Ольга Мижень
Роль музыки в формировании основ экологической культуры
▼ Скачать + Заказать документы
«Роль музыки в формировании основ экологической культуры»
Экологическое воспитание – сравнительно новое направление дошкольной педагогики. Умение жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать воспитывать как можно раньше.
Одним из важных средств воспитания эстетического восприятия окружающего мира является музыка. Влияние музыки на формирование у ребенка экологической культуры очень велико. Музыка, как и любое другое искусство, способна воздействовать на всестороннее развитие ребенка, вести к преобразованию окружающего мира.
Публикация «Роль музыки в формировании основ экологической культуры» размещена в разделах
Поэтому я считаю, что на плечи музыкального руководителя ложится задачи воспитательной, образовательной, просветительской деятельности и среди детей, и среди родителей по проблемам гармоничного воспитания детей.
Актуальность темы.
У людей, живущих в современном мире общества, множество проблем, но, пожалуй, одной из самых острых и насущных является проблема сохранения окружающей среды. Считаю, что только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас. В наше время существует угроза в том, что мы не можем достучаться до сердец подрастающего поколения хорошей, экологически чистой классической музыкой, лирической народной песней или веселой прибауткой, потому что по телевидению и радио дети слышат совершенно другое. Потребительское отношение к природе и ухудшение экологии требует формирования основ экологической культуры у дошкольников.
Цель:
воспитание гармонически развитой личности, постижение мира природы через музыкальные образы, развитие музыкально-эстетических представлений и художественно-творческих способностей у детей.
Исходя из цели, я поставила задачи:
-формирование системы элементарных экологических занятий, доступных пониманию ребенка — дошкольника;
-развивать эстетические чувства детей, чувство прекрасного в жизни и в искусстве, составляя образы природы, выраженные различными видами искусств (живописью, поэзией, музыкальной);
-знакомство детей с окружающими звуками природы, передавать не только голоса животных и птиц но и подражать тембрам музыкальных инструментов и игрушек;
-углублять представления детей об изобразительных возможностях музыки : различать звукоподражания некоторым явлениям природы, выражение настроений, созвучных той или иной картине природы, времени года;
-формирование активной позиции родителей в экологическом образовании детей.
Для решения поставленных задач использовала следующие методы и средства:
(методы и средства)
1. Наблюдение, наглядный иллюстрационный материал.
2. Подбор документальной, художественной литературы.
3. Беседы с детьми.
4. Классическая музыка, отражающая (имитирующая) звуки природы.
5. Звуки природы без музыкального сопровождения в записи.
6. Звуки природы с музыкальным сопровождением в записи.
При подборе музыкальных произведений я учитываю возрастные особенности детей. Слушание музыки является активным внутренним процессом сосредоточения, который дает детям возможность воспринимать и понимать различные виды, жанры музыкального искусства. В процессе систематической работы дети приобретают умение слушать музыку, запоминать и узнавать ее, начинают радоваться ей; они проникаются содержанием произведения, красотой его формы и образов. У детей развивается интерес к музыке, а в дальнейшем и любовь к ней.
Музыка вызывает в детях различные чувства и эмоции, радость, ощущение прекрасного при одновременном использовании наглядного материала.
Так, мы слушаем цикл «Времена года», П. И. Чайковского. У которого пьеса написана к каждому месяцу. Здесь ребята любят характеризовать музыку с сильным ветром, шелестом листьев и т. п., развивая тем самым свою фантазию.
Детям особенно нравится исполнять танцы и композиции с атрибутами. Они стараются синхронно и четче выполнять движения.
Тематические праздники.
Тематические дни.
Консультации.
Самостоятельная музыкальная деятельность детей.
Через музыкальные образы ребенок познает прекрасное в окружающей действительности, в природе.
На занятиях дети поют распевки и песенки о животных. Из музыкальных образов они узнавали, что кошечка - это мама котят, курочка - мама цыплят. Как нельзя обижать своих мам, так и нельзя обижать животных. А если ребята поют "пейте дети молоко - будете здоровы", то, конечно же, с любовью они будут относиться к корове, зная, что она дает молоко. Подрастая, дети начинают понимать, что животные - хорошие, добрые, что они живые, их нельзя обижать, к ним надо относиться бережно. У детей возникает желание защищать животных, помогать им. Появляется любовь к живой природе.
Одним из главных средств создания музыкального образа является мелодия, организованная ритмически, обогащенная динамикой, тембром, поддерживаемая сопутствующими голосами.
На тематических утренниках дети пели песни: «Осень постучалась к нам», «Урожай», «Дождик», «Зонтик».
Импровизируя на детских музыкальных инструментах, дети находят различные способы передачи звуков окружающей природы (голоса птиц, весенняя капель, скрип снега под ногами, шелест листвы, шаги медведя, и т.
Для эмоционального воздействия, создающего приподнятое, радостное, бодрое настроение, я использовала записи различных детских песен известных композиторов, а также музыку современных авторов. А самое главное - включала танцы. На праздниках дети исполняли «Танец осенних листьев», «Дождя не боимся», «Танец с цветами».
Также, я проводила беседу на тему: «Добро и зло» с детьми старшего возраста. Выяснила, как дети понимают, что такое «добро» и «зло». Помогла им уточнить эти понятия. Дети привели примеры из реальной жизни.
Анализируя свою работу, хочется отметить, что используя различные формы, методы и способы работы, дети стали обладать большей экологической воспитанностью. Они любуются природой, хотят иметь домашних животных, ухаживать за ними. Большинство детей любят заниматься различными видами музыкальной деятельности : слушать музыку, петь песни, водить хороводы.
Музыка раскрывает перед детьми яркие образы, затрагивает детские души, оказывает большое влияние на нравственные и эмоциональные чувства.
В музыкальных произведениях заложен огромный воспитательный потенциал. И поэтому я считаю, что роль музыки в формировании основ экологической культуры – это более успешное и продуктивное воспитание.