МААМ-картинки

Творческий проект «Эвенкийская сказка»

Татьяна Петрова
Творческий проект «Эвенкийская сказка»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Лесная поляна»

Творческий проект

«Эвенкийская сказка»

Автор проекта :

Петрова Т. Ф.

Пгт. Новый Уоян

2019

Содержание

Введение…. 3

1. Паспорт проекта…. 4

2. Актуальность проекта…. 5

3. Этапы реализации проекта…. …7

4. Проектная деятельность с воспитанниками…. ….8

5. Риски. Предполагаемые результаты…9

Вывод….10

Литература….11

Приложения…. 12

Публикация «Творческий проект „Эвенкийская сказка“» размещена в разделах

Проект «Эвенкийская сказка» осуществляется, как увлекательная игровая, творческая деятельность, направленная на активизацию речевого, социально-коммуникативного общения. Интеграционный подход позволяет развивать в единстве речевую, творческие способности, навыки общения, эмоциональную отзывчивость ребёнка.

Паспорт проекта

Тема проекта : «Эвенкийская сказка».

Вид проекта : долгосрочный, творческий, коллективный, с участием родителей, детей, педагогов.

Введение

Интерес к национальным культурам, обрядам и обычаям наших предков, к различным этапам развития истории народов активно возрождается в наше время. Родители окружают детей вниманием и заботой в соответствии со своим пониманием и возможностями. Однако традиционным в их действиях является лишь говорение с малышом на родном языке, реже использование напевов, пестушек и потешек, пальчиковых игр. Сказки и загадки присутствуют в воспитании ребенка, как элемент фольклора, а обрядовая часть отсутствует вовсе. Знакомство со своей родной культурой имеет, поверхностное внешнее.

Академик Г. Н. Волков утверждает, что "народная сказка сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Это первое звено той цепи, которое связывает человека со всеми предыдущими поколениями, да и со всем человечеством. Сказки искренни, в то же время мудры и поучительны. Сказки высоко поэтичны и нравственны. А значит, они могут помочь ребенку освоить мир человеческих чувств, отношений, сформировать гуманные и этические представления. Они помогают заложить в душе ребенка "кирпичики", из которых строятся основы восприятия мира. В глубокой древности сказки, вероятно, выполняли все эти функции" ("Этнопедагогика". М. : Академия, 1999, с. 223.

Эвенкийские сказки наиболее распространенный жанр эвенкийского фольклора. Эвенкийская сказка скрашивала тяжелое существование людей, служила любимым развлечением и отдыхом: рассказывали сказки обычно на досуге, после тяжелого трудового дня. Сказка в жизни эвенков играла и большую воспитательную роль, являлась своего рода школой жизни, как впрочем, и сейчас. Эвенкийские сказки рисуют яркие образы рыбаков и оленеводов, знакомят с представлениями эвенков о мировом устройстве, обычаях. Героями сказок являются отважные оленеводы и храбрые охотники, и находчивые рыболовы. В сказках эвенков фигурируют разнообразные элементы волшебства, вещие силы, смерть и оживление. Большое место в фольклоре народов Севера занимают сказки о животных, они по-своему объясняют повадки и внешний вид животных, рассказывают о взаимопомощи человека и зверя. Основная мысль эвенкийской сказки проста : на земле недолжно быть место страданиям и бедности, а зло и обман обязательно должны быть наказаны.

Используя разнообразные методы по ознакомлению детей с эвенкийской сказкой, мы учим их думать – какой же можно сделать вывод из прочитанной сказки. Послушаешь сказку – подумай, о чем она, чему учит.

Как писал Владимир Маяковский: «Сказка сказкою, а вы вот сделаете из сказки вывод».

Срок реализации проекта : сентябрь – апрель.

Место события: МБДОУ детский сад «Лесная поляна»», Северобайкальский район, республика Бурятия.

Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста, родители воспитанников ДОУ, воспитатели, музыкальный руководитель.

Цель проекта;

Создание условий для духовно- нравственного развития через эвенкийскую народную сказку.

Задачи проекта

1. Разработать систему работы по ознакомлению детей с культурой родного края на основе использования эвенкийских народных сказок.

2. Обогащать словарь детей, совершенствовать диалогическую речь, воспитывать умение использовать в речи разнообразные языковые средства.

3. Развивать эмоциональную отзывчивость и сопереживание героям произведений.

Образовательные области: социально-коммуникативная, речевая, художественно-эстетическая.

Актуальность проекта : Приобщение детей к духовным ценностям народной культуры. Обогащение словарного запаса детей и привитие любви к устному народному творчеству

Актуальность проекта состоит в том, что он сочетает в себе средства и способы развития социально-коммуникативных и речевых способностей ребенка. Это происходит через создание развивающей предметно-пространственной среды. Средством служит театрализованная деятельность, являющаяся одним из источников развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка. Игровая деятельность незаметно активизирует словарь ребенка, совершенствует звуковую культуру речи, ее интонационный, грамматический строй, диалогическую речь. Такие методы как чтение и беседы приобщает его к духовным ценностям, обогащают его словарный запас, любовь к народному творчеству.

Проблема

В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Подобные нарушения, сказываются на последующем развитии и обучении ребенка, на общении со сверстниками и взрослыми. Наша задача создать условия для внутреннего комфорта, раскованности, раскрепощенности воспитанников.

Средством для развития общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, для обогащения словаря детей, использования в речи разнообразных языковых средств, эмоциональной отзывчивости и сопереживания героям произведений служит создание предметно-пространственной среды.

Прогнозируемый результат

Компетенции:

Воспитанники знают и хорошо ориентируются в художественной литературе, определяют жанровую принадлежность;

владеют расширенным словарным запасом;

владеют навыками продуктивной деятельности;

владеют выразительными способами общения.

Коммуникативные навыки:

получают удовольствие от совместной деятельности со взрослыми и сверстниками;

пользуются выразительными средствами речи.

Предпосылки научной деятельности:

имеют устойчивый интерес к художественной литературе;

способны выражать эмоции, поддерживать диалог.

Продукт проекта

Наглядные пособия: игры, картотеки.

Материал по работе с воспитанниками.

Консультации для родителей.

Фотовыставка.

Презентация проекта.

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап (аналитический)

Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора, определение цели, задач проекта, подбор литературы, пособий атрибутов.

Основной (реализация намеченных планов)

Практическая работа (создание условий для социально-коммуникативной, речевой деятельности)

Заключительный этап (презентация, продукт деятельности)

Обобщение результатов работы.

План реализации проекта

Подготовительный этап:

Выявление первоначальных знаний детей об эвенкийских сказках.

Информация для родителей о предстоящем проекте.

Подбор литературы, оборудования.

Разработка конспектов, картотеки игр, пособий.

Основной этап:

Работа с воспитанниками

1. Чтение и рассказывание эвенкийских сказок, беседа по прочитанным сказкам.

2. Рассматривание иллюстраций к эвенкийским сказкам.

3. Проведение настольно-печатных, дидактических, словесных игр.

4. Продуктивная, изобразительная деятельность.

5. Создание атрибутов для игр-драматизаций.

Работа с родителями

Подбор художественной литературы.

Выполнение творческих заданий.

Консультации для родителей.

Заключительный этап:

Выставка детских работ, фотовыставка.

Викторина по эвенкийским сказкам.

Презентация проекта.

Проектная деятельность с воспитанниками

Перспективное планирование

Сентябрь

Беседа об эвенкийских сказках.

Задачи: учить детей использовать свои представления о жанрах литературных произведений, названиях и авторах книг.

Беседа «В руку книгу я беру».

Задачи: учить детей бережно обращаться с книгой: рассказать, сколько людей создавали для нас это чудо - книгу, обсудить правила работы с книгой.

Рассматривание книги «Сказки народов Севера»

Чтение эвенкийской сказки «Снегирь»

Задачи: воспитывать у детей любовь и интерес к сказке как одной из форм устного народного творчества, учить выделять основных персонажей, рассказывать об их поступках, характерах.

Чтение сказки «Волк Мироза»

Рассматривание иллюстраций «Эвенкийские сказки»

Задачи: развивать у детей эмоциональную отзывчивость на произведения книжной графики, обращать внимание детей на используемые художником выразительные средства.

Чтение сказки «Заяц-врун»

Д/и «Из какой сказки герой»

Задачи: закрепить знание детьми правил игры, развивать внимание, формировать умение играть в паре.

«Сказки-раскраски»

Задачи: использовать различные средства выразительности.

Игра-драматизация «Заяц – врун».

Задачи: учить детей передавать образы персонажей, используя различные выразительные средства, точно передавать черты героев сказки.

Эвенкийская игра "Ловля оленей» Выбирали двух водящих, которые брали аркан за концы и старались поймать кого-нибудь из бегающих в пределах определенной зоны игроков, т. е. сомкнуть концы аркана так, чтобы тот оказался охвачен арканом. Пойманные игроки сменяли водящих.

Октябрь

«Лиса и рысь»

Задачи: учить детей внимательно слушать текст, отвечать на вопросы по сюжету сказки, оценивать поступки героев.

Д/и «Из какой сказки герой»

Задачи: закрепить знание детьми правил игры, развивать внимание, формировать умение играть в паре.

Беседа с детьми о характерах сказочных героев.

Задачи: учить оценивать поступки героев.

Игровое задание: «Обведи и раскрась».

Задачи: развивать графические навыки, передавать характер героев.

Чтение сказки «Дятел»»

Задачи: развивать у детей связную речь, эмоциональность речи, воображение, учить внимательно, слушать товарищей, дополнять их ответы.

Игра-драматизация «Дятел»

Задачи: развивать у детей выразительность интонации, мимики, движений, учить подбирать их в соответствии с характером персонажей.

Эвенкийская игра «Кто перетянет» (тангматкан). В игре участвуют двое. Они садятся друг к другу, а ноги упираются ступнями. Между ступнями кладут круглую прочную палку диаметром 7–8 сантиметров, длиной 1 метр и упираются в нее. Берутся за нее руками. Потом тянут, стараясь перетянуть друг друга. Кто перетянет, перебрасывает побежденного через голову и считается победителем.

Просмотр мультфильма «Медвежьи истории»

Задачи: понимать содержание произведения.

Чтение сказки «Как карась плоским стал»»

Задачи: учить слушать сказки, понимать содержание произведения.

Беседа «Пойдем в театр!»

Задачи: формировать у детей представления о театре, работе актеров, учить правильно вести себя в театре.

Поделки из природного материала «В гостях у сказки»

Задачи: воспитывать у детей любовь и интерес к сказке как одной из форм устного народного творчества, передать характер героев.

Беседа с детьми о характере сказочного героя.

Задачи: учить оценивать поступки героев.

Рассматривание альбома «Сказочная страна».

Рассказывание сказки «Как был наказан медведь» по цепочке.

Задачи: развивать у детей связную речь, эмоциональность речи, воображение, учить внимательно, слушать товарищей, дополнять их ответы.

Ноябрь

Чтение сказки «Как журавли стали небесными оленями».

Задачи: учить детей слушать сказки, отвечать на вопросы по тексту сказки, передавая ее содержание, основные идеи, осмысливая и оценивая поступки персонажей и свои впечатления от прослушанного.

Театрализованная игра «В гостях у сказки».

Задачи: учить детей четко проговаривать слова, последовательно выражать свою мысль, развивать воображение.

Игра разрезная «Собери сказку»

Задачи: закрепить знание детьми правил игры, развивать внимание, формировать умение играть в паре

Дидактическая игра «Собери узор»

Эвенкийская игра «Орокот» — игра в оленей. Дети изображают оленей и бегают по тайге.

Изготовление масок для театрализованной деятельности.

Задачи: вызвать желание сделать театр масок своими руками.

Д/и «Из какой сказки герой»

Задачи: закрепить знание детьми правил игры, развивать внимание, речь, формировать умение играть в паре.

Рисование по сказке «Снегирь». Задачи: использовать различные средства выразительности, учить передавать характер персонажей.

Декабрь

Игра «Добрые слова»

Задачи: развивать связную, грамматически правильную речь.

Дидактическая игра «Расскажи сказку»

Задачи: учить детей располагать картинки с персонажами знакомой сказки в той очередности, в которой они появляются в тексте, сопровождая свои действия пересказом. Развивать связную речь, память, внимание.

Работа в уголке книги: рассматривание иллюстраций.

Задачи: развивать у детей эмоциональную отзывчивость на произведения книжной графики, знакомить с иллюстрациями разных художников, обращать внимание детей на используемые художником выразительные средства.

Чтение сказки «Лиса и налим»

Задачи: учить детей слушать сказки, отвечать на вопросы по тексту сказки, передавая ее содержание, основные идеи, осмысливая и оценивая поступки персонажей и свои впечатления от прослушанного.

Знакомство с кумаланами (украшениями из меха)

Аппликация «Твой любимый герой эвенкийской сказки»

Изготовление масок для театрализованной деятельности.

Задачи: воспитывать у детей любовь и интерес к сказке как одной из форм устного народного творчества, вызвать желание сделать театр своими руками.

Январь

Чтение сказки «Изюбр и сохатый».

Задачи: воспитывать у детей любовь и интерес к сказке как одной из форм устного народного творчества

Д/И «Подбери словечко»

Задачи: развивать грамматически правильную речь.

Изготовление настольного театра по сказкам.

Задачи: воспитывать у детей любовь и интерес к сказке как одной из форм устного народного творчества, вызвать желание сделать театр своими руками.

Рассматривание иллюстраций к эвенкийским сказкам

Задачи: познакомить детей с иллюстрациями к сказке.

«Сказки-раскраски»

Задачи: использовать различные средства выразительности.

Отгадывание загадок «Из какой сказки герой»

Февраль

Чтение сказки «Асаткан»

Задачи: учить детей слушать сказки, отвечать на вопросы по тексту сказки, передавая ее содержание, основные идеи, осмысливая и оценивая поступки персонажей и свои впечатления от прослушанного.

Д/и «Скажи со словом много», «Подбери слово», «Назови ласково».

Аппликация с элементами рисования «Из какой сказки герой» (совместно с родителями).

Задачи: использовать различные средства выразительности, учить передавать характер персонажей.

Просмотр мультфильма «Таежная сказка»

Задачи: помочь детям понять содержание мультфильма.

Март

Чтение сказки «Агды – гром»

Задачи: Продолжать знакомить детей с эвенкийскими сказками, внимательно слушать произведение, давать оценку поступкам героев.

Эвенкийская игра "Олени и волк" (орор - ахилкан)

Играющие выбирали "волка" и разделялись на две команды "оленей". Каждая из команд чертила себе круг и становилась внутрь его. Задача оленей состояла в том, чтобы перебежать из одного круга в другой. Волк ловил перебегающих оленей. Игра заканчивалась, когда волк поймает всех оленей.

Д/и «Опиши героя сказки»

Задачи: учить оценивать поступки героев.

Речевая игра «Доскажи словечко»

«Сказки-раскраски»

Задачи: использовать различные средства выразительности, учить передавать характер персонажей.

Рассматривание альбома «В гостях у сказки»

Задачи: развивать у детей эмоциональную отзывчивость на произведения книжной графики, обращать внимание детей на используемые художником выразительные средства.

Игра-драматизация «Лиса и рысь», «Заяц- врун».

Задачи: учить детей передавать характер сказочных героев, объяснять поступки персонажей, видеть последствия этих поступков.

Апрель

Чтение сказки «Два слабых и один сильный».

Подвижная игра «Медведь и пчелы».

Эвенкийская игра. Групповое перетягивание - куркат.

Две группы участников садились на землю в ряд, держась сзади за пояс сидящего впереди. Самые сильные занимали передние позиции и держались за палку. Победителем признавалась команда, которая заставляла соперников отпустить захват.

Беседы: «Добрые слова".

Задачи: развивать грамматически правильную речь.

Игра «Что сначала, что потом?»

Речевая игра «Угадай героя по словесному описанию»;

Задачи: учить отвечать на вопросы по сюжету сказки.

Рисование на тему «Мой любимый сказочный герой»

Задачи: использовать различные средства выразительности, учить передавать характер персонажей.

Викторина по сказкам «Отгадай сказку»

Задачи: учить детей использовать свои представления о жанрах литературных произведений, названиях и авторах книг.

Риски

1. Низкий познавательный интерес.

2. Низкая информированность родителей, их пассивность.

Предупреждение рисков

Для повышения познавательного интереса воспитанников и их родителей провести в группе родительское собрание по разъяснению запланированных задач по проекту «Эвенкийская сказка», привлечь родителей к активному участию в проекте со своими детьми, к пополнению книжного уголка.

Предполагаемые результаты проекта :

Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, обогащение словаря детей, развитие диалогической речи, умения использовать в речи разнообразные языковые средства, эмоциональной отзывчивости и сопереживания героям произведений.

Вывод

В. Сухомлинский говорил: «Чтение в годы детства — это прежде воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души».

Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Дети перестали читать. Телевизор, планшет, компьютер поглощают ребенка, завоевывая заповедные уголки его сознания и души. На современном этапе поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей – один из актуальных вопросов педагогики. С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность обновления и качественного улучшения его речевого развития. Поэтому показатели речи и свойства личности, их взаимовлияние должны быть в центре внимания взрослых, заботящихся о своевременном и гармоничном развитии ребенка. А сказка, как сокровищница русского народа, находит применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста.

Таким образом, увлекательная игровая, творческая деятельность на основе эвенкийских сказок,способствует развитию у детей навыков социально-коммуникативного общения, активизацию речевого развития.

Список литературы:

1. Акбальян Е. Р. Фольклор народов Крайнего Севера и Дальнего Востока России. -М. : «Северные просторы», 2002.-544с.

2. Ермаков В. Человек сильнее всех - Красноярское книжное издательство, 1986.-144с.

3. Шимичев В. Узорочье жизни. - М. : «Узорочье жизни», 1989. – 315с.

4.https://www.PlanetaSkasok.ru

5.https://www.roman.by

6.https://www.prosa.ru

7. Эвенкийские сказки. Монгун. https://www.vknigge.ru

Публикации по теме:

Краткосрочный информационно-творческий проект по развитию речи в подготовительной группе «Сказка учит говорить» Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение г. Омска «Центр развития ребенка – детский сад № 44» Краткосрочный информационно-творческий.

Краткосрочный творческий проект «Сказка глазами детей» Краткосрочный творческий проект «Сказка, глазами детей.» (старшая группа) Необходимость приобщения детей к чтению бесспорна. Книга совершенствует.

Педагогический, творческий-игровой проект «Жила была сказка» в средней группеПедагогический, творческий-игровой проект «Жила была сказка» в средней группе Сказка — чудная копилка, Что накопишь, то возьмешь, А без сказки в этой жизни - Непременно пропадешь. Елена Степанова Педагогический.

Познавательно-творческий проект «Детский сад с Днём рожденья поздравить хотим, новый проект для него создадим» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Городского округа Балашиха «Детский сад комбинированного вида №48 «Журавушка».

Познавательно-творческий проект «Как рождается сказка?»Познавательно-творческий проект «Как рождается сказка?» Проект создан в соавторстве с Насоновой Еленой Ивановной Тема проекта: «Как рождается сказка?». Вид проекта: познавательно-творческий. Продукт.

Познавательно-творческий проект «Здравствуй, сказка!» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Яблонька» ПРОЕКТ «Здравствуй, сказка!» для детей второй младшей.

Творческий проект по оформлению участка старшей логопедической группы «Зимняя сказка» Творческий проект по оформлению участка старшей логопедической группы «Сказка к нам приходит» Паспорт проекта 1. Заказчик проекта.

Творческий проект «Детский сад  «Сказка»Творческий проект «Детский сад  «Сказка» МБДОУ ДЕТСКИЙ САД «СКАЗКА» г. Морозовск Творческий проект «Сказка» 2019год август Информационная карта проекта.

Творческий проект «В гостях у сказки «Сказка о глупом мышонке» (старшая группа)Творческий проект «В гостях у сказки «Сказка о глупом мышонке» (старшая группа) ворческий проект на тему: "В гостях у сказки "Сказка о глупом мышонке" (старшая группа). ЦЕЛИ: • Формировать умения у детей: рассказывать.

Творческий проект «Осень». Творческий проект «Лето» Творческий проект "Осень" СОДЕРЖАНИЕ Паспорт проекта.. .. .. .. 9 Актуальность проекта.. .. .. . 11 SWOT – анализ проекта «Осень,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Творческий проект «Эвенкийская сказка»
Опубликовано: 19 октября 2019 в 15:41
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД