Лучший педагог года

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами дидактической игры

наталья новикова
Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами дидактической игры

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ

Прекрасна речь, когда она как ручеек,

Бежит среди камней, чиста, нетороплива,

И ты готов внимать ее поток, и восклицать:

«О, как же ты красива!».

Е. Щукина

Публикация «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами дидактической игры» размещена в разделах

Развитие речи детей выступает одной из важнейших задач дошкольного образования. В настоящее время значительно возросли требования к речевому развитию детей дошкольного возраста. Именно благодаря речи ребенок выражает свои потребности, чувства и переживания, познает окружающий мир, накапливает знания, расширяет круг представлений о предметах. От того, насколько точно, лаконично и уместно в соответствии с конкретной речевой ситуацией дошкольник умеет выражать свои мысли, зависит эффективность процесса общения. Следовательно, овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается как основа дальнейшего успешного обучения в школе.

Одним из эффективных средств речевого развития дошкольников является дидактическая игра. В трудах разных авторов дидактической игре отводится важное место. Так, в публикациях В. Н. Аванесовой, А. К. Бондаренко, Р. И. Жуковской было определено содержание, виды, структура и методика организации дидактических игр в разных возрастных группах. Указанные авторы подчеркивали особую роль дидактических игр в стимулировании познавательного и речевого развития детей дошкольного возраста. Дидактическая игра, по их мнению, способствует обогащению и активизации словаря, становлению правильного звукопроизношения, совершенствованию связной речи, формированию умения правильно выражать свои мысли. Однако в практике дошкольного образования педагоги не в полной мере используют возможности дидактической игры в целях развития речи дошкольников, отдавая предпочтение занятиям как ведущей форме организации образовательного процесса в ДОО.

Вышеизложенные факты обусловили выбор приоритетного направления образовательной работы с воспитанниками старшей группе МБДОУ Детский сад № 94 г. Орла.

В процессе развития речи детей старшего дошкольного возраста решаются следующие задачи:

Продолжать развивать речь как средство общения. Расширять представления детей о многообразии окружающего мира.

Закреплять правильное, отчетливое произнесение звуков. Учить различать на слух и отчетливо произносить сходные пo артикуляции и звучанию согласные звуки.

Продолжать развивать фонематический слух. Учить определять место звука в слове (начало, середина, конец).

Отрабатывать интонационную выразительность речи

Обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы бытового окружения; прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов; наречиями, обозначающими взаимоотношения людей, их отношение к труду.

Упражнять детей в подборе существительных к прилагательным, слов со сходным значением, с противоположным значением.

Совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях: существительные с числительными и прилагательные с существительными.

Помогать детям замечать неправильную постановку ударения в слове, ошибку в чередовании согласных, предоставлять возможность самостоятельно ее исправить.

Знакомить с разными способами образования слов

Упражнять в образовании однокоренных слов, в том числе глаголов с приставками.

Помогать детям правильно употреблять существительные множественного числа в именительном и винительном падежах; глаголы в повелительном наклонении; прилагательные и наречия в сравнительной степени; несклоняемые существительные.

Учить составлять по образцу простые и сложные предложения. Совершенствовать умение пользоваться прямой и косвенной речью.

Развивать умение поддерживать беседу.

Совершенствовать диалогическую форму речи. Поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.

Развивать монологическую форму речи.

Учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы.

Учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины, составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием. Развивать умение составлять рассказы о событиях из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам.

Для решения поставленных задач мною был отобран комплекс дидактических игр, в том числе игры с предметами, настольно-печатные игры и словесные игры.

Организация дидактических игр осуществлялась в три этапа: подготовка к проведению дидактической игры, проведение дидактической игры, подведение итогов дидактической игры.

На подготовительном этапе подготовка воспитателя к игре предполагала определение наиболее удобного времени и места проведения дидактической игры, подбор методов руководства ею. Однако больше внимания уделялось подготовке детей к игре. В рамках предварительной работы с детьми организовывались непосредственная образовательная деятельность, чтение художественной литературы в свободное время, наблюдение на прогулках, рассматривание иллюстраций. Например, перед проведением игры «Веселый рыбак» обогащали представления детей о рыбах, их внешнем виде, повадках. Перед игрой «Вот какие грибы» рассматривали иллюстрации, читали познавательную литературу о съедобных и несъедобных грибах. В преддверии игры «Деревья и кустарники» на прогулке рассматривали и отмечали отличительные особенности деревьев и кустарников. Проводимая таким образом работа давала ребятам необходимые знания и позволяла успешно решать игровые задачи, задавать вопросы ведущему, отвечать на вопросы ведущего, угадывать задуманное в игре.

На этапе организации дидактической игры я, прежде всего, знакомила детей с ее содержанием, правилами и дидактическим материалом, который будет использован в игре. В начале игры старалась вызвать у детей интерес к ней, желание играть. Например, в игре «Расскажу – не покажу» на каждый стол ставили для двоих детей маленькую коробочку с игрушкой в ней. Разрешали игрокам осторожно посмотреть в нее, чтобы за соседним столом не было видно, что спрятано в коробочке. Затем давали детям задание: задавать любые вопросы, чтобы отгадать, что в коробочке соседей. Единственное правило: нельзя спрашивать: «Что в коробочке?». Когда дети, задающие вопросы, что правильно называли предмет, который был спрятан в коробочке, отвечающие показывали игрушку.

В игре «Закрытая картинка» показывала детям перевернутую картинку и объясняла, что там нарисовано что-то очень интересное. Затем просила детей, сделать то же самое. Например, покажите, что делает девочка на этой картинке; дайте такой же мячик, как на этой картинке. Дети были поставлены перед необходимостью спросить у взрослого: Что делает девочка? Какой мячик? Сколько кубиков?

При проведении дидактических игр старалась, чтобы она не превращалась в обучающее занятие: детям позволялось бурно реагировать на различные действия играющих: хлопать в ладоши, подбадривать, сопереживать, шутить. Это способствовало тому, чтобы игровое настроение сохранялось у детей на протяжении всей игры, чтобы они были увлечены игровой задачей. Вместе с тем при проведении игр особое внимание обращали на четкое выполнение участниками правил, что позволяло сделать игру занимательной и сохранить интерес к ней.

В конце игры обязательно подводились итоги. Здесь очень важно похвалить каждого участника. Поддержка педагога и сверстников имеет большое значение, для того, чтобы в следующий раз игра была желанна для ребенка, и он не отказался от нее. Кроме того, у детей спрашивала, понравилась ли им игра, почему, что больше всего понравилось, кто лучше справился с заданием и почему, желают ли дети поиграть в эту игру еще раз. При подведении итогов непременно обращала внимание детей на то, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность, четкое соблюдение правил.

Таким образом, накопленный опыт работы позволяет сделать вывод о том, что дидактические игры способствуют активизации словарного запаса детей («Веселый рыбак», «Вот какие грибы», «Деревья кустарники», совершенствованию грамматического строя речи («Мастерская по изготовлению трикотажных изделий», развитию связной речи («Отгадай и назови», «Почемучки», «Мастерская игрушек»). Кроме того, дидактические игры способствуют познавательному развитию дошкольников, воспитанию наблюдательности, выдержки, доброжелательности по отношению к товарищам, особенно проигравшим.

Публикации по теме:

Развитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельностиРазвитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра -это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается.

Развитие речи детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятияхРазвитие речи детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятиях Развитие речи детей раннего возраста (2–3 года) средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятиях Театрализованная деятельность.

Формирование и развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игрыФормирование и развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игры Данная тема выбрана была не случайно. Именно сенсорное развитие составляет фундамент умственного развития ребенка, является залогом его.

Методическая разработка дидактической игры для детей старшего дошкольного возраста «Семейный бюджет»Методическая разработка дидактической игры для детей старшего дошкольного возраста «Семейный бюджет» Дидактическая игра «Семейный бюджет» Возрастная категория: 5-7 лет Цель: Формирование знаний детей о расходах семьи. Задачи: • Закрепить.

Педагогический проект «Развитие речи детей посредством дидактической игры» Педагогический проект «Развитие речи детей посредством дидактической игры» Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь 2021г. -май.

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр Развитие логического мышления в старшем дошкольном возрасте помогает формировать у детей высокую активность и глубокие знания в познавательной.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами трудовой деятельности. Работа с родителямиРазвитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами трудовой деятельности. Работа с родителями Развитие речи всегда красной нитью проходит через все образовательные области. Захватывает оно и познавательное развитие, а в моем случае,.

Развитие сенсорики и мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством дидактической игрыРазвитие сенсорики и мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством дидактической игры На протяжении моей работы активно используются различные игры - тренажёры как заимственные у других педагогов, так и разработанные лично.

Роль дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возрастаРоль дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возраста Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети, да и взрослые тоже стали больше.

Значение дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возраста «Ребенок играет и словом и в слове. Именно на игре словом ребенок учится тонкостям родного языка, усваивает музыку его и то, что филологи.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами дидактической игры
Опубликовано: 24 января 2022 в 18:11
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД