Папки-передвижки

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности

Алла Анатольевна Голик
Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности

«Усваивается все крепко и надолго,

когда ребенок слышит, видит и делает сам»

Р. Эмерсон.

Выбрала я эту тему потому, что уже с младшего возраста у детей возникает потребность в экспериментировании. Малыш обследует объекты самыми разнообразными способами: вертит, крутит, трясет, бросает и др. Исследованию подвергаются растения, животные, человек, объекты неживой природы. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности : прием пищи, игру, прогулку, образовательный процесс.

Публикация «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности» размещена в разделах

В наше сложное время остро стоит вопрос: «Как воспитать ребенка человеком завтрашнего дня?» Если вчера был нужен исполнитель, то сегодня- творческая личность.

Дети очень любят экспериментировать. В дошкольном возрасте метод экспериментирования является ведущим, т. к. им присуще наглядно-действенное и наглядно – образное мышление.

Формирование исследовательских умений дошкольников - одна из важнейших задач современной образовательной практики в рамках новых федеральных государственных образовательных стандартов.

Изменение системы дошкольного образования предполагает изменение подходов к организации воспитательно-образовательного процесса не через занятия (как в школе, а другие инновационные формы работы. Одной из таких форм является опытно-экспериментальная деятельность, которая понимается как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослых, осуществляемого в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности - основные принципы ДО в соответствии со стандартом.

Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников решает ряд задач :

-формировать у детей познавательный интерес к природе, развивать наблюдательность, мыслительную деятельность;

-подводить детей к суждениям, умозаключениям, учить делать простейшие выводы, устанавливать причинно - следственные связи;

-способствовать восприятию дошкольником целостной картины мира и

основ культурного познания им окружающего мира.

Опытно – экспериментальная деятельность — это интегрирующийся с другими видами детской деятельности вид деятельности.

Наблюдение является одной из форм экспериментальной деятельности, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов.

Интеграция между экспериментом и трудом на первый взгляд, как будто не видна, но экспериментов без выполнения трудовых действий не бывает.

Опытно – экспериментальная деятельность пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую деятельность. Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. В своей работе с детьми я придаю большое значение игровым технологиям, используя дидактические игры : «Угадай по запаху», «Угадай, кто позвал?», «Чудесный мешочек», «Свет» и другие.

Словесные игры: "Что лишнее?", "Хорошо-плохо", "Это кто к нам пришёл?" и др. развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем мире.

Строительные игры с песком, водой помогают решить многие проблемные ситуации, например: почему сухой песок сыплется, а мокрый - нет; где быстрее прорастёт зёрнышко в земле или песке; каким вещам вода на пользу, а каким во вред? Все эти вопросы заставляют малышей думать, сопоставлять и делать выводы.

Очень тесно связаны между собой экспериментирование и коммуникация. Необходимо отметить двусторонний характер этих связей. Умение четко выразить свою мысль (т. е. достаточно развитая речь) облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи.

Экспериментирование связано и с другими видами деятельности — чтением художественной литературы, так как в процессе экспериментирования большое значение имеет художественное слово, которое помогает организовать, заинтересовать детей, пополнить словарный запас.

Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции.

Связь детского экспериментирования с художественным творчеством тоже двусторонняя. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат эксперимента. В то же время чем глубже ребенок изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности.

Свою работу по опытно – экспериментальную деятельности с детьми я строю по трё м взаимосвязанным направлениям:

• живая природа (характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов, как приспособление к окружающей среде и др.);

• неживая природа (воздух, вода, почва, свет, цвет, теплота и др.);

• человек (функционирование организма; рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов и явлений и др.)

При выборе темы соблюдаю следующие правила:

1. Тема должна быть интересной ребёнку, должна увлекать его.

2. Тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования (ребёнок должен раскрыть лучшие стороны своего интеллекта, получить новые полезные знания, умения и навыки).

3. Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.

В условиях детского сада я использую только элементарные опыты и эксперименты. Их элементарность заключается:

Во - первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям.

Во – вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения.

В - третьих, они практически безопасны.

В - четвертых, в такой работе используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.

При проведении опытов придерживаюсь следующей структуры:

• Постановка проблемы;

• Поиск путей решения проблемы;

• Проверка гипотез, предположений;

• Обсуждение увиденных полученных результатов;

• Формулировка выводов;

Для положительной мотивации деятельности детей использую различные стимулы:

• внешние стимулы (новизна, необычность объекта);

• тайна, сюрприз;

• мотив помощи;

познавательный момент (почему так);

• ситуация выбора.

Методы и приемы работы

В своей работе я использую как традиционные методы, так и инновационные.

Традиционные методы, которые прошли проверку временем и широко применяются:

- Наглядные (наблюдения, иллюстрации, просмотр видео презентаций об изучаемых явлениях и др.). В зависимости от характера познавательных задач в практической деятельности я использовала наблюдения разного вида:

распознающего характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений;

– за изменением и преобразованием объектов;

- Словесные (беседы, чтение художественной литературы, использование фольклорных материалов).

- Практические методы. Большое значение придавалось ведущей форме деятельности детей – игре (игры-опыты, игры-эксперименты, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры с элементами экспериментирования, настольно-печатные игры. Развивать положительные эмоции помогали игры-превращения, фокусы, занимательные опыты.

Инновационные методы:

- При проведении НОД используются отдельные приемы мнемотехники – мнемо таблицы и коллажи;

- Использование инновационных технологий воспитания и обучения дошкольников. В процессе экспериментирования применяю компьютерные средства обучения, что стимулирует познавательный интерес дошкольников. Намного интереснее не просто послушать рассказ воспитателя о каких-то объектах или явлениях, а посмотреть на них собственными глазами.

Эксперименты для детей стали открытием, они их ждут с нетерпением. Сформированные представления, полученные в процессе НОД дети «проверяют» в самостоятельной, экспериментальной деятельности.

Постепенно элементарные опыты становятся играми-опытами, в которых, как в дидактической игре, есть два начала, учебное – познавательное и игровое - занимательное. Игровой мотив усиливает эмоциональную значимость для ребенка данной деятельности.

В результате закрепленные в играх-опытах и играх-экспериментах знания о связях, свойствах, качествах природных объектов явлений неживой природы становятся более сознанными и прочными.

Так как метод экспериментирования занимает одно из главных мест в работе с детьми, стараюсь соблюдать некоторые требования:

- тщательно отбираю содержание знаний, которые целесообразно дать детям конкретной группы с помощью опытов; - обязательно путем наблюдений, коротких бесед, опросов уточняю уровень готовности моих детей к освоению определенных знаний; - каждого ребенка привлекаю к участию в посильной работе; - тщательно отбираю материал, необходимый для данного опыта.

Обязательным условием успешной работы в данном направлении считаю обеспечение предметно – развивающей среды, будь то уголок по экспериментированию или мини – лаборатория, где, дети могут самостоятельно воспроизводить простые и более сложные опыты.

Я стараюсь подбирать материал, пригодный для разнообразной поисковой деятельности с детьми : это и натуральные объекты природы (песок, земля, вода, воздух, снег, лед, камни, растения и их семена, плоды и др., а так же предметы, изготовленные руками человека (пластмассовые, деревянные, резиновые и т. д.). Важное условие - целостность материала, четкость его цвета, форм и др. Раздаточный материал готовлю на каждого ребенка и небольшой запас (бывают разные ситуации). Материал должен быть безопасным, эстетически оформленным, раскладываться в индивидуальные розетки, стаканчики, тарелочки, коробочки. С возрастом детей я обязательно пополняю содержание уголка. Часть материала хранится в недоступном для детей месте, в шкафу (особо мелкий, или новый, а также требующий особого обращения).

Повышает интерес детей к исследованиям наличие в группе технических средств, приборов: комнатный термометр, увеличительные стекла, колбы, коллекции семян и камней, разнообразная тара для хранения (стаканчики, тарелочки, контейнеры, деревянные палочки, пинцеты.

Большую радость, удивление и даже восторг испытывают дети от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы.

Взаимодействие с родителями

В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные виды наглядной агитация мы убеждаем родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, поощрения стремления ребенка узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, вникнуть в суть предметов и явлений.

Таким образом, познавательно – исследовательская деятельность помогают мне учить детей анализировать, правильно задавать вопросы, доказывать свою точку зрения, расширять и углублять знания об отдельных явлениях и объектах окружающей среды, т. е. исследовательская деятельность способствует развитию, как познавательной активности, так и творческой деятельности; учит самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового, а также облегчает овладение методом научного познания в процессе поисковой деятельности.

Публикации по теме:

Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности «Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности» Из опыта работы воспитателя,.

Консультация для родителей «Развитие познавательной активности детей через опытно-экспериментальную деятельность»Консультация для родителей «Развитие познавательной активности детей через опытно-экспериментальную деятельность» Доброго времени суток, уважаемые коллеги и гости моего сайта! Предлагаю Вашему вниманию консультацию ""Развитие познавательной активности.

Мастер-класс на тему «Развитие познавательной активности детей в процессе поисково-исследовательской деятельности»Мастер-класс на тему «Развитие познавательной активности детей в процессе поисково-исследовательской деятельности» Цель: представление опыта работы по развитию познавательной активности детей в процессе поисково – исследовательской деятельности. Задачи:.

Мастер-класс по опытно-экспериментальной деятельности с детьми и родителями старшего дошкольного возраста Цель мастер-класса: Познакомить родителей с влиянием экспериментальной деятельности на познавательную сферу ребенка, способствовать активному.

Методическая разработка «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста»Методическая разработка «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста» В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из важнейших направлений развития дошкольника названо.

Педагогический опыт «Активизация речевой и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД»Педагогический опыт «Активизация речевой и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД» Активизация речевой и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД. Педагогический опыт. Современные.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через игровые технологии «… Весь процесс воспитания ребенка мы рассматриваем как обучение тому, в какие игры следует играть и как в них играть» Эрик Берн Задумывались.

Развитие речевой активности детей среднего дошкольного возраста в различных видах деятельностиРазвитие речевой активности детей среднего дошкольного возраста в различных видах деятельности Актуальность: В настоящее время в связи с вступлением федеральных государственных требований, особую актуальность приобретает проблема развития.

Развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельностиРазвитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности «При знакомстве с искусством, в том числе и театрализованным, у детей развивается эмоциональная среда, которая является одним из основных.

«Волшебная страна» НОД по опытно-экспериментальной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста«Волшебная страна» НОД по опытно-экспериментальной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста Цель: расширение кругозора детей за счет обогащения их представлений о воздухе. Задачи: - способствовать обогащению и закреплению знаний.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности
Опубликовано: 26 июня 2020 в 09:38
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД