Папки-передвижки

Рекомендации учителя-логопеда «Развитие темпа и ритма речи детей раннего возраста»

Арасланова Ксения
Рекомендации учителя-логопеда «Развитие темпа и ритма речи детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Речевой темп и ритм начинает активно формироваться уже в раннем возрасте и является одним из основополагающих компонентов для последующего речевого развития детей в дошкольном возрасте. Темп, ритм речи организует устную речь в целом, делая процесс общения более информативным. Если у ребенка ясельной группы отмечаются отклонения в овладении речью, это затрудняет общение с близкими взрослыми, с педагогами, препятствует развитию познавательных процессов, отрицательно влияет на формирование самосознания малыша.

Публикация «Рекомендации учителя-логопеда „Развитие темпа и ритма речи детей раннего возраста“» размещена в разделах

Посредством темповой и ритмической организации устной речи связываются и координируются между собой компоненты просодической стороны речи, артикуляция, дыхание, лексическое и грамматическое структурирование. Поэтому развитие темпа и ритма речи детей необходимо осуществлять уже в раннем возрасте.

Формировать темп и ритм речи детей раннего возраста можно эффективно с использованием форм народного фольклора. Фольклор способствует не только развитию темповой и ритмической организации речи, но и обогащает чувства и речь малышей, формирует положительное отношение к окружающему миру, а также играет огромную роль во всестороннем развитии.

К детскому фольклору относится:

• Пестушки – песенки, которыми сопровождается уход за ребенком;

• Потешки – игры взрослого с ребенком (с его ручками, пальчиками);

• Заклички – обращения к явлениям природы (солнцу, дождю, ветру, снегу, радуге и др.);

• Считалки – коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в игре;

• Скороговорки – фразы, построенные на сочетании звуков, затрудняющих их быстрое произношение;

• Чистоговорки – зарифмованные фразы, в которых часто повторяется какой-либо звук.

• Дразнилки – весёлые, шутливые стишки, кратко и метко называющие какие- то смешные стороны внешности ребенка или особенности его поведения;

• Прибаутки, шутки, перевертыши - забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.

Для стихотворных текстов детского фольклора характерен чёткий ритм, определенный темп, динамика, эмоциональная насыщенность, что побуждает ребёнка к запоминанию, повторению. При взаимодействии детей и педагога, ребенок легко улавливает музыкальность, напевность, ритмичность, темп потешек и прибауток, что способствует познанию выразительности языка.

Особую значимость фольклор приобретает в первые дни жизни малыша в дошкольном учреждении. Ведь в период адаптации к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. С этой целью подбираются потешки, игры, которые помогают установить контакт с ребенком, вызывают у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку — воспитателю. Ведь многие потешки позволяют вставить любое имя, не изменяя содержание. В адаптационный период, используются такие потешки как, например:

Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?

Ванечка хороший,

Ванечка — пригожий.

Наша деточка в дому,

что оладушек в меду.

Красно яблочко в саду.

Воспитатель может развивать темп и ритм речи детей раннего возраста с использованием детского фольклора в следующих видах взаимодействия с детьми: занятия, игры, творческая продуктивная деятельность, режимные моменты, календарные праздники.

Использование народного фольклора для формирования темпа и ритма речи детей раннего возраста во время :

• Занятий

В восприятии окружающей речи дети раннего возраста проходят несколько этапов: вначале малыши воспринимают и реагируют на интонацию, затем значимость приобретает ритм речи, и только потом начинают понимать значение слов.

Чтобы мотивировать воспитанников на включение в занятие, заинтересовать их, начинать занятие можно со знакомой потешки.

Использование педагогом различных потешек и песенок создает благоприятный эмоциональный настрой занятия и помогает детям лучше усвоить его содержание. Содержание занятия, которым должны овладеть малыши, лучше воспринимается, когда дети взаимодействуют, имеют непосредственное зрительное, слуховое и тактильное восприятие. Так, например, при проведении занятий по развитию речи, можно подобрать потешку на лексическую тему и организовать упражнение на согласование действий с текстом, что помогает ребенку прочувствовать и воспринять темп и ритм.

Например лексическая тема «Части тела и лица», элементом занятия может быть потешка:

Это глазки, чтобы видеть.

Это носик, чтоб дышать.

Это ушки, чтобы слышать.

Это ножки, чтоб бежать.

Это ручки, чтобы маму

Очень крепко обнимать.

• Игр

При организации досуга детей, эффективно использовать фольклорные подвижные игры для развития темповой и ритмической организации речи : «У медведя во бору», «Выпал беленький снежок», «Гуси-лебеди».

Например: игра «Гуси-лебеди».

Игра простая, но дети очень любят эту игру, она вызывает положительный эмоциональный отклик. Эта игра подходит для детей раннего возраста, так как здесь мало слов, но это необходимая часть игры, которую нужно выполнять вместе с определенными последовательными движениями, что способствует чувственному восприятию ритма и темпа речи через кинетические ощущения.

Играющие выбирают волка и хозяина, а остальные изображают гусей -лебедей. Волк уходит на указанное ему место, называемое горой; а гуси-лебеди, посидевшие некоторое время дома у хозяина, убегают в поле. Через несколько времени хозяин, хватившийся гусей-лебедей, идет в поле и кричит:

- Гуси - лебеди! Домой!

Гуси отвечают: «Серый волк под горой!»

- Что волк делает?

- Траву щиплет.

- Ну, бегите же домой!

Гуси бегут, а волк их ловит и по одному уводит на свою гору.

• Продуктивной деятельности

На занятиях по продуктивной деятельности: рисованию, лепке, можно эффективно работать над развитием темповой и ритмической организации речи.

Например, на занятии по рисованию на тему «Дождик», под ритм и темп потешки, воспитанники кончиком кисти рисуют капельки дождя:

«Дождик, дождик, веселей,

Капай, капай, не жалей!

Только нас не замочи,

Зря в окошко не стучи!»

На занятии на тему «Лесенки» для развития темпо-ритмической организации речи может быть использована потешка:

«Я полоску проведу,

А потом другую.

Ровно кисточку веду,

Лесенку рисую!

Раз! Ступенька!

Два! Ступенька!

Отдохну-ка, я маленько!

А потом опять

Буду рисовать!»

Дети рисуют ступеньки под ритм и темп потешки.

На занятии по лепке на тему «Оладушки», можно обыграть тему потешкой «Ладушки-ладушки, испечем оладушки». Дети лепят под ритмический рисунок потешки, координируют речь с движением, что является благоприятным для развития речи в целом.

• Режимные моменты

Выразительно рассказанная потешка, способствует установлению контакта с ребенком, вызывает у него положительные эмоции, симпатию к воспитателю. С помощью народных песенок, потешек у детей воспитывается положительное отношение к режимным моментам: умыванию, причесыванию, приёму пищи, одеванию, укладыванию спать.

При умывании:

Водичка, водичка умой моё личико….

Знаем, знаем да-да-да

Где ты прячешься вода!

Выходи водица!

Мы пришли умыться!

От водички, от водицы

Всё улыбками искрится

От водички, от водицы

Веселей цветы и птицы!

Катя умывается,

Солнцу улыбается!

Водичка, водичка, Ай, лады, лады, лады,

Умой мое личико. Не боимся мы воды,

Чистая водичка, Чисто умываемся,

Умоет Саше личико. Деткам улыбаемся

При расчесывании:

Расти, коса, до пояса,

Не вырони ни волоса.

Расти косонька до пят,

Все волосоньки в ряд…

Во время приё ма пищи:

Умница, Варенька,

Ешь кашку сладеньку,

Вкусную, пушистую,

Сладкую, душистую.

Это ложка. Это чашка.

В чашке – гречневая кашка.

Ложка в чашке побывала,

Кашки гречневой не стало.

.

При формировании навыков самообслуживания и приучая детей ухаживать за игрушками, можно использовать такую потешку:

Постираем кукле платье,

Чисто, чисто!

А расчёску возьмём

И причёску наведём.

При уборке игрушек рекомендуются зазывалочки, потешки, способствующие формированию аккуратности, порядка такие, как

Ну, теперь за дело дружно,

Убирать игрушки нужно,

Убирать и не ломать,

Завтра будем вновь играть.

• Календарные праздники

Развивать темп и ритм речи детей раннего возраста возможно и на праздниках. Например, на празднике «Масленица», русская народная игра способствует восприятию перехода от темпа к темпу и воспроизведению его через движение:

Игра «Весёлые карусели»

Еле, еле, еле, еле

Закружились карусели,

А потом кругом, кругом

Всё бегом, бегом, бегом!

Тише, тише, не спешите,

Карусель остановите!

Раз, два, раз, два!

Вот и кончилась игра!

Детский народный фольклор является богатым источником народной мудрости в воспитании детей в целом и в формировании темпа и ритма речи в частности.

Систематическая организация работы способствует не только формированию темпа и ритма речи детей раннего возраста, но и:

• пониманию речи ребенком;

• свободному использованию простых предложений в разговоре;

• активизации ребенка в речевом общении с воспитателем и детьми;

• инициативности в речевых контактах.

Таким образом, развитие темпа и ритма речи детей через устное народное творчество пополняет активный и пассивный словарь ребенка, помогает лучше адаптироваться в детском коллективе образовательной организации, развивает художественно-эстетические, познавательные способности детей раннего возраста.

Публикации по теме:

Развитие речи детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятияхРазвитие речи детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятиях Развитие речи детей раннего возраста (2–3 года) средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятиях Театрализованная деятельность.

Кинезиологические упражнения для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи из практики учителя-логопедаКинезиологические упражнения для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи из практики учителя-логопеда Здравствуйте! Мне хочется поделиться своим опытом по развитию мелкой мускулатуры рук у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Не секрет,.

Консультация для родителей детей раннего возраста «Развитие речи детей раннего возраста» Безусловно, ранний возраст является значимым для речевого развития ребенка, потому как он обладает огромными возможностями для формирования.

Консультация для родителей «Развитие речи детей раннего возраста» Развитие речи детей в первые годы жизни имеет очень интенсивный характер. Ранний возраст – это уникальный период в жизни человека. Задача.

Мои дидактические игры по развитию речи у детей с ОНР в работе учителя-логопеда ДОУМои дидактические игры по развитию речи у детей с ОНР в работе учителя-логопеда ДОУ Всем известно, что ведущий вид деятельности у детей в ДОУ- игра. Еще А. С Макаренко сказал :«У ребёнка есть страсть к игре, и надо её удовлетворять.

Развитие речи у детей раннего возраста посредством театрализованной деятельностиРазвитие речи у детей раннего возраста посредством театрализованной деятельности Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической,.

Сценарий урока учителя-логопеда с детьми 2 класса, испытывающими трудности в освоении письменной речиСценарий урока учителя-логопеда с детьми 2 класса, испытывающими трудности в освоении письменной речи Сценарий урока учителя-логопеда с детьми 2 класса, испытывающими трудности в освоении письменной речи. [/b]Тема:Письмо от Буратино Звуко-буквенный.

Современный подход учителя-логопеда с родителями по преодолению ОНР у детей старшего дошкольного возраста через игруСовременный подход учителя-логопеда с родителями по преодолению ОНР у детей старшего дошкольного возраста через игру Учитель-логопед: Рудь Н. А. “Без игры нет, и не может быть, полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через.

Взаимодействие учителя-логопеда и семьи по формированию звукопроизносительной стороны речи у дошкольников с ОНР Одним из важных условий для всестороннего и полноценного развития ребенка является его взаимодействие и общение со взрослыми посредством.

Взаимосвязь в работе музыкального руководителя и учителя-логопеда по коррекции речи и движенийВзаимосвязь в работе музыкального руководителя и учителя-логопеда по коррекции речи и движений Автор: Ерохина Любовь Ивановна музыкальный руководитель МАДОУ «Центр развития ребёнка детский сад №12 Белгородской области г. Шебекино».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рекомендации учителя-логопеда «Развитие темпа и ритма речи детей раннего возраста»
Опубликовано: 27 декабря 2021 в 09:45
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рекомендации учителя-логопеда «Развитие темпа и ритма речи детей раннего возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Арасланова Ксения (УИ 1902662) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД