Лучший педагог года

Развитие психомоторики детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения

Ксения Самарина
Развитие психомоторики детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения

Тема статьи: Развитие психомоторики детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения

Автор: Самарина Ксения Валерьевна

Воспитатель МБДОУ детского сад№17 «Золотой ключик» в г. Пятигорске

Введение

Публикация «Развитие психомоторики детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения» размещена в разделах

Актуальность исследования. Вопросом психомоторного развития ребенка старшего дошкольного возраста занимались многие педагоги, психологи, отражающие свои публикации в современной общей и специальной дошкольной педагогике, общей и специальной детской психологии. Данный факт вполне объясним, потому что на первоначальных этапах индивидуального развития своеобразным качеством личности выступает синкретичность, а именно взаимосвязь психики и движений (Е. А. Аркин, А. Валлон, П. Ф. Вэдэзи, Л. С. Выготский, A.B. Запорожец, М. М. Кольцова, А. Н. Леонтьев, Р. Р. Фьюэлл, Н. М. Щелованов и др.).

Движение является главным биологическим качеством живой материи, оно формируется и прогрессирует совместно с эволюцией окружающего мира. «Движение – это многофункциональное отражение жизнедеятельности, предоставляющая шанс для активного взаимодействия, как отдельных компонентов тела, так и целого организма с природой и социумом».

Целью исследования является разработка и апробация программы развития психомоторики детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения.

задачи исследования:

- провести теоретический анализ концепций развития психомоторики у детей старшего дошкольного возраста;

- описать специфику развития психомоторики детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения;

- осуществить подбор методик диагностики психомоторики детей старшего дошкольного возраста и провести диагностику;

- разработать и апробировать на практике программу развития психомоторики детей старшего дошкольного возраста.

Целью констатирующего этапа эксперимента является изучение развития психомоторики детей старшего дошкольного возраста.

Экспериментальная работа проводилась на базе МДОУ «Детский сад» № 24 «Радуга» г. Буденновска Будённовского района Ставропольского края. В эксперименте приняли участие 21 ребенок старшего дошкольного возраста. При этом мы разделили детей на две группы : контрольную (10 чел.) и экспериментальную, куда вошли 11 человек.

Для реализации цели констатирующего этапа эксперимента нами был использован следующий психодиагностический инструментарий : «Тест зрительно-моторной координации» (Л. Бендер); методика экспресс – диагностики свойств нервной системы по психомоторным показателям «Теппинг-тест» (Е. П. Ильин); тест «Определение способности быстро и точно перестраивать свои действия в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки» (по Степаненковой Э. Я.);

Анализ результатов по методикам на констатирующем этапе эксперимента позволил определить 11 человек с низким уровнем психомоторного развития, 8 человек со средним уровнем и 2 человек с высоким. Необходимо отметить, что в контрольной и экспериментальной группах данные практически одинаковые. Так, низкий уровень в контрольной группе представлен у 5 человек, а в экспериментальной у 6 респондентов; к среднему уровню в обеих группах нами отнесено по 4 человек, а к высокому по 1 человека соответственно.

В процессе осуществления качественного анализа нам удалось определить, что дети в процессе выполнения задания не способны полностью копировать и воспроизводить предложенный образец. Им сложно одновременно контролировать собственные зрительные и моторные действия. Чаще всего в процессе выполнения заданий респонденты демонстрируют низкую работоспособность, а также не умение запоминать, удерживать и подчиняться вербальной инструкции экспериментатора. При этом критериальные показатели общего психомоторного развития сформированы неравномерно.

Полученные результаты обозначили необходимость проведения формирующего этапа эксперимента, на котором в образовательное пространство учреждения внедрялась развивающая программа «Я умею».

Цель программы: формирование психомоторики у детей старшего дошкольного возраста; развитие работы больших полушарий мозга; воспитание ценностного отношения к своему здоровью.

Задачи программы:

- развитие координации движений, формирование способности выполнять согласованные действия головой, руками, ногами, туловища и глаз;

- развитие мелкой моторики; увеличение работоспособности мозга;

- развитие межполушарного взаимодействия;

- формирование умения расслабляться; обучение навыкам снятия напряжения;

- формирование внимания и восприимчивости к собственной моторной активности и подвижности сверстников;

- развитие способности осуществлять контроль собственных движений и их согласованность;

- формирование зрительно-двигательной согласованности;

- улучшение тонуса мышц.

Контингент потенциальных участников. Развивающая программа «Я умею» рассчитана на детей 6 - 7 лет и включает в себя 15 занятий, продолжительность одного занятия – от 20 до 30 минут. Программа реализовывалась на протяжении 2 месяцев.

Программа построена на следующих принципах:

- принцип осознания совершаемых действий. Действия ребенка в процессе занятия сопровождаются проговариванием психологом этих действий. Например: «Скажи, какой пальчик сейчас работает?», «Твои пальчики сейчас сгибаются или разгибаются?» и т. п. Данный принцип полезен для формирования межфункциональных связей мозговых структур;

- принцип развернутости освоения навыков. Темп и механизмы освоения навыков у разных детей неодинаков в силу их индивидуальных особенностей. Каждая часть программы может быть освоена разными детьми при разном количестве занятий, поэтому отрабатываются навыки освоения движений ребенка в оптимальном именно для него режиме.

- принцип обратной связи. В процессе занятия важно комментировать, помогать, подсказывать и оценивать действия дошкольника для закрепления у него правильных двигательных действий (формирование правильной двигательной памяти). Применение данного принципа также позволяет ребенку быстро скорректировать свои двигательные действия, если он допускает ошибки.

Формы и методы работы. В процессе реализации программы используются пальчиковые упражнения для старших дошкольников; глазодвигательные упражнения; реципрокные и телесные упражнения; упражнения на релаксацию, растяжки, психогимнастика.

Ожидаемые результаты. В процессе реализации развивающей программы у детей старшего дошкольного возраста :

- снизится гипертонус и повысится гипотонус мышц, то есть тонус мышц придет в норму;

- произойдет снижение эмоционального напряжения, уровня стресса;

- расширится пространство зрительной перцепции;

- сформируются координированные действия между зрительными анализаторами и движением, слуховыми анализаторами и действиями;

- возрастет темп интеллектуальной деятельности, повысится уровень познавательных процессов и психических функций;

- увеличится работоспособность мозга, его больших полушарий, а также активизируется работа межполушарного взаимодействия.

По нашему убеждению реализация развивающей программы «Я умею» обогатит представление детей о собственной моторной активности и подвижности сверстников; будет способствовать формированию координации между различными анализаторами: слуховыми, зрительными; улучшит тонус мышц; а также дети смогут контролировать свои эмоциональные состояния и обучатся способам снятия напряжения и получение расслабления.

Главный показатель – повышение уровня развития психомоторики детей старшего дошкольного возраста, улучшение работы больших полушарий мозга, сформированность навыка контролировать свои движения.

По нашему мнению реализация развивающей программы должна осуществляться с учетом принципов осознания действий, развернутости освоения навыков и принципа обратной связи. Мы убеждены, что ориентировка на данные принципы позволит обеспечить максимально положительные результаты, и будет способствовать осознанному выполнению детьми поставленных задач.

Ключевым моментом в программе выступает ориентированность на приемы растяжки, использование психогимнастики, телесных упражнений, глазодвигательных и реципрокных. Комплексное использование обозначенных методов работы повысит уровень психомоторного развития старших дошкольников.

В экспериментальной группе на констатирующем этапе эксперимента среднее значение по низкому уровню составило 54,5%, по среднему – 36,4%, а к высокому мы отнесли – 9,1; на итоговом этапе произошли существенные изменения: низкий уровень представлен у 27,3%, средний – 45,5%, а высокий уровень повысился до 27,3%.

Ориентируясь на представленные данные, можно утверждать, что была проведена эффективная развивающая работа.

Заключение

Анализ современной психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод о том, что проблема развития психомоторики, а особенно у детей старшего дошкольного возраста занимает одно из центральных мест в современной науке. Развитию представлений о психомоторике посвящены работы Е. А. Аркина, А. Валлона, П. Ф. Вэдэзи, Л. С. Выготскиого, A.B. Запорожца, М. М. Кольцовой, А. Н. Леонтьева, Р. Р. Фьюэлла, Н. М. Щелованова и др.).

В процессе написания данного исследования нами было установлено, что при использовании данных приемов и форм работы: растяжки; глазодвигательных упражнений; упражнений для развития межполушарного взаимодействия (реципрокные упражнения и телесные упражнения); упражнения, направленные на развитие мелкой моторики; упражнения на релаксацию, психогимнастика, возможно повысить уровень психомоторики у детей.

Полученные данные обозначили необходимость проведения формирующего этапа эксперимента, на котором осуществлялось внедрение развивающей программы «Я умею» в образовательное пространство учреждения. Ценность программы заключается в том, что у детей сформировалось представление о собственной моторной активности; они научились координировать собственные анализаторное системы: слуховые, зрительные; а также дети научились регулировать свои эмоциональные проявления и научились расслабляться.

Исходя из этого, можно утверждать об эффективности проведенной работы на формирующем этапе эксперимента.

Таким образом, проведённое нами исследование в целом подтвердило выдвинутое предположение и позволило решить поставленные задачи.

Публикации по теме:

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи как фактор развития личности ребенка дошкольного возраста 1. Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно- воспитательного процесса. Изменения, происходящие.

Организация военно-патриотического воспитания в условиях дошкольного образовательного учреждения "Организация военно-патриотического воспитания в условиях дошкольного образовательного учреждения" В настоящее время Россия претерпевает.

Исследовательский проект «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения». Часть I Введение Успешная адаптация ребёнка раннего возраста к условиям дошкольного учреждения определяет его социально-личностное развитие в последующие.

Исследовательский проект «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения». Часть 2 1.2. Понятие адаптации и адаптационного периода к ДОУ Адаптация (от лат. аdарdo - приспособлять) включает круг явлений от элементарного.

Исследовательский проект «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения». Часть 3 Глава 2. Психолого-педагогические условия организации успешной адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению2.1. Формы работы.

Консультация для воспитателей «Адаптация детей дошкольного возраста к условиям образовательного учреждения» Хорошее настроение – лучший Рецепт против плохого поведения. Не осуждайте малышей за плохое поведение – то есть за плохое настроение. Ищите.

Отчет по самообразованию старшего воспитателя дошкольного образовательного учреждения Никогда не прекращайте вашей самообразовательной работы и не забывайте, что, сколько бы ни учились, сколько бы ни знали, знанию и образованию.

Ранняя логопедическая помощь детям в условиях дошкольного образовательного учреждения РАННЯЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Ключевые слова: речь, дошкольники, логопедическая.

Развитие одаренности у детей старшего дошкольного возраста в условиях использования метода проектов Краткая аннотация проекта Актуальность: Каких детей называют одарёнными? Как происходит их дальнейшее развитие? Что можно сделать для их.

Создание условий для развития детской одаренности в условиях дошкольного образовательного учреждения В последнее время актуальность и значимость проблемы раннего выявления и развития одаренности все больше возрастает. В основе ФГОС ДО лежит.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие психомоторики детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения
Опубликовано: 9 сентября 2018 в 23:19
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД