Лучший педагог года

Речедвигательные упражнения в развитии общей и мелкой моторики

Сагайдачная Алла
Речедвигательные упражнения в развитии общей и мелкой моторики

Семинар — практикум с элементами тренинга

«Речедвигательные упражнения в развитии общей и мелкой моторики»

учитель-логопед Сагайдачная А. М.

Речедвигательная ритмика — это система упражнений, в которых различные движения головы, рук, ног, туловища, сочетаются с произнесением определенного речевого материала.

Публикация «Речедвигательные упражнения в развитии общей и мелкой моторики» размещена в разделах

В научной литературе доказана филогенетическая связь между развитием движений и формированием произношения. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности и монотонности речи. Раскованность и непринужденность, приобретаемые детьми при выполнении ритмических движений телом, оказывают положительное влияние и на двигательные свойства речевых органов.

В данной работе впервые делается попытка представить метод речедвигательной ритмики в качестве нового приема работы по формированию и коррекции произносительной стороны речи у детей — логопатов, естественно не исключая других приемов работы над произношением, принятых в отечественной логопедии.

Цели, которые определяют основные направления в занятиях по речедвигательной ритмике заключаются в том, чтобы:

соединить работу речедвигательного анализатора с развитием общей моторики;

способствовать формированию естественной речи с выраженной интонационной и ритмической стороной в процессе перехода от общей моторики к речедвигательной.

Все упражнения, содержащие движения и устную речь, на занятиях по речедвигательной ритмике направлены на:

нормализацию речевого дыхания и связанной с ним слитностью речи;

формирование умений изменить силу и высоту голоса, сохраняя нормальный тембр без грубых отклонений от нормы;

правильное воспроизведение звуков и их сочетаний изолированно, в слогах, словосочетаниях, словах, фразах;

воспроизведение речевого материала в заданном темпе;

восприятие, различение и воспроизведение различных ритмов;

умение выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами.

В занятия включают работу над звуками и их сочетаниями; ритмом и темпом; речевым дыханием и слитностью; голосом и интонацией.

Все разделы одинаково важны в работе над речью, и все тесно связаны между собой. Слитное произнесение слогов в слове и слов в предложении или синтагме является очень важным и нелегким разделом формирования произношения. Работа над слитностью тесно связана с нормализацией речевого дыхания и умением управлять своим голосом. Упражнения на развитие речевого дыхания способствует выработке правильного диафрагмального дыхания, продолжительности выдоха, его силы и постепенности.

С произнесением на длительном выдохе гласных и согласных звуков начинается работа над голосом. И в то же время идет отработка элементов слов, что является предпосылкой чистого произношения звуков.

В соответствии с аналитики-синтетическим принципом обучения произношению в упражнениях сочетается работа над целым словом и его элементами (слогами и отдельными звуками). Материалом упражнений служат слова, слоги, слогосочетания, отдельные звуки, а также словосочетания, фразы, скороговорки, считалки, короткие тексты и стихотворения.

Речевой материал знаком детям и доступен в лексическом отношении, отвечает фонематическим задачам развития. Тексты, которые проговариваются в сопровождении, занимают часть занятий по речедвигательной ритмике. Остальное время отводится для закрепления этого материала поэтапно — сначала с движениями, затем без них. Цель последнего этапа состоит в автоматизации приобретенных навыков в условиях, приближенных к самостоятельной речи. Весь речевой материал используется для коррекции произношения.

Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается. Во время занятия, дети, вместе с учителем — логопедом стоят. Они хорошо видят учителя, двигаются и проговаривают речевой материал синхронно с ним. Наглядный показ и многократные повторения стимулируют ребенка к правильному естественному подражанию.

Занятия с использованием речедвигатльной ритмики проводит учитель — логопед, который должен уметь сам правильно и красиво выполнять различные движения головы, рук, ног, туловища:

ритмично и красиво двигаться;

уметь сочетать систему движений с различным темпом;

видеть и уметь исправить характер движений детей;

стремится к максимальной естественности и раскованность движений, как собственных, так и детей;

слышать недостатки в произношении и уметь их исправлять;

пользоваться голосом нормальной высоты и силы, как в инструкциях, так и при передаче речевого материала.

Во всех случаях речь учителя-логопеда должна служить образцом для подражания, быть фонетически правильной, эмоционально окрашенной.

В своей работе с детьми я использую «фонетическую ритмику».

Фонетическая ритмика — это комплекс двигательных упражнений, в которых принимают участие и грубая моторика рук, ног, головы, и туловища при воспроизведении определенного речевого материала (звук, слог, слово, фраза, текст).

Проводя фонетическую ритмику — дети раскомплексованы (исправляются сколиозы, дети меньше болеют ОРВИ; постоянно идет насыщение капиляров воздухом).

Фонетическая ритмика — может быть - оргмоментом, физминуткой, частью занятия. Продолжительность ее составляет две минуты; цель — сконцентрировать внимание детей.

Я провожу фонетическую ритмику, когда знакомлю детей со звуками на фронтальных занятиях, а закрепление, уточнение движений идет на индивидуальных и подгрупповых занятиях (в старшей группе использую фонетическую ритмику при изучении гласных звуков, а в подготовительной группе — во время знакомства детей с гласными и согласными (твердыми) звуками русского языка).

Литература: использованы лекции преподавателя МГОПУ Мухиной А. Я. г. Москва.

Публикации по теме:

Программа дополнительного образования по развитию мелкой и общей моторики у детей от 2 лет до 4 лет «Детские ладошки» Программа дополнительного образования по развитию мелкой и общеймоторики у детей от 2 лет до 4 лет «Детские ладошки» г. Москва Содержание.

Игры и упражнения для совершенствования мелкой моторики рук. Каждый педагог понимает насколько важно развивать мелкую моторику у ребенка. Доказано, что она напрямую связана с центральной нервной системой.

Использование логоритмических упражнений как эффективное средство совершенствования общей и мелкой моторики Использование логоритмических упражнений как эффективное средство совершенствования общей и мелкой моторики. Младшая группа. 1. Массаж.

Методическая разработка «Развитие мелкой моторики рук. Игры и упражнения» Мелкая моторика — это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных.

Консультация «Особенности моторики: общей, мелкой и артикуляционной при стертой дизартрии!» В последнее время в процессе логопедической практики все чаще встречаются дети с нарушениями формирования звуковой стороны речи, симптоматика.

Речедвигательные упражнения с детьми раннего возраста Раннее детство (1 – 3 года) – возраст бурного развития движений ребенка, овладения многими действиями, зарождения различных видов деятельности.

Самообразовательная работа «Речедвигательные игры и упражнения» Известно: ребёнок развивается в движении. С развитием двигательных навыков тесно связано и звукопроизношение, поэтому так важно на занятиях.

Упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук Движение пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее воздействие. В Китае распространены упражнения ладоней с каменными и металлическими.

Упражнения для развития общей моторики Важной составной частью развития предметно-манипулятивной деятельности является обучение владению телом. Виды нарушения: -слабость мышечной.

Влияние развития общей и мелкой моторики на становление речи ребёнка Великие русские физиологи И. М. Сеченов и И. П. Павлов придавали очень большое значение мышечным ощущениям, возникающим при артикуляции. Сеченов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Речедвигательные упражнения в развитии общей и мелкой моторики
Опубликовано: 20 декабря 2017 в 12:05
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД