Скоробач Анна
Развитие творческой исследовательской деятельности дошкольников в процессе детского экспериментирования
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие творческой, исследовательской деятельности дошкольников в процессе детского экспериментирования.
Что я слышу- забываю,
Что я вижу- я помню,
Что я делаю- я понимаю.
Конфуций
Публикация «Развитие творческой исследовательской деятельности дошкольников в процессе детского экспериментирования» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
На протяжении всего дошкольного детства,наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процессу усвоения знаний, умений, и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества. В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов, их сходства и различия, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно. Причина встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребёнка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справится с самым простым учебным заданием, они быстро выполняют его, если оно переводится в практическую плоскость или игру. В связи с этим особый интерес представляет детское экспериментирование. Китайская пословица гласит: «Расскажи- и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать- и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает все сам. Вот на этом и основывается детское экспериментирование. Поэтому в дошкольных учреждениях всё больше делается акцент на создание условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как? и «почему?. В качестве основного вида ориентировочно- исследовательской (поисковой) деятельности детей выделяют деятельность экспериментирования, эту истинно детскую деятельность, которая является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста : «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка» (Теоретической базой этой работы являются исследования Н. Н. Поддькова). Поисковая деятельность принципиально отличается от любой другой тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам еще не сформирован и характеризуется неопределённостью, неустойчивостью. В ходе поиска он уточняется, проясняется. Это накладывает особый отпечаток на все действия, входящие в поисковую деятельность : они чрезвычайно гибки, подвижны и носят пробный характер. Выделяют два основных вида ориентировочно- исследовательской (поисковой) деятельности у дошкольников. 1. Характеризуется тем, что активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребенка. Он выступает как ее полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность : ставит ее цели, ищет пути и способы их достижения и т. д. В этом случае ребенок в деятельности экспериментирования удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю. Этот вид характерен для старшего дошкольного возраста, именно к этому возрасту у детей заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. 2. Вид этой ориентировочно- исследовательской деятельности организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребенка определенному алгоритму действий. Таким образом, ребенок получает те результаты, которые были заранее определены взрослым. Исследовательское обучение, это обучении, при котором ребенок становится в ситуацию, когда он сам овладевает понятиями и подходом к решению проблем в процессе познания, в большей или меньшей степени организованного (направляемого) педагогом. В наиболее полном, развернутом виде исследовательское обучение предполагает следующее: *ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо разрешить; * предлагает возможные решения; * проверяет эти возможные решения, исходя из данных; * делает выводы в соответствии с результатами проверки; * применяет выводы к новым данным; * делает обобщение. Существует представление о трех уровнях исследовательского обучения у дошкольников : * на первом уровне педагог ставит проблему и намечает метод ее решения. Само решение, его поиск предстоит детям осуществить самостоятельно; * на втором уровне педагог только ставит перед детьми проблему, но метод ее решения ребенок ищет самостоятельно (здесь возможен групповой, коллективный поиск); * на высшем, третьем, уровне постановка проблемы, равно как отыскивание метода и разработка самого решения, осуществляется детьми самостоятельно.
Дошкольный период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской, направленной на «открытие» нового, которая развивает продуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельности. Как подчеркивают психологи, для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, определяемый типом деятельности, в которой знания приобретаются. По мнению академика Н. Н. Поддъякова, «….в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие предметы и явления с целью более полного их познания и освоения». Процесс познания- творческий процесс, и наша задача –поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать для этого необходимые условия. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности : прием пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Это подтверждают многочисленные примеры. На прогулке юные исследователи решают проблемы : что произойдет со снегом, если его взять в ладошку, почему варежки сохнут на батарее быстрей, чем в шкафчике. Как освободить бусинки из ледяного плена ит. п. Дети плохо пьют молоко. Разрешить эту проблему помогли сами ребята, создав новые напитки, добавив в молоко варенье. Толчком к началу экспериментирования может послужить удивление, любопытство, выдвинутая кем-то проблема или просьба. В процессе экспериментирования дошкольники получают возможность удовлетворить присущую ему любознательность (почему, зачем, как, что будет, если, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. При этом взрослый- не учитель-наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность.