Получи документы

Развитие познавательной деятельности детей раннего возраста посредством игровых технологий (1 фото)

Светлана Перепечаева
Развитие познавательной деятельности детей раннего возраста посредством игровых технологий

«РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

Развитие познавательной деятельности детей раннего возраста посредством игровых технологий

Перепечаева Светлана Николаевна

ГБОУ школа интернат г. о. Отрадный Самарской области, педагог – психолог Службы ранней диагностики и коррекции развития детей до 3лет

АННОТАЦИЯ

Публикация «Развитие познавательной деятельности детей раннего возраста посредством игровых технологий» размещена в разделах

Данная статья раскрывает возрастные особенности детей раннего возраста, важность игровой технологии в познавательной деятельности ребенка, а также виды педагогических игр с детьми данной возрастной категории из опыта работы специалистов Службы ранней помощи г. о. Отрадный Самарской области.

Не секрет, что ранний возраст играет особую роль в интеллектуальном развитии ребенка. Формируется первичный образ мира, малыш начинает осознавать себя и свое место в нем. Складываются первые человеческие качества, которые в будущем станут фундаментом его характера.

Почему же так важен период раннего детства? Да потому, что именно в этот период происходят существенные изменения, ребенок начинает самостоятельно ползать, ходить, знакомясь при этом со многими еще неизвестными предметами. И он не просто осматривает их, он их трогает, пробует на вкус, и все это откладывается в его памяти. И уже через некоторые время он прекрасно будет отличать друг от друга недавно изученные предметы, потому что он запомнил их и зрительно, и на ощупь, и на вкус. Главная задача взрослых, не мешать малышу в изучении мира, а ведь некоторые родители буквально следуют по пятам ребенка, пытаясь защитить его от всего опасного и страшного в их понимании. Но, тогда как ребенок впоследствии поймет, что это опасно?

Ранний возраст является уникальным и значимым периодом развития ребёнка, когда возникают основы личности, складывается воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, общая инициативность. Однако все эти важнейшие качества формируются не в образовательной деятельности, а в ведущей и главной деятельности детей раннего возраста - в игре.

Для детей игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них - серьезная форма воспитания.

В игре ребенок делает открытие того, что давно известно взрослому. Потребность в игре и желание играть у детей раннего возраста необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Игра будет являться средством развития, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, взрослый воздействует на все стороны развития личности ребенка : на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.

Начальный этап игровой деятельности – это ознакомительные действия с предметом - игрушкой по мотиву, заданному ребенку взрослым. Ее содержание составляют действия – манипуляции, осуществляемые в процессе обследования предметов.

Эта деятельность весьма скоро меняет свое содержание: обследование направленно теперь на выявление особенностей предмета и поэтому перерастает в ориентировочные действия – операции.

Следующий этап игровой деятельности получил название отобразительной игры: для нее характерны действия, направленные на выявление специфических свойств предмета и на достижение с его помощью определенного результата. Это кульминационный момент развития психологического содержания игры детей раннего возраста.

Для детей дошкольного возраста игра служит в последствии накоплением опыта не только в предметно-познавательной, но и в коммуникативной деятельности

Поэтому основная задача взрослых в период детства – обогащение среды такими элементами, которые бы стимулировали познавательную, двигательную и иную активность детей.

Я хотела бы поподробнее остановиться, как раз на тех игровых технологиях, которые способствуют стимуляции развития детей.

Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации образовательного процесса в форме различных педагогических игр. Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий и реализуются в соответствии со следующими принципами:

-принцип развивающего и воспитывающего характера обучения;

-принцип доступности обучения;

-принцип систематичности и последовательности;

-принцип связи и обучения с жизнью и практикой;

-принцип педагогической поддержки.

Цель игровой технологии - создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей.

Её задачи:

1. Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений за счёт собственной активности ребёнка.

2. Подобрать средства, активизирующие деятельность детей и повышающие её результативность.

Естественно, что ключевой момент игровой технологии – непосредственное и систематическое общение педагога и детей.

Значение игры велико, оно:

- активизирует детей;

- повышает познавательный интерес;

- Вызывает эмоциональный подъем;

- способствует развитию творческого мышления;

- максимально концентрирует время занятий за счет четко сформулированных условий;

- позволяет педагогу варьировать стратегию и тактику игровой деятельности за счет усложнения и упрощения задач.

В нашей службе занятия проводятся с детьми, имеющими проблемы в развитии. Как известно, такие детки очень плохо адаптируются и с трудом усваивают и впоследствии применяют различные навыки и способности.

Поэтому основное направление в нашей коррекционной работе отдано игре.

Все игровые занятия проходят очень живо, в эмоционально благоприятной психологической обстановке, в атмосфере доброжелательности, равенства, при отсутствии изоляции пассивных детей. Игра помогает детям раскрепоститься, появляется уверенность в себе. Как показывает опыт, действуя в игровой ситуации, приближенной к реальным условиям жизни, малыши быстрее адаптируются и легче усваивают материал любой сложности

Виды педагогических игр разнообразны. Они могут различаться:

1. По виду деятельности – двигательные, интеллектуальные, психологические, профориентированные и т. д. ;

2. По характеру педагогического процесса – обучающие, тренировочные, контролирующие, познавательные, воспитательные, развивающие, диагностические.

3. По характеру игровой методики – игры с правилами; игры с правилами устанавливаемыми по ходу игры, игры, где одна часть правил задана условиями игры, и устанавливается в зависимости от ее хода.

4. По содержанию – музыкальные, математические, социализирующие, логические и т. д.

5. По игровому оборудованию – настольные, компьютерные, театрализованные, сюжетно-ролевые, режиссерские и т. д.

В своей работе с детьми раннего возраста мы используем все виды игр, адаптируя их на возраст и психологические особенности малышей.

Например:

1. Игры в парах — способствуют становлению субъектного эмоционального — положительного отношения к сверстнику, формированию потребности в общении («Прогулка в парах», «По узенькой дорожке», «Ай-да» и др.).

2. Совместные игры с несколькими партнёрами — эти игры помогают детям пережить чувство общности, воспитывают у них умение вступать в эмоционально — практическое взаимодействие с группой сверстников («Паровозик», «Лиса и зайцы», «Птички в гнёздышках», «У медведя во бору» и др.).

3. Пальчиковые игры — дети подражают взрослому, друг другу («Замок», «Пальчики попляшут», «Пальчики здороваются», и т. д.).

4. Хороводные игры — созданы по образцу народных игр и построены на основе сочетания простых повторяющихся движений и физических контактов участников («Каравай», «Раздувайся пузырь», «Карусели» и т. д.).

5. Совместные игры с предметами — помогают ребенку видеть в сверстнике не соперника по борьбе за право обладания игрушкой, а партнера по игре («Катаем мячики», «Игры с резиновыми игрушками» и т. д.).

6. Игры с правилами — в которых у малышей развивается умение управлять своим поведением, внимательно слушать взрослого и действовать в соответствии с предложенной ролью («Солнышко и дождик», «Воробышки и автомобиль», «Кот и мыши» и т. д.).

7. Словесные игры - это эффективный метод воспитания самостоятельности мышления и развития речи у детей. Они построены на словах и действиях играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи:описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений природы. («Когда это бывает?», «Кто как кричит», «Мишка косолапый», «Зайка беленький» и т. д.).

8. Настольно - печатные игры –это интересное занятие для детей при ознакомлении с окружающим миром, миром животных и растений, явлениями живой и неживой природы. Они разнообразны по видам: "лото", "домино", «Парные картинки». С помощью настольно-печатных игр можно успешно развивать речевые навыки, математические способности, логику, внимание, учиться моделировать жизненные схемы и принимать решения.

9. Игры и игрушки на развитие мелкой моторики способствуют работе речевых и мыслительных центров головного мозга, развитию творческих способностей и формированию усидчивости. («Мозаика», тактильные пособия, шнуровки и т. д.)

10. Музыкально-ритмические игры ориентированы на подражательные действия, активизацию двигательной активности и эмоционального отношения к происходящему (движения под музыку, подпевки, игра на ложках, бубнах, маракасах, барабанах, колокольчики, свистульки и т. д.).

11. Игры с природными массажерамиразвивают мелкую моторику рук, формируют согласованные движения, способствуют развитию межполушарного взаимодействия и благоприятно воздействуют на психику («Бульки», «Песочные замки», упражнения с крупой, камнями, ракушками, шишками, желудями, каштанами, орехами, деревянными чурочками).

12. Арт-терапевтические игры формируют у малышей творческое воображение, фантазию, учат доводить начатое до конца и получать какой-то продукт своей деятельности (рисование, аппликация, лепка из пластилина, теста, элементы декупажа).

13. Подвижные игры совершенствуют общие движения, координацию и равновесие, укрепляют физическое здоровье и иммунитет (бег, прыжки, ползания, упражнения с мягкими модулями и в спортивной зоне).

Все вышеперечисленные игры способствуют развитию общения детей со сверстниками, они безболезненно привыкают к новой среде и раскрывают свои положительные качества и потенциальные возможности. Таким образом, дети, бывшие пассивными наблюдателями, постепенно включаются в занятия и на удивление родителям «меняются на глазах», повторяя дома все, чему научились у нас.

После проведения занятий мы проводим мониторинг тех показателей, которые смотрели при приеме детей. Это уровень адаптации, умение взаимодействовать с окружающими, усвоение нового материала, уровень запоминания и умение переносить полученные навыки в жизнь. Как показывают результаты диагностики и анкетирование родителей, все показатели улучшились. Мы уверены, что наши малыши комфортно пройдут адаптацию в дошкольных учреждениях и смогут добывать новые знания легко и с удовольствием!

Список литературы

1. Губанова Н. Ф. «Развитие игровой деятельности», Мозаика-Синтез, 2008.

2. Данилова Л. «Обучение с пеленок», ИД «Нева», 2004.

3. Кеттманн С. «2000 развивающих игр и экспериментов для детей», Попурри, 2005.

4. ПогудкинаИ. С. «Что делать и чем заняться от 1 года до 3 лет», Книголюб, 2006.

5. Стребелева, Е. А. МишинаГ. А. «Игры и занятия с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в психофизическом развитии», Полиграф сервис, 2002.

6. www.fisher-price.com«Развитие вашего ребенка через игру».

Публикации по теме:

Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста посредством игровых технологий «Родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии.

АПО «Развитие воображения и творческой активности у дошкольников посредством игровых развивающих технологий» Раздел I. Информация об опыте 1.1. Условия возникновения и становления опыта Автор опыта на протяжении 37 лет работает воспитателем в МАДОУ.

Опыт работы «Развитие воображения и творческой активности у дошкольников посредством игровых развивающих технологий» Раздел II. Технология описания опыта Целью данного опыта является развитие воображения и творческой активности дошкольников, приучение их.

Перспективный план «Развитие мышления и воображения посредством игровых технологий». Старшая группа Тема Задачи Методы и приемы Литература 1. «Осень к нам пришла» Расширить и уточнить представления детей о сезонных изменениях в природе.

Приложение к опыту «Развитие воображения и творческой активности у дошкольников посредством игровых развивающих технологий» Приложение № 2 Методики диагностирования универсальных творческих способностей детей Методика «Дорисовывание фигур» О. М. Дьяченко Методика.

Развитие речи детей раннего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности ПАСПОРТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА Тема: Развитие речи детей раннего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности Характерристика.

Развитие связной речи детей раннего возраста посредством театрализованной деятельностиРазвитие связной речи детей раннего возраста посредством театрализованной деятельности Ранний возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой; это особый мир со своим языком, образом.

Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста посредством игровой деятельности Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности. «Ранний возраст - «золотая пора» сенсорного развития, так считал.

Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности Актуальность В современном мире возникает необходимость выделить в содержании работы с детьми раннего возраста аспекты социально–личностного.

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельностиРазвитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности Выступление на ГМО. 6 февраля 2019 года состоялось ГМО педагогов дошкольного образования г. Миасса «Метод проектов в ДОУ как инновационная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие познавательной деятельности детей раннего возраста посредством игровых технологий
Опубликовано: 12 ноября 2019 в 14:01
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД