слов «сверху, «снизу», «между».

Ориентировка в пространственном расположении цифр относительно друг друга

В цифровом ряду назвать первое число слева, первое число справа. Какое из них больше? В каком направлении возрастают числа в ряду? (слева направо). Покажи число 5. Есть ли у него соседи? Какое стоит слева от него, какое справа? Больше оно или меньше, чем 5?

Игры с векторами:

Ведущий показывает направления рукой (верх, низ, право, лево, а ребенок показывает соответствующую карточку со стрелкой.

«Лабиринт». Взрослый дает реб нку лист, на котором нарисован лабиринт и стрелочкой указано начало пути. Затем ребенку предлагается помочь найти дорогу из лабиринта.

Пространственная ориентировка неразрывно связана с развитием мышления и речи. Существенные изменения в восприятии пространства у дошкольника наблюдаются с появлением в его словаре слов, обозначающих место, направление и пространственное расположение предметов. С появлением в активном словаре ребенка с ОВЗ слов: влево, вправо, вперед, назад, близко, далеко восприятие пространства поднимается на новый, качественно более высокий уровень - расширяются и углубляются пространственные представления.

Публикации по теме:

Интеллектуальное развитие дошкольников в ООД «ФЭМП» с использованием инновационных технологий Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс ДОУ - важное условие достижения нового качества дошкольного образования в процессе.

Использование инновационных здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста Актуальность здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста. В современном мире всестороннее развитие детей невозможно.

Развитие мелкой моторики и речи с использованием инновационных технологий. Гидрогель-аквагрунт в логопедической работеРазвитие мелкой моторики и речи с использованием инновационных технологий. Гидрогель-аквагрунт в логопедической работе Развитие мелкой моторики и речи с использованием инновационных технологий Введение В соответствии с федеральными государственными образовательными.

Физкультурно-оздоровительная работа в группе раннего возраста посредством инновационных здоровьесберегающих технологийФизкультурно-оздоровительная работа в группе раннего возраста посредством инновационных здоровьесберегающих технологий Здоровьесберегающая технология - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных.

Использование инновационных технологий в речевом развитии детей 3–4 лет Основу деятельности всех субъектов педагогического процесса составляет модель «Я сам учусь, а не меня учат», поэтому мне, как воспитателю,.

Конспект музыкально-ритмического занятия с использованием инновационных технологий для детей подготовительной группыКонспект музыкально-ритмического занятия с использованием инновационных технологий для детей подготовительной группы Конспект музыкально-ритмического занятия с использованием инновационных технологий для детей подготовительной группы. Автор Людмила Диканова.

Конспект занятия по развитию речи «В гостях у сказки с использованием инновационных технологий» во второй младшей группеКонспект занятия по развитию речи «В гостях у сказки с использованием инновационных технологий» во второй младшей группе Цель: Развитие связной речи, активности, самостоятельность, закрепить названия сказок, и их главных героев. Задачи: Образовательные: Расширять.

Мастер-класс «Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста с применением игровых технологий»Мастер-класс «Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста с применением игровых технологий» Мастер - класс: "Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста с применением игровых технологий" Проблемой развития.

Роль технологий исследовательской деятельности в развитии детей старшего дошкольного возрастаРоль технологий исследовательской деятельности в развитии детей старшего дошкольного возраста Исследование – это увлекательная деятельность, которая позволяет ребенку намного больше узнать об особенностях окружающего мира, благодаря.

Сообщение из опыты работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники» Сообщение из опыты работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники» Приемы мнемотехники.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие общения у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста с использованием инновационных технологий
Опубликовано: 25 января 2022 в 11:27
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД