Татьяна Цветкова
Роль фольклорных произведений в развитии младших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Возможно, кто-то считает, что в современном мире народное творчество не слишком актуально. Что же, попробуем доказать обратное.
Фольклор… словно колокольчик звенит.
Вслушайтесь в это слово: оно звонкое, музыкальное, но в тоже время мягкое и уютное. Итак, что же такое фольклор? В переводе с английского оно означает «народное знание» или «народная мудрость». Коротко, емко и понятно. Фольклор – это устный материал, который народ копил веками, передавал из уст в уста, и который прошел естественный отбор и дошел до наших дней: прибаутки, потешки, пестушки, заклички, считалки, докучные сказочки, народные игры, приговорки, загадки, пословицы, сказки и т. д. :
Публикация «Роль фольклорных произведений в развитии младших дошкольников» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Народная культура, фольклор
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
Пестушки (уход за ребенком) – коротенькие стишки. Они незамысловатые, близки и понятны по смыслу вашему ребенку; по - интонации ласковые, добрые, нежные. Их можно говорить напевным голосом.
Ой, мой (я) маленький, ненаглядненький (я,
Мой хорошенький (я, мой пригоженький (я).
Ой, ты, сынок, медовый сахарок
Румяный пирожок, березовый душок.
Ах, ты, Васенька мой, ты разумненький мой,
ты кудрявенький мой, ты мой славненький!
Ах, ты, моя девочка -золотая белочка,
Сладкая конфеточка, сиреневая веточка!
Во время напевания пестушек, ребенка нужно обнять, погладить, приласкать. Это снимает напряженность, помогает установить контакт с малышом, наполненный добрыми чувствами и спокойствием.
Некоторые приговорки, пестушки звучат, как заговоры: установка на добро, здоровье, счастье, красоту.
Кыши, кыши, кыши, расти, Ваня, выше
Расти Ваня выше, до хором, до крыши.
Процесс одевания тоже можно сопровождать приговорками:
Валенки, валенки, не велики – не маленьки,
А как раз по ноженьке нашему Сереженьке.
Если ребенок капризничает:
Не плачь, не плачь!
Несет котик калач,
Недалеко на мостике
Несет калач на хвостике.
Процесс умывания:
Ой, лады, лады, лады
Не боимся мы воды
Чисто умываемся
Маме улыбаемся.
При расчесывании девочек:
Расти коса до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, косонька до пят,
Все волосоньки в ряд!
Детский фольклор – это синтез поэтического народного слова и движения.
Существуют игры-потешки, во время проговаривания которых, вы можете играть с ребенком (с его пальчиками, ручками). Это развивает мелкую моторику, что способствует развитию памяти, речи, мышления.
Пальчиковые игры:
(Хлопки в ладоши)
Ладушки, ладушки
Где были?
-У бабушки
Что ели?
- Кашку.
Что пили?
- Простоквашку.
Бабушка добренька,
Кашка сладенька.
(руки развести в стороны, взмахивать кистями рук)
Пши – полетели!
(положить ручки на голову, при этом покачивать головой из стороны в сторону)
На головку сели.
Сели – посидели.
(руки развести в стороны, взмахивать кистями рук)
Прочь полетели.
Или:
Этот пальчик - бабушка
Этот пальчик – дедушка
Этот пальчик – маменька
Этот пальчик – папенька
Ну, а этот пальчик – я
Вот и вся моя семья!
(поочередно загибаем пальчики ребенка)
Дети очень любят слушать прибаутки (забавные песенки потешки, которые веселят детей) :
Ваня, Ваня, простота!
Купил лошадь без хвоста.
Сел задом наперед
И поехал в огород.
С детства всем знакомы докучные сказочки:
Жил-был бычок - смоляной бочок
Хвостик, как мочала, рассказать тебе сначала…
В быту, когда занимаетесь хозяйством, вы тоже можете использовать фольклорный материал. Посадите ребенка рядом с собой и приговаривайте.
Ах, Дубы, дубочки,
Пеку, пеку блиночки.
Ах, блиночки горячи,
Не хотят сидеть в печи.
Блиночки румяные,
С маслицем, сметаною.
Ту-ту-ту-ту
Не варю кашу круту,
Варю жиденькую
Варю мяконькую
Да молочненькую.
Если вы хотите похвалить, подбодрить ребенка:
Умница, Катенька.
Ешь кашку сладеньку.
Вкусную, душистую
Нежную, пушистую.
Иногда, чтобы успокоить ребенка можно поиграть в молчанку:
Чок-чок-чок-чок, язычок на крючок и молчок.
Часто в народных потешках используются приговорки, припевки (лю-ли, бай-качи, кач-кач, тра-та-та, что способствует развитию речи ребенка :
Тра-та-та, тра-та-та вышла кошка за кота
Трух-трух, трух-трух! Ходит по двору петух.
Ха-ха-ха, ха-ха-ха! Вот какая чепуха!
Бум-бум, бум-бум барабана слышим шум.
А игры, хороводы с народным словом помогают развивать у детей чувство ритма, выразительность движений, творческие способности, певческие навыки. Это подражание движению животных и разыгрывание различных сюжетов. У песен небольшой диапазон, вариативность слов и мелодии. Они погружают ребенка в творчество. Инсценировка народных песен - это маленький спектакль.
Русские народные сказки являются блестящим примером образности родного языка. Чем чаще ребенку вы их читаете, тем больше он впитывает гармонию слов.
Колыбельные. Какое это чудо!
Не всегда охотно дети с удовольствием ложатся спать. Как хорошо, когда мама или бабушка знают и поют колыбельные песни. Вспомните, кто из вас пел своим детям колыбельные песни и какие?
К сожалению, в наше время колыбельные почти забыты. Некоторые ученые укачивание признают вредным. Но мы поговорим не про укачивание, т. к. значение колыбельной гораздо шире прикладного значения успокоить, усыпить. Колыбельная помогает наладить духовный контакт между взрослым и ребенком. Слыша ласковый, нежный голос взрослого, ребенок находится в состоянии покоя и комфорта. Он знает, что защищен, любим. В колыбельных, как и в потешках, приговорках много уменьшительно-ласкательных слов:
Люли, люли, люли
Все давно уснули
Одна Верочка не спит
Во все глазоньки глядит,
Спи, дочушка, баю-бай
Крепко глазки закрывай.
Лю-ли, лю-ли, люлюшки,
Прилетели гулюшки,
Стали гули ворковать,
Нашу деточку качать.
Баю-бай, баю, бай
Ты собачка не лай,
Белолапа, не скули,
Нашу детку не буди
Во время пения колыбельной происходит словно магическое действие. Постоянные повторения слогов: люли, бай-качи, баю-баю, монотонный ритм, добрые слова, нежный, ласковый голос, простая мелодия. Ребенок спокойно засыпает.
Колыбельная является «универсальным профилактическим средством» против двигательных, речевых расстройств. Совсем неважно есть ли у мамы слух, голос. Главное исполнять ее с любовью, улыбкой на лице. Ведь ребенок реагирует именно на ваш тембр голоса.
Считается, что во время пения колыбельных, ребенок получает первые уроки по развитию речи. Когда мама поет песню, ребенок реагирует на нее: начинает «гулить». У ребенка развивается гибкость и подвижность речевого аппарата, формируется правильное произношение звуков, ребенок впитывает интонационное богатство речи, ее разный темп.
В современном мире существует опасная тенденция приучать детей находиться в постоянном шуме: включенный телевизор, работающий компьютер, громкая речь и т. д. И под все эти шумы ребенок засыпает. Заменив колыбельные песни «этими шумами», вы можете добиться развития у малыша синдрома дефицита внимания. Есть основание считать, что эмоциональное развитие человека находится в прямой зависимости от модели отношений «мама-ребенок» в период раннего детства. Поэтому, пойте детям колыбельные песни. Это поможет им вырасти уравновешенными и доброжелательными людьми. Сумейте правильно воспользоваться этим замечательным наследием.
Произведения народного творчества не только забавляют ребенка, а вместе с тем поучают, формируют нравственные привычки, обогащают знания о быте, природе, развивают интерес, внимание к окружающему миру. Яркие, доступные по форме, распевные, ритмичные. Всегда есть сюжет: начало-развитие-конец. Частые повторения: лю-ли, лю-ли, бай-качи, тары-бары. Сколько в этих, казалось бы, незамысловатых стишках нежности, такта, рациональности. Они удовлетворяют рано возникшую у ребенка потребность в художественном слове, в ритмических движениях. Ребенок быстро запоминает потешки, прибаутки, приговорки, пословицы, поговорки, скороговорки, считалки и т. д. В этот момент, он не только овладевает речью, но и приобщается к красоте родного языка.
Какое же богатство перешло нам по наследству и как, к сожалению, мы им мало пользуемся. А фольклорные произведения вызывают у детей большой интерес, создают хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги – словом обеспечивают эмоционально-психическое благополучие.