Папки-передвижки

Развитие речи дошкольников «Профессии» с использованием инновационной технологии «синквейн»

Иванова Елена Геннадьевна
Развитие речи дошкольников «Профессии» с использованием инновационной технологии «синквейн»

Цель:

Развитие связной речи дошкольников.

Задачи:

1. Формировать умения строить предложения, описательный рассказ, высказывать собственное мнение, думать, рассуждать.

1. Закреплять знания о профессиях, их признаках, их действиях.

2. Развивать зрительное внимание, память, воображение.

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». К. Д. Ушинский

Публикация «Развитие речи дошкольников „Профессии“ с использованием инновационной технологии „синквейн“» размещена в разделах

Чем активнее ребенок, чем больше он вовлечен в интересную для себя деятельность, тем лучше результат. Поэтому важно стимулировать речевую активность в процессе свободного общения. В последнее время все чаще поднимается вопрос о применении  инновационных технологий. Вот с таким инновационным, интересным и, на мой взгляд, результативным методом я хочу вас познакомить. Называется этот метод СИНКВЕЙН.

Синквейн легко интегрируется с другими образовательными областями программы и является одним из эффективных методов развития речи дошкольника.

В чём же его эффективность и значимость?

Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все.

Во-вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.

Синквейн является игровым приемом.

Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу, в данном случае в работе над проектом «Профессии».

Существуют определенные правила написания синквейна.

Он состоит из 5-ти строк. Его форма напоминает «елочку».

1-я строка (вершина «елочки») – одно слово; 

2-я строка – два слова;

3-я строка – три слова;

4-я строка – четыре слова;

5-я строка (основание «елочки») – одно слово

Гораздо легче новый вид изложения мысли воспринимается, если задание изложено в стихотворной форме или в форме загадки. Например,

Кто пропишет витамины?

Кто излечит от ангины?

На прививках ты не плачь —

Как лечиться, знает. (врач)

Работа по обучению дошкольников составлению синквейна веду поэтапно :

Работу начинаю с уточнения, расширения и совершенствования словаря о данной профессии. Чтобы ребенок мог правильно, полно, грамотно выразить свою мысль,

В первой строке синквейна задаю тему, которая заключает в себе одно слово.

На этом этапе я знакомлю дошкольников с понятием«слово-предмет». Детям предъявляется существительное, которое обозначает профессию и отвечает на вопрос кто?

Соответственно актуализируется номинативная лексика, отражающая названия различных профессий.

Наряду со словом-предметом я ввожу символ или модель, обозначающие предмет.

В моем случае это графическое изображение человечка.

Почему именно такой символ? Я считаю, что он один из самых понятных символов для детей именно в перспективе нашего задания.  

Итак, возвращаясь к нашей загадке, мы помним, что слово-предмет, т.  е. профессия, о которой идет речь в данном синквейне – врач.

Вторая строка — два слова.

На этом этапе я ввожу «слово-признак».

Наша модель-прилагательное обозначает признаки, которые свойственны профессии врача и отвечают на вопросы какой, какая? соответственно актуализируется адъективная лексика (употребление в речи прилагательных).

Врач какой? Добрый, умный, заботливый.

Обратите внимание, как изменилось графическое изображение модели.

Одежда человечка окрасилась в желтый цвет. Это позволяет увидеть между ними разницу и задать вопросы: что изменилось?

Какая у человечка стала одежда?

Третья строка образована тремя глаголами. Т. е., на этом этапе я ввожу понятие “Слова-действия”, предъявляю модель-действие врача, чем актуализирую предикативная лексику (употребление в речи глаголов). Например,

Врач (что делает) осматривает, измеряет температуру, выслушивает.

Обратите внимание на модель. Наш человечек обрел ручки и ножки, соответственно, глядя на него мы понимаем, что человечек двигается.

Четвертая строка — это фраза из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к профессии. которую описывает.

Т. е., здесь ребенку нужно составить предложение по заданной теме. Можно составлять предложение с уже имеющимися словами, можно придумать что-то новое. Главное, чтобы это было в рамках заданной темы. Предложение состоит из четырех слов. Может состоять из трех или пяти слов.

Врач измеряет температуру.

Ну и наконец пятая строка — резюме, итог, вывод. Это одно слово для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с профессией, о которой говорится в синквейне. То есть это личное отношение автора к профессии. Выражена пятая строка может быть существительным, наречием, даже глаголом. Главное, чтобы это было отношение ребенка к предмету.

Например: помощь

Итак, коллеги, мы с вами пришли к модели синквейна, связанной с прфессией врач.

Использование наглядно-графических схем помогает детям быстрее усвоить эти понятия. Поэтому синквейн может быть изображен в картинках. Для этого я использую мультимедийные средства обучения. Например, давайте попробуем составить синквейн к профессии повар.

Повар

Веселый, толстый

Варит, готовит. печет

Повар печет пироги

Обед

При помощи наводящих вопросов дети учатся выделять главную мысль, отвечать на вопросы и по определенному алгоритму создают устные нерифмованные стихотворения. Свои работы (синквейны)

дети оформляют как в форме графических рисунков, так и в виде устных сочинений с опорой на схему.

Я использую синквейн на занятиях по художественному творчеству – их легко составлять к любым поделкам, рисункам, аппликациям детей. Детям это очень интересно, т.  к. они могут рассказать, какие качества или черты характера присущи человеку той или иной профессии

Играя с детьми я заметила, что они стали хорошо справляться с заданиями и я предлагаю детям используя слова из  синквейна, придумать рассказ о профессии.

Публикации по теме:

Использование технологии «синквейн» в речевом развитии старших дошкольников» ФГОС ДО определяет систему новых стандартов к структуре, результатам, условиям реализации образовательной программы ДОУ. В работе по речевому.

Использование синквейн технологии в нравственно-патриотическом воспитании старших дошкольников На основе практического опыта воспитателя высшего уровня квалификации высшей категории Лихограй Л. В. Синквейн – прием технологии развития.

Использование технологии синквейн в речевом развитии дошкольников Психологи и практикующие педагоги отмечают, что у старших дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас, дети не умеют.

Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии дошкольников Целевые ориентиры речевого развития дошкольников (согласно ФГОС ДО): ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои.

Конспект музыкального занятия с использованием инновационной технологии — ритмопластики «На лугу цветочном» «На лугу цветочном» Цель: Познакомить с творчеством Петра Ильича Чайковского, развивать у детей умение воспринимать характер музыкального.

Конспект НОД «Сочиняем мини-расказы по сказке «Гуси-Лебеди» с использованием технологии синквейн» Конспект НОД в старшей - подготовительной группе «Сочиняем мини-расказы по сказке «Гуси-Лебеди» с использованием технологии синквейн.».

Конспект занятия с использованием технологии дидактический синквейн «Сочиняем стихи» 1. Мотивационная ситуация: Упражнение «Ассоциация» Цель: настроить детей на положительную и продуктивную работу, снять психологическое напряжение.

Консультация «Использование синквейн — технологии в развитии речи старших дошкольников» Одним из эффективных методов развития речи ребенка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного.

Мастер-класс «Использование технологии «Синквейн» в речевом и познавательном развитии дошкольников» Цель: дать представление об использовани инновационного метода (технологии) «синквейн» в речевом и познавательном развитии дошкольников».

Применение технологии синквейн в развитии сязной речи дошкольников Мы часто слышим о том, что современные дети другие. В последние годы отмечается замедленный развития детей, особенно это заметно в развитии.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи дошкольников «Профессии» с использованием инновационной технологии «синквейн»
Опубликовано: 12 июня 2019 в 15:23
+23Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД