Валентина Фатеева
Роль дидактических игр и упражнений в процессе развития правильного звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В наше время повысилась роли игры в различных областях жизни и деятельности человека. Игра становится важным компонентом развития личности, существенным механизмом социализации. С помощью игры ребёнок постигает культурный опыт общества, активно входит в социум. Но социализация - это не только адаптация к среде, это и процесс самовыражения, самореализации личности в процессе индивидуальной деятельности и взаимодействия с людьми. Возможности для этого даёт игра.
Публикация «Роль дидактических игр и упражнений в процессе развития правильного звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая стенгазета» октябрь 2021
Ребёнок имеет внутреннюю потребность в постоянном поиске нового, воплощении многочисленных замыслов. Научные данные показывают, что игра, с присущей ей свободой, наилучшим образом реализует эту потребность. Фактически игра становится для дошкольника своеобразной «школой» саморазвития. Самореализация ребёнка, как личности возможна именно в игре, так как игровая деятельность свободна и самостоятельна. В конечном итоге, в игре развивается способность к самостоятельному выстраиванию ребенком своего опыта, что, по мнению Н. Ф. Головановой, является показателем его активной социализации.
Детская субкультура имеет многообразные символические особенности: возрастная лексика, возрастные стереотипы поведения, временные представления, ценности и признаки детской общности. Игра – благодатное поле для их проявления. Умение проявить себя в игре: импровизация в процессе игры, оригинальность игровых замыслов, вариативность игрового поведения, живость и эмоциональность общения в процессе игры очень востребованы в детской общности. Такие игровые способности делают ребёнка принятым и успешным среди сверстников.
Дошкольники предпочитают активную, ориентированную на культуру, деятельность. Для них характерны занятия различными видами искусства, ролевые игры, общение со сверстниками и взрослыми. В процессе этого осуществляется освоение норм и образцов поведения, ситуативное отражение культурных идей и символов.
Особая роль в этом процессе принадлежит игре. В игровой деятельности ребенок открывает для себя гораздо больше культурных смыслов, чем взрослый, а символизация закономерно имеет для него избыточный и поисковый характер.
Научные данные показывают, что полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте возможно лишь при наличии соответствующих возможностей образовательной практики. Современный образовательный процесс в детском саду целенаправлен на неуклонное обогащение самостоятельного личностного опыта дошкольников.
На занятия проводимых в такой форме легче добиться концентрации внимания, поддержания интереса, повышения познавательной активности Проведение занятий с дошкольниками с использованием игровых форм обучения ориентировано на психическую защищенность ребенка.
Общеречевое развитие детей является показателем их общего развития. Планирование своей деятельности - это высшая форма словесной саморегуляции. Педагоги детского сада в процессе всей жизни ребёнка в детском саду стремятся формировать у детей словесную регуляцию действий в различных видах деятельности.
Используя игровые ситуации и дидактические игры как средство развития речи, педагоги дошкольных учреждений основное внимание уделяют развитию у детей основной функции речи - функции общения (коммуникативной, познавательной, регулирующей деятельность.
Для того чтобы дети начали общаться друг с другом, нужно создать такую ситуацию, в которой общение будет необходимым условием. Общение должно быть естественным, а не превращаться в обмен заученными фразами. Дидактические ситуации, в которых детям необходимо вступить в общение, должны быть вначале очень простыми. При постепенном усложнении ситуативных задач усложняется и используемый детьми речевой материал общения. Е. А. Пожиленко отмечает, что развитие познавательной функции речи тесно связано с умственным воспитанием ребенка, с развитием его восприятия, деятельности и мышления. Слово передаёт информацию, несёт новые знания, только если оно раскрывает образ предмета, его свойств и качества. Ребёнок должен осмыслить слово, которое он услышал от взрослого и повторил. Оно должно вызывать в его памяти достоверные образы. С дошкольниками целесообразно проводить эту работу с использованием игровых приемов. Многие игры, направленные на развитие сенсорного воспитания и развитие мышления, направлены также и на развитие познавательной функции речи.
Таким образом, общее и общеречевое развитие взаимосвязаны, и взаимообусловлены. Знакомясь с окружающими предметами, играя, ребенок развивается, обогащается его речь. В свою очередь, речь способствует закреплению у детей полученных знаний.
В использовании игр, приоритет имеют дидактические игры, то есть игры по правилам, специально создаваемые педагогом. Применимы все виды дидактических игр : игры с предметами, словесные, настольно-печатные игры. В дошкольном образовательном учреждении широко используются дидактические игры, так как они в большей мере соответствуют силам и возможностям дошкольников. Обучение в форме игры успешно, потому что основано на естественном стремлении ребенка входить в воображаемую ситуацию и действовать по ее законам.
В младшем дошкольном возрасте значительно возрастает речевая активность детей, увеличивается словарный запас. Дети начинают использовать различные части речи, правильно называют предметы своего окружения. Однако часть детей говорят недостаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки и слова. Часто повторяющимися ошибками являются перестановка звуков и слогов, пропуск и замена звуков. Развивается «словотворчество», как показатель усвоения словообразовательных моделей. Происходит овладение фразовой речью, дети начинают составлять элементарные рассказы. У ребенка появляется способность пересказать небольшую по объему сказку. Однако речь детей еще однообразна : предложения похожи друг на друга, все глаголы они произносят в настоящем времени.
Существенные преимущества в развитии речи дошкольников имеет игровая деятельность, в частности дидактическая игра как основная в этом возрасте.
Как отмечает В. Н. Аванесова, применительно к образовательной деятельности в ДОО, дидактические игры – это «игры, в которых процесс обучения детей осуществляется опосредованно, через различные элементы занимательного и одновременно познавательного материала, с которым взаимодействуют дети» .
Дидактические игры устанавливают взаимосвязь деятельности и усвоения знаний в игровой форме. Активное отношение к учебному материалу легче всего проявляется у детей, если этот познавательный материал включен в игровую деятельность. В этом случае возникают мотивы «конкретных» действий. Игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринужденной обстановки; повышает речевую мотивацию; побуждает детей к общению друг с другом; процесс мышления протекает быстрее, новые навыки усваиваются прочнее.
Дидактическая игра - одна из форм обучаемого воздействия педагогов на ребенка. В то же время игра - основной вид деятельности детей. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи.
Игры для речевого развития, закрепляют словарь, упражняют в составлении связных высказываний, изменения и образование слов.
Словарные дидактические игры помогают освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих.
Дидактические игры закрепляют грамматические навыки, так как они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.
Большое значение в работе с дошкольниками имеет правильная организация работы. Работу по развитию правильного звукопроизношения рекомендуется проводить в виде игр и игровых упражнений. Дидактическая игра, применяемая на разных этапах работы над звуком, не только формирует правильное звукопроизношение, но и развивает речь детей в целом, пополняет и активизирует словарь, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли. Главное место в игре отводится работе со звуком, буквой, предложением.
В игре ярко проявляются особенности мышления ребёнка, его эмоциональность, активность, потребность в общении. При работе по формированию правильного звукопроизношения использование игр и игровых приёмов позволяет любой этап работы над звуком сделать интересным. Этап автоматизации поставленного звука зачастую не интересен для ребёнка, потому что требует длительного по времени многократного повторения однотипного лексического материала. Сформировать и удержать интерес ребенка к занятиям можно посредством использования дидактических игр или проведения занятия в игровой форме. Такой подход повышает устойчивость его внимания, произвольности деятельность, а значит и самоконтроля за правильностью произношения звука в собственной речи. В игре ребёнок раскрывает свои возможности, легче принимает задания, предлагаемые педагогом.
Уточнение артикуляции и произношения звука очень важно в процессе работы по развитию речи. Оно позволяет привлечь внимание детей к положению органов артикуляции, усилить кинестетические и слуховые ощущения. Зачастую данный вид речевой работы проводится коллективно в виде заучивания и проговаривания стихотворений и речевок, насыщенных соответствующим звуком или включающих в себя звукоподражание. Такая форма действительно эффективна, если звук появляется у ребенка спонтанно и уже достаточно автоматизирован в самостоятельной речи. Если же данный звук еще не сформирован, или процесс автоматизации не завершен, то происходит фиксация дефектного звука в речи ребенка, что в дальнейшем потребует кропотливой коррекционной работы. Исходя из этого, целесообразнее совмещать работу по уточнению положения органов артикуляции при данном звуке с дидактическими упражнениями. При этом проговаривание взрослого должно быть четким, с хорошей артикуляцией наиболее значимых моментов, желательно в не быстром, умеренном темпе.
Уточнение положения органов артикуляции при произнесении отдельных звуков представляется невозможным без предварительной работы по развитию артикуляционной моторики у детей. Дети должны обладать элементарными знаниями о строении ротовой полости, о возможных движениях органов артикуляции. Знакомство детей со звуками речи происходит в определенной последовательности, повторяющей основные этапы становления детской речи при нормальном речевом развитии. В связи с этим очень важно предварять ознакомление детей со звуками речи выполнением артикуляционных тренировочных упражнений, которые способствуют формированию и закреплению правильных произносительных умений и навыков. Для достижения желаемого результата необходимо выполнять соответствующий комплекс артикуляционной гимнастики в группе и дома.
Последовательная систематическая работа по развитию слухового внимания, развитию артикуляционной и мелкой моторики у детей, уточнению артикуляции и произношения звуков создает благоприятные условия для нормального развития звуковой стороны речи детей младшего дошкольного возраста.
Использование разнообразных демонстрационных материалов (предметы, игрушки, картинки, фигурки настольного театра и т. п., их рассматривание поддерживает внимание детей, повышает речевую активность, формирует способность к обобщению.
Дидактические упражнения – это простые упражнения, не имеющие игровых правил и содержащие одну игровую задачу или одно игровое действие.
Чем отличаются дидактические игры от дидактических упражнений :
основным схожим параметром можно считать тот факт, что игра и упражнение имеет одинаковую смысловую нагрузку и призвана быть частью процесса обучения и приобретения новых знаний. Отличием дидактической игры, можно считать ее комплексность, обязательное наличие группы учеников, свода правил, системы оценок. А вот дидактическое упражнение может быть лишь этапом игры, ее частью. Упражнение вполне реально проводить в индивидуальном порядке, в разное время, отдельно от процесса обучения.
Таким образом, использование дидактических игр и упражнений в работе, способствуют развитию речевой активности детей. Игра вызывает у детей глубокое удовлетворение, облегчает процесс усвоения знаний. Дидактическая игра имеет определенную структуру, отличающую ее от других видов игр и упражнений. Для выбора дидактической игры необходимо знать уровень подготовленности воспитанников.
Использование дидактических игр и упражнений для речевого развития младших дошкольников – это систематический процесс, который требует от педагога большой, продуманной работы при их подготовке и проведении. Воспитателю рекомендуется задавать вопросы по ходу игры: о правилах, об игровых действиях, исправлять речевые ошибки детей, давать образцы правильного произношения слов и предложений.