Приложение МААМ

Роль музыки в формировании основ экологической культуры

Ольга Мижень
Роль музыки в формировании основ экологической культуры
▼ Скачать + Заказать документы

«Роль музыки в формировании основ экологической культуры»

Экологическое воспитание – сравнительно новое направление дошкольной педагогики. Умение жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать воспитывать как можно раньше.

Одним из важных средств воспитания эстетического восприятия окружающего мира является музыка. Влияние музыки на формирование у ребенка экологической культуры очень велико. Музыка, как и любое другое искусство, способна воздействовать на всестороннее развитие ребенка, вести к преобразованию окружающего мира.

Публикация «Роль музыки в формировании основ экологической культуры» размещена в разделах

Поэтому я считаю, что на плечи музыкального руководителя ложится задачи воспитательной, образовательной, просветительской деятельности и среди детей, и среди родителей по проблемам гармоничного воспитания детей.

Актуальность темы.

У людей, живущих в современном мире общества, множество проблем, но, пожалуй, одной из самых острых и насущных является проблема сохранения окружающей среды. Считаю, что только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас. В наше время существует угроза в том, что мы не можем достучаться до сердец подрастающего поколения хорошей, экологически чистой классической музыкой, лирической народной песней или веселой прибауткой, потому что по телевидению и радио дети слышат совершенно другое. Потребительское отношение к природе и ухудшение экологии требует формирования основ экологической культуры у дошкольников.

Цель:

воспитание гармонически развитой личности, постижение мира природы через музыкальные образы, развитие музыкально-эстетических представлений и художественно-творческих способностей у детей.

Исходя из цели, я поставила задачи:

-формирование системы элементарных экологических занятий, доступных пониманию ребенка — дошкольника;

-развивать эстетические чувства детей, чувство прекрасного в жизни и в искусстве, составляя образы природы, выраженные различными видами искусств (живописью, поэзией, музыкальной);

-знакомство детей с окружающими звуками природы, передавать не только голоса животных и птиц но и подражать тембрам музыкальных инструментов и игрушек;

-углублять представления детей об изобразительных возможностях музыки : различать звукоподражания некоторым явлениям природы, выражение настроений, созвучных той или иной картине природы, времени года;

-формирование активной позиции родителей в экологическом образовании детей.

Для решения поставленных задач использовала следующие методы и средства:

(методы и средства)

1. Наблюдение, наглядный иллюстрационный материал.

2. Подбор документальной, художественной литературы.

3. Беседы с детьми.

4. Классическая музыка, отражающая (имитирующая) звуки природы.

5. Звуки природы без музыкального сопровождения в записи.

6. Звуки природы с музыкальным сопровождением в записи.

При подборе музыкальных произведений я учитываю возрастные особенности детей. Слушание музыки является активным внутренним процессом сосредоточения, который дает детям возможность воспринимать и понимать различные виды, жанры музыкального искусства. В процессе систематической работы дети приобретают умение слушать музыку, запоминать и узнавать ее, начинают радоваться ей; они проникаются содержанием произведения, красотой его формы и образов. У детей развивается интерес к музыке, а в дальнейшем и любовь к ней.

Музыка вызывает в детях различные чувства и эмоции, радость, ощущение прекрасного при одновременном использовании наглядного материала.

Так, мы слушаем цикл «Времена года», П. И. Чайковского. У которого пьеса написана к каждому месяцу. Здесь ребята любят характеризовать музыку с сильным ветром, шелестом листьев и т. п., развивая тем самым свою фантазию.

Детям особенно нравится исполнять танцы и композиции с атрибутами. Они стараются синхронно и четче выполнять движения.

Тематические праздники.

Тематические дни.

Консультации.

Самостоятельная музыкальная деятельность детей.

Через музыкальные образы ребенок познает прекрасное в окружающей действительности, в природе.

На занятиях дети поют распевки и песенки о животных. Из музыкальных образов они узнавали, что кошечка - это мама котят, курочка - мама цыплят. Как нельзя обижать своих мам, так и нельзя обижать животных. А если ребята поют "пейте дети молоко - будете здоровы", то, конечно же, с любовью они будут относиться к корове, зная, что она дает молоко. Подрастая, дети начинают понимать, что животные - хорошие, добрые, что они живые, их нельзя обижать, к ним надо относиться бережно. У детей возникает желание защищать животных, помогать им. Появляется любовь к живой природе.

Одним из главных средств создания музыкального образа является мелодия, организованная ритмически, обогащенная динамикой, тембром, поддерживаемая сопутствующими голосами.

На тематических утренниках дети пели песни: «Осень постучалась к нам», «Урожай», «Дождик», «Зонтик».

Импровизируя на детских музыкальных инструментах, дети находят различные способы передачи звуков окружающей природы (голоса птиц, весенняя капель, скрип снега под ногами, шелест листвы, шаги медведя, и т.

Для эмоционального воздействия, создающего приподнятое, радостное, бодрое настроение, я использовала записи различных детских песен известных композиторов, а также музыку современных авторов. А самое главное - включала танцы. На праздниках дети исполняли «Танец осенних листьев», «Дождя не боимся», «Танец с цветами».

Также, я проводила беседу на тему: «Добро и зло» с детьми старшего возраста. Выяснила, как дети понимают, что такое «добро» и «зло». Помогла им уточнить эти понятия. Дети привели примеры из реальной жизни.

Анализируя свою работу, хочется отметить, что используя различные формы, методы и способы работы, дети стали обладать большей экологической воспитанностью. Они любуются природой, хотят иметь домашних животных, ухаживать за ними. Большинство детей любят заниматься различными видами музыкальной деятельности : слушать музыку, петь песни, водить хороводы.

Музыка раскрывает перед детьми яркие образы, затрагивает детские души, оказывает большое влияние на нравственные и эмоциональные чувства.

В музыкальных произведениях заложен огромный воспитательный потенциал. И поэтому я считаю, что роль музыки в формировании основ экологической культуры – это более успешное и продуктивное воспитание.

Публикации по теме:

Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста средствами фольклора Экологические изменения на планете побуждают ныне живущих людей всё глубже вникать в суть этой проблемы и включаться в её практическое разрешение.

Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возрастаФормирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста. Одна из задач ДОУ – формирование у дошкольников основ экологической.

Конспект ООД по формированию основ экологической культуры в средней группе «В гости к Лесовичку» Конспект ООД в средней группе по познавательному развитию на тему: «В гости к Лесовичку». в рамках конкурса «Лучший воспитатель ДОУ-2017».

Консультация для воспитателей «Формирование основ экологической культуры дошкольников»Консультация для воспитателей «Формирование основ экологической культуры дошкольников» «Стандарт дошкольного образования –это стандарт поддержки разнообразия детства, стандарт развития личности ребенка. Стандарт дошкольного.

Консультация «Воспитание основ экологической культуры у детей дошкольного возраста» Методические разработки: Воспитание основ экологической культуры у детей дошкольного возраста Человек был и всегда остается сыном природы,.

Мотивация в формировании экологической культуры учащихся на уроках биологии Экология как форма общественного сознания является одной из составляющих биологической науки, изучающей закономерности взаимодействия и.

Отчет по самообразованию Тема «Формирование основ экологической культуры старших дошкольников» Все хорошее в людях – из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем: Удивиться, узнать, полюбить! Мы хотим,.

План проведения методической недели «Формирование основ экологической культуры в ДОО»План проведения методической недели «Формирование основ экологической культуры в ДОО» 2017 год объявлен годом экологии. Одной из годовых задач нашего детского сада является экологическое воспитание, которое включает также.

Роль семьи и дошкольного учреждения в формировании экологической культуры ребенка Резюме. В статье раскрывается актуальность влияния семьи и детского сада на создание экологической культуры дошкольника. Описываются формы.

Социальное партнерство детского сада и семьи при формировании у детей основ физической культуры и культуры здоровья Быть здоровым - естественное желание каждого человека. Здоровье - понятие не только биологическое, но и социальное. Хорошее здоровье - это.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль музыки в формировании основ экологической культуры
Опубликовано: 26 января 2018 в 11:25
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль музыки в формировании основ экологической культуры» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Мижень (УИ 407332) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД