Галина Шакурова
Рекомендации для педагогов по формированию сенсорных эталонов у детей раннего возраста средствами дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
Методические рекомендации для педагогов по формированию сенсорных эталонов у детей раннего дошкольного возраста средствами дидактических игр и упражнений
В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались основным средством сенсорного развития. Практика использования дидактических игр с сенсорным содержанием показала, что наиболее интенсивно происходит сенсорное развитие детей раннего возраста при условии, что проводить их следует не от случая к случаю, а в определенной системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания малышей.
Публикация «Рекомендации для педагогов по формированию сенсорных эталонов у детей раннего возраста средствами дидактических игр» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Дидактическая игра - явление сложное, но в ней отчётливо обнаруживается структура. Одним из элементов игры является дидактическая задача, которая определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Играя, дети решают эту задачу в занимательной форме, которая достигается определенными игровыми действиями. Вторым элементом является содержание. Успешность игры – в ее результативности, поэтому подготовка к игре – это уточнение имеющегося багажа знаний и умений или формирование их. Третьим элементом игры являются правила, благодаря которым педагог в ходе игры управляет поведением детей, воспитательно-образовательным процессом, определяет характер и способ игровых действий. Четвертый элемент - игровые действия, поступки, которые совершает каждый участник игры для достижения результата. Игровые действия составляют основу дидактической игры – без них невозможна сама игра, они активизируют интерес к дидактической игре и являются как бы рисунком сюжета игры. Пятый элемент дидактической игры – результат. Показатель уровня достижения детей в усвоении знаний и развитие умственной деятельности, взаимоотношений. Дидактическая игра лишь отчасти отвечает требованиям полной системности знаний:
- иногда это - «взрыв удивления» детей от восприятия чего-то нового, неизведанного;
- иногда игра - «поиск и открытие»;
- и всегда игра – «радость, путь детей к мечте».
При руководстве дидактическими играми детей раннего дошкольного возраста воспитателю необходимо хорошо знать их возрастные особенности: ребенок становится активнее, возрастает стремление утвердиться - я сам. Но внимание малыша пока еще неустойчиво, он быстро отвлекается. Решение же задачи в дидактических играх требует от него большей, чем в других играх, устойчивости внимания, усиленной мыслительной деятельности. Отсюда для маленького ребенка возникают трудности. Преодолеть их можно через занимательность в обучении. Занимательность игры возрастает, если в нее включаются элементы загадочности. Например, воспитатель вносит коробку, на которой нарисованы овощи, рассматривает ее с детьми, а затем говорит: «Догадайтесь, дети, что в этой коробке». Известные детям игры становятся более интересными, если в их содержание вносится что-то новое и более сложное, требующее активной умственной работы. Поэтому рекомендуется повторять игры в разных вариантах с постепенным их усложнением. При проведении дидактической игры с детьми раннего дошкольного возраста воспитатель объясняет правила по ходу игры. Например, в игре «Собери правильно пирамидку» воспитатель объясняет правило при сборке игрушки. При объяснении правил игры воспитателю надо обращать свой взгляд то на одного, то на другого играющего, чтобы каждому казалось, что это ему рассказывают об игре. Педагог должен подготовить детей к игре: познакомить их с предметами, которые будут использованы, с их свойствами, изображениями на картинках. Подводя итоги игры, воспитатель, как правило, отмечает только положительные стороны. Игры для детей построены таким образом, чтобы в течение 10-15 минут все дети активно действовали. Это обеспечивается также и раздаточным материалом, которого должно хватать на всех. Подготовка к игре обычно отнимает много времени, но это необходимо для вовлечения в игру всех детей.
Наполненность обучения эмоционально-познавательным содержанием - особенность дидактической игры. Дидактические игры по сенсорному воспитанию могут рационализировать работу воспитателя, дадут ему возможность проследить процесс сенсорного развития, позволят оценить эффективность применяемых средств сенсорного воспитания и в случае необходимости привлечь новые.
Ознакомление дошкольников с цветом, формой, величиной предмета позволило создать систему дидактических игр по сенсорному развитию, направленных на совершенствование восприятия ребёнком характерных признаков предметов.
В моем опыте по формированию сенсорных эталонов у детей раннего возраста использовались следующие виды дидактических игр:
1. Игры по сенсорному развитию
Величина: «Большие и маленькие», «Какой мяч больше?», «Угости зайчика» и т. п. Эти игры учат детей различать, чередовать, группировать предметы по величине.
Форма: «Какой это формы», «Круг, квадрат», «Волшебная коробочка», «Заштопай штанишки» и т. п. В этих играх дети учатся различать, группировать предметы по форме. Вставлять предметы данной формы в соответствующие для них отверстия.
Цвет: «Разноцветные бусы», «Угостим медведя ягодой», «Поставь букет цветов в вазу» и т. п. Играя в эти игры, дети учатся группировать, соотносить предметы по цвету.
2. Игры с предметами
«Сложи матрешку», «Собери пирамидку», «Построй башенку», «Посади грибочки», «Собери бусы», «Сложи стаканчики» и т. п. В этих играх, действуя с предметами, малыш познает их качества и свойства, знакомится с формой, величиной, цветом, пространственными соотношениями. Перед ребенком всегда ставится умственная задача. Он старается добиться результата – сложить матрешку, построить башенку, собрать бусы и т. д. Цель этих игр - способствовать закреплению качества предметов (величина, форма, цвет).
Ограничиваясь этим перечислением дидактических игр, важно отметить, каждая игра дает упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания.
Роль дидактических игр в сенсорном воспитании очень велика. Дидактическая игра помогает ребенку узнать, как устроен окружающий мир, и расширить его кругозор.
Таким образом, каждый педагог должен знать, что ведущей формой сенсорного воспитания являются дидактические игры. Только при определенной системе проведения дидактических игр можно добиться сенсорного развития детей раннего дошкольного возраста.