Папки-передвижки

Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста посредством экспериментирования (19 фото)

Юлия Максимовна Баринова
Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста посредством экспериментирования
▼ Скачать + Заказать документы

Краткосрочный проект на тему:

«Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста посредством экспериментирования»

Подготовила: воспитатель Баринова Ю. М.

Новое Девяткино, 2024 г.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Актуальность выбранной темы

2. Паспорт проекта

3. Перспективный план проектной деятельности

3.1 День 1. Тема «Вода»

3.2 День 2. Тема «Песок»

3.3 День 3. Тема «Воздух»

3.4 День 4. Тема «Свет»

3.5 День 5. Тема «Звук и запах»

Публикация «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста посредством экспериментирования» размещена в разделах

4. Результаты реализации проекта

1. Актуальность выбранной темы

Среди методик раннего развития детей весомое место занимает формирование сенсорной культуры. Это поэтапное ознакомление ребенка с многообразием внешнего мира путем воздействия на его органы чувств — зрение, слух, тактильные ощущения, обоняние и вкус.

Значение сенсорного развития в раннем возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплении представлений об окружающем мире. Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).

Ребенок раннего возраста познает окружающий мир преимущественно через органы чувств, поэтому и система образования в детском саду должна создавать оптимальные условия, при которых у ребенка совершенствуются способности в открытии особенностей и свойств объектов окружающей действительности. Такие оптимальные условия создаются через занятия опытно-экспериментальной деятельностью.

Цель экспериментирования – это формирование и расширение представлений у детей об объектах живой и неживой природы через практическое самостоятельное познание.

Экспериментирование рассматривается как метод, близкий к идеальному, для развития сенсорных способностей ребенка. Ведь знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. Элементарные опыты доступны уже детям с раннего, младшего возраста.

По мнению В. А. Сухомлинского, детское экспериментирование – сложный многогранный процесс, включающий в себя и живое наблюдение, и опыты, проводимые ребенком. Ребенок овладевает моделью исследовательской деятельности – от постановки проблемы к выдвижению гипотезы и проверке ее опытным путем, где ему доступны приемы простейшего планирования эксперимента, сравнительного анализа наблюдаемых процессов и полученных результатов.

Таким образом, выбранная нами тема проектной деятельности является актуальной в настоящее время, поскольку дошкольный возраст является основой для формирования сенсорного опыта ребенка как базиса личностной культуры, воспитания, обучения и развития ребенка, его позитивной социализации.

2. Паспорт проекта

Вид проекта: опытно-экспериментальный, познавательный.

Длительность: краткосрочный

Дата проведения: 25.03.24 – 29.03.24 г.

Участники: воспитанники первой младшей группы №1 «Бусинки», возраст 2-3 года

Разработчик проекта: воспитатель Баринова Ю. М.

Цель нашего проекта – развитие сенсорных способностей детей в процессе экспериментирования и наблюдения, а также развитие наблюдательности, умения сравнивать и анализировать простейшие явления.

Для достижения данной цели нами были поставлены следующие задачи:

1. создать в групповой комнате условия для детского экспериментирования, организовать «Центр экспериментирования»;

2. расширить представление детей об окружающем мире, познакомить детей с явлениями неживой природы, изучить их особенности, свойства, признаки;

3. формировать навыки постановки элементарных опытов с водой, песком, бумагой, воздухом, светом,

4. развивать мышление и речь в процессе познавательно-исследовательской деятельности;

5. развивать познавательную активность детей в ходе проведения экспериментов;

6. привлечь родителей к совместной деятельности с детьми и воспитателями;

7. воспитывать бережное и заботливое отношение к объектам неживой природы.

Формы организации по реализации проекта:

• игровая деятельность: дидактические, настольные, словесные игры;

• детское экспериментирование (опыты, наблюдения, исследования);

• художественно-творческая деятельность детей и родителей воспитанников (рисование);

• образовательная деятельность: НОД, решение проблемных задач.

Планируемые результаты проекта:

1. развитие сенсорных способностей детей, повышение их активности, самостоятельности мышления, творческого начала;

2. формирование детской индивидуальности;

3. обучение навыку высказывать свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирать способ решения познавательной задачи;

4. развитие умения сравнивать, сопоставлять, делать выводы, высказывать свои суждения и умозаключения.

5. создание у детей эмоционально- приподнятого настроения, научить детей испытывать радость, удивление и даже восторг от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у него чувство удовлетворения от проделанной работы.

3. Перспективный план проектной деятельности

В процессе реализации данного проекта можно выделить три основный этапа:

1. Первый этап – подготовительный

2. Второй этап – основной

3. Третий этап – заключительный.

В процессе первого этапа нами была проделана следующая работа:

Подбор и изучение методической литературы по теме «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста посредством экспериментирования»;

Изучение требований ФГОС ДО к предметно-пространственной среде;

Изучение практических и теоретических сведений о детской экспериментальной деятельности;

Создание «уголка экспериментирования» в группе;

Определение содержания экспериментальной деятельности по темам с учетом рабочей программы данной возрастной группы;

разработка картотеки опытов,

подбор игр по экспериментированию.

Для проведения опытно-экспериментальной деятельности в нашей группе был создан «Центр экспериментирования», в котором есть уголок с водой, с песком, с различными природными материалами (камни, ракушки, кристаллы, перья и т. д., также все необходимое для простейших опытов с воздухом (воздушные шары, трубочки, дудочки, помпоны, мыльные пузыри и т. д., светом (фонарики, калейдоскопы, зеркальца, лупы, а также в нем имеются дидактические игры, направленные на развитие слухового восприятия (дидактическая игра «Шумовые коробочки») и обоняния (дидактическая игра «Угадай по запаху»).

Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста посредством экспериментирования

Также на подготовительном этапе нами были разработаны три основные картотеки опытов для первой младшей группы, возраст детей 2-3 года:

1. Картотека опытов с водой

2. Картотека опытов с песком

3. Картотека опытов с воздухом.

Фото №1 Краткосрочный проект на тему

В течение второго этапа, основного, нами был разработан цикл занятий на пять дней в соответствии с перспективным планом опытнической и экспериментаторской деятельности детей раннего возраста.

Основным методом в деятельности по экспериментированию у детей раннего возраста мы выбрали проведение элементарных опытов. Их элементарность заключается, во-первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям. Во-вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения. В-третьих, в такой работе используется обычное бытовое и игровое оборудование (одноразовая посуда, целлофановые пакеты и т. д.).

Опыты можно проводить как отдельный вид деятельности, так и как игра или часть занятия. Длительность проведения опытов четко не регламентируется. Это зависит от формы организации опыта, но не более 10 минут за один этап.

Опыты могут проводиться как с подгруппой детей, так и с 2-3 малышами. Проводить опыты с целой группой не рекомендуется, т. к. при этом невозможно задействовать всех детей и результат проводимого опыта снижается.

Итак, нами был разработан следующий план проведения проектной деятельности:

1. День 1. Тема «Вода»

2. День 2. Тема «Песок»

3. День 3. Тема «Воздух»

4. День 4. Тема «Свет»

5. День 5. Тема «Звук и запах»

Для выбора опытов мы использовали разработанные ранее картотеки.

На третьем этапе, заключительном, нами были сделаны вывода по проделанной работе, а также оформлены полученные результаты и презентованы для обмена опытом с другими сотрудниками детского сада.

Далее рассмотрим подробно, как прошел каждый день проектной деятельности.

3.1 День 1. Тема «Вода»

Первый день нашего проекта по экспериментированию и развитию сенсорных способностей у детей раннего возраста был посвящен воде.

Вода — это самая загадочная жидкость на земле. Игры с водой - один из самых приятных способов обучения. В ходе таких игр дети знакомятся с различным состоянием воды. Игры с водой помогают решать разные задачи обучения, такие как:

• знакомство с окружающим миром;

• расширение и обогащение словарного запаса детей;

• развитие мелкой моторики рук.

Дети с удовольствием и с интересом изучают, познают, наблюдают. Игры с водой – «одна из форм естественной деятельности ребёнка. Они обладают почти неограниченными возможностями и способствуют развитию ребёнка во всех аспектах».

Так, игры с водой несут в себе информационную, эмоциогенную и регуляторную функции.

Взаимодействие с природным материалом позволяет ребенку получить информацию о качестве и свойствах воды, что способствует расширению представлений об окружающем.

Эмоциогенная функция проявляется в интересе к изучаемому объекту, эмоциональной реакции на него.

Регуляторная функция как бы проецирует знания на конкретную деятельность.

Игры с водой – «это эффективный способ саморегуляции. Вода способна «заземлять» отрицательную энергию, она обладает психотерапевтическими свойствами, способствует релаксации, расслаблению. С другой стороны, она может не просто заинтересовать, но и развлечь ребёнка, поднять эмоциональный настрой, зарядить ребёнка энергией жизни».

Все игры с водой, так или иначе, способствуют развитию тактильно – кинестетической чувствительности, мелкой моторики рук, зрительно-моторной координации, что также является показателями общего физического и двигательного развития. Наряду с развитием тактильных ощущений, координации пальцев рук дети учатся прислушиваться к себе, осознавать и проговаривать свои ощущения, а это в свою очередь, способствует развитию речи, памяти, произвольного внимания.

Для проведения опытов с водой мы использовали наш «Центр экспериментирования», а именно уголок, где располагается специально оборудованный стол с емкостью для воды.

Фото №2 Развитие ребенка

Итак, в первый день нашего проекта по теме «Вода» нами были проведены следующие эксперименты из нашей картотеки «Опыты с водой»:

• «Почему вода прозрачная?»;

• «Как вода меняет цвет?»;

• «Какую форму принимает вода?».

Фото №3 Материалы для педагогов Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста посредством экспериментирования Подготовила воспитатель Баринова Ю Фото №4 Новое Девяткино г Фото №5 Актуальность выбранной темы

Целью данных опытов было показать значение воды для всего живого и изучить ее главные свойства.

В процессе проведения опытов мы познакомили детей с некоторыми свойствами воды: жидкость без вкуса, цвета, формы и запаха, прозрачная, текучая, может разливаться, ее можно вылить, налить, перелить, разлить, окрасить.

Особая ценность игр с водой, на наш взгляд, состоит в том, что перенос традиционных занятий с детьми в «водную среду» даёт большой воспитательный, образовательный и, конечно, развивающий эффект, нежели стандартные формы обучения. А самое главное, игры с водой делают процесс обучения малышей естественным, ненавязчивым, принося открытий и удовольствие детям и взрослым.

3.2 День 2. Тема «Песок»

Темой второго дня нашего проекта стала «Песок». Песок - прекрасный природный материал для развития сенсорного восприятия окружающего мира и развития мелкой моторики рук детей. Для детей раннего возраста это не только увлекательное, но и познавательное событие. В играх с песком происходит сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов - их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе.

Первый коммуникативный опыт у ребенка появляется в процессе игры с песком. Едва научившись ходить, ребенок с удовольствием играет в песочнице. Игры с песком в группе направлены в основном на развитие коммуникативных навыков - умения гармонично и эффективно общаться друг с другом, взаимодействовать.

Во время адаптации детей раннего возраста к детскому саду положительное влияние могут оказывать игры-эксперименты с песком. Игры с песком вызывают неповторимые тактильные ощущения, доставляют необычайное удовольствие и являются исцеляющим методом песочной терапии.

Песок в работе с детьми используется для сенсорного развития, но может применяться и в психотерапевтических целях. Он дает возможность для выражения широкой гаммы самых разных чувств: его можно сыпать, наносить по нему удары, закапывать в него различные предметы.

Работа с песком и водой позволяет легко создавать новые образы и не требует каких-либо умений. Песочные формы детской экспрессии являются выражением непосредственной души ребенка, его внутреннего состояния.

Фото №6 Паспорт проекта

Для проведения опытов с песком мы использовали наш «Центр экспериментирования», а именно уголок, где располагается специальный контейнер с кинетическим песком, а также другое необходимое оборудование – различные формочки, ведерки, совочки, грабельки и др.

Во-второй день нашего проекта мы провели следующие эксперименты с песком из нашей картотеке:

• «Какой бывает песок?»,

• «Следы на песке»,

• «Какую форму может принимать песок?».

Фото №7 Перспективный план проектной деятельности Фото №8 Материалы для педагогов Сенсорное развитие и воспитание Фото №9 Сенсорика Темочки Конкурс для воспитателей и педагогов Лучший проект май

В процессе проведения опытов мы познакомили детей с некоторыми свойствами песка: песок может быть сыпучим, а может быть липким; мокрый песок может принимать различные формы, а сухой нет, на песке можно оставлять следы.

Детям очень понравилось хватать и сыпать песок, копаться в нем руками, лопаткой, палочкой, топтать его ножками, втыкать в него палочки, веточки, листочки, камушки, делать куличи.

Формование из песка можно считать началом конструирования, оно заставляет ребенка сосредоточиться, вызывает положительные эмоции, способствует внутренней раскованности.

3.3 День 3. Тема «Воздух»

Воздух – это уникальная «субстанция». Его нельзя увидеть, потрогать, он безвкусен. Поэтому так сложно дать четкое определение, что это такое. Обычно просто говорят – воздух, это то, чем мы дышим. Он находится вокруг нас, хотя мы его совсем не замечаем. Что будет, если воздух исчезнет? Без него не может жить ни один живой организм, а значит, все люди и животные погибнут. Он не обходим для процесса дыхания. Важное значение имеет, насколько чист и полезен воздух, которым все дышат.

Целью данного дня проекта было дать детям представление о воздухе. Продемонстрировать при помощи экспериментов такие разные свойства воздуха, как отсутствие цвета и формы, способность двигаться и создавать ветер, заполнять пустые пространства. Для изучения свойств воздуха в нашем уголке экспериментирования ест трубочки, перья, помпоны, воздушные шарики, мыльные пузыри.

Фото №10 Результаты реализации проекта Фото №11 Актуальность выбранной темы Среди методик раннего развития детей весомое место занимает формирование Фото №12 Сенсорное развитие и воспитание

С помощью этого оборудования мы провели следующие эксперименты из нашей картотеки:

• «Где находится воздух?»,

• «Как заставить лодочку плыть?»,

• «Как получаются мыльные пузыри?»,

• «Легкий и тяжелый»,

• «Футбол с трубочкой и помпоном».

В процессе проведения всех этих опытов дети познакомились со свойствами воздуха – узнали, что он прозрачный, легкий, невидимый, что с помощью воздуха можно надуть воздушный шар, сделать мыльные пузыри, а также двигать легкие предметы.

3.4 День 4. Тема «Свет»

Одним из основных факторов, обеспечивающих существование всего живого на земле, является солнечный свет. Свет – источник жизни на Земле! Поэтому четвертый день нашего эксперимента мы посвятили изучению света.

Для начала мы с ребятами изучили альбом с тематическими картинками «Источники света», в процессе чего дети узнали, что есть природные источники света, а есть искусственные.

Потом мы проводили разные экперименты, смотрели какой свет идет от настольной лампы, от фонарика и от свечи.

Также с помощью зеркальца ловили солнечных зайчиков и дети сами учились их пускать, изучали свойства зеркала, его способность отражать предметы с помощью света.

А вечером смотрели сказку с помощью фонарика-видеопроектора. Все эти эксперименты дали деятям новые знания о свете и его свойствах.

Фото №13 Сенсорика сенсорной культуры Фото №14 Это поэтапное ознакомление ребенка с многообразием внешнего мира путем воздействия на его органы чувств зрение слух тактильные ощущения обоняние и вкус

3.5 День 5. Тема «Звук и запах»

Как мы уже отмечали выше, сенсорные процессы неразрывно связаны с органами чувств: предметы, которые мы рассматриваем, воздействуют на наш глаз, с помощью руки мы ощущаем твёрдость или мягкость предмета, звуки, издаваемые каким-либо предметом, воспринимает наше ухо, различные запахи чувствует наш нос, поэтому пятый день нашего эксперимента мы решили посвятить развитию слухового восприятия и обоняния детей.

Для этого мы использовали дидактическую игру «Шумовые коробочки», сделанную своими руками. С помощью обычных на первый взгляд шумовых коробочек можно не только развить слух ребенка, но и научить его концентрировать внимание, контролировать свои действия и эмоции, расслаблять и снимать напряжение.

Фото №15 Значение сенсорного развития в раннем возрасте трудно переоценить Фото №16 Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств накоплении представлений об окружающем мире

Мы с ребятами играли в 2 варианта этой игры:

1. Найди две одинаковые коробочки по звучанию

Для начала мы с ребятами познакомились со всеми «шумовыми коробочками». Вместе исследовали звучание каждой из них, обратили внимание детей на то, что все коробочки звучат по-разному. А потом вместе искали две одинаковые по звучанию коробочки.

Этот вариант игры хорошо развивает слух, а также, чтобы найти похожую по звучанию коробочку требуется применить логическое мышление.

2. Отгадай, что это звучит?

Совместно с детьми мы изучили и внимательно послушать все «шумовые коробочки». Потом с помощью карточек-подсказок, с изображением того, что может быть внутри (монеты, манка, рис, макароны, бубенчики, мячик, камни или горох) вместе с детьми пытались угадать, что где лежит.

В процессе игры дети прислушивались к звучанию коробочек, учились концентрировать свое внимание на звуках (что очень важно как для развития слуха, так и для развития речи).

Фото №17 Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование развитие у детей сенсорных процессов ощущений восприятий представлений

Также в пятый день нашего проекта мы игра в дидактическую игру «Угадай по запаху», цель которой обучать детей умению различать запахи, формировать элементарное представление о функциях носа, как органе чувств человека, развивать исследовательские навыки и познавательную активность.

Фото №18 Такие оптимальные условия создаются через занятия опытно экспериментальной деятельностью

В процессе игры ребята с помощью обоняния и карточек-подсказок с изображением того, что лежит внутри (корица, кофе, мята, чеснок, чай, мандарин, малина) должны были угадать, что внутри контейнера.

Таким образом, с помощью данных дидактических игр мы старались сформировать у детей представления о сенсорных эталонах, развивали слуховое восприятие, обогащали и накопляли сенсорный опыт в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.

4. Результаты реализации проекта

После проведения нашего проекта, можно сделать выводы что применение экспериментирования в первой младшей группе оказало влияние на:

1. Повышение уровня развития любознательности; развитие исследовательских умений и навыков детей (анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать выводы);

2. Речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы);

3. Развитие личностных характеристик (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения);

4. Систематизация и расширение представлений детей о неживой природе.

Таким образом, можно сделать вывод, что экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира детей и основ культурного познания им окружающего мира.

Публикации по теме:

Дидактические игры на развитие сенсорных способностей и внимания у детей дошкольного возраста своими рукамиДидактические игры на развитие сенсорных способностей и внимания у детей дошкольного возраста своими руками Дидактические игры на развитие сенсорных способностей и внимания у детей дошкольного возраста своими руками. Лариса Гацко. Блог. Уважаемые.

Формирование и развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игрыФормирование и развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игры Данная тема выбрана была не случайно. Именно сенсорное развитие составляет фундамент умственного развития ребенка, является залогом его.

Из опыта работы по теме «Развитие сенсорных способностей младших дошкольников посредством дидактических игр»Из опыта работы по теме «Развитие сенсорных способностей младших дошкольников посредством дидактических игр» Дидактическая игра - одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Дидактические игры способствуют формированию у детей.

Консультация для педагогов «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста» Консультация для педагогов РАЗВИТИЕ СЕНСОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ РАНЕГО ВОЗРАСТА. НАША ТЕМА : РАЗВИТИЕ СЕНСОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ РАНЕГО.

Консультация для родителей «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста» С восприятия предметов и явлений окружающего мира появляется познание. Для того чтобы сенсорное развитие происходило полноценно, крайне.

Мастер-класс для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста посредством дидактических игр»Мастер-класс для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста посредством дидактических игр» Цель: познакомить родителей с некоторыми дидактическими играми, направленными на развитие сенсорных способностей, для использования в домашних.

Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментированияРазвитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих.

Развитие сенсорных способностей детей посредством дидактических игрРазвитие сенсорных способностей детей посредством дидактических игр Дорогие коллеги, хочу поделиться с вами дидактическими играми для сенсорного развития детей раннего дошкольного возраста. Роль дидактических.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста посредством экспериментирования
Опубликовано: 12 мая 2024 в 20:55
+242Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста посредством экспериментирования» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Максимовна Баринова (УИ 3261152) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД