Получи документы

Роль театральной деятельности в развитии речи детей младшего дошкольного возраста

Наталья Башаева
Роль театральной деятельности в развитии речи детей младшего дошкольного возраста

«Роль театральной деятельности

в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»

Дошкольный возраст – уникальный период развития человека, это период активного усвоения ребенком родного языка, становления и развития всех сторон речи.

Публикация «Роль театральной деятельности в развитии речи детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Хорошо развитая речь помогает ребёнку легко вступать в общение с окружающим миром, понятно выразить свои мысли, желания, посоветоваться со сверстниками, родителями, педагогами, способствует развитию мыслительных функций и успешному обучению в школе. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического, нравственного воспитания, для полноценного формирования личности ребёнка.

Театральная деятельность очень важна в развитии речи

детей. Она позволяет решать многие педагогические задачи,

касающиеся формирования выразительности речи ребёнка,

интеллектуального художественно-эстетического

воспитания. Она неисчерпаемый источник развития чувств,

переживаний и эмоциональных открытий, способ

приобщения к духовному богатству

В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу;

познаёт радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

В нашем мире, насыщенном информацией и стрессами, душа просит сказки, чуда, ощущения беззаботного детства.

Театрализованная игра стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса; Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства (динамику, темп, интонацию). Совершенствует артикуляционный аппарат. Формируется диалогическая, эмоционально насыщенная, выразительная речь.

Театрализация – это в первую очередь импровизация, оживление

предметов и звуков, так как она тесно взаимосвязана с другими

видами деятельности – пением, движением под музыку, слушанием,импровизацией, музыкальной игрой.

Театрализованные игры помогают создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются.

Театрализованные игры помогают нам в работе по безболезненной адаптации детей. Мы обыгрывали любую игрушку в группе или ту, которую принёс малыш. И видя, как она, его игрушка, пляшет, поёт, разговаривает, у ребёнка появлялась на лице улыбка, радость. Это отвлекало его, помогало легче привыкнуть к коллективу, побуждало к общению с нами и с детьми.

При разыгрывании знакомых сказок, народных песенок, потешек используем игрушки, плоскостной, пальчиковый театр. Всё это помогает подготовить детей к активному участию в театрализованных играх.

Дети учатся пользоваться разнообразными выразительными средствами – речь, напев, мимика, пантомима, движения. Обращаем внимание детей на интонацию голосов животных, их настроение.

Пальчиковый театр способствует развитию речи, внимания, памяти; формирует пространственные представления; развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений; повышает работоспособность, тонус коры головного мозга.

Мы учим детей эмоционально проговаривать фразы, чётко произносить звуки. Например, в игре «Прогулка в лес» (как шумит ветер, шуршат листья) звукоподражательные слова, произносимые с различной интонацией, развивают речевое дыхание. После отгадывания загадок о животных, дети имитируют голос отгаданного животного.

Особое внимание уделяем выразительности в проговаривании слов в чистоговорках, меняя силу голоса. («Са-са-са, к нам летит оса» — с разной силой голоса. – тихо, громче, громко. Также меняя интонацию – удивлённо, вопросительно, испуганно, восторженно

Для театрализации используем сказки Корнея Чуковского «Муха Цокотуха», «Айболит», «Федорино горе». Маршака «Сказка о глупом мышонке», «Перчатки». Русские народные сказки «Лисичка со скалочкой», «Теремок», «Колобок». Песенки «Жили у бабуси», «В траве сидел кузнечик». Стихи «Дождик — дождик».

Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребёнка перед необходимостью чётко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, её грамматический строй, ребёнок начинает активно пользоваться словарём, который, в свою очередь, тоже пополняется. Чтобы вызвать у детей интерес и желание участвовать в театрализованных играх и представлениях, необходимо, чтобы воспитатель не только выразительно читал или рассказывал что-либо, умел смотреть и видеть, слушать и слышать, но и был готовым к любому «превращению», т. е. владел основами актерского мастерства и навыками режиссуры.

В группе мы создали театрализованный уголок, в который входят следующие виды театра :

пальчиковый театр;

театр би-ба-бо;

настольный театр;

плоскостной театр;

театр ложек

театр ряженых;

Театр шагунчиков,

Театр на палочках,

театральные шапочки.

Все эти театры находятся в доступном для детей месте.

Поскольку предметно-развивающая среда должна обеспечивать право и свободу выбора каждого ребёнка на театрализацию любимого произведения, в зоне театрализованной деятельности мы разместили разные виды кукольного театра – пальчиковый, би-ба-бо, маски, куклы, декорации.

В нашей группе есть театр на фланелеграфе. Дети любят смотреть сказки, а затем и сами начинают их показывать. В подвижных и музыкальных играх мы используем маски. Дети любят их обыгрывать, раскрепощаются и подражают животным. Очень нравится смотреть настольные театры, в которых дети сами тоже участвуют в разыгрывании знакомых произведений.

Дети с интересом играют в театр на палочках, любят рассказывать знакомые сказки и обыгрывать их. Необычные персонажи могут двигаться, разговаривать.

С большим интересом дети смотрят кукольный театр. Их завораживают ожившие, говорящие куклы.

Уже в младшем возрасте дети способны перевоплощаться в персонажей, надев маску.

В группе создан уголок ряженья, где дети любят наряжаться и разыгрывать разные сценки.

Если в младшем возрасте мы с детьми только готовимся к драматизации произведений. Обыгрываем игрушки, разучиваем и обыгрываем песенки и потешки. Учим детей играть в настольный театр, театр ложек, масок, то в старшем возрасте дети уже могут показывать целые представления, в которых ведутся сложные диалоги, реплики. Расширяется словарный запас, диалогическая и монологическая речь детей.

Наше стремление направлено к тому, чтобы дети понимали, что речь должна быть чёткой, звучной, выразительной, неторопливой. Должна быть красочной и выражать мысли ребёнка.

Таким образом, работа по театральной деятельности способствует не только пополнению знаний, умений, но и является средством формирования речи, личностных качеств ребёнка, его адекватного поведения в различных ситуациях. Речь ребёнка становится более выразительной, грамотной. Обогащается новыми словами.

Для родителей мы подготовили различные консультации, папки-передвижки, информацию о значении театра в жизни детей. Часто, при инсценировании, какой- либо сказки, предлагаем родителям принять участие в изготовлении костюмов.

В своей работе по театрализованной деятельности мы привлекаем родителей, которые помогают изготовить костюмы и атрибуты.

В беседах с родителями рекомендуем посещать с ребёнком различные театральные спектакли, которые способствуют расширению кругозора ребёнка, обогащают внутренний мир, а главное, учат членов семьи взаимопониманию.

В дальнейшем мы планируем привлечь родителей к активному участию в совместных театральных вечерах в качестве исполнителей ролей, авторов текста, изготовителей декораций, костюмов, в которых родители и дети являются равноправными участниками» Тематика таких вечеров может быть различной, например: «Любимые сказки». В любом случае союз педагогов и родителей будет способствовать интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей.

Работа по театрализованной деятельности будет и дальше проводиться. Планируем пополнить театральный уголок. А именно платковый театр новыми куклами персонажами. Также изготовить театр на лопатках, который тоже будет интересен детям. В изготовление нового вида театра будем привлекать родителей.

Основная трудность в театрализации это слабое развитие речи детей, нарушение звукопроизношения. Есть дети в группе, которые плохо говорят, не проговаривают слова, звуки. Некоторые дети плохо запоминают. Рекомендуем родителям чаще читать детям сказки, а потом в ролях пересказывать небольшие отрывки, учить стихи, потешки.

Публикации по теме:

Использование технологии «мнемотехника» в развитии речи у детей младшего возрастаИспользование технологии «мнемотехника» в развитии речи у детей младшего возраста «Использование технологии мнемотехника в развитии речи у детей младшего возраста» В современных условиях при широком внедрении новых информационных.

Народное декоративно-прикладное искусство и его роль в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста (Консультация для родителей) Уважаемые родители! Давайте подумаем, что мы вкладываем в понятие эстетическое развитие личности ребенка.

Роль геометрических фигур в развитии логического мышления у детей младшего дошкольного возрастаРоль геометрических фигур в развитии логического мышления у детей младшего дошкольного возраста Знакомство с величиной, формой начинается у ребёнка очень рано. Он на каждом шагу сталкивается с тем, что нужно учитывать величину и форму.

Консультация для родителей «Роль семьи и семейных ценностей в развитии детей дошкольного возраста» Семья – это МЫ. Семья – это я, Семья – это папа и мама моя, Семья – это Павлик — братишка родной, Семья – это котик пушистенький мой, Семья.

Консультация для воспитателей «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста»Консультация для воспитателей «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста» Психологи все чаще обращают внимание воспитателей и родителей на значение воспитания и развития детей от рождения до 3-х лет. Все приходят.

Работа по проекту «Роль театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста»Работа по проекту «Роль театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста» Попова Валентина Любите ли вы театр, как люблю его я? На этот риторический вопрос великого Станиславского вряд ли кто из педагогов даст.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами трудовой деятельности. Работа с родителямиРазвитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами трудовой деятельности. Работа с родителями Развитие речи всегда красной нитью проходит через все образовательные области. Захватывает оно и познавательное развитие, а в моем случае,.

Роль геометрических фигур в развитии логического мышления у детей среднего дошкольного возрастаРоль геометрических фигур в развитии логического мышления у детей среднего дошкольного возраста Период дошкольного детства недолог, а как он насыщен познанием! Каждый день, приносит ребёнку что-то, неизведанное становится близким,.

Роль воспитателя в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста Воспитатель осуществляет в основном всю педагогическую работу в дошкольном учреждении, а следовательно, он не может оставаться в стороне.

Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста. Многие родители недооценивают в развитии речи детей роль загадок. А ведь эти.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль театральной деятельности в развитии речи детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 10 января 2020 в 12:27
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД